Возможности ИКТ для формирования познавательных и регулятивных действий у обучающихся на уроках английского языка

Э.И.Попова, А.А.Мурзин (Иркутск)
Возможности ИКТ для формирования познавательных и регулятивных действий у учащихся на уроке английского языка
Вопросы инновационного развития России исследуются в ряде важных государственных документов во взаимосвязи с растущей ролью образования.
В 2007 году был опубликован Доклад Общественной Палаты Российской Федерации «Образование и общество: готова ли Россия инвестировать в свое будущее?». В Докладе образование рассматривается как «важнейшее средство и ресурс становления креативной личности, способной и готовой к жизни в поликультурном обществе, к принятию ответственных решений в условиях свободного выбора, к диалогу как сознательно принятой форме сотрудничества и конкуренции».
Еще один важный документ был разработан группой ученых под руководством академиков Волкова и Кузьминова, авторы Модели образования для инновационной экономики «Образование – 2020», определяют образование как «систему формирования интеллектуального капитала нации, оно (образование) создает условия для быстрого роста рынков на основе быстрого обновления технологий и продуктов» (апрель, 2008 года).
Идеи, направления развития образования, проблемы и вопросы, выдвинутые авторами названных документов, результаты дискуссий российской общественности привели к разработке конкретных базовых программных документов, определяющих Стандарты второго поколения:
Фундаментальное ядро содержания общего образования (В.В.Козлов, А.М.Кондаков, 2008);
Примерные программы по учебным предметам.
В Фундаментальном ядре зафиксированы:
базовые национальные ценности, обеспечивающие эффективное развитие страны в современных условиях;
основные элементы научного знания методологического систематизирующего и мировоззренческого характера, предназначенные для обязательного изучения в общеобразовательной школе;
универсальные учебные действия, на формирование которых направлен образовательный процесс. Их 4 группы:
личностные универсальные учебные действия;
ориентировочные действия;
конкретные способы преобразования учебного материала;
коммуникативные действия.
Последующая разработка вопросов, связанных с созданием Стандартов второго поколения, представлена уточнением характеристик универсальных учебных действий (УУД). Авторский коллектив под руководством академика РАО А.Г.Асмолова базируется на следующем ведущем положении:
Универсальные учебные действия являются инвариантной основой образовательного и воспитательного процесса.
Развитие личности в системе образования обеспечивается, прежде всего, через формирование УУД
Соответственно, выделено 4 блока УУД:
личностные,
б) регулятивные,
в) познавательные,
г) коммуникативные.
Сопоставление содержания УУД в обеих классификациях позволяет сделать вывод об их содержательной соотнесенности
Предмет нашего исследования – регулятивные и познавательные действия, возможность их формирования у учащихся на основе использования ИКТ в процессе обучения коммуникативной компетенции на уроках английского языка.
Блок регулятивных действий актуализирует деятельность обеих сторон педагогического процесса: учитель-ученик. Это действия, обеспечивающие организацию учебной деятельности: целеполагание, планирование (промежуточные цели и последовательность действий), прогнозирование, контроль, коррекция, оценка, самокоррекция, самооценка.
Из регулятивного блока мы выделили те, что могут формироваться на уроках английского языка в основной школе в 5-6 классах. К ним относятся:
прогнозирование – предвосхищение результата, его характеристик;
контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений от эталона или подтверждения соответствия;
корректировка – внесение необходимых дополнений и корректив в способ действия в случае расхождения результата (т.е. продукта деятельности; в нашем случае, это – монологическое высказывание) с эталоном;
оценка – выделение и осознание учащимися того, что усвоено и на каком уровне, т.е. качество усвоения.
В нашей работе эти действия формируются на основе заданий по рефлексии.
Познавательные учебные действия базируются на поисковой и аналитической деятельности
В блоке познавательных универсальных действий для 5-6 классов выделены следующие:
А. Общеучебные действия
поиск и выделение необходимой информации;
моделирование;
осознанное структурирование речевого высказывания;
контроль и оценка процессов и результатов деятельности;
Б. Логические действия
анализ объектов с целью выделения признаков,
синтез как составление целого из частей.
Выше перечисленные универсальные действия формируются нами с применением ИКТ.
Информационно-компьютерные технологии, Интернет-технологии стали объективной реальностью в российском образовании.
В МОУ Гимназия №44 г.Иркутска активное внедрение электронных средств обучения на уроках английского языка осуществляется с 2008 года.
Предлагаем одну из моделей урока, разработанную в режиме использования ИКТ и апробированную в пятом лингвистическом классе. В учебном процессе используется УМК «Spotlight» (авторы: Ю.Е. Ваулина, Дж.Дули, О.Е.Подаляко, В.Эванс).
Задачи урока
Общеобразовательные – научить учащихся:
извлекать фактологическую информацию из графического текста (письмо).
использовать полученную информацию в монологическом высказывании. Тип – описание внешности. Объем 7-8 фраз.
Воспитательные
формировать учебно-организационные умения учащихся по отбору и соотнесению информации.
Развивающие
способствовать обогащению учащихся новыми культурологическими знаниями.
способствовать развитию аналитико-мыслительных операций в процессе выполнения упражнений по выбору, соотнесению и дифференциации.
Урок проводится в кабинете информатики, что позволяет каждому ученику выполнять задания индивидуально.
Алгоритм действий учителя и ученика по реализации поставленных задач включает три блока.
Блок 1. Ознакомление с письмом одного из героев телесериала. Текст включает 1044 печатных знака. Структура его состоит из функционально-смысловых целых, логически связанных между собой и построенных на идентичном грамматическом материале. Текст письма имеется на экранах компьютеров учащихся и на демонстрационном экране.
Задание для первого прочтения: найти и выделить на экране имена действующих лиц; предположить название сериала.
Задание для вторичного прочтения: найти и выделить качественные прилагательные, описывающие внешность и черты характера героев; занести их в соответствующую таблицу, отослать на компьютер учителя.
Проверка правильности выполнения задания. Один из учащихся выделяет на демонстрационном экране свои варианты. Осуществляется сличение результата с заданным эталоном.
Блок 2. Моделирование текстового единства.
Задание учащимся: выделить из предложенных опор необходимую информацию (из восьми прилагательных только шесть соответствуют содержанию текста). Восстановить текст на основе осознанного структурирования монологического высказывания. Полученный результат учащиеся отсылают на компьютер учителя.
Блок 3. Моделирование собственных монологических высказываний по опорам.
Первично учащийся набирает текст, вносит необходимые дополнения и коррективы. Далее, монологические высказывания представляются классу и учителю.
Анализ результатов подтверждает эффективность электронных средств обучения. Они позволяют учителю включать в деятельность всю группу обучаемых в каждый данный момент урока; формируют у них опыт деятельности в компьютерной среде; создают высокую мотивацию к учебной деятельности. Следует так же отметить, что планирование, проведение уроков в режиме ИКТ предполагает более высокий уровень профессионализма учителя.
На уроке использовались следующие материалы.
Текст письма
Hi, I'm Wednesday. I’m thirteen years old and I’m a student. I’m from New Jersey, the USA. I’m not very tall but slim with dark hair and dark brown eyes.
I would like to tell you about my big family. It’s a usual family but most people don’t think so. My parents are very nice and loving. My father is Gomez. He’s tall and slim with dark short hair and cute moustache. He speaks Spanish and likes dancing. My mother’s name is Morticia. She’s very beautiful and kind. She’s got long black hair. She likes wearing all black and dances very well. My younger brother is Pugsley. He’s short and fat with short brown hair and brown eyes. He is not very clever but I like him very much. We like playing different games together. Our mother’s mother is Esmeralda. She’s very old and very funny. She likes cooking but not everything she does you can eat. Our father’s brother lives with us. His name’s Fester. He is tall but fat with small brown eyes. He hasn’t got hair. He likes playing funny jokes and travelling. Our pet is a hand. Its name is Thing. Our father knows it from his childhood. It’s very helpful. It can run very fast and write letters. That’s all about me and my family. Write back and tell me about your family. What’s your family like? Do you have a pet?
Yours,
Wednesday

Таблица для заполнения черт характера героев на основе выбора качественных прилагательных из текста письма.


Name
Features
Character
likes / can

Gomez




Morticia




Wednesday




Pugsley




Esmeralda




Fester




Thing





Опоры для моделирования монологического высказывания







Библиографический список

Асмолов, А.Г., Бурменская, Г.В., Володарская, И.А. и др. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий: Пособие для учителя / А.Г.Асмолов, Г.В.Бурменская, И.А.Володарская и др. – М., 2010. – 159с.
Образование и общество: готова ли Россия инвестировать в свое будущее? / Доклад общественной палаты Российской Федерации. М., 2007. – 101 с.
Полат, Е.С., Бухаркина, М.Ю., Моисеева, М.В. [и др.]. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: Учебное пособие / Е.С.Полат, М.Ю.Бухаркина, М.В.Моисеева [и др.]. – М., 2000. – 272с.
Российское образование – 2020: Модель образования для инновационной экономики: материал для обсуждения. [Текст] // Вопросы образования. – №1. 2008. – С. 32-64
Фундаментальное ядро содержания общего образования / под ред. В.В.Козлова, А.М.Кондакова. – 2-е изд. – М., 2010. – 59 с. - (Стандарты второго поколения)

Авторская справка

Попова Эльмира Ибрагимовна
Доцент, канд. пед. наук. Зав.кафедрой иностранных языков МОУ Гимназия №44 г.Иркутска
Сот.тел. 8-908-66-647-24, раб.тел. 244-913
664047, Иркутск, ул. К. Либкнехта, 159, МОУ Гимназия №44 г.Иркутска
e-mail: murzinan@rambler.ru


Мурзин Андрей Андреевич
Учитель английского языка, 1 кв.категория, МОУ Гимназия №44 г.Иркутска
Сот.тел. 8-902-1-767-006, раб.тел. 244-913
664047, Иркутск, ул. К. Либкнехта, 159, МОУ Гимназия №44 г.Иркутска
e-mail: murzinan@rambler.ru




Объект 1Объект 715