Рабочая программа по лепке (1 класс) для образовательных учреждений ЛНР


ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ЛУГАНСКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ
«Стахановский учебно – воспитательный комплекс № 8»
УТВЕРЖДАЮ:
Директор ГБОУ ЛНР УВК № 8 г.Стаханова
______________ Рябцева М.А.

______________ (дата)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по лепке
для специализированных
образовательных учреждений
1 класс




Составитель рабочей программы:
Харьковская Н.А.
2016
Пояснительная записка
Статус программы
В соответствии с приказом Министерства образования и науки Луганской Народной Республики от 26.12.2014 года №72 «Об утверждении и поэтапном переходе образовательных организаций ЛНР на временный государственный образовательный стандарт (ВГОС)» с января 2015 г. осуществлен поэтапный переход на временный государственный образовательный стандарт.
Временный государственный образовательный стандарт регламентирует деятельность общеобразовательных организаций Луганской Народной Республики в соответствии со следующими нормативными документами:
Приказом Министерства образования и науки Луганской Народной Республики от 26 декабря 2014 года №72 «Об утверждении и поэтапном переходе образовательных учреждений ЛНР на временный государственный образовательный стандарт (ВГОС)»;
Приказом Министерства образования и науки Луганской Народной Республики от 01 июня 2016 года № 203 «Об утверждении Методических рекомендаций по формированию рабочих учебных планов образовательных учреждений Луганской Народной Республики на 2016-2017 учебный год»;
Приказом Министерства образования и науки ЛНР от 04.07.2016 года №258 «Об организованном начале 2016-2017 учебного года в образовательных учреждениях Луганской Народной Республики»;
Державними санітарними правилами і нормами влаштування, утримання загальноосвітніх навчальних закладів та організації навчально-виховного процесу ДСанПіН - http://www.dsesu.gov.ua/;
Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования (Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. N 373(в ред. Приказов Минобрнауки России от 26.11.2010 N 1241, от 22.09.2011 N 2357, от 18.12.2012 N 1060, от 29.12.2014 N 1643, от 18.05.2015 N 507));
http://минобрнауки.рф/документы/922/файл/748/ФГОС_НОО.pdf;
Авторской программы по профильным предметам для специализированных общеобразовательных учреждений (авторы-составители О.В.Корнилова, О.В.Гайдамака). – Х.: Издательство «Ранок» ,2009 г.
Общая характеристика учебного предмета
Авторская программа дополнительного образования по “Лепке” является результатом практической работы и направлена на развитие творческого потенциала учащихся в процессе овладения техникой лепки из пластилина, глины и соленого теста. Направленность деятельности – художественно-эстетическая. Способ освоения содержания программы – творческий. Занятия скульптурной пластикой обретают сегодня особую актуальность благодаря уникальным возможностям обучения детей творить новое, многообразное, бесценное, неповторимое. Пластичность материалов, оптимальная трудность процесса лепки, вариативность смысловой нагрузки и множественность образного решения изделия, особенности протекания творческой деятельности при создании керамики, задействующей разные психические качества ребенка – все это обуславливает и предполагает успешное развитие творческих способностей юных художников. Польза и целесообразность занятий лепкой в школах не вызывает сомнения. Изучение лепки в школах будет прогрессировать еще потому, что в ней органически сочетаются знания и умения, полученные учащимися по рисунку, живописи, скульптуре, композиции.
Актуальность программы обусловлена тем, что происходит сближение содержания программы с требованиями жизни. В настоящее время возникает необходимость в новых подходах к преподаванию эстетических искусств, способных решать современные задачи эстетического восприятия и развития личности. В системе эстетического воспитания подрастающего поколения особая роль принадлежит лепке. Умение видеть и понимать красоту окружающего мира, способствует воспитанию культуры чувств, развитию художественно-эстетического вкуса, воображения, пространственного мышления, общую ручную умелость, мелкую моторику, трудовой и творческой активности, воспитывает целеустремленность, усидчивость, чувство взаимопомощи, дает возможность творческой самореализации личности. 
Программа строится на основе знаний возрастных, психолого– педагогических, физических особенностей детей младшего школьного возраста.
Основной формой работы являются учебные занятия. На занятиях предусматриваются следующие формы организации учебной деятельности: индивидуальная, фронтальная, коллективное творчество.
Занятия включают в себя теоретическую часть и практическую деятельность обучающихся.Теоретическая часть дается в форме бесед с просмотром иллюстративного материала (с использованием компьютерных технологий). Изложение учебного материала имеет эмоционально – логическую последовательность, которая неизбежно приведет детей к высшей точке удивления и переживания.
Занятия лепкой являются эффективным средством приобщения детей к изучению народных традиций. Знания, умения, навыки воспитанники демонстрируют своим сверстникам, выставляя свои работы.
Цели и задачи обучения
Цели обучения - развитие творческих и коммуникативных способностей ребенка посредством самовыражения через изготовление изделий из пластилина.
Задачи обучения:
ознакомление со способами деятельности – лепка игрушки, барельеф, скульптура;
​  овладение основами, умениями работы из целого куска, из отдельных частей создание образов;
​  формирование способности к творческому раскрытию, самостоятельности, саморазвитию;
​  обогащение знаний детей через изучение декоративно-прикладного искусства – лепки из теста и пластилина;
​  овладение умениями применять в дальнейшей жизни полученные знания.
воспитывать эстетическое отношение к окружающей действительности, художественный вкус и любовь к искусству, формировать способность учащихся воспринимать и оценивать продукты художественно-декоративной деятельности с эстетической точки зрения.
4.Место предмета в учебном плане
На изучение лепки в 1 классе отводится 17 часов. Занятия проводятся 1 раз в 2 недели по 1 часу.
Планируемые результаты
Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся, которые они должны приобрести в процессе освоения учебного предмета по программе «Лепка»:
чувство гордости за культуру и искусство Родины, своего народа;
уважительное отношение к культуре и искусству других народов нашей страны и мира в целом;
понимание особой роли культуры и искусства в жизни общества и каждого отдельного человека;
сформированность эстетических чувств, художественно-творческого мышления, наблюдательности и фантазии;
сформированность эстетических потребностей — потребностей в общении с искусством, природой, потребностей в творческом отношении к окружающему миру, потребностей в самостоятельной практической творческой деятельности;
овладение навыками коллективной деятельности в процессе совместной творческой работы в команде одноклассников под руководством учителя;
умение сотрудничать с товарищами в процессе совместной деятельности, соотносить свою часть работы с общим замыслом;
умение обсуждать и анализировать собственную художественную деятельность и работу одноклассников с позиций творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения.
Метапредметные результаты характеризуют уровень сформированности универсальных способностей учащихся, проявляющихся в познавательной и практической творческой деятельности:
овладение умением творческого видения с позиций художника, т.е. умением сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать;
овладение умением вести диалог, распределять функции и роли в процессе выполнения коллективной творческой работы;
использование средств информационных технологий для решения различных учебно-творческих задач в процессе поиска дополнительного изобразительного материала, выполнение творческих проектов отдельных упражнений по живописи, графике, моделированию и т.д.;
умение планировать и грамотно осуществлять учебные действия в соответствии с поставленной задачей, находить варианты решения различных художественно-творческих задач;
умение рационально строить самостоятельную творческую деятельность, умение организовать место занятий;
осознанное стремление к освоению новых знаний и умений, к достижению более высоких и оригинальных творческих результатов.
Предметные результаты характеризуют опыт учащихся в художественно-творческой деятельности, который приобретается и закрепляется в процессе освоения учебного предмета:
знать пластилин, виды пластилина, его свойства и применение. Материалы и приспособления, применяемые при работе с пластилином. Разнообразие техник работ с пластилином;
знать жанры изобразительного искусства: натюрморт, портрет, пейзаж;
знать особенности построения композиции, понятие симметрия на примере бабочки в природе и в рисунке, основные декоративные элементы интерьера;
знать сведения о материалах, инструментах и приспособлениях, технику создания работ с использованием теста и пластилина, способы декоративного оформления готовых работ;
знать о материалах, инструментах; о правилах безопасности труда и личной гигиены при обработке различных материалов;
знать о месте и роли декоративно- прикладного искусства в жизни человека;
знать о виде декоративно- прикладного искусства - лепке;
знать понятия: масштаб, ритм, симметрия, ассиметрия; технологию создания панно.
II .Содержание программы учебного предмета
Тема 1 класса - «Древнейший вид искусства», предполагает формирование представлений про окружающий мир, наполненный красотой и разнообразием объемов, форм, цвета, звуков, движений. Ознакомление с основными элементами скульптуры (объем, пластика, фактура) и декоративно- прикладным искусством (роспись плоских и объемных форм). Создание художественных образов средствами скульптуры. Овладение навыками работы инструментами и материалами. Осознание связи искусства с жизнью, природными явлениями и последующее их воплощение в реальности или через создание образов, лепка по замыслу.
Основы лепки (природные формы)
Восприятие простых геометрических тел и фигур как основы создания форм окружающей действительности. Сравнение «колбасок» разных типов по длине и толщине. Формирование представления о значении простых геометрических тел и фигур як средств художественной выразительности в создании образа. Создание простых по форме живых и неживых объектов на основе собственных наблюдений. Соотношение формы и размера изображаемого. Использование пластилиновой массы, различных предметов и инструментов для декорирования поверхности; цвета, как неотъемлемой части скульптурных изображений. Восприятие произведений искусства и определения настроения художественных образов.
Упражнения: произвольное соединение «колбасок» разных по длине, деление «колбасок» на части (спираль, пружина, волна, замкнутая, прямая, согнутая).
Композиция: лепка вишенки с листиком, яблока с листиком на тарелке, ёжика с грибочками, улитки, гусеницы, жука на листике, радуги над речкой, грибов на полянке, ёлочных украшений, морозных узоров.
Коллективная композиция: «Улитки – путешественники», « Цветные гусеницы», «Осенний натюрморт», « Подарок осени», «Хоровод зимних образов: Снегурочка, Зимушка, Метелица, Снежинка», «Семья снеговиков», «Зимняя сказка» и т.д.
Чудесные превращения (образ в скульптуре)
Формирование умений видеть разнообразие форм и цвета в окружающем мире. Знакомство с особенностями создания образа. Представления о цвете как дополнении к созданию образа.
Упражнения: раскачивание «колбаски», создание из нее конуса, создание шара, сжатие объемных форм, вытягивание из целого объема, наклеивание, декорирование различными методами: рельефом, процарапыванием, простым орнаментом. Лепка предметов быта, изделий, овощей, фруктов.
Учебно-тематический план
№ Содержание программного материала
(разделы, темы программы) Количество часов
1 Основы лепки (природные формы) 8 ч
2 Чудесные превращения (образ в скульптуре) 9 ч
Итого ч
III. Требования к уровню подготовки обучающихся
Учащиеся должны знать:
пластилин, виды пластилина, его свойства и применение. Материалы и приспособления, применяемые при работе с пластилином. Разнообразие техник работ с пластилином;
жанры изобразительного искусства: натюрморт, портрет, пейзаж;
особенности построения композиции, понятие симметрия на примере бабочки в природе и в рисунке, основные декоративные элементы интерьера
сведения о материалах, инструментах и приспособлениях, технику создания работ с использованием теста и пластилина, способы декоративного оформления готовых работ;
о материалах, инструментах; о правилах безопасности труда и личной гигиены при обработке различных материалов;
о месте и роли декоративно- прикладного искусства в жизни человека;
о виде декоративно- прикладного искусства - лепке;
Понятия: масштаб, ритм, симметрия, ассиметрия. Технология создания панно.
Учащиеся должны уметь:
наблюдать, сравнивать, сопоставлять, производить анализ геометрической формы предмета, изображать предметы различной формы, использовать простые формы для создания выразительных образов;
пользоваться средствами выразительности языка живописи, графики, скульптуры, декоративно-прикладного искусства, художественного конструирования.
воспринимать и эмоционально оценивать шедевры русского и зарубежного искусства, изображающие природу, человека, явления;
понимать культурные традиции, отраженные в предметах рукотворного мира, и учиться у мастеров прошлого; осознавать, что
в народном быту вещи имели не только практический смысл, но еще и магическое значение, а потому изготавливались строго по правилам;
 называть функциональное назначение приспособлений и инструментов;
выполнять приемы разметки деталей и простых изделий с помощью приспособлений (шаблон, трафарет);
выполнять приемы удобной и безопасной работы ручными инструментами: ножницы, стека;
выбирать инструменты в соответствии с решаемой практической задачей
наблюдать и описывать свойства используемых материалов;
сочетать разные по свойствам, видам и фактуре материалы в конкретных изделиях, творческих работах
добывать необходимую информацию (устную и графическую).
анализировать изделие и технологию его изготовления;
определять основные конструктивные особенности изделий;
 подбирать оптимальные технологические способы изготовления деталей и изделия в целом
соблюдать общие требования дизайна изделий;
планировать предстоящую практическую деятельность. Осуществлять самоконтроль.
Календарно-тематическое планирование
ЛЕПКА

п/п № урока
в теме Тема урока Дата проведения Примечание
по плану по факту Основы лепки (природные формы) (8ч)
1 1 Вводное занятие. Инструктаж по охране труда. Раскачивание «колбасок». Выполнение изделия «Улитка». 2 2 Выполнение изделия объемной формы «Мяч». 3 3 Выполнение изделия объемной формы «Неваляшка». 4 4 Сплющивание объемных форм. Изделие «Пирамидка». 5 5 Композиция «Игрушки». Правила составления композиции. 6 6 Доработка исходных форм. Композиция «Урожай». 7 7 Раскатывание и сплющивание пластилина. Выполняем изделие «Снеговик». 8 8 Хоровод зимних образов. Изделие объемной формы «Снегурочка». Чудесные превращения (образ в скульптуре) (9ч)
9 1 Соединение деталей сглаживанием. Изделие «Вишенка с листиком» 10 2 Соединение знакомых форм. Изделие « Яблоко с листиком ». 11 3 Раскатывание, сплющивание, разглаживание поверхностей. Изделие «Пирог с фруктами». 12 4 Плоские формы. Создание заданного образа . Изделие «Цветок». 13 5 Плоские формы. Изделие «Ваза с цветами». 14 6 Передача реальной формы предмета. Изделие «Подосиновик в траве». 15 7 Оттягивание части от основной формы. Изделие «Птичка». 16 8 Декорирование объемных форм орнаментом. Изделие «Тарелка». 17 9 Композиция из основных форм. Изделие «Чайный сервиз».Итоговый урок.