Конспект Посвящение в читатели. Первое посещение библиотеки


Посвящение в читатели.

Зав .библиотекой  Нурмаганбетова Дина  Владимировна
КГУ «Школа-гимназия имени Б.Баяна»
 Северо-Казахстанская область район Магжана Жумабаева
Задачи: эстетическое воспитание детей. Развитие кругозора. Торжественная запись детей в библиотеку.
Оформление и оборудование: красочное название праздника, выставка книг,
Действующие лица: Королева книг, Гришка, Книжка растрепа, библиотекарь, учащиеся 4 «Б»,
Ход мероприятия
Ведущий: Ребята, для чего мы сегодня собрались? Вы сами ответите, если отгадаете мои загадки. Итак, отгадывайте.
Белое поле, черное семя,
Кто его сеет, тот и умнеет.
Дети: Книга
Библиотекарь: Хоть не шляпа, а с полями,
Не цветок, а с корешком,
Разговаривает с нами,
Терпеливым языком.
Дети: Книга.
Библиотекарь: С подругами и сестрами
Она приходит к нам,
Рассказы, вести новые
Приносит по утрам.
Дети: Газета
Библиотекарь: Говорит она беззвучно,
А понятно и не скучно,
Ты беседуй чаще с ней –
Станешь вчетверо умней.
Дети: Книга.
Ведущий: А для чего мы ведем разговор о книгах, зачем они нам нужны?
Дети: Чтобы грамотными стать
И по жизни умело шагать,
Надо многое знать,
Надо много читать.
Ведущий: «Кто много читает, тот много знает», - говорит пословица. И это так. Книги рассказывают нам обо всем: о том, что было до нас, о том, как нам работать, книги нас учат и развлекают. Сегодня мы посвящаем в читателей наших первоклассников.
Ученик 1. Мы дружны с печатным словом
Если б не было его,
Ни о старом, ни о новом
Мы не знали б ничего!
Ученик 2. Ты представь себе на миг,
Как бы жили мы без книг?!
Что бы делал ученик,
Если б не было бы книг?!
Если б все исчезло разом,
Что писалось для детей:
От волшебных добрых сказок
До веселых повестей?
Ученик 3. Ты хотел развеять скуку,
На вопрос найти ответ.
Протянул за книжкой руку,
А ее на полке нет.
Ученик 4. Нет твоей любимой книжки –
«Чипполино», например,
И сбежали, как мальчишки,
Робинзон и Гулливер.
Ученик 5. Нет, нельзя себе представить,
Чтоб такой момент возник
И тебя могли оставить
Все герои детских книг.
Ученик 6. Слава нашей книге детской!
Переплывшей все моря!
Библиотекарь: Как называется первая книга, с которой знакомятся все первоклассники? (азбука)  Кто-нибудь знает, откуда взялось слово «азбука»? (ответы детей) У наших предков, как и у нас, буква «А» начинала алфавит, но она называлась она «аз». За ней шла буква «б», а называлась она «буки». «Аз» да «буки» - вот и получилась «азбука».
Библиотекарь: Отгадайте загадку.
Дом Всезнайки.
Снаружи смотришь –
Дом как дом.
Но нет жильцов обычных в нем.
В нем книги интересные
Стоят рядами тесными.
На длинных полках вдоль стены
Вместились сказки старины:
И Черномор, и царь Гвидон,
И добрый дед Мазай…
Как называют этот дом?
Попробуй отгадай.
Дети: Это библиотека.
Библиотекарь: А что такое библиотека? (ответы детей) «Библио» по-гречески – книга, «тека» - хранилище. Книги в библиотеках не только хранят – их выдают для чтения. И это самое главное.
Библиотекарь: А какие пословицы и поговорки о книге и библиотеке вы знаете?
Книга в счастье украшает, а в несчастье утешает.
Не красна книга письмом, красна умом.
Книга помогает в труде, выручает в беде.
Выбирай книгу так, как выбираешь друга.
Книга – твой друг, без нее, как без рук.
С книгой жить – век не тужить.
(стук в дверь)
Ведущий: Кто там?
Королева-книга: Здравствуйте, ребята! Это я, Королева–книга. Слышала, что вы сегодня посвящаете в читатели первоклассников, и пришла к вам в гости. Я хочу проверить, как вы  внимательно читаете книги. Угадайте книжных героев.
1)    Побежал он на перрон,
Влез в отцепленный вагон,
Внес узлы и чемоданы,
Рассовал их под диваны,
Сел в углу перед окном
И заснул спокойным сном.
                        (С. Я. Маршак.. «Вот такой рассеянный»)
     2)   Ты один не умывался
И грязнулею остался,
И сбежали от грязнулиИ чулки, и башмаки.
                               (К. Чуковский «Мойдодыр»)
3)   Вдруг из подворотни
Страшный великан,
Рыжий и усатый,
Та-ра-кан!
                       (К. Чуковский «Тараканище»)
4) В доме восемь дробь один
    У заставы Ильича
    Жил высокий гражданин,
    По прозванью Каланча.
                           (С. Михалков «Дядя Степа»).
5) Для него прогулка праздник,
И на мед особый нюх
Это плюшевый проказник
Медвежонок (Вини-Пух)
6) Ждали маму с молоком,
А пустили волка в дом.
Кем же были эти
Маленькие дети? (семеро козлят)
7) Она на балу никогда не бывала,
чистила, мыла, варила и пряла,
Когда же случилось попасть ей на бал,
то голову принц от любви потерял.
Она башмачок потеряла тогда же,
кто она такая, кто мне подскажет? (Золушка)
8) Как звали самую маленькую девочку? (Дюймовочка)
9) Как звали корову кота Матроскина? (Мурка)
10) Кто из трех поросят построил самый прочный домик? (Наф-наф)
11) От кого ушел колобок? (от дедушки и бабушки, зайца, волка, медведя)
12) Кто самый лучший в мире фантазер и сладкоежка, большой друг Малыша? (Карлсон)
13) С букварем шагает в школу
Деревянный мальчуган.
Попадает вместо школы
В деревянный балаган.
Как зовется эта книжка?
Как зовется сам мальчишка?
                            (Буратино)
14) Кто первый нашел теремок? (Мышка-норушка)
15) Как зовут главных героев сказки Э. Успенского «Каникулы в Простоквашино»? (Дядя Федор, кот Матроскин, собака Шарик, почтальон Печкин)
Слышится шум за дверью. Вбегает книжка-растрепа.
Книжка-растрепа: Ой! Ой! Спасите! Помогите! За мной гонится мальчик Гришка и грозится совсем разорвать!
(Королева-книга заслоняет книжку-растрепу)
Гришка: Где это чучело бумажное? Я из нее шариков наделаю!
Королева книга: Гриша! Что с тобой? Зачем ты испортил книжку?
Гришка: Подумаешь, книга, да что в ней хорошего?
Ведущий: Видно, что ты не умеешь обращаться с книгами и не бережешь их. Наверное, это про тебя написано стихотворение С.Я. Маршака.
(выходят две ученицы, читают)
1 ученица:  У Скворцова Гришки
жили-были книжки,
грязные, лохматые,
рваные, горбатые.
Без конца и без начала,
Переплеты, как мочала,
На листах каракули,
Книжки горько плакали.
Гришка:  Нет, я не Скворцов, я Иванов. А что дальше написано в стихотворении?
2 ученица: А у Гришки – неудача.
Гришке задана задача.
Стал задачник он искать,
Заглянул он под кровать,
Ищет в печке и в ведре,
И в собачьей конуре.
Что тут делать, как тут быть,
Где задачник раздобыть?
Остается с моста в реку
Иль бежать в библиотеку.
1 ученица: Говорят, в читальный зал
Мальчик маленький вбежал.
Он спросил у строгой тети:
«Вы тут книжки выдаете?»
А в ответ со всех сторон:
Закричали книжки: «Вон!»
Гришка: Да я что, я ничего! Я не буду больше рвать книжки! (убегает)
Библиотекарь: Ребята! А нет ли среди вас таких Гришек, которые рвут книги? Я надеюсь, нет! Книга – огромная ценность и относиться к ней надо бережно. Давайте вспомним, как нужно обращаться с книгами.
1.Не забывай возвращать книги в библиотеку вовремя.
2.Перелистывая страницы, не смачивай пальцы языком.
3.Не загибай страницы. Пользуйся закладкой.
4.Не перегибай книгу по корешку.
5.Не пиши и не рисуй в книге.
6.Не вырывай листы, не вырезай картинки.
7.Не закладывай в книгу посторонние предметы.
Библиотекарь: Давайте послушаем виновников нашего торжества – первоклассников.
Ученик 1. Как хорошо уметь читать!
Не надо к маме приставать,
Не надо бабушку трясти:
«Прочти, пожалуйста, прочти!»
Не надо умолять сестрицу:
«Прочти, пожалуйста, страницу!»
Не надо звать, не надо ждать,
А просто взять и прочитать!
Ученик 2. Книжку за книжкой
Будем открывать.
С каждым днем все больше
Будем узнавать!
Ученик 3. Очень любят книжки
Взрослые и дети,
Никому без книжки
Жить нельзя на свете!
Ученик 4. В городах и селах
Много книг чудесных –
Умных и веселых,
Очень интересных.
Ученик 5. В каждом доме, в каждой хате –
В городах и на селе –
Начинающий читатель
Держит книгу на столе.
Ученик 6. Наша книга детская
Очень интересная.
Смелая и честная,
Верный друг ребят.
Ученик 7. Книгу всем понятную,
Умную, занятную
Мальчики и девочки
Все читать хотят!
Ученик 8.  Клянусь учебники беречь,
Не рвать их и не пачкать!
Клянусь страниц не загибать,
Не залеплять их жвачкой!
Клянусь любить я книжный мир,
Всегда менять обложки!
Клянусь я каждый день читать,
Хотя бы понемножку.              
Библиотекарь: А теперь, мои первоклассники, произнесите клятву.
Брать книгу только чистыми руками – клянусь!
Дети: Клянусь!
Библиотекарь: Не загибать страницы, вкладывать в книгу закладку!
Дети: Клянусь!
Библиотекарь: Не перегибать книгу при чтении, от этого выпадают страницы!
Дети: Клянусь!
Библиотекарь: Не делать в книге пометок!
Дети: Клянусь!
Библиотекарь: Если книга порвалась, подклеить ее!
Дети: Клянусь!.
Королева-книга: Я – книга! Я – товарищ твой!
Будь, школьник, бережным со мной.
Мой чистый вид всегда приятен,
Оберегай меня от пятен!
Мой переплет не выгибай,
Мой корешок не поломай!
Привычку скверную оставь,
Листая, пальцы не слюнявь!
Не забывай меня в саду,
Вдруг дождь нагрянет на беду.
Меня в бумагу оберни!
Где взял меня – туда верни!
Не загибай мои листы,
А про закладку помнишь ты?
Запомни: я твой лучший друг,
Но только не для грязных рук.
Ведущий: Посреди любой страницы оживают чудеса.
Не слипаются ресницы, разбегаются глаза.
Но читая,  дни и ночи курса вечного держись!
И тогда откроют книжки, замечательные книжки, замечательную жизнь!
Библиотекарь: А мы это сейчас проверим и заодно повторим правила обращения с книгой. Предлагаю вам игру «Да — нет».
Игра «ДА - НЕТ»
(Библиотекарьпредлагает участникам игры ответить на вопрос «Что любит книжка?»Варианты ответов даёт ведущий, а ребята, если согласны, должны говорить хором «Да». Если не согласны — «Нет!»)Что любит книжка?
Обложку. — Да.
Грязные руки. — Нет.
Закладку. — Да.
Дождик и снег. — Нет.
 Бережное отношение. — Да.
Ласку. - Да.
 Яичницу. - Нет.
Чистые руки. - Да.
 Валяться на полу. — Нет.
Драться. — Нет.
Жить на книжной полке. — Да.
Любознательных читателей. — Да.
Молодцы ребята мы убедились в том , что вы любите читать , сейчас вас проводят ребята из 4 «Б» класса книжным полкам и помогут вам выбрать книги
Дети выбирают книги и записываются
Библиотекарь: Дорогие первоклассники! От имени администрации и всех учителей школы я поздравляю вас с посвящением в читатели. Читая, вы станете умнее, добрее, сильнее.