Методическая разработка урока окружающего мира по программе Перспективная начальная школа
Тема урока: «Грибы. Можно ли вырастить грибы на кусочке хлеба?»
2 класс УМК «Перспективная начальная школа»
Цель: познакомить детей с новой категорией грибов - плесневые (мукор).
Задачи:
- на примере плесневых грибов дополнить представления детей о грибах;
- доказать необходимость выделения грибов по способу питания в особую группу живой природы;
- расширить знания детей о взаимосвязях живых организмов в природе.
Оборудование: персональный компьютер, мультимедиа-проектор, учебник, тетрадь на печатной основе №1.
Организационный момент.
(Под сопровождение фонограммы шума леса).
Окружающий нас мир интересно познавать!Его тайны и загадки мы готовы разгадать.
II. Актуализация опорных знаний.
- Посмотрите на экран. Представьте, что вы оказались в этом замечательном уголке природы.
- Что вы могли встретить на своём пути, увидеть? (Животных, насекомых, растения, грибы)
- Давайте вспомним, что мы знаем о грибах. (Грибы бывают съедобные, несъедобные и ядовитые. Грибы относятся к живой природе. Они дышат, питаются, растут и размножаются. Грибы размножаются спорами. Зелёное растение может «приготовить» себе пищу из воды и углекислого газа с помощью солнечного света.)
- А каково строение гриба? Давайте вспомним. Откройте тетрадь на с. 46 упр. 65. Прочитайте задание.
- Что нам нужно сделать в этом задании?
(Написать названия частей гриба)
- Давайте вспомним, какового же строение шляпочного гриба.
Изображение
-337185-520065
III. Самоопределение к деятельности. Постановка учебной задачи
- Ребята, как вы думаете, вы всё знаете о грибах? (Нет)
- Посмотрите и скажите, что у меня в руках? (Хлеб плохой, плесень)
- Предположите, о чем пойдет сегодня разговор? (Мы должны выяснить, что у вас в руках)
IV. Формирование новых знаний и умений
Откройте в учебнике с. 110. Рассмотрите рисунок и скажите мне, как вы думаете, чем питаются грибы?
(Рассматривая рисунок, кто-то из учеников обязательно скажет, что грибы питаются с помощью деревьев. Иногда они могут сказать, что грибам помогают пни и деревья или что грибы «едят» пни и деревья)- Прочитайте текст на стр. 110 (вслух читает один из учеников).
- А помните – ли вы, как деревья добывают свое питание?
(Зелёное растение может «приготовить» себе пищу из воды и углекислого газа с помощью солнечного света.)
- Давайте вспомним, как это происходит.
- Читаем текст дальше (один из учеников читает вслух).
- Так чем же и как питаются грибы?
(Некоторые из них сами «едят» деревья. Такие грибы называются «Трутовики». А некоторые, добывают пищу из остатков растений и животных, или получают ее с помощью корней деревьев. Нити грибницы срастаются с корнями деревьев. По стеблю в корни деревьев поступает пища, «приготовленная» в зеленых листьях. А корни деревьев делятся этой пищей с грибами. В свою очередь, грибница помогает корням деревьев высасывать из почвы воду и соли, которые необходимы листьям, чтобы «приготовить» пищу. Так грибы и деревья вместе добывают питание.)- Какое главное отличие растений от грибов?
(Главное отличие растений от грибов – способ питания. Зелёное растение может «приготовить» себе пищу из воды и углекислого газа с помощью солнечного света. Грибы этого делать не могут.)ФИЗМИНУТКА
За грибами
Все зверюшки на опушке Ищут грузди и волнушки. Белочки скакали, Рыжики срывали. Лисичка бежала, Лисички собирала. Скакали зайчатки, Искали опятки. Медведь проходил, Мухомор раздавил. Дети идут в хороводе.Скачут вприсядку, срывают воображаемые грибы.Бегут по кругу, собирают воображаемые грибы.Скачут стоя, срывая воображаемые грибы.Идут вразвалку, затем топают правой ногой.
В. Нищева
- А для того чтоб увидеть грибы, обязательно ходить в лес?
- Посмотрите, что у меня в руках?
(Испорченный хлеб)
- Вот такой, пушистый налет на продуктах питания, ученые относят к грибам и называют его плесень. Научное название этого гриба «Мукамор».
- Вспомните, где вы еще могли встречать плесень.
- А чем же эти грибы питаются?
- А как размножаются эти грибы?
(Плесень, как и остальные грибы, размножается спорами)
- Так как ученые их выделили в группу грибов, а все грибы размножаются спорами, то и плесень размножается спорами.
- Можно ли назвать плесень шляпочным грибом? (Нет, у неё нет шляпки)
- Откройте учебник, на стр. 112. Обратите внимание на ту часть рисунка, которая увеличена. Вот так выглядит мукомор. Черные точки на концах пушка плесени – это и есть головки со спорами. Они лопаются, когда споры созревают. А споры с воздушным потоком разносятся во все стороны. Вот почему никто плесневые грибы не сажает, а они вырастают на забытом кусочке хлеба, в немытой кастрюле, в банке с солениями. И с ними нужно быть осторожными.
- Найдите в красной рамочке условное обозначение – это знак осторожности. Давайте прочитаем в рамочке и запомним.
- Как вы считаете, царство грибов можно отнести к растениям, или же их надо выделить в отдельную группу?
(Грибы необходимо выделить в отдельную группу, так как растения и грибы по-разному добывают себе пищу)
V. Применение полученных знаний и умений
- Откройте тетрадь на печатной основе стр. 46 упр. 64
- Прочитайте задание.
- Что нам необходимо выполнить в этом задании? (Отвечает один ученик)
Дети самостоятельно выполняют это упражнение. Потом вместе с учителем дети проверяют правильность выполненной работы.
VI. Рефлексия. Итог урока
- Поиграем в игру «Верите или нет» (хором отвечают да – нет):
-Шляпочный гриб состоит из грибницы и плодового тела? (Да)
-Что плодовое тело состоит из шляпки и ножки? (Да)
-Что грибы сами из воды и углекислого газа на солнечном свету приготавливают себе пищу? (Нет)
-Что гриб часть пищи всасывает из почвы, а часть из корней деревьев? (Да)
-Что грибница вредит корням деревьев, около которых растёт? (Нет)
-Что трутовики разрушают кору деревьев? (Да)
-Что плесень, которую можно увидеть на кусочке хлеба, в банке с вареньем – это тоже грибы? (Да)
-Что плесневые грибы относятся к шляпочным грибам? (Нет)
- Какую ставили учебную задачу? (Узнать больше информации о грибах)
- Удалось ли ее решить?
- Какое открытие для себя вы сегодня сделали?
(Мы узнали о плесневых грибах. Они не шляпочные, называются мукор. Эти грибы размножаются спорами. Грибы - это особая группа потому, что добывать себе пищу из воды и углекислого газа не могут).- Молодцы ребята, вы сегодня очень хорошо поработали.
VII. Домашнее задание
Учебник с. 109-112,