Конспект урока окружающего мира Почва и её состав
Технологическая карта урока
ФИО учителя: Горшунова Анастасия Юрьевна
Класс: 3
УМК: РО Л.В.ЗанковаПредмет: окружающий мир
Тема: «Почва и ее состав»
Тип урока: открытие нового знания
Цели: сформировать у учащихся понятий «почва», «плодородие почвы», состава почвы, способствовать развитию мышления, познавательных умений, создать условия для сотрудничества учащихся.
Место и роль урока в изучаемой теме: урок открытия новых знаний
Планируемые результаты
Предметные знания, предметные действия
- сформировать понятия «почва», «плодородие», состав почвы;
- почва - продукт взаимодействия факторов живой и неживой природы;
- работать со словарем УУД
регулятивные познавательные коммуникативные личностные
учить ставить новую учебную задачу в сотрудничестве с учителем; оценивать ход и результат выполнения задания; сравнивать свои ответы с ответами одноклассников знать состав почвы и его значение для развития растения и для жизни всего живого на Земле совершенствовать умение работать в группах; внимательно слушать друг друга; учить выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями способствовать формированию экологической культуры и бережного отношения к природе.
Ход урока
*Название
этапа урока
Задача, которая должна быть
решена(в рамках достижения планируемых результатов урока) Формы организации деятельности учащихся Действия учителя по организации деятельности учащихся Действия учащихся (предметные, УУД )Результат взаимодействия
(продукт, УУД) Диагностика
достижения планируемых результатов урока1 Организационный этап и Этап мотивации (самоопределения) к учебной деятельности Создать условия для возникновения внутренней потребности включения в деятельность Беседа Приветствие учащихся. Настраивание учащихся на работу. Выяснение эмоционального и образовательного настроя. Приветствие учителя, рассказывают, с какой целью пришли на урок. Формирование мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности 2 Этап актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии Осознание учащимися индивидуального затруднения по теме Устная фронтальная работа Слушание стихотворение.
Сказала лопата:
Земля - чтобы рыть.
Ботинки сказали:
Земля - чтоб ходить.
А люди сказали:
Земля - чтобы жить.
(А. Тетивкин)
О какой земле идёт речь? (О почве). Как вы думаете, какова тема нашего урока? О чём мы будем говорить, что изучать?
Слушают стихотворение, высказывают свои предположения Оценивание учебных действий в соответствии с поставленной задачей.
Развитие умения слушать и понимать других. Оформление своих мыслей в устной форме.
3 Этап выявления места и причины затруднения
Организовать анализ учащимися возникшей ситуации и на этой основе выявить места и причины затруднения Индивидуальная работа Узнаёт у учащихся какова тема и цель урока.
Записывает на доске.
Учащиеся на основе выводов после решения проблемной ситуации и её проверки формируют тему и цель урока. Формирование мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности На основе анализа объектов выводы учащихся.
4 Построение проекта выхода из затруднения Выбрать способ и средства решения проблемной ситуацииСамостоятельная работа и работа в малых группах Предлагает учащимся найти в толковом словаре такие понятия, как «почва», «плодородие» Находят данные понятия, фиксируют на листочках, зачитывают, выбирают более точное и фиксируют в тетрадях на печатной основе Оценивание учебных действий в соответствии с поставленной задачей.
Развитие умения слушать и понимать других. Построение речевых высказываний в соответствии с поставленными задачами
5 Реализация построенного проекта Построение учащимися нового способа действий и формирование умений его применять Индивидуальная работа Вернуться к стихотворению и ответить на вопрос: Как вы понимаете такие слова: «Земля - чтобы жить». Просьба подтвердить свои знания по статье учебника Читают текст учебника, выделяют новое Выделять существенную информацию из текста Представление информации в виде тезисов.
6 Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи Усвоение учащимися нового способа действия при решении типовых задач Работа в группах Организует групповую работу по определению состава почвы с применением инструкции проведения опытов, оформлению результатов в таблице.
Исследовательская работа. Изучение состава почвы и запись результатов в таблице.
1 группа: изучение состава почвы с использованием лупы (опыт 1)
2 группа: определение причины тёмного цвета почвы (опыт 2);
3 группа: определение воды в составе почвы (опыт 3);
4 группа: определение минеральных солей в почве (опыт 4);
5 группа: определение присутствия воздуха в почве (опыт 5).
Приобретение опыта исследования состава почвы Организация представления учениками выполненного задания в группе.
7
Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону Интериоризация нового способа действия и исполнительская рефлексия Фронтальная работа и групповая работы Просит учащихся представить результаты опытов и построить общую схему по составу почвы.
Проводит проверку и рефлексию:
- кто справился (не справился)? Что помогло справиться с заданием? Какие допустили ошибки и какова причина?
Защита у доски результатов выполненной работы представителями групп.
Совместно строят схему «Из чего состоит почва».
Определение причин выполнения и невыполнения заданий; определение пути исправления ошибок.
Предполагаемые ответы:
-наша группа справилась, потому что мы внимательно прочитали задание, выслушали каждого и пришли к одинаковому выводу;
- наша группа не успела выполнить задание, потому что мы долго спорили. Значит, в следующий раз нам нужно учитывать время.
Устанавливать соответствие полученного результата с поставленной целью;
вносить необходимые коррективы
Оформление своих мыслей в письменной форме (составление схемы).
8
Включение в систему знаний повторение Повторение и закрепление ранее изученного и подготовка к изучению следующих разделов курса Индивидуальная и фронтальные работы Организует проверку теоретических знаний и практической умений на карточках.
Промежуточная рефлексия:
- запись результатов выполнения заданий на доске,
- подведение итогов работы по таблице учителем;
- план работы на перспективу.
Выполнение индивидуальной работы на карточках.
Промежуточная рефлексия:
фронтальная проверка выполненной работы и выяснение причин успешности и неуспешности;
- определение западающих разделов и работа над ошибками.
Предполагаемые ответы:
- я правильно выполнил все задания, так как внимательно читаю задания, знаю правила и умею их применять;
-я знаю правила, но не умею их применять при выполнении заданий. Буду учиться применять знания в работе.
Понимание важности новых знаний о составе почвы в повседневной жизни.
Построение речевых высказываний в соответствии с поставленными задачами.
9 Рефлексия УД на уроке Самооценка учащимися результатов своей учебной деятельности, осознание метода построения и границ применения нового способа действия Фронтальная и самостоятельная работа
Мотивация на перспективу Организует итоговую рефлексию по уроку, диалог с учащимися по примерным вопросам:
- удалось ли нам организовать работу по теме урока?
- достигли ли поставленных цели и задач?
- что вызвало затруднение?
- каковы причины?
Диалог с учащимися:
- что вы испытываете, увидев цветы?
- хотите ли вы поделиться радостью с другими?
- были ли в жизни ситуации?
- к какому празднику зацветут тюльпаны, если с момента посадки до цветения необходимо примерно 3 месяца?
- какие чувства испытывают герои войны, когда им дарят цветы дети?
- что испытывайте вы, когда поздравляете ветеранов?
Возвращение к теме, цели и задачам урока;
определение затруднений при выполнении задач и определение причин успешности и неуспешности;
задачи на перспективу.
Предполагаемые ответы:
- я знаю состав почвы и мне легко установить является ли она плодородной;
-я сегодня доволен своей работой, потому что научился определять состав почвы опытным путём.
- мне не понравилась работа некоторых одноклассников, так как они отвлекались и мешали другим. Этим ребятам нужно научиться слушать ребят.
- я не доволен своей работой, так как допустил ошибки при заполнении таблицы. Моя соседка объяснила мне мои ошибки.
Предполагаемые ответы:-
- радость…
Учащиеся делятся своими впечатлениями.
- через 3 месяца праздник Победы?
- чувства благодарности…
- чувства радости, гордости, благодарности…
Устанавливать соответствие полученного результата поставленной цели;
вносить необходимые коррективы;
формулировать собственное мнение и позицию;
уважительное отношение к иному мнению, навыки сотрудничества в разных ситуациях
гражданский патриотизм, любовь к Родине, чувство гордости, уважение к истории страны
Осуществление познавательной и личностной рефлексии.
* Этапы указываются в соответствии с типом урока.