Конспект занятия по выбору Интересные факты из жизни обитателей водного мира
Дата: 21 февраля
ГУ «Арзамасская средняя школа»
Учитель: Шубенок О. Н.
Курс по выбору: «В мире дикой природы» (познание мира)
Тема: Интересные факты из жизни обитателей водного мира
Цели: Образовательная: знакомить с разнообразием животных - обитателей водного мира, интересными фактами из жизни животных, повторить названия морских, животных, материков, океанов, морей, учить составлять презентации
Развивающая: расширять кругозор учащихся, развивать память, речь, навык самостоятельной работы, исследовательской деятельности, обогащать словарный запас
Воспитательная: интерес к познанию, ответственность, навык коллективизма, умение видеть прекрасное, бережное отношение к природе
Тип урока: комбинированный
Вид урока: нестандартный
Форма проведения: урок – путешествие
Технология обучения: ИКТ, проектная деятельность, игровая, сотрудничества
Методы обучения: наглядный, словесный, проектная деятельность
Формы организации познавательной деятельности: коллективная, индивидуальная, групповая, работа в парах
Межпредметные связи: музыка, познание мира, литература
Оборудование: компьютеры,
рабочие тетради, «Нескучный учебник», карточки- «маячки»
выставка книг по теме
физическая карта
выставка - проект «Подводный мир»
видеофрагменты
Музыкальное сопровождение: Ю Антонов «Красота»
«Пингвины» песня - караоке
классическая музыка
Презентации уч - ся: «Рыбы», «Птицы», «Млекопитающие»
Презентации по теме: «Разнообразие животных водного мира»,
«Интересные факты о жизни обитателей водного мира»
Проекты: 1. «Подводный мир»
2. «Штурм бездны» (книжка – вопросник)
2. «Атлас – определитель «Обитатели водного мира»
Этапы урока
Орг. момент.
Сообщение темы и целей и задач урока
3. Повторение пройденного
3. Проверка домашнего задания
4. . Физкультминутка
5 Работа по теме урока.
6. Презентация «Разнообразие животных»
7. Чтение 2 страницы рабочей тетради «Знаете ли вы?»:
8. Презентация «Интересные факты из жизни животных
9. Конкурс «Знатоки»
10. Видеофрагменты
11. Конкурс «Переводчики»
11. Физкультминутка
12. Экологическое воспитание
13. Викторина
14. Работа в группах
14 Просмотр презентации общего проекта
«Атлас - определитель»
15 . Выставка
«Этот загадочный водный мир»
16 Д/з
17 Итог урока
Содержание учебного материала
Психологический настрой
Цель: познакомимся с обитателями водного мира, их жизнью, узнаем интересные факты из жизни, будем развивать речь, навык работы в группе
Сегодня мы совершим увлекательное путешествие на подводной лодке под названием «Красота». На нашей лодке есть каюта - компьютерный класс, где вы будете работать.
Как и на каждом корабле у нас тоже есть иллюминатор (показ на экран). Глядя в него, мы узнаем сегодня много интересного о подводном мире, животных, средой обитания которых является вода.
Наше путешествие долгосрочное, так как мы и в дальнейшем на занятиях будем узнавать новые факты о жизни обитателей водного мира. Поэтому сегодня вы будете в роли ихтиолога, программиста,
океанографа, и т д. (за выполненную работу получаете «сертификат» с указанием «приобретённой» профессии)
Фронтальный опрос:
- Назовите все материки (работа по карте)
- На каком из них мы живём?
- Перечислите моря, океаны
- Назовите известных вам животных, чья жизнь связана с водой?
- Какое животное самое большое? (синий кит)
- Назовите рыб с очень интересными названиями (рыба – меч, рыба – молот, рыба - хирург
- Внимание! В окне нашего «иллюминатора» появляются интересные обитатели водного мира
(Презентации по темам «Рыбы», «Птицы», «Млекопитающие»)
Песня – караоке «Пингвины»
- Подводный мир таит в себе немало загадок, и поверхность многих планет человечество изучило гораздо лучше, чем дно океана. Под водой живут удивительные, не похожие ни на что морские животные. Все самые большие, самые сильные и самые ядовитые животные тоже живут в бездне океана, а не на суше.С некоторыми удивительными обитателями подводного мира, их средой обитания вы сегодня познакомитесь впервые
Показ слайдов - фотографий
с комментированием учителя
1) *У зубатого кита до 240 штук зубов
*У Синий кит достигает 33 метра в длину, весит 150 тонн, что соответствует массе 40 слонов
*Дельфины длинной 1,5 – 3 м
*Известно 350 видов скатов
*В Казахстане обитает 12 видов земноводных, 3 вида занесено В Красную книгу
*В водных бассейнах Казахстана водится около 180 видов рыб, 16 видов занесено в красную книгу Казахстана
*Всего известно около 20 видов костных рыб
*самый крупный императорский . Высота - 110 – 120 см, масса 45 кг
*Гигантские чепепахи живут до 200 лет
*При размножении пингвины собираются особями по 1 тысяче
2) Животные, взятые под охрану. Красная книга Казахстана
Презентация с озвучиванием
Проводится работа в парах по проекту Книжка – вопросник». Учащиеся отвечают на вопросы, составленные заранее, отмечается победители конкурса.
Фрагменты «Белый медведь», «Тюлень», «Синий кит»
Видео «В гостях у Никиты» (рассказ Никиты об аквариуме, обитателях аквариума, ухаживании за рыбками)
Игровая ситуация: ученик читает мини – тексты на казахском языке о синем ките, белом медведе, учащиеся переводят
(билингвальное обучение)
Танцевальные движения, звучит песня «Море»
Сейчас зима. Под слоем льда рыбе не хватает воздуха. Вспомните, какие мероприятия проводят люди, чтобы не допустить гибели рыб.
Чтобы не уменьшилось количество рыбы в водоёмах, её разрешается ловить удочками и только в определённое время. Иногда по разным причинам мальки оказываются на пересыхающих участках водоёма. Они могут погибнуть, и тогда в водоёмах уменьшится количество рыбы. Но на помощь малькам приходят люди. Они переносят мальков в ту часть водоёма, где достаточно воды.
1. Перед нами наш общий проект «Сто вопросов, сто ответов»
открыв книжку - вопросник, предлагаю викторину «Штурм бездны» (задаются вопросы двум командам по изученному материалу, определяется команда, набравшая большее количество баллов)
* Сколько лет живут гигантские черепахи? (200 лет)
* Сколько метров в длину достигает синий кит? (33 м)
* Сколько весит синий кит? (150 т)
* Сколько особей пингвинов собирается при размножении?
(по 1 тысяче)
* Дельфин – это рыба? (нет, млекопитающее)
* Сколько зубов у кита? (до 240)
2. Тестирование (работа в группах)
Работа над общим проектом
(Атлас – определитель «Водные обитатели»)
Учитель:
- Ребята, составленный вами проект будет помещён на страничку
Никиты в Интернете. С материалом, предложенным вами, могут знакомиться многие пользователи Интернета. Данный проект мы тоже будем использовать на уроках познания мира и занятиях «В мире дикой природы»
Показ книг по теме.
Семейный проект «Подводный мир»
- проект по теме «Живёт повсюду красота»
- выполнить задание на стр. 3 (в рабочей тетради)
Учитель:
(Отмечает работу отдельных учащихся и группы, наиболее активной на уроке)
ИТОГ:
- Подводный мир уникален. Его можно изучать бесконечно. Но человек должен помнить, что он – хозяин природы и нужно заботиться о сохранении и приумножении её богатств.
«Человеку нужна рыба, а рыбе нужна чистая вода – так будем же охранять и беречь наши водоём! Охранять природу – значит охранять Родину! Человек не может жить без Родины, как животные не могут без полей и лесов, рыбы без рек, морей и озёр, а птицы без неба!...»
Не привыкайте к чудесам,
Дивитесь им, дивитесь!
Не привыкайте к небесам,
Глазами к ним тянитесь!
Прикладывайтесь к родникам,
Прислушивайтесь к птицам
Ведь уникален каждый миг,
И он не повторится
Звучит песня Ю Антонова «Красота»
(уч – ся исполняют песню. Видеофрагменты мультимедийного компакт – диска)
Самоанализ урока
Дата: 21 февраля
ГУ «Арзамасская средняя школа»
Учитель: Шубенок О. Н.
Курс по выбору: «В мире дикой природы» (познание мира)
Тема: Интересные факты из жизни обитателей водного мира
Цели: Образовательная: знакомить с разнообразием животных - обитателей водного мира, интересными фактами из жизни животных, повторить названия морских, животных, материков, океанов, морей, учить составлять презентации
Развивающая: расширять кругозор учащихся, развивать память, речь, навык самостоятельной работы, исследовательской деятельности, обогащать словарный запас
Воспитательная: интерес к познанию, ответственность, навык коллективизма, умение видеть прекрасное, бережное отношение к природе
Форма проведения: урок - путешествие
Занятие курса «В мире дикой природы» проведено согласно календарному планированию. Использовались разнообразные формы активного привлечения детей к проведению занятия: (составлялись презентации по теме, создана книжка – вопросник по результатам исследований учащихся, чтение книг, работа с энциклопедиями, фотографирование карт животных, посещение школьной библиотеки, использован материал Интернета).
В результате подготовки к занятию собрано очень много фотографий животных – обитателей водного мира, созданы презентации по темам «Рыбы», «Птицы», «Млекопитающие» «Назови меня», «Разнообразие животных водного мира», «Интересные факты из жизни животных».
Работая по теме самообразования «Развитие речевых умений с применением проектной деятельности», на уроках и внеклассных занятиях регулярно использую проекты, созданные детьми, а также семейные проекты. При проведении данного занятия также были использованы проекты, созданные ранее («Математика и экология», «Ловись рыбка и мала и велика», «Самые, самые», в течение занятия учащимися составлении ещё один проект (Атлас – определитель «Обитатели водного мира»). Как оформление использован семейный проект «Подводный мир». Организована выставка, на которой представлены книги, энциклопедии, фотокарты с изображением животных, чья жизнь связана с водой. На занятии учащиеся работают по карте, на компьютерах, в рабочих тетрадях.
Развитие интереса к познанию мира осуществлялось на каждом этапе, которые были связаны между собой, были подчинены единой теме. Видеофрагменты, представленные на занятии носили обучающий характер, была связь с жизнью (ученик рассказывал об аквариуме, как он ухаживает за рыбками, какие наблюдения проводил).
Эмоциональный настрой детей помог организовать и увлечь учащихся темой, развивались исследовательские умения, четвероклассники учились работать с энциклопедиями, составлять вопросы и находить на них ответы.
Практическая значимость данного занятия заключается в том, что богатейший материал, собранный к мероприятию можно использовать на уроках познания мира, литературы, русского языка. Кроме того, проект Атлас – определитель помещён в Интернет и им могут пользоваться как ученики, так и учителя.
Использовались такие формы работ: фронтальный опрос, тестирование, пересказ прочитанного, работа в тетрадях, видеофрагменты, викторина. При проведении конкурса «Переводчики» применялось билингвальное обучение. После проведения каждого этапа подводился итог.
Экологический компонент присутствовал на занятии, отмечались мероприятия по охране обитателей водного мира, четвероклассники знакомились с животными, занесёнными в Красную книгу Казахстана.
На занятии реализованы все поставленные цели, занятие носило развивающий и воспитывающий характер, учащиеся узнали много нового и интересного из жизни обитателей водного мира. В качестве дополнительного задания предложен проект «Живёт повсюду красота» и выполнение задания в рабочей тетради.
Анализ занятия курса по выбору «В мире дикой природы»
21 февраля 2013 год
Учитель: Шубенок О.Н.
ФИО анализирующего: Шуманская В.А.
Место проведения: кабинет физики
Тема «Интересные факты из жизни обитателей водного мира».
Цель посещения: определить уровень влияния ИКТ на формирование интеллектуальной культуры школьников.
Развитие интеллектуальной культуры предполагает развитие активной мыслительной деятельности обучающихся, обогащение их сознания достоверными, элементарными знаниями, развитие умственных способностей, любознательности.
Все это в полной мере прослеживается на данном уроке. На этапе подготовки к обобщающему занятию детьми, под руководством учителя, проведена большая предварительная работа. С использованием Интернета, компьютеров созданы презентации, проекты. Учитель формирует потребности в самопознании и саморазвитии личности ребенка. В результате дети обретают способность к личностному росту и самосовершенствованию.
На занятии учащиеся показали хороший уровень владения компьютером. Раскрыли, с помощью ИКТ, свои увлечения; показали, как и где применяются полученные знания.
Прослеживается расширение словарного запаса, развивается речь.
Дети позиционируют компьютер как помощника в учебной и учебно-игровой деятельности. При использовании ИКТ происходит систематизация знаний; развиваются новые качества мышления: структурности, операционности, готовности к экспериментированию, ориентационной гибкости, нетривиальное восприятие кажущихся очевидными фактов, грамотный выбор тактики решения и усвоения нестандартных связей.
При использовании ИКТ происходит и формирование коммуникативной культуры определяются принципы поведения, нормы. Формируется умение выступать перед аудиторией.
Это помогает организации общения, установлению контактов, их развитию, согласованию, налаживанию и корректировке для выражения своей индивидуальности в творческой деятельности.
Учитель тесно сотрудничает с родителями. Проводимая работа мотивирует родителей на приобретение компьютеров, использовании их совместно с детьми в учебных целях. У родителей и детей формируются взаимные интересы, положительный эмоциональный фон.
Вывод:
Использование ИКТ повышает интеллектуальный уровень, интеллектуальную культуру учащихся. Дети показали хорошее освоение основ проектно - творческой деятельности. Обеспечена положительная мотивация для дальнейшего изучения предмета информатики, использовании ИКТ.
Рекомендации: