ФИНАНСОВЫЙ МЕХАНИЗМ КАК СОСТАВЛЯЮЩАЯ ХОЗЯЙСТВЕННОГО МЕХАНИЗМА УПРАВЛЕНИЯ ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЕМ И РЕГУЛИРОВАНИЯ РАЗВИТИЯ ТЕРРИТОРИАЛЬНЫХ РЕКРЕАЦИОННЫХ КОМПЛЕКСОВ


ФИНАНСОВЫЙ МЕХАНИЗМ КАК СОСТАВЛЯЮЩАЯ ХОЗЯЙСТВЕННОГО МЕХАНИЗМА УПРАВЛЕНИЯ ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЕМ И РЕГУЛИРОВАНИЯ РАЗВИТИЯ ТЕРРИТОРИАЛЬНЫХ РЕКРЕАЦИОННЫХ КОМПЛЕКСОВ
Бекниязова Галина Ивановна
ГУ «Средняя общеобразовательная школа-гимназия № 9 г. Павлодара»,
г. Павлодар, Республика Казахстан
e-mail: bekniyazova.galina@mail.ruНа современном этапе экономического развития успешное решение проблем, связанных с рациональным природопользованием, охраной окружающей среды и развитием рекреации, в значительной мере зависят от функционирования финансово-кредитного механизма, как составляющей хозяйственного механизма управления природопользованием.
Особенности финансов в рекреационной отрасли проявляются не в их сущности и функциях, а в специфичности организации финансовых отношений и функционирования финансового механизма.
Задачами финансов территориальных рекреационных комплексов в целом являются формирование денежных фондов и использование их на основе эффективного управления денежным потоком в целях осуществления своей производственно-обслуживающей и финансовой деятельности, получения прибыли, обеспечения финансовой устойчивости.
Целью же создания целостного финансово-кредитного механизма природопользования ТРК является оздоровление экологической обстановки в регионе с минимальными затратами материальных, финансовых и трудовых ресурсов на основе обеспечения максимально благоприятных экономических условий для природоохранной и ресурсосберегающей деятельности предприятий.
Финансовые взаимоотношения в сфере охраны природы можно отобразить в виде денежных потоков между природопользователями и государством.
Одним из принципов классификации этих потоков является четкое определение причин их возникновения, которыми, на наш взгляд, могут быть юридическая необходимость и коммерческий интерес.
Потоки от природопользователей к государству включают платежи фискального характера:
- налоги за пользование природными ресурсами - по видам ресурсов;
- налоги за загрязнения окружающей природной среды и размещение отходов по территориям и видам загрязнения;
- потоки на долговой основе (продажа прав на выбросы, ценные бумага);
- экологическое страхование (выплата страховой премии).
Потоки от государства природопользователям включают:
- инвестиции на природоохранные мероприятия;
- потоки на долговой основе (инвестиционный налоговый кредит, экологический кредит, ценные бумаги);
- экологическое страхование (выплата страхового возмещения).
Финансовые отношения также возникают в ходе производственно- обслуживающего процесса рекреационных объектов:
- рекреационных объектов с рекреантами за полученные путевки, в т.ч. туристские, и по другим платежам;
- рекреационного объекта с органами муниципального (регионального) управления при выплате арендной платы за земельный участок, часть лесного фонда и т.д.;
- рекреационного объекта со своими работниками по выплате заработной платы, премий, дивидендов по акциям и т.п.;
- рекреационного объекта с банковской системой при получении и погашении кредита, покупке и продаже валюты, при других банковских операциях;
- рекреационного объекта с бюджетом, внебюджетными фондами и налоговой службой при внесении налогов и других платежей.
Турист платит деньги за то, что он видит и что его впечатляет (интересные явления природы, памятники истории и культуры, архитектурные памятники и т.п.). В создание объектов туристского показа туристская фирма свой капитал не вкладывает, но уже само их существование приносит туристской фирме денежный доход.
Фирма оплачивает лишь услуги, связанные с показом туристам этих объектов. Изменение или исчезновение (частично или полностью) объектов туристского интереса приводит к резкому замедлению оборачиваемости денежных средств и уменьшению денежных поступлений в туристскую фирму.
Своеобразие кругооборота оборотных средств в туризме сказывается на скорости их оборота. Для туризма, также как и для каждой другой отрасли, характерна своя скорость оборачиваемости средств.
Обследование показывает, что в среднем, как правило, оборачиваемость оборотных средств в туристской фирме происходит быстрее, чем их оборачиваемость на заводе, в магазине, торгующем промышленными товарами, в ресторане, но медленнее, чем в продовольственных магазинах и на базах.
Для туризма характерны особый состав и структура финансовых ресурсов. Этот состав определяется наличием турагентов и туроператоров на туристском рынке, где преобладают турагенты.
Так, в составе туристских фирм Казахстана турагенты занимают около 90%, а туроператоры - 10% общего количества турфирм.
Особенность состава и структуры финансовых средств, а также их источников обусловлена своеобразием потока денег и задолженности между субъектами туристского рынка, которое определяется прежде всего тем, что между моментом продажи туристского продукта и актом его потребления имеется значительный разрыв во времени.
Туры составляются и продаются обычно за несколько месяцев до начала отдыха, поэтому одновременно возникает кредиторская и дебиторская задолженность у турагентов и туроператоров.
Для туризма характерны особый состав и структура источников финансовых ресурсов. Финансирование туристской деятельности производится в основном за счет привлеченных средств (более 2/3) и частично за счет собственных средств.
Заемных средств нет. Это связано с тем, что туристская фирма получает деньги за проданные путевки раньше, чем предоставляет туристу услуги по этой путевке. Среди привлеченных средств основная доля (50% и более) приходится на кредиторскую задолженность (таблица 1).
Таблица 1

Состав и структура источников финансовых ресурсов туризма, (% к итогу)
Показатели ТурагентыТуроператоры
Собственные средства 18 35
Заемные средства - -
Привлеченные средства 82 65
Из них: Кредиторская задолженность 70 50
Авансы покупателей 5 9
Резерв предстоящих расходов и платежей 7 6
Итого: 100 100
Примечание - составлено автором по данным Концепции устойчивого развития в Павлодарской области
Сфера туризма не пользуется кредитованием под оборотные средства. Это связано с тем, что источником финансовых ресурсов туристкой фирмы являются собственные и привлеченные средства. Привлеченные средства являются собственностью других экономических субъектов, но они постоянно находятся в распоряжении туристкой фирмы, которая пользуется ими бесплатно и на долговременной основе. Поэтому все привлеченные средства можно назвать средствами, приравненными к собственным.
Потребность в заемных средствах у турфирмы возникает при кредитовании инвестиций, необходимых для строительства гостиниц, приобретения туристских автобусов и т.п.
Своеобразность организации финансовых отношений в туризме в значительной степени обуславливается также особенностями ценообразования на продукцию этой отрасли.
Цена туристского продукта или отдельной услуги является весьма % динамичной и зависит от многих факторов: стоимости услуг, входящих в турпакет, числа трудодней, вида тура (групповой, индивидуальный), количества туристов в группе, их возрастного состава, сезонности и др.
Расчет цены на туристский продукт производится на основе нормативной калькуляции, которая сводится к определению не себестоимости тура, а его продажной цены. Применение нормативной калькуляции обычно вызывает существенные колебания в уровне рентабельности туристских фирм, что отражается на их финансовом положении.
Ориентация рекреации на новый путь развития, переход экономики к рынку в соответствии с новой концепцией требуют изменений в финансовом механизме регулирования развития ТРК, являющегося частью общей системы управления экономикой.
Список используемой литературы
"Экологический кодекс Республики Казахстан" Указ Президента Республики Казахстан от 09.01.2007 N 212-III.
Концепция экологической безопасности Республики Казахстан на 2004-2015 годы, Указ Президента Республики Казахстан от 3 декабря 2003 года N 1241.
Закон Республики Казахстан от 15.07.1997 N 160-1 "Об охране окружающей среды".
Послание Президента страны народу Казахстана от 11 октября 1997 года «Казахстан - 2030: Процветание, безопасность и улучшение благосостояния всех казахстанцев»
Концепция перехода Республики Казахстан к устойчивому развитию на 2007-2024 годы, одобренная Указом Президента Республики Казахстан от 14 ноября 2006 года № 216.
Постановление Правительства РК «О Стратегическом плане Министерства охраны окружающей среды Республики Казахстан на 2011-2015 годы» от 8 февраля 2011 года № 98.
Концепция развития и размещения особо охраняемых природных территорий Республики Казахстан до 2030 года. Постановление Правительства Республики Казахстан от "10" ноября 2000 года N 1692.
Стратегии территориального развития Республики Казахстан до 2015 года, утвержденной Указом Президента Республики Казахстан от 28 августа 2006 года N 167.
«О туристской деятельности в Республике Казахстан» Закон Республики Казахстан от 13 июня 2001 года N 211.
Тонкопий М.С. Экология и экономика природопользования. – Алматы, экономик´с, 2004. -583с.