Система работы по развитию художественно-эстетической одарённости и воспитанию лидерских качеств

Система работы по развитию художественно-эстетической одарённости
и воспитанию лидерских качеств

В своем выступлении я попытаюсь представить наш алгоритм построения работы с одарёнными детьми по развитию художественно-эстетической одарённости и воспитанию лидерских качеств.
Многолетний опыт работы убедил в том, что потенциально одаренным может быть каждый ребенок. При благоприятных условиях скрытые резервы развиваются в реальные способности. Неспособных детей нет, надо лишь найти ту самую сферу интереса, самореализации, в которой пробудятся к жизни дремлющие задатки. Дети существенно отличаются друг от друга и степенью одаренности, и познавательным стилем, и сферами интересов. Таким образом, наша задача организовать образовательное пространство таким образом, чтобы оно могло стать той отправной точкой, которая позволит найти индивидуальный, свойственный только данному ребенку путь развития его дарований.
Интеллектуальной одаренностью обладает небольшое число людей (30%); она может быть относительно легко выявлена с помощью психологических тестов. В основе художественно-эстетической одаренности лежит творческий потенциал – нереализованные возможности, имеющиеся у каждого человека. Проблема заключается не столько в том, чтобы выявлять и отбирать детей, обладающих этим видом одаренности, сколько в том, чтобы развивать ее у всех учащихся без исключения.
При организации работы с одарёнными детьми мы учли структуру нашего образовательного учреждения, запросы и потребности учащихся и родителей (через анкетирование, тестирование, наблюдения, изучения результатов деятельности, использования тренинговых методов, учёта потенциальных возможностей ребёнка), а также сложившуюся систему воспитательной работы.
В центр нашей системы воспитания мы поставили одарённого ребенка и определили следующие приоритетные направления воздействия на его личность, ориентированные на воспитательные результаты:
познай себя как личность интеллектуальную, гуманную, духовную, свободную и творческую через формирование ценностного отношения к себе и другим;
найди себя как человека – гуманиста, таланта, творца, труженика через освоение ценностных ориентиров, позиций и опыта поколений, через овладение различными умениями во внешкольной деятельности;
реализуй себя как социально мобильный субъект – товарищ, друг, член семьи, член общества, гражданин великой страны – через становление социально активной личной, гражданской позиции.
Основным структурным элементом воспитательного пространства школы является система внутренних и внешних условий, направленных на развитие, саморазвитие и самореализацию ученика как личности. К внутренним условиям относятся: ученическое самоуправление; система работы классных руководителей, эффективность деятельности школьных методических объединений; психологическое и социальное сопровождение; построение образовательного пространства на основе интеграции обучения, развития и воспитания; система традиций школы.
К внешним условиям мы относим сотрудничество с социокультурными, образовательными и спортивными учреждениями города, в рамках которого учащиеся школы приобретают опыт взаимодействия с другими микросоциумами, обогащая тем самым свой внутренний мир, приобретая навыки коммуникации, определяя свое место в окружающем мире. Основная цель такого взаимодействия – создание, расширение и обогащение учебно-воспитательного пространства в микросоциуме – ближайшей среде жизнедеятельности ребёнка, обеспечение его успешной адаптации к современным социокультурным условиям.
Проводимые общешкольные дела включены в годовую циклограмму классных руководителей, план воспитательной работы школы и являются компонентом развития одарённости во внеурочной деятельности – это традиционные формы внеурочных мероприятий: акции («Обними школу», «Сделай мир добрее»), предметные недели: русского языка и литературы (ноябрь), иностранного языка (декабрь), химии и биологии (январь), истории (февраль), искусства (технологии, музыки и изо) (март), математики и информатики (март), физики (апрель), праздники (Посвящение в первоклассники, в пятиклассники), декады (Добра и милосердия), турниры, фестивали, конкурсы разных уровней, дни мужества, конференции, работа лекторских групп, персональные выставки, ученические заседания-конференции по самоуправлению, волонтёрское движение и т.д. Любая из этих форм обладает достаточно большим развивающим потенциалом, способствующим развитию одарённости.
В соответствии с требованиями Стандарта НОО и ООО нами разработан план внеурочной деятельности для учащихся 1-8 классов по осуществлению деятельности творческих объединений по пяти направлениям развития личности:
1. спортивно-оздоровительное, - в 1-4 классах: «ЛФК», «Здоровячок», «Планета здоровья», мероприятия спортивно-оздоровительного направления (по плану классных руководителей, школы), в 5 - 8 классах: «ЛФК», «Лёгкая атлетика», «Мини-футбол», «Волейбол», «Баскетбол».
2. социальное, в 1-4 классах: «В стране дорожных знаков», «Друзья дорожного движения», «Юный гид», «ЮИД» (Центр ДОД), мероприятия социальной направленности (по плану работы классных руководителей, школы), в 5 – 8 классах: «Русский Витязь», «Геродот», «Проектные технологии», «ЮИД» (Центр ДОД).
3. общекультурное, в 1 – 4 классах: «Край родной познакомимся с тобой», «Детская риторика в театральной студии», Детская риторика в рассказах и картинках», «Как прекрасен этот мир», мероприятий общекультурного направления (по плану работы классных руководителей, школы), в 5-8 классах: «Тартюф», «Автомоделирование», «КВН», мероприятий общекультурного направления (по плану работы классных руководителей, школы).
4. общеинтеллектуальное, в 1-4 классах: «Почемучка», «Математика и конструирование», мероприятия общеинтеллектуальной направленности (по планам классных руководителей, школы), в 5 – 8 классах: «Робототехника» (Центр ДОД), «Эрудит», учебно-исследовательская деятельность школьников.
5. духовно-нравственное, в 1 – 4 классах: «Секреты мастерства», «Город мастеров», «Творческая мастерская», психолого-педагогическим сопровождением «Ступени», в 5 – 8 классах: «Рукодельница», «Юная швея», «Палитра», «Бисерное рукоделие» (Центр ДОД).
Посредством реализации плана создаются условия для индивидуального развития ребёнка в избранной сфере внеурочной деятельности, выявляются интересы склонности, способности, возможности учащихся.
На данный момент нами выстроена модель организации внеурочной деятельности, основанной на внутренней интеграции основного и дополнительного образования в условиях школы. В школе отдельные занятия («Бисерное рукоделие», «ЮИД», «Эколашка», «Робототехника») ведут педагоги дополнительного образования, другие - педагоги нашей школы, что значительно расширяет возможности развития одарённых школьников.
Подготовка к участию и участие в мероприятиях разных уровней позволяют ребёнку овладевать универсальными способами деятельности (компетенциями) и демонстрировать уровень их развития. - информационная готовность к работе с информацией;
- коммуникативная готовность к общению с другими людьми, формируется на основе информационной;
- социальная готовность к сотрудничеству с другими людьми, формируется на основе двух предыдущих;
- проблемная – готовность к решению проблем, формируется на основе трех предыдущих.
В январе 2016 г. Полянин Павел (ученик 9А класса) стал финалистом международного конкурса детского и юношеского художественного творчества «Откроем книг страницы». Его конкурсные работы «Киса Воробьянинов» и «Дон Кихот» примут участие в международной выставке Милана.
Прут Егор и Малышев Егор победители районного конкурса ведущих «Магистр живого слова». Проводимого в рамках целевой программы «Одарённые дети»
Захарова Анна (1В) – лауреат областного Епархального конкурса «Русь Святая живёт»
Чащина Дарья – победитель районного этапа 7-х Сибирских поэтических чтений 2015г-2016гг.
Михайлова Дарья – призёр V Всероссийского фестиваля-конкурса по немецкому языку им. В.В.Вернера
Захарова Вероника (6А) – победитель муниципального этапа Всероссийского конкурса сочинений 2015.
Двух специальных призов удостоены победители II открытого областного конкурса детского творчества «Моя будущая профессия» Соболева Анастасия, Зыкова Светлана
Ерохин Александр (7А) – призёр областных соревнований по автомодельному спорту
Родина Анастасия лауреат Областного конкурса «Сибирь талантами богата»
Воспитание социальной активности, лидерских качеств, способности к конструктивному общению и самоутверждению, взаимопомощи и поддержке - успешно реализуется через развитие ученического самоуправления, а также ежегодном проведении межшкольной профильной каникулярной смены «Школа лидеров» (примеры работы которой будут продемонстрированы позже)
На первой ступени (1-4 классы) дети приобщаются к общечеловеческим ценностям, необходимым для формирования личностных ориентиров. Учителя начальной школы в коллективной деятельности раскрывают детские таланты, развивают коммуникативные способности, прививают навыки трудолюбия, обучая при этом элементам самоуправления. В средней и старшей школе формируется выборный орган самоуправления – «Школьный Союз», объединяющий представителей от каждого класса. Направления деятельности «Школьного союза» очень разнообразны: разработка социальных проектов, пресс-клуб «Школяр», общественно полезный труд, организация досуга школьников. Руководит работой «Школьного союза» президент, который избирается ежегодно тайным голосованием всеми участниками школьного сообщества в ходе деловой игры «Выборы». Выборы в школе проходят на демократической основе. Им обязательно предшествует предвыборная кампания. Участие в выборной кампании позволяет школьникам проявлять свои лидерские качества, отстаивать гражданскую позицию. Фактически все это способствует гражданскому воспитанию в интересной и нестандартной форме. Демонстрацию всех приобретенных навыков управления мы наблюдаем ежегодно в организации деловой игры «День самоуправления».
Заседания членов «Школьного Союза» проводятся еженедельно для уточнения деятельности комитетов и классных секторов. Силами ребят ежегодно проделывается немало работы, а именно, самостоятельно готовятся и проводятся общешкольные дела и мероприятия. Учащиеся участвуют в управлении школой, входят в состав Совета школы.
Деятельность «Школьного Союза» была представлена на районном и региональном этапах всероссийского конкурса лидеров и руководителей детских молодёжных общественных объединений «Лидер XXI века». Результат - I место. На районном этапе «Научного фестиваля школьных обществ» лидеры ШС стали дипломантами I степени.
Школьное самоуправление находится в непрерывном развитии, и является основополагающим звеном воспитательной системы школы, которая ориентирована на создание условий для воспитания индивидуальной и коллективной успешности школьников, на самореализацию личности.
Основной формой учета успехов учащихся является портфель достижений каждого ученика и класса, в котором концентрируется информация достигаемых учащимися результатов. Каждым классным руководителем отслеживается динамика успехов учащихся класса в карте достижений, динамика участия в мероприятиях, внеурочная занятость в рамках школы и за её пределами. В конце года классным руководителем анализируется деятельность каждого ученика.
В заключении хотелось бы отметить, что работа с одаренными детьми – это сложный и никогда не прекращающийся процесс. Коллектив школы не останавливается на достигнутом, всегда находится в поиске новых путей по выявлению и развитию одарённых детей.
И вот уже в следующем учебном году мы собираемся расширить спектр направлений воспитательной деятельности согласно принятому решению педагогического совета от 4 марта 2016года по реализации «Стратегии воспитания до 2025 года», утверждённой правительством РФ 29 мая 2015года, нацеленой на повышение эффективности воспитательной деятельности в системе образования субъектов Российской Федерации.
Примеры тренинговых заданий на выявление лидерских качеств вам продемонстрирует Устюгова Наталья Сергеевна, руководитель детской организации «Школьный союз», руководитель профильной каникулярной смены «Школа лидеров»
15