Конспект урока по ремеслу в коррекционной школе для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья Работа с тканью, изготовление снеговика. Упражнение в кройке геометрических фигур по шаблону.(9 класс)


Конспект урока по ремеслу 9 класс (обучения на дому).
Тема: Работа с тканью, изготовление «СНЕГОВИКА». Упражнение в кройке геометрических фигур по шаблону.
Цель: создание условий для формирования навыков изготовления «Снеговика» с использованием шаблонов.
Задачи:
- формировать умения анализировать аппликацию по вопросам учителя;
- обучать приёмам разметки по шаблону и вырезывания по разметочным линиям;
- развивать умение правильно размещать детали аппликации относительно друг друга и
плоскости ткани;
- развивать мелкую моторику на основе упражнений в вырезывании;
- развивать трудовые навыки разметки по шаблонам, резания по кривым линиям;
- воспитывать культуру труда (оборудование рабочего места и убрать после работы), выполнять правила техники безопасности при работе с ножницами; аккуратность; трудолюбие; интерес к уроку.
Результаты: обучающийся может изготовить аппликацию «Снеговик» с использованием шаблонов; умеет правильно размещать детали аппликации относительно друг друга и плоскости листа ткани; аккуратно выполняют работу.
Оборудование:
для учителя –план работы, рисунок держания ножниц в правой руке, рисунок вырезания круглой формы, образец, картинка снеговика;
для учащихся – шаблоны (круги разных размеров), белый фетр, лист или картон синего цвета, карандаш, ножницы, салфетка, клей.Ход урока.
Организационный момент.
Психологический настрой.
(слайд 2)
Мы расселись по местам, никому не тесно, По секрету скажу я: “Будет интересно!”
3. Актуализация знаний учащихся.
1.Беседа по картине на экране монитора « Зимние забавы детей».
-Алёша, посмотри на экран , и скажи как ты думаешь какое время года изображено на картине? (Зима).(слайд 3)
-Чем заняты дети? (Давай посмотри что здесь делают ребята катаются на санках с горы, на лыжах, на коньках, играют в снежки, лепят снеговика).
Алёша давай на отдельной картине,(слайд 4) рассмотрим какие зимние забавы распространены
- катание с горок на санках
- катание на лыжах
- катание на коньках
- Игры со снегом
2. – Собери пазл и отгадай загадку: (слайд 5)
Во дворе стоит с метлой,Дружит с нашей детворой,Улыбается хитро,Вместо шляпы - есть ведро ( снеговик)
(слайд 6)
- А почему его так называют? (Потому что его лепят из снега).
- А ты лепил снеговика?
- Рассмотрим какие детали нужно чтобы потом из них собрать снеговика (слайд 7)
4. Сообщение темы, цели и задач урока.
Формулирую тему урока.
Алёша, сегодня на уроке мы тоже с тобой будем делать снеговика, но только не из снега, а из ткани, будем выполнятьаппликацию из ткани « Снеговик».
Тема сегодняшнего нашего урока «Работа с тканью, изготовление «СНЕГОВИКА». Упражнение в кройке геометрических фигур по шаблону» (Слайд 8) .
Ты Алёша будешь учиться составлять снеговика из геометрических фигур. Будешь выполнять разметку деталей по шаблону и вырезать детали по разметочным линиям. Поучимся правильно размещать детали на ткани.
5. Работа по теме урока.
1) Анализ образца.
- Внимательно рассмотрим образец. ( Показываю готовую поделку «Снеговик» на синем картоне).
- Алёша вот у меня есть несколько геометрических фигур на столе, покажи какую форму имеют детали снеговика? ( Форму круга ).
- Одинакового ли размера круги? ( Нет, они все разные ).
- Как они располагаются по отношению друг к другу? ( Внизу побольше, к верху уменьшаются ).
2) Организация рабочего места:
- Что нам понадобится для изготовления снеговика? ( синий картон, белая ткань - белый фетр, кусочек коричневого фетра, салфетка).
- А какие инструменты, приспособления нам пригодятся? (клей, ножницы, клеенка).
3) Повторение правил безопасности при работе с клеем.
- Прежде чем мы начнем работать, давай вспомним, как нужно пользоваться клеем.
Много выдавливать нельзя клея, чтобы не испачкать одежду и стол.
Нельзя испачканными руками вытирать глаза или брать пальцы в рот.
Вытирать руки надо салфеткой.
4) Повторение правил работы с ножницами.
Передавай ножницы кольцами вперед.
Не оставляй ножницы открытыми.
Не играй ножницами, не подноси их к лицу.
-Продемонстрируй мне. Как нужно правиоьно передвать мне ножницы?
5) Пальчиковая гимнастика
- Чтобы руки точно выполняли действия, давайте их подготовим, разомнём с помощью нашего колючего «ёжика», массажного шарика су-джок:
Я мячом круги катаю,
Взад - вперед его гоняю.
Им поглажу я ладошку.
Будто я сметаю крошку,
И сожму его немножко,
Как сжимает лапу кошка,
Каждым пальцем мяч прижму,
И другой рукой начну.
6) Пошаговый показ.
- Алёша, для того, чтобы выполнить работу, вам нужно понять порядок работы
- У вас на столе шаблоны кругов. Они разного размера и цвета. Надо выполнять разметку точно и аккуратно. Плотно прижимай шаблон одной рукой, а другой обводить его контур как можно точнее. Не сдвигай шаблон во время работы.
Сначала берем большой круг, укладываем на белую ткань (фетр) и обводим карандашом.
Затем обводим средний круг.
Потом обводим маленький круг (каждый последующий круг приставлять к верхушке предыдущего). 
Наконец вырезаем круги по разметочным линиям.
Повторить последовательность выполнения работы.
6. Физминутка.
Вот и вышел Снеговик - Снеговичок
Очень милый толстячок!
Ставят руки на бока и делают повороты корпуса вправо-влево.
- А теперь сложим из кругов снеговика.
Сначала вырезанные детали расположи
на основе из цветного картона так, как показано на образце. (Размещение композиции на картоне). (Демонстрация карточки предметно – операционного плана).
Затем все детали приклеиваем к основе. Будьте внимательны и аккуратны, не сдвигайте детали и не меняйте их местами. (Демонстрация карточек предметно – операционного плана).
- Чего-то не хватает у снеговика? Правильно, у него нет лица.
Потом делаем лицо. Вырезаем два маленьких черных кружка – это глаза, треугольник – это нос, две черных полоски – это руки. (Демонстрация карточки предметно – операционного плана).
Наконец получился портрет снеговика.
Повторение этапов выполнения работы.
Выполнение аппликации обучающимся.
7. Закрепление проделанной работы по вопросам учителя.
-Что мы сегодня делали на уроке?
-Чтомы использовали, чтобы у нас получился снеговик?
9. Итог урока, рефлексия.
Оценка качества готовых работ.
– Оцени свою работу. (Рефлексия)
Алеша, вот у меня есть наклейки, чтобы ты смог оценить свою работу. Сравни свою работу с образцом, и если тебе кажется, что ты выполнил свою работу аккуратно и очень хорошо, то выбери звездочку, если же тебе кажется что работа не очень аккуратная - то квадратик, а если кажется, что совсем ничего не получилось, то треугольник.
Ты правильно оценил свою работу, так как работа у тебя выполнена аккуратно, круги расположены правильно по отношению друг к другу, вырезал ты правильно аккуратно по разметочным линиям не спеша.
(Обращаю внимание на правильность размещения кругов по отношению друг к другу. На качество вырезания. Чистоту работы.) 10. Оценивание – смайлики.
– Очень хорошо потрудился, старался, соблюдал порядок на рабочем месте.
- Работа тебе понравилась?
- Трудно было выполнять эту работу?