«Интегрированный урок, посвящённый народным промыслам»


«Интегрированный урок, посвящённый народным промыслом»

Учитель изобразительногоискусства: Алиева Ф.С.
Тема: «Народные промыслы»
Учебно воспитательные цели и задачи: содействовать воспитанию и развитию художественного вкуса, углублять эстетические познания о народном и декоративно-прикладном искусстве, активизировать творчество воображение, развивать графические умения, связанными с приёмами цветочной росписи углублять представление о разнице реальных и декоративных цветов, дать сведения о ритме, композиции в круге.Материалы к уроку:
Для учителя: репродукции, образца декоративного искусства: хохломская игрушки, гжельная керамика.
Для учащихся: бумажные заголовки круглой формы и квадратной формы, пластилин, кисточки, краски.
План урока.
Беседа о том, что узнали учащиеся о мастерах из хохломы, Дымково, Гжели. Рассматривание произведенный народным мастеров.
Объяснение задачи самостоятельной работы.
Самостоятельная работа учащихся над росписью подноса, тарелочки и лепки дымковской игрушки.
Итоги. Рекомендации по ходу урока. Анализ выполненных работ.
Ход урока.
Здравствуйте, ребята! Сегодня у нас необычный урок, урок- ярмарка! И тема у нас замечательная. Сегодня мы с вами побываем в дымковской слободе у мастеров глиняной игрушки, побываем на ярмарке хохломской посуды гжельской керамики. Вспомним скороговорки, загадки, пословицы, прибаутки.
Этот промысел возник в Слободе Дымково, что возле города Вятки. Там отличная глина и речной песок, пригодный для керамического промысла. Издавна живут в слободе мастера, которые, кроме полезных в хозяйстве крынок и горшков, делают себе на потеху, до детям на забаву веселые игрушки. Игрушку эту лепили и раскрашивали только женщины и дети. Мастерицы лепили и обжигали в русской печки эти знаменитые игрушки. Мастерицы расписывали ее красками, растертыми на яичном желтке. Многоцветная раскраска в виде клеток, полос, зигзагов, кружков.
Кружки-солнышки-символ жизни
Точки, крестики - начало жизни человека.
Квадратике с точками-засеянное поле.
Квадратике - жилище.
Линии - покой, воду.
Каждую весну к празднику свистунья устраивали ярмарку. И не один из не обходился без пестрого красочного товара-глиняных игрушек - украшения ярмарки.
А теперь представьте, что мы с вами оказались в мастерской, где изготавливают красивые деревянные изделия.
Вводная беседа – первая о хохломских мастерах, поэтому в ней еще не раскрываются все секреты золотой Хохломы. Основная задача – обратить внимание детей на любовь народных мастеров к природным мотивом своей родной земли. Текст беседы может быть таким: « Гуляя в лесу, поле, берегом реки разве не удивлялся ты красоте родной земле, обильному разнотравью ее лугов.»Хохломские художники любят рисовать на своих изделиях земляничку, малинку, ежевичку, крыжовник, черную и красную смородинку, рябинку.
Сегодня на уроке мы будем учится у хохломских мастеров видеть красивое в нашей природе и в своих работах передадим изящную фоому веточек, ягод.
-- Давайте, ребята мы свами побываем еще у одних мастеров в гостях. Это мастера из Гжели. Им издавна занимаются в селе Гжель. Гжельская посуда одна из самых популярных и красивых видов русского народного прикладного искусства.
Гжельская посуда отличается большим разнообразием форм и особенно красотой . Формы изделия из Гжели очень разнообразна – это традиционные чайнике, чашки, квасники, молочники, тарелки и даже игрушки. Роспись, как правило бывает синего и голубого цвета по белому фону, контуры листьев и цветов украшают золотистыми линиями. Основные мотивы узора-полевые и садовые цветы – розы, гвоздики, астры, а также трава , колосья, птицы.
Учащиеся выполняют практическое задание, расписывают тарелочку по мотивом гжельской керамики. Дети выполняют задание. На работу дается 10-15 минут.
После подведения итогов. Можно поиграть в викторину.
Вопрос № 1
Эти изделия ярки и красочны, словно пронизаны солнцем. Роспись этой посуды выполняется кистевыми приёмами без предварительного нанесения контура рисунка. Основной прием росписи – «травный» (хохлома).
Вопрос № 2
Эту посуду делают из фарфора, а расписывают ее только голубой и синей красками. Где делают эту красивую посуду(Гжель).
Вопрос № 3
Эти игрушки любимы всеми. Они очень яркие и нарядные. Про них народ написал не мало прибауток, считалок, загадок (дымковская игрушк).
Вопрос № 4
Посуда не проста, а точно золотая!
С яркими завиточками!
Ягодками и листочками!
Называется она? (Хохлома)
Вопрос № 5
Зонтик грибком,
Руки крендельком.
Ходит девица – красавицы пешком (Дымковская барыня)
Вопрос № 6
Снежно – белая посуда
Расскажика ты откуда?
Видно с Севера пришла
И цветами расцвела
Голубыми, синими
Нежными красивыми (Гжель)