Развитие интереса к народным промыслам у школьников на уроках по технологии в рамках ФГОС


Развитие интереса у школьников к народным прымыслам на уроках по технологии в рамках ФГОС (1 слайд)
Задача любого учителя на своих уроках заключается в формировании познавательного интереса у учащихся. (2 слайд)
Интерес является важнейшей побудительной силой к приобретению знаний и обогащению содержания его жизни. А искусство – это вид человеческой деятельности, сознающий целостную картину мира в единстве мысли и чувств.»(2 слайд)
Формированию интереса к народному творчеству способствуют интегрированные уроки, выставки-конкурсы, мастер-классы , внеклассные мероприятия. (3 слайд)
Изучение народного искусства незаменимо для нравственного и эстетического воспитания школьников, развития уважения к труду, наследству своих предков, самопознанию .(4 слайд)
В новой программе ФГОС по технологии ведения дома одним из разделов являются художественные ремесла. В 5 и 6 классе учащиеся знакомятся с видами художественных ремесел: лоскутное шитье, вышивка, кружевоплетение, ковроткачество, вязание, роспись по дереву, по ткани; с основами композиции при создании предметов декоративно - прикладного искусства Итоговой работой является выполнение проекта, создание изделия в одном из направлений. (5-6 слайд) ( показать учебники)
Лозунг стандартов второго поколения – Научить учиться. Новый стандарт отличается реализацией системно-деятельностного подхода в обучении, где позиция ученика – активна, где он выступает в роли инициатора и творца, а не пассивного слушателя. В стандартах нового поколения во главу угла ставяться не Знания, Умения, Навыки, а универсальные учебные действия – умения учиться самостоятельно. Важным является не «богаж» знаний, накопленный за время обучения в школе, а умение им пользоваться. (7-8-9-10-11-12 слайд)
Необходимость перехода на новые стандарты возникла в связи с тем, что многие выпускники по окончании школы сталкиваются с трудностями адаптации к взрослой жизни, где нет учителей, которые их направляют, говорят, что следует делать и как. Одних знаний оказывается в жизни недостаточно. Выпускник должен научиться решать свои проблемы самостоятельно.
В нашей школе на заседании м.о учителей эстетического цикла утверждается Основная образовательная программа общего и дополнительного образования, составляются рабочие программы по отдельным предметам и по внеурочной деятельности .Создается материально-техническая база ( компютер., мультимедийные проекторы, интерактивные доски). Каждый учащийся 5-6 классов обеспечен учебником.
Использование на уроках возможностей современных технологий позволяет обеспечить формирование базовых компетеностей современного человека:
Информационной (умение искать, анализировать, преобразовывать)
Коммуникативной (Умение сотрудничать с другими)
Самоорганизации (умение ставить цели, планировать, ответственно относиться к здоровью и полноценно использовать личностные ресурсы).
Не для кого не секрет, что уроки технологии – любимые уроки в школе. Т.к. на них может проявляться огромный интерес к творчеству и большое поле деятельности.
Хочу поделиться опытом работы в этом направлении.(13.14.15 слайд)
На уроках швейного дела остается очень много лоскутков. Раньше мы их все использовали для прихваток в технике пэчворк и все шили прихватки. А теперь учащиеся сами ищут информацию о создании изделий из лоскутков и каждая девочка выбирает для себя изделие, которое ей по душе и где можно использовать лоскутки. Распечатывают инструкции, технологические карты, подбирают материалы и инструменты. Создают проекты и защищают их.
Одним из них являются кубышки - травницы.916 – 17 слайд)
Они приносят в наш дом уют и аромат. Могут быть интересным подарком на праздник. Кубышка – травница также может быть оберегом на здоровье. Она как добрая заботливая хозяйка следит за здоровьем всех членов семьи и защищает от злых духов. Может быть игровой. А вот чтобы она принесла к нам в дом радость и исцеление необходимо изготовить ее своими руками.
Травница – оригинальная по конструкции кукла состоит из 6 узелков (голова, туловище, 2 груди и 2 узелка в руках). Каждый из узелков наполнен сухими ароматными травами.
Таких Травниц делали наши бабушки для профилактики и лечения различных заболеваний. Для хорошего сна куклу наполняли мятой или мелиссой.  При воспалении верхних дыхательных путей изготавливали Травницу  с чабрецом. В период эпидемий и вирусов делались «зимние» Травницы – куклы наполнялись сосновыми почками, веточками туи, семенами чеснока. Кукла Травница могла быть наполнена  травой одного вида или сбором из нескольких трав.
Фитотерапия, являясь, пожалуй, самым древним способом врачевания, до сих пор остаётся популярной. Наши предки, не имея современных лекарств, были выносливее и здоровее нас. Для них лекарственные растения были единственной возможностью сохранить и поправить здоровье, их аптекой был лес и луг. Народные рецепты – это богатство любой нации, поскольку этот опыт столетиями накапливался нашими предками.
На занятия по рукоделию, если девочки делают  куклу - Травницу, то травы они приносят на свое усмотрение, причем  каждый должен рассказать о свойствах выбранной травы.
Травы-наполнители для кукол Травниц на нашем занятии были такие:
МЯТА, ЛАВАНДА, МЕЛИССА, ЗВЕРОБОЙ ,ЧАБРЕЦ,
ДУШИЦА . ( показ видео мастер-класса)
Опыт первых двух лет внедрения ФГОС позволил сделать вывод о том, что такого рода реформирование системы работы образовательного учреждения давно назрело. Пятиклассники и шестиклассники плавно и безболезненно адаптируются в условиях новой образовательной среды. Во главу угла нами ставиться задача укрепления здоровья детей, развитие их физического, нравственного и интеллектуального потенциала. Они охотно включаются в самостоятельный поиск новой информации, учатся рассуждать, ставить перед собой учебные задачи, делать выводы, обосновывать своё мнение. На уроках технологии и внеурочной деятельности проявляется огромный интерес к народным промыслам,т.к. ¼ часть программы составляют художественные ремесла.
И в заключении хочется сказать:
Современной школе просто необходимы народные ремесла т.к. они развивают творческие способности детей, дарят им радость, позволяют с пользой провести свободное время.