Программа дополнительного образования Резьба по дереву
Пояснительная записка
Испокон веков в необозримом мире леса человека привлекает такое знакомое с детства дерево.
Этот удивительный материал красив сам по себе. А человек прикосновением своих рук дарит ему вторую жизнь. Дерево и руки художника вечный союз добра, красоты и труда.
Данная программа объединяет типовые программы технологического образования и скорректирована преподавателем на основе своей методологической концепции учебного процесса. Программа рассчитана на учащихся Нижегородского индустриального техникума по специальности «Плотник, столяр» и направлена на расширение профессионального кругозора будущих специалистов данной профессии. Возраст участников 15 – 18 лет.
Учащиеся должны прослушать все, что касается очередного приема выполнения работы, затем, выполнить отдельные упражнения, практически, после чего весь рабочий прием выполнить сразу. Изучаемый прием работы закрепляется более или менее продолжительной практикой, только после всего этого можно приступать к изучению следующего приема работы с деревом.
Цель:
Развитие творческих способностей обучающихся посредством приобщения их к одному из творческих видов деятельности – художественной обработке древесины –резьбы по дереву.
Задачи:
воспитание у обучающихся уважения к народным традициям;
развитие индивидуальных и творческих способностей обучающихся;
формирование устойчивого интереса к творчеству, потребности в труде.
Программа курса рассчитана на три года обучения и построена таким образом, чтобы учащиеся имели возможность получить представление о художественной обработке древесины и их значимости в развитии человеческого общества и в нашей жизни.
Художественная деятельность учащихся при освоении содержания программы проявляется в разработке формы различных изделий, их декоративном оформлении.
Творческое развитие обучающихся осуществляется через знакомство с высокохудожественными образцами искусства прошлого и настоящего, традициями народных ремесел, а также посещение выставок декоративно-прикладного искусства.
Выполненные учащимися изделия могут быть использованы для украшения интерьера и в качестве экспонатов музея.
При выполнении практических работ учащиеся не только осваивают технологические приемы, но и решают задачи по созданию целостного изделия, соответствующего как функциональным, так и эстетическим требованиям.
Освоив содержание курса, учащиеся должны
знать:
народные промыслы России, связанные с деревообработкой;
историю развития художественной обработки древесины;
основы материаловедения;
основные способы обработки древесины;
правила безопасности труда при выполнении резных работ;
ручные операции по изготовлению изделий из древесины;
технологию резьбы по дереву и отделки древесины;
общие принципы художественного проектирования;
уметь:
правильно организовать рабочее место;
готовить материалы, инструменты и оснастку к предстоящей работе;
применять безопасные приемы работы;
планировать работу и составлять графическую документацию;
правильно выполнять основные операции резьбы по дереву;
выполнять декоративную отделку готового изделия;
выполнять творческие проекты.
Учебный план программы творческой мастерской резьбы по дереву
№
п/п
Наименование
Кол-во
часов
1 год
Кол-во
часов
2 год
Кол-во
часов
3 год
1
Художественная обработка дерева
10
20
20
2
Основы материаловедения
10
20
20
3
Технология ручной обработки древесины
200
170
170
4
Технология машинной обработки древесины
10
10
5
Выполнение творческого проекта
20
20
20
Итого
240
240
240
Учебно-тематический план 1 года обучения
творческая мастерская резьбы по дереву
№
п/п
Название модулей
Всего
часов
Из них
теория
практика
1
Художественная обработка древесины
1.1
Вводное занятие
1
1
1.2
Техника безопасности при ручной обработке древесины, правила пожарной безопасности
1
1
1.3
История развития народного промысла «Резьба по дереву»
1
1
1.4
Основы искусствоведения.
7
2
5
2
Основы материаловедения
2.1
Пиломатериалы и породы деревьев
4
2
2
2.2
Инструменты и приспособления для резьбы по дереву
6
1
5
3
Технология ручной обработки древесины
3.1
Изготовление изделий из природного материала
2
1
1
3.2
Контурная резьба
24
2
22
3.3
Плоскорельефная резьба с подушечным фоном
60
6
54
3.4
Плоскорельефная резьба с выбранным фоном
70
12
58
3.5
Геометрическая резьба
24
1
23
4
Художественная обработка бересты
4.1
Заготовка бересты
14
2
12
4.2
Правила и способы работы с берестой
16
2
14
4
Выполнение творческого проекта
4.1
Требование к документации (дизайн-папке)
1
1
4.2
Составление документации (дизайн-папки)
5
1
4
4.3
Изготовление изделия
13
13
4.4
Защита проектов
1
1
Итого:
240
Учебно-тематический план 2 года обучения
творческая мастерская резьбы по дереву
№
п/п
Название модулей
Всего
часов
Из них
теория
практика
1
Художественная обработка
1.1
Вводное занятие
1
1
1.2
Техника безопасности при ручной обработке древесины, правила пожарной безопасности
1
1
1.3
История развития народного промысла «Резьба по дереву»
2
2
1.4
Основы искусствоведения
16
3
13
2
Основы материаловедения
2.1
Пиломатериалы и породы деревьев
10
2
8
2.2
Оборудование, инструменты и приспособления для резьбы по дереву
10
2
8
3
Технология ручной обработки древесины
3.1
Плоскорельефная резьба с подушечным фоном
22
2
20
3.2
Плоскорельефная резьба с выбранным фоном
4
1
3
3.3
Плоскорельефная резьба с накладным фоном
50
6
44
3.4
Ажурная резьба
70
6
64
3.5
Рельефная резьба. Характерные особенности барокко и горельефа
4
1
3
3.6
Игрушка. Назначение игрушки и ее история. Изготовление щепных игрушек
20
2
28
4
Технология машинной обработки древесины
4.1
Высверливание отверстий
4
1
3
4.2
Выпиливание фасонных отверстий
5
1
4
4.3
Художественная отделка изделий
1
1
5
Выполнение творческого проекта
5.1
Требование к документации (дизайн-папке)
1
1
5.2
Составление документации (дизайн-папки)
5
1
4
5.3
Изготовление изделия
13
13
4.4
Защита проектов
1
1
Итого:
240
Учебно-тематический план 3 года обучения
творческая мастерская резьбы по дереву
№
п/п
Название модулей
Всего
часов
Из них
теория
практика
1
Художественная обработка дерева
1.1
Вводное занятие
1
1
1.2
Техника безопасности при ручной обработке древесины и пожарной безопасности
1
1
1.3
История развития народного промысла «Резьба по дереву»
2
2
1.4
Основы искусствоведения
16
2
14
2
Основы материаловедения
2.1
Пиломатериалы и породы деревьев
6
2
4
2.2
Оборудование, инструменты и приспособления для резьбы по дереву
14
2
12
3
Технология ручной обработки древесины
3.1
Плоскорельефная резьба
10
2
8
3.2
Ажурная резьба
30
2
28
3.3
Геометрическая резьба
20
2
18
3.4
Рельефная резьба
30
2
28
3.5
Скульптурная резьба
40
2
38
3.6
Барокко и модерн. История развития
10
2
8
4
Технология машинной обработки древесины
4.1
Высверливание отверстий
10
2
8
4.2
Способы выпиливания фасонных отверстий
10
2
8
4.3
Токарные работы
20
2
18
5
Выполнение творческого проекта
5.1
Требование к документации (дизайн-папке)
1
1
5.2
Составление документации (дизайн-папки)
5
1
4
5.3
Изготовление изделия
13
13
4.4
Защита проектов
1
1
Итого:
240
Методическое обеспечение программы резьбы по дереву
1год обучения
Раздел
программы
Формы
занятий
Приемы
и методы
Дидактичес-
кий материал
Техническое
оснащение
Форма
Подведения
итогов
1
2
3
4
5
6
1. Художественная обработка дерева
1.1 Вводное занятие
Т. Рассказ
Информацион-
но репродук-
тивный
Печатные издания
Образцы
изделий
Собеседова-
ние
1.2 Техника
безопасности при ручной обработ-
ке древесины и пожарной
безопасности
Т. Лекция
Информацион-
но репродук-
ный и наглядный
Инструкции Т.Б. и пожарной
безопасности
Ручные
столярные
инструменты
Опрос
1.3 История развития народного промысла «Резьба по дереву»
Т.Рассказ, П.Само-
стоятельная работа
Информацион-
но репродук-
ный
Печатные издания и иллюстрации
Образцы изделий
Собеседова-
ние
1.4 Основы искусствоведения
Т. Лекция, беседа
П.Лаборатор-ная работа
Словесный, наглядный. Практическая работа
Печатные издания и вырезки из журналов
Писчая бумага, карандаши
Познаватель-ные задания
2. Основы материаловедения
2.1
Пиломатериалы и породы деревьев
Т. Беседа
П.Лаборатор-ная работа, игра экскурсия
Словесно- наглядный ме-тод. Исследо-вательский метод
Печатные издания и вырезки из журналов
Древесные породы
Познаватель-ные задания
2.2 Инструменты и приспособления для резьбы по дереву
Т. Лекция, беседа
П.Лаборатор-ная работа
Объяснительно
наглядный, самостоятель-ная работа.
Практические упражнения
Инструкция по технике безопасности, плакаты
Нож, стамески, ножовка, топор, шкурка, рубанок, напильники
Собеседова-ние. Взаимо-проверка учащихся умений хранения инструмента на рабочем месте
1
2
3
4
5
6
3. Технология ручной обработки древесины
3.1 Изготовление изделий из природного материала
Т.Рассказ беседа
П. Практичес-кая работа,
экскурсия
Объяснительно
наглядный
плакаты
Ручные
столярные
инструменты Материал
Собеседова-
ние, опрос-анализ
3.2 Контурная резьба
Т. Лекция,
П.Практичес-кая работа
Объяснительно-
репродуктивный
наглядный
практический
плакаты
Нож, древесный материал
Опрос-анализ
Собеседова-
ние
3.3 Плоскорельеф-ная резьба с подушечным фоном
Т. Беседа
П.Практичес-кая работа
Объяснительно
наглядный
Метод тренинга
Практическая работа
Печатные издания и иллюстрации
Стамески, нож, древесный материал
Собеседова-
ние
Опрос-анализ допущенных
ошибок
3.4 Плоскорельеф-ная резьба с выбранным фоном
Т. Лекция, беседа
П.Практичес-кая работа
Объяснительно
наглядный
Метод тренинга
Самостоятель-ная работа
Печатные издания и иллюстрации
Нож, стамески,
киянка, древесные материалы
Собеседова-
ние
Опрос-анализ допущенных
ошибок
3.5 Геометрическая резьба
Т.Рассказ
П.Примене-ние знаний на практике
Объяснительно
наглядный
Метод тренинга
Самостоятель-ная работа
Печатные издания и иллюстрации
Нож, циркуль, треугольник, древесные материалы
Опрос, итоговая работа
4. Художественная обработка бересты
4.1 Заготовка бересты
Т. Рассказ, беседа.
П. Экскурсия
Объяснительно- репродуктивный
Печатные издания, наглядные пособия
Нож, береста
Собеседова- ние, опрос
4.2 Правила и способы работы с берестой
Т. Беседа
П.Практичес-кая работа
Проблемное изложение
Печатные издания, шаблоны, наглядные пособия
Нож, ножницы, стамески, береста, клей
Опрос, собеседова-ние
4. Выполнение творческого проекта
4.1 Требования к документации (дизайн-папке)
Т. Лекция
Объяснительно
наглядный
Раздаточный материал
Писчая бумага, ручки, карандаши
Собеседова-
ние
Опрос
1.
2.
3.
4.
5.
6.
4.2 Составление документации (дизайн-папке)
Т. Беседа
П.Практичес-кая работа
Объяснительно
наглядный
Самостоятель-ная работа
Образцы документов
Раздаточный материал
Писчая бумага, ручки, карандаши
Собеседова-
ние
проверка
4.3 Изготовление изделия
Т. Беседа
П.Практичес-кая работа
Самостоятель-ная, практическая работа
Чертежи, шаблоны, технологи-ческие карты
Древесный материал,
ручные
столярные
инструменты
Опрос-анализ,
собеседова-
ние
4.4 Защита проектов
Т. Опрос
П. Выставка творческих работ и дизайн-папок
Проблемное изложение
Образцы работ, раздаточный материал
Готовые работы и дизайн-папки
Защита творческих проектов, ответы на вопросы
Методическое обеспечение программы резьбы по дереву
2 год обучения
Раздел
программы
Формы
занятий
Приемы
и методы
Дидактичес-
кий материал
Техническое
оснащение
Форма
Подведения
итогов
1
2
3
4
5
6
1. Художественная обработка дерева
1.1 Вводное занятие
Т. Рассказ
Информацион-
но репродук-
тивный
Печатные издания
Образцы
изделий
Собеседова-
ние
1.2 Техника
безопасности при ручной обработ-
ке древесины и пожарная
безопасность
Т. Лекция
Информацион-
но репродук-
ный и наглядный
Инструкции Т.Б. и про-
тивопожарной
безопасности
Ручные
столярные
инструменты
Опрос
1.3 История развития народного промысла «Резьба по дереву»
Т.Рассказ, П.Лабораторная работа
Исследовательский метод
Печатные издания и иллюстрации
Образцы изделий
Познавательные задания
1.4 Основы искусствоведения
Т. Лекция, беседа
П.Лаборатор-ная работа
Словесный, наглядный. Практическая работа
Печатные издания и вырезки из журналов
Писчая бумага, карандаши
Познаватель-ные задания
2. Основы материаловедения
2.1 Пиломатериалы и породы древесины
Т. Беседа
П.Лаборатор-ная работа
Словесно- наглядный ме-тод. Исследо-вательский метод
Печатные издания и вырезки из журналов
Коллекция древесных пород
Познаватель-ные задания
2.2 Оборудование, инструменты и приспособления для резьбы по дереву
Т. Лекция, беседа
П.Лаборатор-ная работа
Объяснительно
наглядный, самостоятель-ная работа.
Практические упражнения
Инструкция по технике безопасности, плакаты
Нож, стамески, ножовка, лобзик. дрель
Собеседова-ние. Взаимо-проверка учащихся умений хранения инструмента на рабочем месте
3. Технология ручной обработки древесины
3.1 Плоскорельеф-ная резьба с подушечным фоном
Т.Рассказ беседа
П. Самостоя-тельная работа
Объяснительно
наглядный
Плакаты
Нож, стамески, ножовка, древесные материалы
Познавательные задания
1
2
3
4
5
6
3.2 Плоскорельеф-ная резьба с выбранным фоном
Т. Лекция,
П.Практичес-кая работа
Объяснительно-
репродуктивный
наглядный
практический
Плакаты
Нож, стамески, киянка, древесные материалы
Опрос-анализ
Собеседова-
ние
3.3 Плоскорельеф-ная резьба с накладным фоном
Т. Беседа
П.Практичес-кая работа
Объяснительно
наглядный
Метод тренинга
Практическая работа
Печатные издания и иллюстрации
Нож, стамески, сверла, лобзик, древесные материалы
Собеседова-
ние
Опрос-анализ допущенных
ошибок
3.4
Ажурная резьба
Т. Лекция, беседа
П.Практичес-кая работа
Объяснительно
наглядный
Метод тренинга
Самостоятель-ная работа
Печатные издания и иллюстрации
Ручные
слесарные
инструменты
Собеседова-
ние
Опрос-анализ допущенных
ошибок
3.5 Рельефная резьба. Характерные особенности барокко и горельефа
Т.Рассказ
П.Лабораторная работа
Объяснительно
наглядный
Метод тренинга
Самостоятель-ная работа
Печатные издания и иллюстрации
Нож. стамески, киянка, древесные материалы
Опрос, итоговая работа
3.6 Игрушка. Назначение игрушки и ее история. °Изготовление щепной игрушки
Т. Рассказ, игра.
П. Экспери-мент
Исследовательс-кий метод. Метод тренинга
Печатные издания и иллюстрации
Нож, стамески, древесные материалы
Собеседова-ние
4. Технология машинной обработки древесины
4.1 Высверливание отверстий
Т. Лекция
П.Лабораторная работа
Объяснительно
наглядный
Инструкция по технике безопасностиНаглядные пособия
Сверла, дрель, древесные материалы
Познавательные задания
4.2 Выпиливание фасонных отверстий
Т. Лекция
П.Практичес-кая работа
Объяснительно
наглядный
контроль и коррекция
Печатные издания и иллюстрации
Лобзик, пилки, древесные материалы
Собеседова-
ние. Опрос-анализ допу-щенных
ошибок
5.Выполнение творческого проекта
5.1 Требования к документации (дизайн-папке)
Т. Лекция
Объяснительно
наглядный
Раздаточный материал
Писчая бумага, ручки, карандаши
Собеседова-
ние
Опрос
5.2 Составление документации (дизайн-папке)
Т. Беседа
П.Практичес-кая работа
Объяснительно
наглядный
Самостоятель-ная работа
Образцы документов
Раздаточный материал
Писчая бумага, ручки, карандаши
Собеседова-
ние
проверка
5.3 Изготовление изделия
Т. Беседа
П.Практичес-кая работа
Самостоятель-ная, практическая работа
Чертежи, шаблоны, технологи-ческие карты
Древесный материал,
ручные
столярные
инструменты
Опрос-анализ,
Собеседова-
ние
5.4 Защита проектов
Т. Опрос
П. Выставка творческих работ и дизайн-папок
Проблемное изложение
Образцы работ, раздаточный материал
Готовые работы и дизайн-папки
Защита творческих проектов, ответы на вопросы
Методическое обеспечение программы резьбы по дереву
3 год обучения
Раздел
программы
Формы
занятий
Приемы
и методы
Дидактичес-
кий материал
Техническое
оснащение
Форма
Подведения
итогов
1
2
3
4
5
6
1. Художественная обработка дерева
1.1 Вводное занятие
Т. Рассказ
Информацион-
но репродук-
тивный
Печатные издания
Образцы
изделий
Собеседова-
ние
1.2 Техника
безопасности при ручной обработ-
ке древесины, пожарная
безопасность
Т. Лекция
Информацион-
но репродук-
ный и наглядный
Инструкции Т.Б. и пожарной
безопасности
Нож,
стамески
Опрос-анализ
1.3 История Развития народного промысла «Резьба по дереву»
Т.Рассказ, П.Само-
стоятельная работа
Информацион-
но репродук-
ный
Печатные издания и иллюстрации
Образцы изделий
Собеседова-
ние
1.4 Основы искуствоведения
Т. Виктории-на, игра
П. Само-стоятельная работа
Метод игры, метод тренинга
Печатные издания и вырезки из журналов
Писчая бумага, карандаши
Познаватель-ные задания
2. Основы материаловедения
2.1 Пиломатериалы и породы деревьев
Т. Беседа
П.Лаборатор-ная работа
Проблемное изложение
Печатные издания и вырезки из журналов
Коллекция древесных пород
Опрос-анализ
1.
2.
3.
4.
5.
6.
2.2 Оборудование, инструменты и приспособления для резьбы по дереву
Т. Лекция
П.Практическая работа
Объяснительно
наглядный, самостоятель-ная работа.
Практические упражнения
Инструкция по технике безопасности, плакаты
Нож, стамески, ножовки, лобзик, дрель, топор, киянка
Собеседова-ние. Взаимо-проверка учащихся умений хранения инструмента на рабочем месте
3. Технология ручной обработки древесины
3.1 Плоскорельеф-ная резьба
Т.Беседа
П. Самостоя-тельная работа творческого характера
Самоуправление учебно-познавательной деятельности
Печатные издания
Нож, стамески, древесные материалы
Собеседова-
ние
3.2 Ажурная резьба
Т. Лекция,
П.Практичес-кая работа
Объяснительно-
репродуктивный
наглядный
практический
Печатные издания и иллюстрации
Нож, стамески, киянка, дрель. лобзик, древесные материалы
Опрос-анализ
Викторина
3.3 Геометрическая резьба
Т. Беседа
П.Практичес-кая работа
Объяснительно
наглядный
Метод тренинга
Практическая работа
Печатные издания и иллюстрации
Нож, циркуль, карандаш, древесные материалы
Собеседова-
ние
Конкурс на лучшую работу
3.4 Рельефная резьба
Т.Объясне-ние, беседа
П.Практичес-кая работа
Объяснительно
Наглядный,
метод тренинга
Самостоятель-ная работа
Печатные издания и иллюстрации
Пластилин, бумага, карандаш, нож, стамески, киянка, древесные материалы
Познавательные задания
3.5 Скульптурная резьба
Т.Рассказ
П. Экспери-
мент
Проблемное изложение, исследовательс- кий метод
Печатные издания и иллюстрации
Нож, циркуль, треугольник, древесные материалы
Опрос, итоговая работа
1.
2.
3.
4.
5.
6.
3.6 Стили Барокко и модерна. История развития
Т. Лекция
П. Лабора-
торная работа
Словесно-наглядный, самостоятельная работа учащихся
Печатные издания, иллюстрации
Карандаши, бумага, нож, стамески. древесный материал
Взаимо-
опрос учащихся
4. Основы художественной ковки
4.1 Высверливание отверстий
Т. Лекция
П. Лаборат-орная работа
Словесно-
Наглядный. Контроль и коррекция
Инструкция по технике безопасности
Печатные издания и иллюстрации
Дрель, сверла, древесные материалы
Собеседова-
ние. Опрос-анализ допу-щенных
ошибок
4.2 Выпиливание фасонных отверстий
Т. Лекция
П.Практичес-кая работа
Объяснительно
наглядный, контроль и коррекция
Печатные издания и иллюстрации
Лобзик, пилки, древесный материал
Собеседова-
ние. Опрос-анализ допу-щенных
ошибок
4.3 Токарные работы
Т. Лекция
П.Практичес-кая работа
Объяснительно
наглядный, контроль и коррекция
Печатные издания и иллюстрации
Токарный станок, стамески, древесный материал
Опрос, итоговая работа
5.Выполнение творческого проекта
5.1 Требования к документации (дизайн-папке)
Т. Лекция
Объяснительно
наглядный
Раздаточный материал
Писчая бумага, ручки, карандаши
Собеседова-
ние
Опрос
5.2 Составление документации (дизайн-папке)
Т. Беседа
П.Практичес-кая работа
Объяснительно
наглядный
Самостоятель-ная работа
Образцы документов
Раздаточный материал
Писчая бумага, ручки, карандаши
Собеседова-
ние
проверка
5.3 Изготовление изделия
Т. Беседа
П.Практичес-кая работа
Самостоятель-ная, практическая работа
Чертежи, шаблоны, технологи-ческие карты
Древесный материал,
ручные
столярные
инструменты
Опрос-анализ,
Собеседова-
ние
5.4 Защита проектов
Т. Опрос
П. Выставка творческих работ и дизайн-папок
Проблемное изложение
Образцы работ, раздаточный материал
Готовые работы и дизайн-папки
Защита творческих проектов, ответы на вопросы
Учебно-материальное обеспечение программы
Для работы резчиков пригодно любое сухое, светлое помещение с нормальной температурой.
Основным оборудованием рабочего места творческого объединения «Резьба по дереву» является крепкий стол с встроенными тисками - верстак.
На каждое рабочее место необходимо примерно 2,5 м2 площади, 4 м2 надо под стол для заточки инструмента, сверлильного и заточного станков, инструментальный шкаф и умывальник. Верстаки следует располагать так, чтобы свет на рабочее место падал спереди или слева. У боковых стен размещаются стеллажи для хранения материалов и незавершенных работ учащихся.
В мастерской также необходимы простые столярные инструменты: линейка, карандаш, угольник, малка, ножовки продольная и поперечная, топор, рубанок, сверла и перки, дрель, напильники, стамески и штихеля.
Задание по обработке древесины в выполняется на постоянном месте (верстаке).
Учащиеся усваивают и соблюдают правила внутреннего распорядка, организацию рабочего места и безопасности труда в мастерской.
Правила поведения в учебной мастерской
Работать в спецодежде, иметь при себе ручку, тетрадь, линейку, карандаш.
Занимать и оставлять рабочее место, начинать и оканчивать работу с разрешения учителя.
Прежде чем изготавливать изделие, получи у учителя заготовку и указания к работе.
Перед работой проверь состояние рабочего места, наличие и исправность инструмента.
Помни: работать надо исправным инструментом!
Размещай инструмент в порядке установленном учителем.
Не пробуй пальцами острые кромки режущих инструментов
7.В случае ранения, при недомогании и поломке инструмента обратись за помощью к учителю.
8. Задание выполняй аккуратно и в указанный срок, бережно, экономно расходуй материал.
9. После работы очисти инструмент, убери рабочее место, приведи себя в порядок, из мастерской выходи с разрешения учителя.
З А П О М Н И !
Никакая срочность выполнения работ не является основанием для нарушения правил техники безопасности.
Методические рекомендации
Художественная обработка древесины требует от человека серьезного умения в обращении с ручными инструментами и приспособлениями, а также определенных знаний в области обработки древесины. Поэтому данная программа предусматривает обучение трудовым навыкам с учетом знаний, которые учащиеся получили в курсе технологии, химии, физики, биологии, черчения и рисования.
Примерно 25% учебных часов программы отведено на теорию и 75% - на практические занятия. Процесс обучения ориентирован на получение знаний и практических умений в области художественной обработки древесины и изготовления изделий. Большое внимание также уделено основам планирования работы, безопасным приемам труда, правильной организации рабочего места, работе с графической документацией и выполнению самостоятельных творческих проектов.
Методика преподавания курса реализуется через систему усложняющихся объектов труда и заданий, направленных на формирование специальных технико-технологических знаний и умений по выполнению основных операций резания и обработки древесины. Выполняемые учащимися задания выстроены в соответствии со следующими дидактическими требованиями к обучению обработке древесины с использованием ручных инструментов и технологических машин:
последовательность предлагаемых учащихся заданий соответствует дидактическому принципу «от простого к сложному»: на первом этапе учащимся предлагают для изготовления однодетальные изделия; на следующих этапах предусмотрено изготовление многодетальных изделий, усложнение формы деталей, повышение качества и точности обработки и, как следствие, овладение новыми для них технологическими операциями ручной и механической обработки древесины;
предлагаемые учащимся задания включают не только изготовление изделий по технологической карте, но и разработку технологической последовательности этого изготовления;
в целях реализации творческих способностей учащихся, формирования у них эстетического вкуса, развития пространственного и образного мышления, поручаемые им задания должны носить творческий характер и иметь личностное и общественное значение.
Критерии оценки
Низкий уровень
Средний уровень
Высокий уровень
Познавательная активность
Отсутствие у учащихся интереса к расширению и углублению знаний
Стремление к углублению знаний
Стремление применять зна-ния в новой ситуации и на-ходить способы достижения целей своей деятельности
Познавательная самостоятельность
Выполнение поставленной за-дачи предложенными спосо-бами; функционирование зна-ний на уровне припоминания и осмысления учащимися ранее изученного материала, анализ
Самостоятельный выбор средств выполнения поста-вленной задачи и ее разрешение
Обобщение и преобразование ранее приобретенных знаний для решения поставленной за-дачи
Самостоятельная постано-вка и выбор путей ее разре-шения; определение возмо-жностей своих знаний для решения самостоятельно поставленной задачи; отбор и конструирование способов деятельности для решения задачи; приобретение и использование опыта пои-сковой деятельности
Знания
Представление об основных способах (технологиях) формо-образования изделий: резании, сверления, долбления, точения древесины
Представление об основных способах изменения меха-нических и декоративных свойств древесины
Знание характерных осо-бенностей технологических процессов изменения меха-нических и декоративных свойств древесины
Умения и навыки. Опыт творческой деятельности
Чтение графической докуме-нтации, отображающей техно-логическую последовательность изготовления изделий из древесины; практическое изготовление однодетальных изделий из древесины в соответствии с требованиями технологического процесса
Чтение графической доку-ментации, отображающей фор-му, конструктивные особен-ности и технологическую пос-ледовательность изготовления изделий из древесины; практическое изготовление де-талей изделия, их соединения и сборка в соответствии с требо-ваниями технологического про-цесса; представление об осно-вных способах декоративной отделки изделий из древесины
Использование формы эски-зного представления инфор-мации при создании изделий из древесины; разработка технологической последовательности изго-товления изделия с учетом свойств обрабатываемого материала, возможных спо-собов обработки, требо-ваний к качеству и точности обработки, к декоративному оформлению изделия; вы-полнение декоративной отделки изделий из древесины
Список литературы:
Для учителя:
Навроцкий А.Г.
Художественная ковка: Учеб. Пособие. – М.: Высш. шк., 1995, - 127с.: ил.
Ледзинский В. С. И др.
Художественная ковка и литье Москвы/ В. С Ледзинский, А. А. Теличко,
А. В. Зверев. - М.: Машиностроение, 1989, - 304 с.: ил.
Современная художественная ковка.
Ледзинский В. С., Теличко А. А., Навроцкий А.Г., Зимин Ю. А. – М.: Металлургия, 1994, 480с.
Учаев П. Н. и др.
Жестяницкие работы: Справочник/ П.Н. Учаев, В. В. Привалов, И. Н. Учаев, - М.: Машиностроение, 1989. – 336с.: ил. – (Сер. справочников для рабочих).
Хворостов А.С., Хворостов Д. А.
Художественные работы по дереву: Макетирование и резное дело: Учеб.-метод. Пособие. – М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2002, - 304с.: ил. –
(Воспитание и доп. Образование детей).
Шмаков В.Г.
Кузница в современном хозяйстве. – М.: Машиностроение, 1990. – 288 с.: ил.
Для учащихся:
Газарян С. С.
Прекрасное - своими руками.- М.: Дет. Лит., 1989. – 157 с., ил. –
(Библиотека для родителей).
Федотов Г. Я.
Волшебный мир дерева: Кн. Для учащихся ст. классов. – М.: Просвещение,
1990. – 208 с.: ил.
Журнал «Делаем сами», 2000 №6, 2001 №6, 2002 №3.
вИС.7.тив
13PAGE 15
13PAGE 141915
13PAGE 15
13PAGE 141915
15