Рабочая программа по внеурочной деятельности Выпиливание лобзиком
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ
«ОХОТНИКОВСКАЯ СРЕДНЯЯ ШКОЛА»
Рассмотрено
на заседании методического объединения
(протокол от ___________№____)
Руководитель МО___Г.К.Рослая«____»________ 2015г. Согласовано
Заместитель директора школы
_______ Г.К.Рослая
«_____»________2015г. Утверждаю
Директор школы
_______В.А.Ильченко«____»________2015г.
Рабочая программа
внеурочной деятельности
по художественно-эстетическому направлению
«Выпиливание лобзиком»
Ступень обучения среднее общее образование 5- 6 классы
Количество часов 68 часов уровень базовый
Составил Менгазиев Асан ЭдемовичПродолжительность освоения – 2 года
Возрастной диапазон начала освоения программы – 11-12 лет
с.Охотниково2015 г.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по внеурочной деятельности «Выпиливание лобзиком» для обучающихся 5-6 классов муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Охотниковская средняя школа» Сакского района Республики Крым разработана на основе:
Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования;
Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России;
Примерной программы по курсу «Художественная обработка древесины» авт. Аврамченко К.С.
Примерного учебного плана Республики Крым в Российской Федерации;
Основной образовательной программы начального общего образования муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Охотниковская средняя школа» Сакского района Республики Крым;
Учебного плана муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Охотниковская средняя школа » Сакского района Республики Крым;
Положения о структуре, порядке разработки и утверждения рабочих программ учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Охотниковская средняя школа » Сакского района Республики Крым;
Письма Министерства образования и науки Российской Федерации от 12.05.2011г.№03-296 «Об организации внеурочной деятельности при введении федеральных образовательных стандарта общего образования»;
Письма Министерства образования, науки и молодежи Республики Крым от 04.12.2014г.№01/14/2014 по вопросам организации внеурочной деятельности.
Проблемы воспитания гражданина, формирования патриотических чувств и уважения к государству остаются актуальными для всех стран. На современном этапе развития общества в Автономной Республике Крым особое значение приобретает проблема национального воспитания, которая предусматривает:
воспитание сознательного гражданина, патриота своей страны;
формирование высокой культуры межнациональных отношений;
приобретение социального опыта и потребности жить в демократическом обществе.
Основным предназначением кружка «Выпиливание лобзиком » в системе общего образования является формирование трудовой и технологической культуры школьника, системы технологических знаний и умений, воспитание трудовых, гражданских и патриотических качеств его личности, их профессиональное самоопределение в условиях рынка труда, формирование гуманистически ориентированного мировоззрения.
Данная программа ориентирована на обеспечение условий для конкретного творческого труда, для развития художественно-прикладного творчества.
Общая характеристика курса
Программа разработана на основе авторской программы по «Художественной обработке» авт Аврамченко Клавдия Семеновна.
Обучение школьников строится на основе освоения конкретных процессов преобразования и использования материалов, энергии, информации, объектов природной и социальной среды.
Содержание программы носит практико-ориентированный характер. При проведении занятий используются беседы, практикумы, интегрированные уроки, работы в группах, деловые игры. Приоритетными методами обучения индустриальным технологиям являются практические работы, выполнение творческих проектов. Все практические работы направлены на освоение различных технологий обработки материалов, древесины, выполнение графических и расчётных операций, выполнение проектов.
В условиях сельской школы программа по освоению навыков обработки древесины и металла становится жизненно необходимой для школьников.
Актуальность - данной программы заключается в соединении умственного и физического творческого труда, которое является одной из основ здорового и долговременного образа жизни человека. Программа содержит установку на познание многообразия живых существ на земле, свойства и строение дерева – самого распространенного природного материала, на раскрытие потребностей детей творить и осознавать свои возможности.
Новизна данной программы заключается в объединении традиций русского народа в изготовлении декоративно-прикладных изделий из древесины и реализации творческой индивидуальности каждого обучающегося; в программе рассмотрены все элементы технологии мозаики, резьбы по дереву, начиная с формирования художественного образа прикладного изделия из природного материала и заканчивая его представлением на выставках.
Главная цель курса: – сформировать устойчивую мотивацию к познанию окружающего мира природы с помощью обучения детей творческой, вдумчивой работе с деревом – одним из самых любимых, распространенных материалов для декоративно-прикладного творчества, а также обеспечение всестороннего развития личности подростка, удовлетворение потребности в практической деятельности, осуществляемых по законам красоты.
Внесены свои разделы с учетом интересов учащихся и с учетом их возраста. Программа расширена по своему творческому потенциалу, включает в себя разнообразные разделы в декоративно- прикладном творчестве.
Основные задачи курса «Выпиливание лобзиком»:
1-й год обучения
Обучающие
Формировать пространственное представление, художественно – образное восприятие действительности;
Научить познавать и использовать красоту и свойства древесины для создания художественных образов и предметов быта;
Освоить основы технологии и технику безопасности ручной обработки древесины;
Изучить технологию работы лобзиком;
Изучить технологию работы выжигателем;
Научить работать различными инструментами, приспособлениями;
Развивающие:
Развивать художественно – творческие способности учащихся;
Развить способности работы с инструментом, объемное видение предметов, развить руки, как важнейшее средство общения человека с окружающим миром;
Развивать фантазию, память, эмоционально – эстетическое отношение к предметам и явлениям действительности;
Воспитывающие:
Прививать любовь к народным традициям, к истории родного края;
Пробуждать интерес к русскому народному творчеству и к новым, современным направлениям народного творчества;
Развивать терпение, настойчивость, трудолюбие;
Сформировать навыки работы в творческом разновозрастном коллективе, где младшие учатся у старших, а старшие помогают младшим.
2-й год обучения
Обучающие:
Возрождать старинные виды декоративно – прикладного творчества;
Учить различать породы деревьев, выбирать пригодные для резьбы, способы хранения древесины;
Изучить технологию мозаики;
Изучить технологию геометрической резьбы;
Изучить технологию плоскорельефной резьбы по дереву.
Развивающие:
Формировать творческую индивидуальность в различных направлениях декоративно – прикладного творчества;
Овладеть различными специальными терминами в разговорной речи;
Сформировать представление о народном мастере как творческой личности;
Сформировать у детей мировоззрение, открытое российским национальным традициям, проникнутое любовью к природе и народной культуре.
Воспитывающие:
Приобрести знания основ культуры и искусства наших предков.
Развить у обучающихся навыки познавательной, творческой деятельности;
Отличительные особенности программы:
Отличительной особенностью данной программы от других программ работы с древесиной - заключается в том, что она нацелена на освоение работы с мозаикой из дерева. Обучающиеся могут в максимально возможной мере реализовать свой творческий замысел и фантазию и после первых начальных упражнений обучающиеся смогут создать предметы быта в форме животных и растений, мир которых бесконечно разнообразен. Форма этих изделий может разнообразной: быть близка к природным организмам, упрощена и стилизована или превращена в фантастические образы.
Формы и виды контроля.
выставки, презентации
коллективные проекты
работа в парах, малых группах
индивидуальные работы
коллективные игры и праздники
Методы обучения
Словесные: рассказ, беседа, объяснение;
Наглядные: иллюстрации, демонстрации;
Практические: практические занятия;
Репродуктивные, проблемно-поисковые: повторение, конструирование
Эвристический: продумывание будущей работы.
ОПИСАНИЕ МЕСТА КУРСА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
Курс «Выпиливание лобзиком» изучается с 5 по 6 класс 1 час в неделю: Общий объём учебного времени составляет 68 часов.
СРОКИ, РЕЖИМ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ:
Программа курса рассчитана на 2года обучения.
ОПИСАНИЕ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТИРОВ СОДЕРЖАНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Обучение творческому применению осваиваемых знаний позволяет развивать широкие познавательные интересы и инициативу учащихся, стремление к творчеству, отношение к труду и творчеству как к состоянию нормального человеческого существования, ощущение доступности обновления своих компетенций.
Развивает:
чувства прекрасного и эстетических чувств,
способности к организации своей учебной деятельности,
самоуважения и эмоционально-положительного отношения к себе,
целеустремленности и настойчивости в достижении целей,
готовности к сотрудничеству и помощи тем, кто в ней нуждается,
восприятие, внимание, воображение, память, мышление, начальные формы волевого управления поведением.
Развитие логического, алгоритмического и системного мышления, создание предпосылок успешного освоения учащимися инвариантных фундаментальных знаний и умений, способствует ориентации учащихся на формирование самоуважения и эмоционально-положительного отношения к себе, на восприятие научного познания как части культуры человечества.
Ориентация курса на осознание множественности моделей позволяет формировать не только готовность открыто выражать и отстаивать свою позицию, но и уважение к окружающим, умение слушать и слышать партнёра, признавать право каждого на собственное мнение.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА
В результате освоения предметного содержания программы у учащихся предполагается формирование универсальных учебных действий, позволяющих достигать предметных, метапредметных и личностных результатов.
Личностные результаты
К личностным результатам освоения информационных и коммуникационных технологий как инструмента в учёбе и повседневной жизни можно отнести:
критическое отношение к информации и избирательность её восприятия;
уважение к информации о частной жизни и информационным результатам других людей;
осмысление мотивов своих действий при выполнении заданий с жизненными ситуациями;
начало профессионального самоопределения, ознакомление с миром профессий, связанных с информационными и коммуникационными технологиями.
Метапредметные результаты
Регулятивные УУД:
освоение способов решения проблем творческого характера в жизненных ситуациях;
формирование умений ставить цель – создание творческой работы, планировать достижение этой цели, создавать вспомогательные эскизы в процессе работы;
оценивание получающегося творческого продукта и соотнесение его с изначальным замыслом, выполнение по необходимости коррекции либо продукта, либо замысла,
соотнесение целей с возможностями
определение временных рамок
определение шагов решения задачи
видение итогового результата
распределение функций между участниками группы
планирование последовательности шагов алгоритма для достижения цели;
поиск ошибок в плане действий и внесение в него изменений.
Познавательные УУД:
умение задавать вопросы
умение получать помощь
умение пользоваться справочной, научно-популярной литературой, сайтами
построение логической цепи рассуждений.
Коммуникативные УУД:
умение обосновывать свою точку зрения (аргументировать, основываясь на предметном знании)
способность принять другую точку зрения, отличную от своей
способность работать в команде;
выслушивание собеседника и ведение диалога.
Предметные результаты
В познавательной сфере:
рациональное использование учебной и дополнительной технической и технологической информации для проектирования и создания объектов труда;
оценка технологических свойств материалов и областей их применения;
ориентация в имеющихся и возможных технических средствах и технологиях создания объектов труда;
владение алгоритмами и методами решения технических и технологических задач;
классификация видов и назначения методов получения и преобразования материалов, энергии информации, объектов живой природы и социальной среды, а также соответствующих технологий промышленного производства;
распознавание видов, назначения материалов, инструментов и оборудования, применяемого в техническом труде;
владение кодами и методами чтения и способами графического представления технической и технологической информации;
применение общенаучных знаний по предметам естественно-математического цикла в подготовке и осуществлении технологических процессов для обоснования и аргументации рациональности деятельности;
владение способами научной организации труда, формами деятельности, соответствующими культуре труда и технологической культуре производства;
применение элементов прикладной экономики при обосновании технологий и проектов.
В трудовой сфере:
планирование технологического процесса и процесса труда;
подбор материалов с учетом характера объекта труда и технологии;
проведение необходимых опытов и исследований при подборе материалов и проектировании объекта труда;
подбор инструментов и оборудования с учетом требований технологии и материально-энергетических ресурсов;
проектирование последовательности операций и составление операционной карты работ;
выполнение технологических операций с соблюдением установленных норм, стандартов и ограничений;
соблюдение норм и правил безопасности труда и пожарной безопасности;
соблюдение трудовой и технологической дисциплины;
обоснование критериев и показателей качества промежуточных и конечных результатов труда;
выбор и использование кодов и средств представления технической и технологической информации и знаковых систем (текст, таблица, схема, чертеж, эскиз, технологическая карта и др.) в соответствии с коммуникативной задачей, сферой и ситуацией общения;
подбор и применение инструментов приборов и оборудования в технологических процессах с учетом областей их применения;
контроль промежуточных и конечных результатов труда по установленным критериям и показателям с использованием контрольных и мерительных инструментов;
выявление допущенных ошибок в процессе труда и обоснование способов их исправления;
документирование результатов труда и проектной деятельности;
расчет себестоимости продукта труда;
экономическая оценка возможной прибыли с учетом сложившейся ситуации на рынке товаров и услуг.
В мотивационной сфере:
оценивание своей способности и готовности к труду в конкретной предметной деятельности;
выбор профиля технологической подготовки в старших классах полной средней школы или профессии в учреждениях начального профессионального или среднего специального обучения;
согласование своих потребностей и требований с другими участниками познавательно-трудовой деятельности;
осознание ответственности за качество результатов труда;
наличие экологической культуры при обосновании объекта труда и выполнении работ;
стремление к экономии и бережливости в расходовании времени, материалов, денежных средств и труда.
В эстетической сфере:
дизайнерское проектирование технического изделия;
моделирование художественного оформления объекта труда;
разработка варианта рекламы выполненного технического объекта;
эстетическое и рациональное оснащение рабочего места с учетом требований эргономики и научной организации труда;
опрятное содержание рабочей одежды.
5. В коммуникативной сфере:
формирование рабочей группы для выполнения технического проекта с учетом общности интересов и возможностей будущих членов трудового коллектива;
выбор знаковых систем и средств для кодирования и оформления информации в процессе коммуникации;
оформление коммуникационной и технологической документации с учетом требований действующих стандартов;
публичная презентация и защита проекта технического изделия;
разработка вариантов рекламных образов, слоганов и лейблов;
потребительская оценка зрительного ряда действующей рекламы.
В психофизической сфере
развитие способностей к моторике и координации движений рук при работе с ручными инструментами и выполнении станочных операций;
достижение необходимой точности движений при выполнении различных технологических операций;
соблюдение требуемой величины усилия, прикладываемого к инструменту с учетом технологических требований;
сочетание образного и логического мышления в процессе проектной деятельности.
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА (1год обучения)
Раздел I. Выпиливание лобзиком (26часов)
Тема 1.1. Охрана труда, электро и пожарная безопасность при производстве художественных изделий.
Теория. Введение (1 час). ТБ, электро и пожарная безопасность при производстве художественных изделий. Начальная диагностика.
Тема 1.2. Основы материаловедения
Теория (1 час). Основы материаловедения. Знакомство с учебно-тематическим планом по выполнению изделий из древесины. Рабочее место и гигиена труда. Древесина: основные свойства и пороки; характеристика пород; фанера, шпон, нетрадиционные и отделочные материалы и клеи.
Тема 1.3. Материалы, инструменты и приспособления
Теория (1 час). Материалы, инструменты и приспособления. Основные свойства материалов; характеристика инструмента и приспособлений; Струбцина. Лобзик. Пилки.
Тема 1.4. Виды резьбы по дереву.
Теория (1 час). Народные художественные традиции; Виды и особенности резьбы по дереву. Источники орнаментальных узоров. Контурное выпиливание
Практическая работа: Выпиливание лобзиком частей к подвижной игрушке (крестьянин и медведь) (2часа).
Тема 1.5. Технология выпиливания лобзиком как разновидность
оформления изделия.
Теория (1 час). Технология выпиливания лобзиком как разновидность оформления изделия. Особенности работы лобзиком
Практическая работа: изготовление подвижной игрушки. (крестьянин и медведь) (1 час).
Тема 1.6. Технология выпиливания орнамента.
Теория (1 час) Технология выпиливания орнамента. Виды орнамента применяемые в работах лобзиком. Фурнитура. Конструкция, форма изделия. Подготовка материалов, рисунка. Перевод рисунка на заготовку.
Практическая работа: выпиливание лобзиком частей к корзиночке для конфет(2 часа)
Тема 1.7. Технология сборочных и отделочных работ.
Теория (1час) Технология сборочных и отделочных работ. Способы соединения деталей. Форма и конструкция деталей.
Практическая работа: зачистка и протравка морилкой древесины для корзиночки (2 часа).
Тема 1.8 Художественно-эстетические основы выпиливания лобзиком.
Теория (1 час) Художественно-эстетические основы выпиливания лобзиком. - Назначение и виды орнамента;
- симметрия;
- орнаментальные розетты и полосы;
- сетчатый орнамент.
Тема 1.9. Работа над конструкцией изделия.
Теория (1 час). Работа над конструкцией изделия.
- Плоские, объёмные изделия;
- изделия округлой формы;
- изделия со сложным орнаментом.
Практическая работа: сборка корзиночки для конфет (2 часа)
Тема 1.10. Построение орнамента.
Практическая работа: перевод рисунка и выполнение орнамента простейшей рамки для фотографии. (3 часа)
-Плоские, объёмные изделия;
- изделия округлой формы;
- изделия со сложным орнаментом.
Тема 1.11. Отделка изделия.
Практическая работа: отделка изделия. (2 часа)
- Отделочные материалы;
- нетрадиционные материалы;
- облицовывание шпоном;
- циклование и шлифование;
- устранение дефектов;
- прозрачная отделка.
Тема 1.12. Изготовление изделия.
Практическая работа: выполнение настенного панно ( 3часа)
Раздел II. Художественное выжигание (8часов)
Тема 2.1. Инструменты и приспособления для выполнения работ по выжиганию.
Теория ( 1 час ) Инструменты и приспособления для выполнения работ по выжиганию. ТБ при работе с электровыжигателемПравила:
- поведения и техники безопасности;
- пожарной и электробезопасности;
- пром.санитарии и личной гигиены при производстве художественных изделий из дерева.
Тема 2.2. Технология декорирования изделий выжиганием.
Теория (1 час) Технология декорирования изделий выжиганием
. - Подготовка материалов;
- перевод рисунка;
- приёмы выжигания.
Тема 2.3. Основы композиции.
Теория (1 час) Технология создания композиции с использованием отдельных элементов выполненных электро выжигателем. Основы композиции. - Основные принципы композиции;
- форма и конструкция изделия.
Тема 2.4. Технология декорирования художественных изделий выжиганием.
- Подготовка материалов;
- перевод рисунка;
- приёмы выжигания;
- способы соединения деталей;
- сборка изделия;
- устранение дефектов;
- прозрачная отделка.
Практическая работа: выполнение контурного выжигания( 1 час)
Тема 2.5. Технология выполнения приёмов выжигания
Практическая работа: совершенствование приёмов выжигания. Освоение приёмов выжигания. Выполнение настенного панно ( 2 часа)
Тема 2.6. Отделка изделия.
Практическая работа: выполнение настенного панно (2 часа)
- Отделочные материалы;
- нетрадиционные материалы;
- устранение дефектов;
- прозрачная отделка.
Тема 2.7. Изготовление изделий и декорирование их выжиганием.
Практическая работа: выполнение настенного панно
- Форма и конструкция изделия;
- назначение и виды орнамента;
- симметрия;
- изделия со сложным орнаментом. (2часа)
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
1 год обучения 34 часа № Наименование тем Количество часов Всего Теория Практические работы Характеристика основных видов деятельности учащихся
Раздел I. Выпиливание лобзиком (26 часов) 1 Охрана труда, электро и пожарная безопасность при производстве художественных изделий. 1 1
усвоение правил по техники безопасности при работе с электроинструментами,а так же с ручными.
2 Основы материаловедения. 1 1 Усвоение знаний по материаловедению
3 Материалы, инструменты и приспособления. 2 1 1 Иметь представления о видах ручной обработки древесины и приспособлениях
4 Виды резьбы по дереву. 3 1 2 Получат знания о видах резьбы
5 Технология выпиливания лобзиком как разновидность
оформления изделия. 1 1 Приобретут навыки выпиливания лобзиком
6 Технические приёмы выпиливания орнамента. 3 1 2 Овладеют навыками художественной обработки древесины
7 Сборочные и отделочные работы. 3 1 2 Приобретут навыки при сборке и отделки изделия
8 Художественно-эстетические основы выпиливания лобзиком. 1 1 Овладеют навыками дизайнерского проектирования технического изделия
9 Работа над конструкцией изделия. 3 1 2 Познакомятся с плоскими, объёмными изделиями;
изделиями округлой формы; со сложным орнаментом.
10 Построение орнамента. 3 1 3 Приобретут навык перевода рисунка и выполнение орнамента
11 Отделка изделия. 2 2 Научатся облицовывать изделия шпоном
12 Изготовление изделия. 3 3 Всего 26 17 Раздел 2 Выжигание (8часов) 13 Инструменты и приспособления для выполнения работ по выжиганию. 1 Усвоение правил по техники безопасности при работе с электроинструментами
14 Декорирование изделий выжиганием. 1 Получат знания о назначение и видах орнамента,симметрии15 Основы композиции. 1 1 Приобретут знания при создании «композиции»
16 Подготовка заготовок к работе. 1 1 17 Технология декорирования художественных изделий выжиганием. 2 2 Научатся декорировать изделия
18 Изготовление изделий и декорирование их выжиганием. 2 2 8 6 СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ (2 год обучения)
РАЗДЕЛ I. МОЗАИКА(14 ЧАСОВ)
Тема 1.1 Виды мозаики по дереву
Теория: Из глубины веков. Основные виды мозаики по дереву Технико-технологические сведения:
- виды резьбы;
- отличительные черты;
- особенности композиции орнаментов;
- подготовка изделия к резьбе;
- приемы и способы выполнения мозаичных наборов;
- отделка изделия;
- требования к качеству работ;
- безопасность труда. (1 час)
Тема 1.2. Материал
Теория: Материал, текстура древесины. Цвет и блеск древесины(1час)
Тема 1.3. Оборудование, инструменты и приспособления для мозаичных работ
Теория: Оборудование, инструменты и приспособления для мозаичных работ. Рабочее место.(1 час)
Тема 1.4. Приемы выполнения мозаики
Теория :Технология выполнения мозаики. Подготовка рисунка для мозаичного набора, Изготовление деталей. Фигурный набор шпона. Технико-технологические сведения:
- принципы творческой переработки природных форм в орнаментные мотивы и сюжетные композиции;
- своеобразие трактовки форм растений, фигур птиц и животных выполняемых в технике резьбы и мозаики по дереву;
- зарисовки растений, птиц, животных;
- понятие о колорите;
- цветовой круг;
- цвета в композиции;
- однотонная и многоцветная композиция.
Практическая работа: Выполнение мозаики типа паркета. ( 4 часа)
Тема 1.5. Орнамент
Теория: Технология изготовления орнамента Общие сведения об орнаменте. Геометрический, растительный, геральдический.(1 час)
Тема 1.6. Сюжетный набор
Теория: технология выполнения сюжетного набора( 1 час)
Практическая работа: выполнения сюжетного набора ( 2 часа)
Тема 1.7. Наклеивание мозаичного набора на основу
Теория: технология наклеивания мозаичного набора на основу(1 час)
Практическая работа: Подготовка основы. Прессование. Приготовление и нанесение клея. (1 часа)
Тема 1.8. Отделка мозаичного набора
Теория : технология отделки мозаичного набора Технико-технологические сведения:
- материалы, инструменты, приспособления;
- технология отделки изделия;
- качество мозаичных работ;
- безопасность труда. ( 1час)
Практическая работа: отделка мозаичного набора (1 час)
РАЗДЕЛ II. РЕЗЬБА ПО ДЕРЕВУ(20часов)
Тема 2.1. Охрана труда, производственная санитария, электро и пожарная безопасность при производстве художественных изделий из дерева.
Теория :Охрана труда, производственная санитария, электро и пожарная безопасность при производстве художественных изделий из дерева.
Технико-технологические сведения:
- правила поведения в мастерских;
- основные направления работы;
- задачи на год. ( 1 час)
Тема 2.2. Виды резьбы
Теория: технология выполнения плосковыемчатой, плоскорельефной, рельефной, прорезной, домовой, скульптурной резьбы.
- виды резьбы по дереву;
- их характерные особенности и разновидности;
- правила безопасности труда при работе режущими инструментами. (1 час)
Тема 2.3. Материал
Теория: технология подготовки материала, Выбор материала Технико-технологические сведения:
- декоративные свойства дерева;
- клеи, склеивание, облицовывание художественных изделий;
- отделочные материалы и отделка;
- способы предупреждения и устранения дефектов. ( 1 час)
Тема 2.4. Оборудование, инструменты и приспособления для резьбы по дереву
Теория : Оборудование, инструменты и приспособления для резьбы по дереву(1 час)
Тема 2.5. Изготовление инструмента для резьбы по дереву и подготовка его к работе. Технико-технологические сведения:
- виды ручного инструмента;
- требования к нему;
- технология изготовления;
- подготовка к работе.
Практическая работа: Изготовление инструмента для резьбы по дереву и подготовка его к работе.
-Изготовление ножа-косяка;
- одностороннего прокола;
- двухстороннего прокола;
- подготовка к работе ( 2 часа).
Тема 2.6. Геометрическая резьба по дереву.
Теория: технология выполнения геометрической резьбы по дереву. Технико-технологические сведения:
- история возникновения и развития;
- особенности;
- элементы геометрической резьбы;
- сочетание различных элементов;
- способы вычерчивания орнамента;
- материалы, инструменты;
- способы выполнения резьбы;
- безопасность труда при резьбе. (1 час)
Практическая работа: Освоение приемов выполнения геометрической резьбы.
Подготовка к резьбе. Резьба прямых двухгранных выемок. Резьба трехгранных выемок. Выполнение скобчатых порезок (лунок) Технико-технологические сведения:
Сочетание треугольников:
- с прямыми и кривыми сторонами;
- со сторонами разной длины;
- с миндалевидными углублениями;
- морщинистая резьба;
- безопасность труда при резьбе. ( 2 часа)
Тема 2.7. Изготовление разделочной доски и декорирование ее геометрической резьбой. Практическая работа Изготовление разделочной доски и декорирование ее геометрической резьбой Технико-технологические сведения:
- подбор материала;
- составление резной композиции;
- перенос ее на заготовку;
- способы выполнения резьбы;
- отделка изделия;
- безопасность труда при резьбе. (4 часа)
Тема 2.8. Изготовление набора из двух разделочных досок.
Практическая работа Изготовление набора из двух разделочных досок. Технико-технологические сведения:
- подбор материала;
- составление резной композиции;
- перенос ее на заготовку;
- выполнение резьбы;
- отделка изделия;
- безопасность труда при резьбе. (6 часов)
Тема 2.9. Итоговая аттестация. (1час)
Выставка работ, их обсуждение. Выставка детского творчества.
Ожидаемые результаты:
Итогом каждого года обучения является выставка поделок и изготовление стендов, оформление фойе школы и классов, участие в различных районных конкурсах декоративно-прикладного искусства.
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
2 год обучения
№п/пСодержание темы Количество часов
Всего Теория Практические работы Характеристика основных видов деятельности
Раздел I. Мозаика (14 часов) 1.1 Виды мозаики по дереву 1 1 Усвоение правил по технике безопасности при работе с ручными инструментами,овладение навыками при выполнение мозайки1.2. Материал 1 1 1.3. Оборудование, инструменты и приспособления для мозаичных работ 1 1 1.4. Приемы выполнения мозаики 4 4 1.5 Орнамент 1 1 Овладение приемами и способами выполнения мозаичных наборов
1.6. Сюжетный набор 3 1 2 1.7. Наклеивание мозаичного набора на основу 2 1 1 1.8 Отделка мозаичного набора 1 1 14 6 8 Раздел II. Резьба по дереву (20часов) 2.1 Охрана труда, производственная санитария, электро и пожарная безопасность при производстве художественных изделий из дерева. 1 1 Усвоение правил по охране труда, производственной санитарии, электро и пожарной безопасности при производстве художественных изделий из дерева,
правила поведения в мастерских;
2.2 Виды резьбы 1 1 2.3 Материал 1 1 2.4 Оборудование, инструменты и приспособления для резьбы по дереву 1 1 Иметь представления о видах ручной обработки древесины и приспособлениях для резьбы по дереву
2.5 Изготовление инструмента для резьбы по дереву и подготовка его к работе. 2 2 Научатся изготовлять инструмент для резьбы по дереву
2.6. Геометрическая резьба по дереву. Освоение приемов выполнения геометрической резьбы. 3 1 2 Научатся приемами выполнения геометрической резьбы
2.7 Изготовление разделочной доски и декорирование ее геометрической резьбой. 4 Овладеют навыками подбора материала,
составление резной композиции переноса ее на заготовку;
4 2.8 Изготовление набора из двух разделочных досок. 6 6 Научатся приемами отделки изделия,
безопасности труда при резьбе.
2.9 Выставка детского творчества 1 1 20 5 15
Список литературы:
1.Справочник по трудовому обучению.Под ред.И.А.Карабанова. Москва «Просвещение» 1992г.
2.Обработка древесины.Под ред.В.И.Коваленко. Москва «Просвещение»1991г.
3.Агапов К. «Художественное выпиливание и выжигание».1988г.
4. Выпиливание лобзиком. /Сост. Рыженко В.И./ - М.: Траст пресс, 1999
5. Технология 5. /Под ред. Симоненко В.Д./. - М.: Просвещение, 1999.
6. Технология 6. /Под ред. Симоненко В.Д./.- М.: Винтана - Граф, 1997.