Программа внеурочной деятельности Выпиливание и выжигание 5 класс
Приложение к основной образовательной программе основного общего образования, утвержденной приказом от 30.08.2016г. №600
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА
ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
«ВЫПИЛИВАНИЕ / ВЫЖИГАНИЕ»
ДЛЯ 5 КЛАССА
НА 2016 – 2017 УЧЕБНЫЙ ГОД
Составитель рабочей программы:
учитель технологии МБОУ «СШ №18»
Дёмин Николай Викторович
г. Нижневартовск 2016 год
Пояснительная записка.
Направленность программы – художественно-эстетическая
Направление развитие личности по ФГОС ООО - общекультурное
1.1.Нормативно-правовая база программы
Программа курса внеурочной деятельности составлена в соответствии с:
-Конституцией РФ;
-Конвенцией ООН о правах ребенка;
- Федерального Закона от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
- Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки РФ от 17.12.2010 года № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования», (с изменениями от 29.12.2014г., приказ №1644, от 31.12.2015г., приказ №1577).
-Нормативно-правовым обеспечением реализации ФГОС ООО;
САНПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях»;
-Проектом «Разработка и апробация механизмов интеграции общего и дополнительного по выстраиванию внеурочной деятельности в условиях введения ФГОС»;
-Локальными и правовыми актами;
Назначение программы
Программа позволяет реализовывать внеурочную деятельность в соответствии с ФГОС ООО. Наиболее полно реализовать творческий потенциал ребенка, способствует развитию целого комплекса умений, совершенствованию трудовых навыков, помогает реализовать потребность ребенка в общении.
Программа курса внеурочной деятельности «Выпиливание/выжигание» обще – культурного направления рассчитана на 1 год обучения.
В программе отражается специфика стороны, которая присуща предметам практической деятельности, как мощному средству назначения и развития, учитывающая все требования к декоративно – прикладному образованию.
Актуальность - данной программы заключается в соединении умственного и физического творческого труда, которое является одной из основ здорового и долговременного образа жизни человека.
Новизна данной программы заключается в объединении традиций русского народа в изготовлении декоративно-прикладных изделий из древесины и реализации творческой индивидуальности каждого обучающегося.
Цель данной программы
Сформировать устойчивую мотивацию к познанию окружающего мира природы с помощью обучения детей творческой, вдумчивой работе с деревом – одним из самых любимых, распространенных материалов для декоративно-прикладного творчества, а также обеспечение всестороннего развития личности подростка, удовлетворение потребности в практической деятельности, осуществляемых по законам красоты.
Образовательная программа модифицирована, разработана на основе программы Симоненко В.Д., Неменского Б.М.:
Программы для общеобразовательных школ и гимназий «Основы народного и декоративно- прикладного искусства 1-8 классы;
Технология для 5-9 классов.
Декоративно-прикладное творчество для дополнительных образовательных учреждений.
Задачи программы:
Обучающие:
Формировать пространственное представление, художественно – образное восприятие действительности;
Научить познавать и использовать красоту и свойства древесины для создания художественных образов и предметов быта;
Освоить основы технологии и технику безопасности ручной обработки древесины;
Изучить технологию работы выжигателем;
Научить работать различными инструментами, приспособлениями;
Развивающие:
Развивать художественно – творческие способности учащихся;
Развить способности работы с инструментом, объемное видение предметов, развить руки, как важнейшее средство общения человека с окружающим миром;
Развивать фантазию, память, эмоционально – эстетическое отношение к предметам и явлениям действительности;
Воспитывающие:
Пробуждать интерес к русскому народному творчеству и к новым, современным направлениям народного творчества;
Развивать терпение, настойчивость, трудолюбие;
Сформировать навыки работы в творческом разновозрастном коллективе
Режим занятий:
Общее число часов в год – 35 ч
Режим занятий – 1 занятие в неделю по 1часу
Обучающиеся 5 класса, (11-12 лет) с учетом возрастных и психофизиологических особенностей детей.
Количество детей в группе – 25 человек.
Планируемые результаты освоения курса внеурочной деятельности:
Универсальные учебные действия
В результате реализации программы у обучающихся будут сформированы следующие УУД:
Личностные:
У обучающихся будут сформированы:
-стремление к самосовершенствованию в образовательной области «Технология»;
-принятие новой для школьника социальной роли обучающегося, формирование устойчивой мотивации к овладению информационными технологиями;
-потребность сотрудничества со сверстниками, доброжелательное отношение к сверстникам, бесконфликтное поведение, стремление прислушиваться к мнению одноклассников;
-проявление познавательных интересов и активности в трудовой деятельности;
-развитие трудолюбия и ответственности за качество своей деятельности.
-овладение ИКТ, овладение приемами обработки графической информации в программах Paint, MS Word и создания презентаций MS PowerPoint.
Обучающиеся получат возможность для формирования:
-таких качеств, как воля, целеустремленность, креативность, инициативность, трудолюбие, дисциплинированность;
-навыков сотрудничества с педагогом, другими взрослыми и сверстниками в разных ситуациях общения в процессе внеурочной деятельности.
Метапредметные:
Регулятивные:
Обучающиеся научатся:
-понимать и принимать учебную задачу, сформулированную педагогом;
-планировать свои действия на отдельных этапах работы над изделием;
Обучающиеся получат возможность:
-осуществлять контроль, коррекцию и оценку результатов своей деятельности;
-анализировать причины успеха/неуспеха, осваивать с помощью учителя позитивные установки
Познавательные:
Обучающиеся научатся:
-понимать и применять полученную информацию при выполнении заданий;
-проявлять индивидуальные творческие способности при выполнении творческих работ.
Обучающиеся получат возможность:
-объективно оценивать свою трудовую деятельность;
-диагностировать результаты трудовой деятельности;
-проявлять инновационный подход к решению практических задач
Коммуникативные:
Обучающиеся научатся:
-включаться в диалог, в коллективное обсуждение, проявлять инициативу и активность;
-работать в группе, учитывать мнения партнёров, отличные от собственных;
обращаться за помощью;
-формулировать свои затруднения;
-предлагать помощь и сотрудничество;
-слушать собеседника
Обучающиеся получат возможность:
-адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;
-договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности, приходить к общему решению;
-формулировать собственное мнение и позицию;
-осуществлять взаимный контроль;
-планировать, выполнять и оценивать свои коммуникативные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;
-использовать речевые средства и средства информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач.
Содержание программы
Тема 1. Выжигание по дереву.
Теория. Введение. ТБ, электро и пожарная безопасность при производстве художественных изделий. Инструменты и приспособления для выполнения работ по выжиганию. ТБ при работе с электровыжигателем. Основы материаловедения. Знакомство с учебно-тематическим планом по выполнению изделий из древесины. Древесина: основные свойства и пороки; характеристика пород; фанера, шпон, нетрадиционные и отделочные материалы и клеи. Основы композиции. Технология создания композиции с использованием отдельных элементов выполненных электровыжигателем. Подготовка заготовок к работе. Технология декорирования изделий выжиганием. Технология основных приёмов выжигания. Отделка изделия (непрозрачная и прозрачная).
Практическая работа. Подготовка изделий для выжигания. Перевод композиции (рисунка) на изделие. Выполнение художественного выжигания. Примерный перечень изделий: рисунки «Мир животных», разделочная доска, крышка для альбома и записной книжки и т.п.
Тема 2. Выпиливание лобзиком.
Теория. Введение. ТБ, электро и пожарная безопасность при производстве художественных изделий. Материалы, инструменты и приспособления. Основные свойства материалов; характеристика инструмента и приспособлений; Струбцина. Лобзик. Пилки. Основы материаловедения. Технология выпиливания лобзиком как разновидность оформления изделия. Особенности работы лобзиком. Технология выпиливания орнамента. Работа над конструкцией изделия: плоские, объёмные изделия; изделия округлой формы; изделия со сложным орнаментом. Технология сборочных и отделочных работ. Способы соединения деталей. Отделка изделия.
Практическая работа: Выпиливание лобзиком фигурки на подставке, домика, корзинки с цветами.
Тема 3. Самопрезентация
Итоговая аттестация (знание теории и практики в форме выставки детского творчества).
Календарно-тематическое планирование.
№
Наименование темы
Количество часов
Виды внеурочной деятельности
Формы деятельности
всего
Теория
Прак-тика
Выжигание по дереву.
1.
Вводное занятие. Организация работы в мастерской. Беседа «Где народные умельцы узоры искали?»
1
1
Организация рабочего места. Выбор спосо-бов деятельности.
Инструктиро-вание.
Беседа.
2.
Искусство выжигания. Устройство электровыжигателя. Правила ТБ при выжигании.
1
1
Подготовка материалов. Изучение выжигателя.
Беседа. ДемонстрацияПрезентация
3.
Различные виды выжигания. Приемы выжигания.
1
1
Отработка приёмов выжигания.
Объяснение
демонстрация
4.
Понятие о древесине. Материалы и инструменты. Виды фанеры.
1
1
Знакомство со свойствами древе-сины, отделочными материалами
беседа демонстрация
5.
Основы композиции
1
1
Построение композиции. Разработка формы
Лекция Демонстрация
6.
Обработка заготовки напильниками и наждачной бумагой.
1
1
Освоение приёмов отделки заготовки.
Практические работы
7.
Выжигание. Приемы точечного выжигания
1
1
Отработка приёмов точечного выжигания.
Практические работы
8.
Подготовка заготовки к работе. Перевод рисунка на заготовку.
1
1
Отработка приёмов по подготовке заготовки.
Беседа, практические работы
9.
Выжигание контуров рисунка «Мир животных»
1
1
Выполнение приёмов выжигания.
Практические работы
10.
Выжигание контуров рисунка «Мир животных»
1
1
Выполнение приёмов выжигания.
Практические работы
11.
Виды художественных красок. ТБ при работе с красками. Раскрашивание рисунка.
1
1
Отделка изделия красками.
Инструктиро-вание.
Беседа Демонстрация
12.
Раскрашивание рисунка.
1
1
Практическая работа по раскраске рисунка.
Практические работы
13.
Отделка изделия лакированием. Виды лаков.
1
1
Отделка изделия лаком.
Беседа, практические работы
14.
Выжигание рисунка с усложненными элементами. Контурное выжигание.
1
1
Выполнение приёмов выжигания.
Объяснения Практические работы
15.
Плоское выжигание
1
1
Выполнение приёмов выжигания.
Практические работы
16.
Отделка изделия. Рамка на изделии: прямая, фигурная.
1
1
Отработка приёмов отделки.
Практические работы
Выпиливание лобзиком.
17.
Выпиливание лобзиком. Приемы выпиливания. Устройство лобзика. Правила ТБ при работе лобзиком.
1
1
Знакомство с устройством лобзика и приёмами работы.
Инструктиро-вание.
Объяснения
18.
Инструменты и приспособления. Установка полотна в лобзик. Рабочая поза при выпиливании. Подготовка материала для выпиливания.
1
1
Настройка лобзика и подготовка материала для выпиливания.
Объяснения Практические работы
19.
Выпиливание прямой линии: прямоугольник, квадрат, углов: прямых, острых, тупых.
1
1
Отработка приёмов выпиливания прямых линий.
Беседа, практические работы
20.
Выпиливание волнистой линии, круга, овала.
1
1
Отработка приёмов выпиливания.
Практические работы
21.
Изготовление фигурки на подставке. Подготовка заготовки для выпиливания, перевод рисунка на заготовку. Выпиливание контуров.
1
1
Практическая работа по выпиливанию изделия, перевод рисунка.
Объяснения Практические работы
22.
Выпиливание контуров изделия Самоделкин и подставки. Зачистка и сборка изделия.
1
1
Практическая работа по выпиливанию изделия.
Беседа Практические работы
23.
Изготовление домика. Подготовка заготовки к работе. Перевод созданного детьми рисунка на заготовку.
1
1
Подготовка материала и выпиливание изделия.
Практические работы
24.
Выпиливание деталей домика: основание, крыша, окна, дополнительные детали.
1
1
Практическая работа по выпиливанию изделия.
Практические работы
25.
Выпиливание деталей домика: основание, крыша, окна, дополнительные детали.
1
1
Практическая работа по выпиливанию изделия.
Практические работы. Беседа
26.
Выпиливание деталей домика: основание, крыша, окна, дополнительные детали.
1
1
Практическая работа по выпиливанию изделия.
Практические работы
27.
Сборка домика при помощи клея.
1
1
Сборка изделия из готовых деталей.
Объяснения Практические работы
28.
Отделка изделия с помощью выжигателя и красок.
1
1
Отработка навыков отделки изделия.
Беседа Практические работы
29.
Подарок маме. Изготовление декоративной корзины с цветами. Перевод рисунка на заготовку, выпиливание контуров корзинки: основание, ручка.
1
1
Планирование работы, подготовка заготовок.
Беседа Практические работы
30.
Выпиливание контуров корзинки: основание, ручка.
1
1
Отработка приёмов выпиливания.
Практические работы
31.
Выпиливание контуров цветов.
1
1
Отработка приёмов выпиливания.
Практические работы
32.
Зачистка всех деталей корзины и цветов. Выжигание рисунка на корзинке и цветах.
1
1
Отработка навыков отделки изделия.
Объяснения Практические работы
33.
Соединение деталей корзинки, отделка изделия лакированием.
1
1
Выполнение соединений на клею.
Объяснения Практические работы
34
Подготовка поделок к творческой выставке.
1
1
Контроль качества, устранение недостатков.
Выставки
Самопрезентация
35.
Творческая выставка. Защита проекта. Самопрезентации
1
1
Создание презентации.
Урок- защита проекта
Итого:
35ч
5ч
30ч
Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения внеурочной деятельности.
№
Наименование объектов и средств материально-технического обеспечения
кол-во
Прим.
ПРОГРАММНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ КАБИНЕТА
1
Стандарт основного общего образования по технологии
1
2
Примерная программа основного общего образования по технологии
1
3
Примерная программа среднего (полного) общего образования на базовом уровне по технологии
1
4
Рабочая программы по внеурочной деятельности:
1
УМК учителя
1.Учебники и учебные пособия
1
Учебники по технологии:
1. Тищенко А.Т., Симоненко В.Д. Технология. Индустриальные технологии. 5 класс. Вариант для мальчиков. Учеб для общеобр. организаций.- М.: Вентана-Граф, 2013.
2. Бородулин В.А. Художественная обработка дерева. - М.: Просвещение, 1988.
3. Внеклассная работа по труду. /Сост. Гукасова А.М./ - М.: Просвещение, 1981.
4. Франк Нипель. Мастеру на все руки. Книга 1. - М.: Мир, 1993.
5. Рихвк Э.В. Обработка древесины в школьных мастерских. - М.: Просвещение, 1984.
6. Хворостов А.С. Декоративно - прикладное искусство в школе.- М.: Просвещение, 1981.
7.Карабанов И.А. Технология обработки древесины 5 - 9. - М.: Просвещение, 1995.
25
1
1
1
1
1
1
2. Учебно-практическое и учебно-лабораторное оборудование
1
Аптечка
2
2
Халаты
20
3
Очки защитные
20
Раздел: Создание изделий из конструкционных и поделочных материалов
1
Верстак столярный в комплекте
12
2
Набор для выпиливания лобзиком
25
3
Набор столярных инструментов школьный
20
4
Наборы сверл по дереву и металлу
По 2 набора
В каждой мастерской
5
Прибор для выжигания
25
6
Электроинструменты и оборудование для сверления отверстий
3
Раздел: Черчение и графика
1
Набор чертежных инструментов для выполнения изображений на классной доске
1
7. Специализированная учебная мебель
1
Аудиторная доска
1
2
Секционные шкафы (стеллажи) для хранения инструментов, приборов, деталей
2
3
Укладки для аудиовизуальных средств (слайдов, кассет и др.)
1
4
Специализированное место учителя
2
Заголовок 4Заголовок 515