Образовательная программа курса внеурочной деятельности Выпиливание и выжигание (в соответствии с ФГОС)
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Сведения об основных нормативных документах, с учетом которых разработана рабочая программа:
- п.6 ст.28 Закона Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 года №273-ФЗ,
- ФГОС ОО (приказы Минобрнауки № 1897 от 17.12.2010 года «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта общего образования» с изменениями от 29.12.2014 года № 1644»
- Приказ Минобрнауки от 30.08.2013 года № 1015 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования»
- Календарный учебный график ..
- Положение о рабочей программе учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) в условиях реализации Федерального государственного образовательного стандарта начального общего и основного общего образования.
Сведения об авторской программе.
А. Ф. Семёнов. Художественное выпиливание и выжигание. Программы. Методический сборник.- Москва. ГОУДОД ФЦТТУ. 2008.
Сведения об используемом учебнике.
К. Агапов. Художественное выпиливание и выжигание.
Общие цели и задачи изучения учебного предмета.
Главная цель, решаемая в процессе реализации настоящей программы,- создание условий для самореализация творческой личности учащегося через освоение приемов художественного выпиливания и выжигания, привлечение его к занятиям творческим трудом, знакомство с историческим прошлым своей страны, подготовка учащихся к самостоятельной трудовой деятельности, развитие художественно- эстетических качеств личности.
Цель программы конкретизируется в основных задачах:
способствовать формированию знаний о понятиях выпиливания и выжигания, инструментах и приспособлениях при выпиливании и выжигании, приемов и методов выпиливания и выжигания, правилах по технике безопасности и производственной санитарии при выполнении этих видов художественной обработки древесины;
способствовать формированию умений и навыков читать и составлять рабочие чертежи, эскизы и рисунки;
способствовать развитию индивидуальных психических процессов (внимание, память, воображение и др.);
способствовать развитию творческих качеств личности.
способствовать формированию у учащихся восприятия декоративно- прикладного искусства как части культуры;
приобщать учащихся к системе культурных ценностей, направленных на сохранение и развитие древних ремесел, прививать любовь и уважение к традициям и обычаям родного края;
способствовать формированию уважения к нормам коллективной жизни, чувства взаимопомощи и поддержки;
способствовать воспитанию положительного отношения к труду, чувства уважения к людям, хранящим традиции и обычаи народных ремесел.
Общая характеристика курса внеурочной деятельности.
Выпиливание и выжигание – один из самых распространенных видов художественной обработки древесины. Древесина – наиболее доступный материал, её обработка не требует сложного технического оснащения и сложных инструментов для её обработки. Поэтому ремесла, связанные с обработкой древесины, пользуются популярностью не только среди взрослых, но и среди подростков и даже младших школьников.
Детям нужно помочь заняться в часы досуга увлекательным делом – художественным выпиливанием. Оно развивает художественный вкус, точность и аккуратность, прививает трудовые навыки при обработке фанеры и дерева, помогает овладеть различными инструментами. Систематические занятия художественным выпиливаем открывают возможность для развития инициативы и творчества, активизируют мысль.
Процесс выпиливания захватывает, так как изделие оценивается как собственное произведение. А если в изделие, над которым работал, вложить что-то своё, внести свои поправки, изменить конструкцию или рисунок орнамента, прибегнуть к фантазии и выдумке, такое изделие особенно дорого, такие предметы находятся дома на своем почетном месте. Это серьезный шаг на пути полезного труда, радость которого надолго запоминается.
Творчество – процесс сугубо индивидуальный; одни находят свое, новое, быстро, другие долго остаются исполнителями и лишь после 1-2 лет работы по художественному выпиливанию и выжиганию задумываются о своем вкладе в обновление изделия. Каждый занимающийся художественным выпиливанием и выжиганием начинает видеть прекрасное в жизни, делает первые шаги в трудовом воспитании и одновременно эстетически развивается.
Работа лобзиком и выжигателем не требует больших материальных затрат и специально оборудованной мастерской, этим можно заниматься в любом помещении.
Ребенок, решивший заниматься выпиливанием и выжиганием, беспрерывно и углубленно изучает художественное наследие своего народа, воспитывает в себе эстетический вкус на основе изучения произведений декоративно- прикладного искусства.
Описание места курса в учебном плане.
Количество часов, отводимых на освоение Рабочей программы курса внеурочной деятельности по учебному плану составляет 1 учебный час в неделю (36 часов в год).
Срок реализации программы 1 год, в состав группы входят мальчики и девочки в возрасте 8 - 12 лет, набор детей в группу – свободный, форма занятий – групповые и индивидуальные.
Описание ценностных ориентиров содержания курса.
В результате обучения и выполнения выпиливания, выжигания воспитанник получает возможность:
познакомиться:
с основными технологическими понятиями и характеристиками;
с назначением и технологическими свойствами древесных материалов;
с назначением и устройством применяемых ручных инструментов;
с видами, приемами и последовательностью выполнения операций выпиливания и выжигания;
выполнять следующие работы и операции:
рационально организовывать рабочее место;
находить необходимую информацию в различных источниках;
применять конструкторскую и технологическую документацию;
составлять последовательность выполнения операций для изготовления изделия или выполнения работ;
конструировать, моделировать, изготавливать изделие;
выбирать материалы, инструменты и оборудование для выполнения работ;
выполнять операции выпиливания и выжигания с использованием ручных инструментов, электроприборов;
соблюдать безопасные приемы труда и правила пользования ручными инструментами и электрооборудованием;
находить и устранять допущенные дефекты;
планировать работы с учетом имеющихся ресурсов и условий;
распределять работу при коллективной деятельности;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
понимания ценности материальной культуры для жизни и развития человека;
формирования эстетической среды бытия;
развития творческих способностей и достижения высоких результатов преобразующей творческой деятельности человека;
получения технико-технологических сведений из разнообразных источников информации;
организации индивидуальной и коллективной деятельности;
изготовления изделий декоративно-прикладного искусства;
изготовления изделий из древесных материалов с использованием ручных инструментов, электрооборудования;
выполнения безопасных приемов труда и правил электробезопасности, санитарии и гигиены;
построения планов профессионального образования и трудоустройства.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения курса.
Личностными результатами освоения воспитанниками курса являются:
проявление познавательных интересов и активности в данной области деятельности;
выражение желания учиться и трудиться в промышленном производстве для удовлетворения текущих и перспективных потребностей;
развитие трудолюбия и ответственности за качество своей деятельности;
овладение установками, нормами и правилами научной организации умственного и физического труда;
самооценка умственных и физических способностей;
становление и самоопределение в будущей профессиональной деятельности;
планирование образовательной и профессиональной карьеры;
осознание необходимости общественно полезного труда;
бережное отношение к природным и хозяйственным ресурсам;
проявление технико-технологического и экономического мышления при организации своей деятельности;
самооценка готовности к предпринимательской.
Метапредметными результатами освоения воспитанниками курса являются:
алгоритмизированное планирование процесса познавательно-трудовой деятельности;
определение адекватных имеющимся организационным и материально-техническим условиям способов решения трудовой задачи;
комбинирование известных алгоритмов технического и технологического творчества в ситуациях, не предполагающих стандартного применения одного из них;
проявление инновационного подхода к решению практических задач в процессе моделирования изделия;
поиск новых решений возникшей технической и организационной проблемы;
самостоятельная организация и выполнение различных творческих работ по созданию изделий;
выявление потребностей, проектирование и создание объектов, имеющих потребительскую стоимость;
выбор для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации, включая энциклопедии, словари, интернет-ресурсы и другие базы данных;
использование дополнительной информации при создании объектов, имеющих личностную или общественную потребительскую стоимость;
оценивание своей познавательно-трудовой деятельности с точки зрения нравственных, правовых норм, эстетических ценностей по принятым в обществе и коллективе требованиям и принципам;
обоснование путей и средств устранения ошибок или разрешения противоречий в выполняемых технологических процессах;
соблюдение норм и правил культуры труда в соответствии с технологической культурой производства;
соблюдение норм и правил безопасности познавательно-трудовой деятельности и созидательного труда.
Предметными результатами освоения воспитанниками курса являются:
В познавательной сфере:
рациональное использование дополнительной технической и технологической информации для проектирования и создания объектов труда;
оценка технологических свойств материалов и областей их применения;
ориентация в имеющихся и возможных средствах и технологиях создания объектов труда;
владение алгоритмами и методами решения организационных и технико-технологических задач;
распознавание видов, назначения материалов, инструментов и оборудования, применяемого в технологических процессах;
владение способами научной организации труда, формами деятельности, соответствующими культуре труда и технологической культуре производства;
В трудовой сфере:
планирование технологического процесса и процесса труда;
подбор древесных материалов с учетом характера объекта труда и технологии;
проектирование последовательности операций при выполнении работ;
выполнение технологических операций с соблюдением установленных норм, стандартов и ограничений;
соблюдение норм и правил безопасности труда, пожарной безопасности, правил санитарии и гигиены;
соблюдение трудовой и технологической дисциплины;
подбор и применении инструментов, приборов с учетом их применения;
выявление допущенных ошибок в процессе деятельности;
примерная экономическая оценка возможной прибыли с учетом сложившейся ситуации на рынке товаров и услуг.
В мотивационной сфере:
оценивание своей способности и готовности к труду в конкретной предметной деятельности;
оценивание своей способности и готовности к труду в конкретной предпринимательской деятельности;
выраженная готовность к труду в сфере материального производства или в сфере услуг;
осознание ответственности за качество результатов труда;
наличие экологической культуры при обосновании объектов труда и выполнении работ;
стремление к экономии и бережливости в расходовании времени, материалов, денежных средств и труда.
В эстетической сфере:
дизайнерское проектирование изделия или рациональное эстетическая организация работ;
моделирование художественного оформления объекта труда и оптимальное планирование работ;
разработка варианта рекламы выполненного объекта или результатов труда;
эстетическое и рациональное оснащение рабочего места с учетом требований эргономики и научной организации труда;
рациональный выбор рабочего костюма и опрятное содержание рабочей одежды.
В коммуникативной сфере:
формирование рабочей группы для выполнения проекта с учетом общности интересов и возможностей будущих членов трудового коллектива;
выбор знаковых систем и средств для кодирования и оформления информации в процессе коммуникации;
В физиолого-психологической сфере:
развитие моторики и координации движения рук при работе ручными инструментами и выполнении операций;
достижение необходимой точности движений при выполнении технологических операций;
соблюдение требуемой величины усилия, прикладываемого к инструменту с учетом технологических требований;
сочетание образного и логического мышления в процессе деятельности.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Раздел 1. Вводное занятие – 1 час.
Теоретические сведения. Выпиливание и выжигание как разновидности декоративного искусства. Демонстрация изделий, изготовленных кружковцами прошлых лет. Программа кружка, задачи кружка, содержание работы. Правила внутреннего распорядка, общие правила безопасности труда, производственной санитарии и личной гигиены. Распределение рабочих мест. Организация рабочего места (рациональное расположение инструментов, принадлежностей, материалов на рабочем месте).
Раздел 2. Работа с бумагой и картоном- 5 часов.
Теоретические сведения. Основные сорта бумаги и картона. Приемы работы с бумагой и картоном (разметка, сгибание, резка, нарезание). Соединение бумажных и картонных деталей. Виды клеев для склеивания бумаги и картона. Техника безопасности при работе с бумагой и картоном (ножницы, шило, нож).
Практические работы. Изготовление шаблонов для выпиливания, новогодних масок из картона. Изготовление подвижных игрушек: «Заяц чистит зубы», «Лисичка- хозяюшка», «Собачка», «Котенок с мячом», «Музыкант», «Собачка и ворона», «Заяц с морковью» и др.
Раздел 3. Художественное выжигание по дереву- 8 часов.
Теоретические сведения. Ознакомление с породами древесины, искусственными древесными материалами. Декоративные особенности древесины (цвет, текстура). Искусственные древесные материалы: шпон и фанера. Столярные инструменты: ножовка, приемы работы, правила безопасной работы.
Электрический выжигатель: назначение, устройство, приемы настройки, приемы выжигания. Техника безопасности при работе с выжигателем.
Практические работы. Подготовка материала заготовки для выжигания. Перевод рисунка на заготовку. Выполнение различных видов выжигания: выжигание по контурам, силуэтное выжигание, декоративное выжигание, выжигание с передачей оттенков светотени. Выжигание точками. Выжигание кромок изделия. Отделка изделий (шлифование, раскраска, лакирование).
Выжигание картинок «Почтальон Печкин», «Мартышка», «Ослик Иа», «Вини Пух» и др.
Раздел 4. Художественное выпиливание- 10 часов.
Теоретические сведения. Материалы для выпиливания: древесина, фанера, оргалит. Лобзик: назначение, устройство, подготовка к работе. Назначение и приемы работы приспособлением для стягивания лобзика. Выпиловочный столик. Приемы выпиливания по внешнему и внутреннему контурам. Техника безопасности при работе.
Практические работы. Подготовка и перевод рисунка на основу. Выпиливание по образцу плоских изделий. Выпиливание по внешнему и внутреннему контурам.
Изготовление изделий: закладка для книг, ножи для резания бумаги, рамки для фото, мотушки для ниток и т.п.
Раздел 5. Комплексные работы по выпиливанию и выжиганию- 6 часов.
Теоретические сведения. Виды соединения деталей из фанеры при выпиливании. Клеи для склеивания древесины. Приспособления при склеивании древесины. Правила по ТБ и производственной санитарии при склеивании древесины.
Практические работы. Выполнение заданий по образцу с исполнением чертежей, трафаретов и шаблонов деталей по заказам кружка, школы и др.
Раздел 6. Создание изделия, выполненного выпиливанием и выжиганием (творческая работа)- 6 часов.
Теоретические сведения. Виды орнаментов. Элементы орнаментов. Приемы росписи элементов выжженного рисунка.
Практические работы. Работа над эскизом творческого изделия. Создание рисунков и орнаментов для выжигания. Изготовление изделия.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№ п/п
Наименование разделов и тем
Общее количество учебных часов
В том числе
теоретических
практических
1
Вводное занятие
1
1
-
2
Работа с бумагой и картоном
5
1
4
3
Художественное выжигание по дереву
8
2
6
4
Художественное выпиливание
10
2
8
5
Комплексные работы по выпиливанию и выжиганию
6
-
6
6
Создание изделия, выполненного выпиливанием и выжиганием (творческая работа)
6
-
6
ВСЕГО
36
6
30
Тематическое планирование с определением основных видов деятельности воспитанников
Номер
занятия
Дата проведения
Наименование разделов, тем отдельных занятий
Количество часов
Основные виды деятельности воспитанников
план
факт
Раздел 1. Вводное занятие – 1 час
1
Выпиливание и выжигание как разновидности декоративного искусства. Программа кружка, задачи кружка, содержание работы. Правила внутреннего распорядка, общие правила безопасности труда, производственной санитарии и личной гигиены. Распределение рабочих мест. Организация рабочего места.
1
Регулятивные:
самостоятельно формулировать цели деятельности после предварительного обсуждения
Познавательные:
перерабатывать полученную информацию.
Коммуникативные:
слушать других, пытаться принимать другую точку зрения
Раздел 2. Работа с бумагой и картоном- 5 часов
2
Основные сорта бумаги и картона.
1
Регулятивные:
выполнять задания по составленному под контролем учителя плану, сверять свои действия с ним;
осуществлять текущий в точности выполнения технологических операций итоговый контроль, вносить необходимые конструктивные доработки
Познавательные:
анализировать выполняемые действия при изготовлении изделий.
Коммуникативные:
планирование учебного сотрудничества с учителем;
содействие сплочению коллектива воспитанников, созданию благоприятного психологического микроклимата в коллективе.
3
Приемы работы с бумагой и картоном.
1
4
Соединение бумажных и картонных деталей.
1
5
Виды клеев для склеивания бумаги и картона.
1
6
Техника безопасности при работе с бумагой и картоном.
1
Раздел 3. Художественное выжигание по дереву- 8 часов
7
Ознакомление с породами древесины.
1
Регулятивные:
самостоятельно формулировать цели деятельности после предварительного обсуждения.
Выполнять задания по составленному под контролем учителя плану, сверять свои действия с ним;
осуществлять текущий в точности выполнения технологических операций итоговый контроль, вносить необходимые конструктивные доработки
Познавательные:
анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных);
синтез составление целого из частей, в том числе самостоятельное достраивание с восполнением недостающих компонентов.
Коммуникативные:
планирование учебного сотрудничества с учителем;
умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка, современных средств коммуникации
8
Декоративные особенности древесины.
1
9
Искусственные древесные материалы: шпон и фанера.
1
10
Столярные инструменты: ножовка, приемы работы, правила безопасной работы.
1
11
Электрический выжигатель: назначение, устройство, приемы настройки.
1
12
Приемы выжигания.
1
13
Техника безопасности при работе с выжигателем.
1
14
Изготовление изделий способом выжигания.
1
Раздел 4. Художественное выпиливание- 10 часов
15
Материалы для выпиливания: древесина, фанера, оргалит.
1
Регулятивные:
самостоятельно формулировать цели деятельности после предварительного обсуждения.
С помощью учителя анализировать предложенное задание.
Выполнять задания по составленному под контролем учителя плану, сверять свои действия с ним.
Осуществлять текущий в точности выполнения технологических операций итоговый контроль, вносить необходимые конструктивные доработки.
Познавательные:
анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных);
синтез составление целого из частей, в том числе самостоятельное достраивание с восполнением недостающих компонентов.
Коммуникативные:
оформлять свои мысли в устной речи с учетом ситуаций, слушать других, принимать другую точку зрения
16
Лобзик: назначение, устройство, подготовка к работе.
1
17
Назначение и приемы работы приспособлением для стягивания рамки лобзика.
1
18
Выпиловочный столик.
1
19
Приемы выпиливания по внешнему контуру.
1
20
Приемы выпиливания по внутреннему контуру.
1
21
Техника безопасности при выпиливании лобзиком.
1
22,23,24
Изготовление изделий выпиливанием.
3
Раздел 6. Комплексные работы по выпиливанию и выжиганию- 6 часов
25
Виды соединений деталей из фанеры при выпиливании.
1
Регулятивные:
самостоятельно формулировать цели деятельности после предварительного обсуждения.
Выполнять задания по составленному под контролем учителя плану, сверять свои действия с ним
Осуществлять текущий в точности выполнения технологических операций итоговый контроль, вносить необходимые конструктивные доработки
Познавательные:
синтез составление целого из частей, в том числе самостоятельное достраивание с восполнением недостающих компонентов;
выбор оснований и критериев для сравнения,
Коммуникативные:
планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками определение цели, функций участников, способов взаимодействия;
умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка, современных средств коммуникации
26
Клеи для склеивания древесины.
1
27
Приспособления при склеивании древесины.
1
28
Правила по ТБ и производственной санитарии при склеивании древесины.
1
29, 30
Изготовление изделий выпиливанием.
2
Раздел 7. Создание изделия, выполненного выпиливанием и выжиганием (творческая работа)- 6 часов
31
Виды орнаментов.
1
Регулятивные:
самостоятельно формулировать цели деятельности;
выполнять задания по составленному плану, сверять свои действия с ним
осуществлять текущий в точности выполнения технологических операций итоговый контроль, вносить необходимые конструктивные доработки
Познавательные:
синтез составление целого из частей, в том числе самостоятельное достраивание с восполнением недостающих компонентов;
Коммуникативные:
планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками определение цели, функций участников, способов взаимодействия;
умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка, современных средств коммуникации
32
Элементы орнаментов.
1
33
Приемы росписи элементов выжженного рисунка.
1
34,35,36
Изготовление изделий, выполненных выпиливанием и выжиганием.
3
ИТОГО
36
Описание материально-технического обеспечения образовательного процесса
Cведения о программно-методическом обеспечении.
Cведения об используемом УМК.
Cведения о материальном обеспечении.
Лобзики.
Выпиловочные столики.
Приспособления для стягивания рамки лобзика.
Столярные верстаки.
Столярные инструменты.
Древесные материалы: фанера и др.
Шаблоны изделий, рисунки и др.
Морилка, лак.
Cведения об используемом методическом обеспечении..
Литература для педагога.
Барадулин В. А., Коромыслов Б. И. и др. Основы художественного ремесла: практическое пособие для руководителей кружков. – М.: Просвещение, 1979 г.
Бешенков А. К. Трудовое обучение. Учебное пособие для 4 класса средней школы. – Москва, «Просвещение», 1988 г.
Буриков В. Г., Власов В. Н. Домовая резьба. – М.: Нива России, 1992 г.
Горбанев В. П. Мастер в доме. – Москва, стройиздат, 1993 г.
Симоненко В. Д. (под редакцией). Технология. Учебник для мальчиков 5 класса общеобразовательной школы. – Брянск, 1995 г.
Шепелев А. М. Как построить сельский дом. – М.: Россельхозиздат, 1985 г.
Литература для детей.
1. Ариарский С. Художественное выпиливание. Альбом. - М.: Госиздат «детская литература» Минпросвещения РСФСР, 1959 г.
2. Данкевич Е., Поляков В. Выпиливаем из фанеры. - Спб., «Кристалл», - 1998 г.
Костина Л. А. Выпиливание лобзиком. Выпуск 1. - М.: Издательство «Народное творчество», 2004 г.
Костина Л. А. Выпиливание лобзиком. Выпуск 2. - М.: Издательство «Народное творчество», 2004 г.
Соколов Ю. В. Художественное выпиливание. Альбом. - М.: Лесная промышленность, 1987 г.
Соколов Ю. В. Альбом по выпиливанию. М.: Экология, 1991 г.
7. Шемуратов Ф. А. Выпиливание лобзиком. - М.: Легпромбыт издат, 1992 г., 2-е издание.
15