Рабочая программа по предмету Окружающий социальный мир для учащихся 1 класса АООП (2 вариант)
Казенное образовательное учреждение Ханты-Мансийского автономного округа-Югры «Леушинская школа-интернат для обучающихся
с ограниченными возможностями здоровья»
Согласовано:
заместитель директора по УР КОУ «Леушинская школа-интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»
___________________В.С. Баринова
«___»__________________ 20___г. Утверждаю:
директор КОУ «Леушинская школа-интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»
___________________Д.Ш. Шидиеваприказ № _____ от «___»__________20___г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПО УЧЕБНОМУ ПРЕДМЕТУ
_____Окружающий социальный мир_____
для учащихся 1 класса ССД
Силкина Даниила, Чемлякова Никодима
на 2016 – 2017 учебный год
начальное общее образование
(уровень обучения)
Разработана: _Шевченко А.В.
учителем-дефектологом
с. Леуши, 2016 г.
Рабочая программа составлена на основании программы _Л.Б. Баряевой, Д.И. Бойкова - СПб.: ЦДК проф. Л.Б. Баряевой, 2011.,допущенной Министерством образования Российской Федерации; АООП (вариант 2), разработанной и утвержденной образовательной организацией, приказ №_____ от _________
(Сведения о примерной и/или авторской учебной программе,
на основе которой разработана рабочая программа, с указанием автора, года издания)
Рассмотрена на заседании методического объединения _________________,
протокол № ____ от «____» __________ 20___г.
Руководитель________________ _______________
(подпись) (Ф.И.О.)
Одобрена методическим советом, протокол № ____ от «___» ______ 20___ г.
Председатель методического совета_______________ _______________
(подпись) (Ф.И.О.)
Пояснительная записка.
Обучение детей жизни в обществе включает формирование представлений об окружающем социальном мире и умений ориентироваться в нем, включаться в социальные отношения. В силу различных особенностей физического, интеллектуального, эмоционального развития дети с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множественными нарушениями развития испытывают трудности в осознании социальных явлений. В связи с этим программа учебного предмета «Окружающий социальный мир» позволяет планомерно формировать осмысленное восприятие социальной действительности и включаться на доступном уровне в жизнь общества.
Цель обучения – формирование представлений о человеке, его социальном окружении, ориентации в социальной среде и общепринятых правилах поведения.
Основными задачами программы «Окружающий социальный мир» являются:
- знакомство с явлениями социальной жизни (человек и его деятельность, общепринятые нормы поведения),
- формирование представлений о предметном мире, созданном человеком (многообразие, функциональное назначение окружающих предметов, действия с ними).
Программа рассчитана на 1 год обучения: в 1 классе для детей с тяжелыми и множественными нарушениями развития – 33 часа (1 час в неделю), в соответствии с количеством учебных часов, отведённым учебным планом.
Описание места учебного предмета в учебном плане.
Образовательная область Предмет Класс Кол-во часов в неделю I ч. II ч. III ч. IV ч. Год
Человек Окружающий социальный мир 1 1 8 24 16 16 33
Особенности класса
Для учащихся данного класса характерна умственная отсталость в тяжелой степени, которая сочетается с нарушениями опорно-двигательного аппарата (Силкин Даниил), расстройствами аутистического спектра и эмоционально-волевой сферы (Чемляков Никодим).
Дети с тяжелой умственной отсталостью имеют конкретное негибкое мышление, образование отвлеченных понятий значительно затруднено или невозможно. Ограниченно формируется понимание и использование речи, которая часто сопровождается косноязычием и аграмматизмами. Словарный запас состоит из наиболее часто употребляемых в обиходе слов и выражений. В случае тяжелой умственной отсталости языковые средства часто оказываются несформированными. Вместе с тем, использование средств альтернативной (невербальной) коммуникации позволяет обучать детей с выраженным интеллектуальным недоразвитием навыкам элементарной коммуникации.
Внимание у обучающихся с трудом привлекается, отличается неустойчивостью и отвлекаемостью.
Слабость активного внимания препятствует решению задач познавательного развития, однако, при высокой мотивации его продолжительность может быть увеличена.
Общемоторное развитие, как правило, нарушено. Имеются отклонения в координации, точности и темпе движений. Движения замедленны, неуклюжи. У обучающихся возникают большие сложности при переключении движений, быстрой смене поз и действий. У Силкина Даниила наблюдается замедленный темп, вялость, неловкость движений. У Чемлякова Никодима, наоборот, наблюдается повышенная подвижность, сочетающаяся с нецеленаправленностью, беспорядочностью, нескоординированностью движений.
Характер развития детей зависит от ряда факторов: этиологии, патогенеза нарушений, времени возникновения и сроков выявления отклонений, характера и степени выраженности каждого из первичных расстройств, специфики их сочетания, а также от сроков начала, объема и качества коррекционной помощи.
В связи с выраженными нарушениями и (или) искажениями процессов познавательной деятельности, прежде всего: восприятия, мышления, внимания, памяти непродуктивным оказываются подходы, требующие абстрактного мышления, задействование процессов анализа и синтеза. Вследствие чего возникают серьезные трудности в усвоении «академического» компонента различных программ дошкольного, а тем более школьного образования. Специфика эмоциональной сферы определяется ее неустойчивостью, часто гиперсензитивностью. В связи с неразвитостью волевых процессов дети оказываются не способны произвольно регулировать свое эмоциональное состояние в процессе деятельности, что не редко вызывает проблемы поведения. Кроме всего перечисленного, трудности в обучении вызываются недоразвитием мотивационно-потребностной сферы обучающихся с ТМНР. Интерес к какой-либо деятельности, если возникает, то, как правило, носит кратковременный, неустойчивый характер.
Планируемые результаты освоения учебного предмета
1) Представления о мире, созданном руками человека
* Интерес к объектам, созданным человеком.
* Представления о доме, школе, о расположенных в них и рядом объектах (мебель, оборудование, одежда, посуда, игровая площадка, и др.), о транспорте и т.д.
* Умение соблюдать элементарные правила безопасности поведения в доме, на улице, в транспорте, в общественных местах.
2) Представления об окружающих людях: овладение первоначальными представлениями о социальной жизни, о профессиональных и социальных ролях людей.
* Представления о деятельности и профессиях людей, окружающих ребенка (учитель, повар, врач, водитель и т.д.).
* Представления о социальных ролях людей (пассажир, пешеход, покупатель и т.д.), правилах поведения согласно социальным ролям в различных ситуациях.
* Опыт конструктивного взаимодействия с взрослыми и сверстниками.
* Умение соблюдать правила поведения на уроках и во внеурочной деятельности, взаимодействовать со взрослыми и сверстниками, выбирая адекватную дистанцию и формы контакта, соответствующие возрасту и полу ребенка.
3) Развитие межличностных и групповых отношений.
* Представления о дружбе, товарищах, сверстниках.
* Умение находить друзей на основе личных симпатий.
* Умение строить отношения на основе поддержки и взаимопомощи, умение сопереживать, сочувствовать, проявлять внимание.
* Умение взаимодействовать в группе в процессе учебной, игровой, других видах доступной деятельности.
* Умение организовывать свободное время с учетом своих и совместных интересов.
4) Накопление положительного опыта сотрудничества и участия в общественной жизни.
* Представление о праздниках, праздничных мероприятиях, их содержании, участие в них.
* Использование простейших эстетических ориентиров/эталонов о внешнем виде, на праздниках, в хозяйственно-бытовой деятельности.
Содержание тем учебного курса
Разделы курса Кол-во часов Требования к знаниям и умениям обучающихся к концу изучения раздела Темы курса
Кол-во часов Содержание учебной темы
Школа
6 Иметь представления о школе, о расположенных в ней и рядом объектах (мебель, оборудование, одежда, посуда, игровая площадка, и д.
Иметь представления об окружающих людях: овладение первоначальными представлениями о социальной жизни, о профессиональных и социальных ролях людей.
Иметь представления о деятельности и профессиях людей, окружающих ребенка (учитель, повар, врач, водитель и т.д.).
Иметь представления о правилах поведения на уроках и во внеурочной деятельности.
Иметь представления о дружбе, товарищах, сверстниках.
Узнавание (различение) помещений школы. Знание профессий людей, работающих в школе.
Узнавание (различение) участков школьной территории.
Узнавание (различение) зон класса.
Знание (соблюдение) распорядка школьного дня.
Узнавание (различение) школьных принадлежностей.
Представление о себе как члене коллектива класса.
1
1
1
1
1
1
Ознакомление с помещениями школы, их различение, ознакомление с назначением помещений школы и их нахождением. Ознакомление с профессиями людей, работающих в школе. Соотнесение работника школы с его профессией.
Ознакомление с участками школьной территории, назначением участков школьной территории, правилами поведения на территории школы.
Ознакомление с зонами класса и их назначением.
Ознакомление с распорядком школьного дня.
Ознакомление со школьными принадлежностями и их назначением, выполнение упражнений на различение школьных принадлежностей (школьная доска, парта, мел, ранец, учебник, тетрадь, дневник, карандаш, точилка, резинка, фломастер, пенал, ручка, линейка, краски, пластилин, альбом для рисования).
Формирование представления о себе как члене коллектива класса. Формирование знаний о положительных качествах человека. Формирование знаний о способах проявления дружеских отношений. Упражнения в выражении своего интереса к другому человеку.
Квартира, дом, двор 5 Иметь представление о типах домов, частях дома. Знать свой домашний адрес. Узнавание (различение) типов домов, частей дома, мест общего пользования в доме.
Узнавание (различение) помещений квартиры, частей территории двора.
Знакомство с коммунальными удобствами в квартире.
Узнавание (различение) вредных насекомых, живущих в доме.
Узнавание (различение) аудио, видеотехники и средств связи. 1
1
1
1
1
Узнавание (различение) частей дома (стена, крыша, окно, дверь, потолок, пол). Узнавание (различение) типов домов (одноэтажный (многоэтажный), каменный (деревянный), городской (сельский, дачный) дом. Узнавание (различение) мест общего пользования в доме (чердак, подвал, подъезд, лестничная площадка, лифт). Соблюдение правил при пользовании лифтом: ждать закрытия и открытия дверей, нажимать кнопку с номером нужного этажа, стоять во время движения лифта и др. Соблюдение правил безопасности, поведения в местах общего пользования в доме: не заходить в лифт с незнакомым человеком, не залезать на чердак, не трогать провода и др. Соблюдение правил пользования мусоропроводом (домофоном, почтовым ящиком, кодовым замком).
Узнавание (различение) помещений квартиры (комната (спальная, детская, гостиная), прихожая, кухня, ванная комната, санузел, балкон). Знание функционального назначения помещений квартиры. Сообщение своего домашнего адреса (город, улица, номер дома, номер квартиры). Узнавание своего домашнего адреса (на слух, написанного).
Узнавание (различение) частей территории двора (место для отдыха, игровая площадка, спортивная площадка, место для парковки автомобилей, место для сушки белья, место для выбивания ковров, место для контейнеров с мусором, газон). Знание (соблюдение) правил безопасности и поведения во дворе.
Знакомство с коммунальными удобствами в квартире:
отопление (батарея, вентиль, вода), канализация (вода, унитаз, сливной бачок, трубы),
водоснабжение (вода, кран, трубы (водопровод), вентиль, раковина), электроснабжение (розетка, свет, электричество). Знание (соблюдение) правил безопасности и поведения во время аварийной ситуации в доме.
Узнавание (различение) вредных насекомых (муравьи, тараканы, клопы, вши), грызунов (крысы, мыши), живущих в доме. Представление о вреде, который приносят вредные насекомые.
Узнавание (различение) аудио, видеотехники и средств связи (телефон, компьютер, планшет, магнитофон, плеер, видеоплеер). Знание назначения технического устройства (сотовый телефон, планшет, видеоплеер и др.). Соблюдение последовательности действий при пользовании телефоном (плеером, планшетом и др.): включение, пользование функцией (связь, игра и т.п.), выключение).
Предметы быта.
5 Узнавать (различать) некоторые электроприборы, предметы мебели, посуды, интерьера. Узнавание (различение) электробытовых приборов.
Узнавание (различение) предметов мебели.
Узнавание (различение) предметов посуды.
Узнавание (различении) предметов интерьера.
Узнавание (различение) часов. 1
1
1
1
1
Узнавание (различение) электробытовых приборов (телевизор, утюг, лампа, вентилятор, обогреватель, микроволновая печь, тостер, блендер, электрический чайник, фен, кондиционер). Знание назначения электроприборов. Знание правил техники безопасности при пользовании электробытовым прибором.
Узнавание (различение) предметов мебели (стол, стул, диван, шкаф, полка, кресло, кровать, табурет, комод). Знание назначения предметов мебели. Различение видов мебели (кухонная, спальная, кабинетная и др.).
Узнавание (различение) предметов посуды (тарелка, стакан, кружка, ложка, вилка, нож, кастрюля, сковорода, чайник, половник, нож). Знание назначение предметов посуды. Узнавание (различение) кухонного инвентаря (терка, овощечистка, разделочная доска, дуршлаг, половник, открывалка). Знание назначение кухонного инвентаря.
Узнавание (различении) предметов интерьера (светильник, зеркало, штора, скатерть, ваза, статуэтки, свечи). Знание назначения предметов интерьера. Узнавание (различение) светильников (люстра, бра, настольная лампа).
Узнавание (различение) часов (наручные, настенные, механические, электронные часы). Узнавание (различение) частей часов: стрелки, циферблат. Знание назначения часов (частей часов).
Продукты питания. 5 Узнавать (различать) некоторые напитки, молочные продукты, мясные и рыбные продукты, мучные и кондитерские изделия, крупы. Узнавание (различение) напитков.
Узнавание (различение) молочных продуктов.
Узнавание (различение) мясных и рыбных продуктов.
Узнавание (различение) мучных и кондитерских изделий.
Узнавание (различение) круп и бобовых.
1
1
1
1
1
Узнавание (различение) напитков (вода, чай, сок, какао, лимонад, компот, квас, кофе) по внешнему виду, на вкус. Узнавание упаковок с напитком.
Узнавание (различение) молочных продуктов (молоко, йогурт, творог, сметана, кефир, масло, морожено) по внешнему виду, на вкус. Узнавание упаковок с молочным продуктом. Знание правил хранения молочных продуктов.
Узнавание (различение) мясных продуктов: готовых к употреблению (колбаса, ветчина), требующих обработки (приготовления) (мясо (свинина, говядина, баранина, птица), сосиска, сарделька, котлета, фарш). Знакомство со способами обработки (приготовления) мясных продуктов. Знание правил хранения мясных продуктов.
Узнавание (различение) рыбных продуктов: готовых к употреблению (крабовые палочки, консервы, рыба (копченая, соленая, вяленая), требующих обработки (приготовления) мясо (филе рыбы, краб, креветка), рыбная котлета, рыбный фарш. Знакомство со способами обработки (приготовления) рыбных продуктов. Знание правил хранения рыбных продуктов.
Узнавание (различение) мучных изделий: готовых к употреблению (хлеб, батон, пирожок, булочка, сушки, баранки, сухари), требующих обработки (приготовления) (макаронные изделия (макароны, вермишель, рожки). Знакомство со способами обработки (приготовления) мучных изделий. Знание правил хранения мучных изделий. Узнавание (различение) кондитерских изделий (торт, печенье, пирожное, конфета, шоколад). Знание правил хранения кондитерских изделий.
Узнавание (различение) круп и бобовых: готовых к употреблению (консервированная фасоль, кукуруза, горошек, свежий горох), требующих обработки (приготовления) (греча, рис, пшено и др. крупы, бобовые). Знакомство со способами обработки (приготовления) круп и бобовых. Знание правил хранения круп и бобовых.
Предметы и материалы, изготовленные человеком.
7 Знать и называть некоторые предметы, изготовленные из бумаги, дерева, стекла, резины, металла, ткани, пластмассы. Знание свойств бумаги. Узнавание предметов, изготовленных из бумаги.
Знание свойств дерева. Узнавание предметов, изготовленных из дерева.
Знание свойств стекла. Узнавание предметов, изготовленных из стекла.
Знание свойств резины. Узнавание предметов, изготовленных из резины.
Знание свойств металла. Узнавание предметов, изготовленных из металла.
Знание свойств ткани. Узнавание предметов, изготовленных из ткани.
Знание свойств пластмассы. Узнавание предметов, изготовленных из пластмассы. 1
1
1
1
1
1
1
Знание свойств бумаги (рвется, мнется, намокает). Узнавание (различение) видов бумаги по плотности (альбомный лист, папиросная бумага, картон и др.), по фактуре (глянцевая, бархатная и др.). Узнавание предметов, изготовленных из бумаги (салфетка, коробка, газета, книга и др.). Узнавание (различение) инструментов, с помощью которых работают с бумагой (ножницы, шило для бумаги, фигурный дырокол).
Знание свойств дерева (прочность, твёрдость, плавает в воде, дает тепло, когда горит). Узнавание предметов, изготовленных из дерева (стол, полка, деревянные игрушки, двери и др.). Узнавание (различение) инструментов, с помощью которых обрабатывают дерево (молоток, пила, топор).
Знание свойств стекла (прозрачность, хрупкость). Узнавание предметов, изготовленных из стекла (ваза, стакан, оконное стекло, очки и др.). Соблюдение правил безопасности при обращении с предметами, изготовленными из стекла.
Знание свойств резины (эластичность, непрозрачность, водонепроницаемость). Узнавание предметов, изготовленных из резины (резиновые перчатки, сапоги, игрушки и др.).
Знание свойств металла (прочность, твёрдость – трудно сломать, тонет в воде). Узнавание предметов, изготовленных из металла (ведро, игла, кастрюля и др.).
Знание свойств ткани (мягкая, мнется, намокает, рвётся). Узнавание предметов, изготовленных из ткани (одежда, скатерть, штора, покрывала, постельное бельё, обивка мебели и др.). Узнавание (различение) инструментов, с помощью которых работают с тканью (ножницы, игла).
Знание свойств пластмассы (лёгкость, хрупкость). Узнавание предметов, изготовленных из пластмассы (бытовые приборы, предметы посуды, игрушки, фломастеры, контейнеры и т.д.).
Город.
4 Знать назначение некоторых зданий (школа, магазин, почта, поликлиника, жилой дом). Знать некоторые профессии (повар, врач, учитель, строитель, парикмахер и некоторые другие). Узнавание (различение) элементов городской инфраструктуры.
Узнавание (различение) профессий.
Узнавание (различение) технических средств организации дорожного движения.
Узнавание (различение) достопримечательностей своего города.
1
1
1
1 Узнавание (различение) элементов городской инфраструктуры (районы, улицы (проспекты, переулки), площади, здания, парки). Узнавание (различение), назначение зданий (кафе (ресторан), вокзал (аэропорт, железнодорожный, автовокзал, морской), службы помощи (банк, сберкасса, больница, поликлиника, парикмахерская, почта), магазин (супермаркет, одежда, посуда, мебель, цветы, продукты), театр (кукольный, драматический и др.), цирк, жилой дом.
Узнавание (различение) профессий (врач, продавец, кассир, повар, строитель, парикмахер, почтальон, работник химчистки, работник банка). Знание особенностей деятельности людей разных профессий. Знание (соблюдение) правил поведения в общественных местах.
Узнавание (различение) технических средств организации дорожного движения (дорожный знак («Пешеходный переход»), разметка («зебра»), светофор). Знание (соблюдение) правил перехода улицы. Знание (соблюдение) правил поведения на улице.
Узнавание (различение) достопримечательностей своего города (например) (Кремль, Троицкий собор, Приказные палаты, памятник княгине Ольге, памятник героям-десантникам и др.).
Транспорт.
4 Знать (различать) наземный и воздушный, водный и космический, специальный и общественный транспорт. Узнавание (различение) наземного и воздушного транспорта.
Узнавание (различение) водного и космического транспорта.
Знание (называние) профессий людей, работающих на транспорте. Узнавание (различение) общественного транспорта.
Узнавание (различение) специального транспорта.
1
1
1
1 Узнавание (различение) наземного транспорта (рельсовый, безрельсовый). Знание назначения наземного транспорта. Узнавание (различение) составных частей наземного транспортного средства.
Узнавание (различение) воздушного транспорта. Знание назначения воздушного транспорта. Узнавание (различение) составных частей воздушного транспортного средства.
Узнавание (различение) водного транспорта. Знание назначения водного транспорта. Узнавание (различение) составных частей водного транспортного средства.
Узнавание (различение) космического транспорта. Знание назначения космического транспорта. Узнавание (различение) составных частей космического транспортного средства.
Знание (называние) профессий людей, работающих на транспорте. Соотнесение деятельности с профессией.
Узнавание (различение) общественного транспорта. Знание (соблюдение) правил поведения в общественном транспорте.
Узнавание (различение) специального транспорта (пожарная машина, скорая помощь, полицейская машина). Знание назначения специального транспорта. Знание профессий людей, работающих на специальном транспорте. Соотнесение деятельности с профессией.
Традиции, обычаи.
1 Знать традиции и атрибуты некоторых праздников (Новый Год, День Победы, 8 марта, Масленица, 23 февраля, Пасха). Знание традиций и атрибутов праздников. Знание традиций и атрибутов праздников (Новый Год, День Победы, 8 марта, Масленица, 23 февраля, Пасха). Знание школьных традиций. Знание символики и атрибутов православной церкви (храм, икона, крест, Библия, свеча, ангел). Знание нравственных традиций, принятых в православии. Представление о религиях мира. Следование общепринятым традициям на похоронах.
Страна.
1 Знать название государства, в котором мы живем. Знание о государстве, в котором мы живем. Знание названия государства, в котором мы живем. Знание (узнавание) государственной символики (герб, флаг, гимн). Узнавание президента РФ (на фото, видео). Знание государственных праздников. Знание названия столицы России. Знание (узнавание) основных достопримечательностей столицы (Кремль, Красная площадь, Третьяковская Галерея, Большой театр) на фото, видео. Знание названий городов России (Санкт-Петербург, Казань, Владивосток, Сочи и др.). Знание достопримечательностей городов России. Знание прав и обязанностей гражданина России. Знание (различение) документов, удостоверяющих личность гражданина России (паспорт, свидетельство о рождении). Знание некоторых значимых исторических событий России. Знание выдающихся людей России.
Календарно-тематическое планирование
№
п/п тема урока кол-во часов дата урока элементы содержания практическая часть программы текущий и промежуточный контроль деятельность обучающихся
раздел 1. Школа._ (_6 ч.)
1.1 Узнавание (различение) помещений школы.
1 Инструктаж по правилам поведения во время экскурсии
Экскурсия
Опрос по теме Экскурсия по школе с целью ознакомления с помещениями школы, их нахождением и назначением, а также профессиями людей, работающих в школе. Индивидуальный опрос
Наблюдение Слушать, наблюдать, повторять за учителем, отвечать на вопросы учителя, действовать по инструкции учителя
1.2 Узнавание (различение) участков школьной территории.
1 Инструктаж по правилам поведения во время экскурсии
Экскурсия
Опрос по теме Экскурсия с целью ознакомления с участками школьной территории, назначением участков школьной территории, правилами поведения на территории школы. Индивидуальный опрос
Наблюдение Слушать, наблюдать, повторять за учителем, отвечать на вопросы учителя, действовать по инструкции учителя
1.3 Узнавание (различение) зон класса.
1 Беседа о зонах класса и их назначении
Подвижная игра
Работа по сюжетным картинкам
Практическая работа (рисование)
Опрос по теме Выполнение упражнений на узнавание (различение) зон класса.
Индивидуальный опрос
Наблюдение Слушать, наблюдать, повторять за учителем, отвечать на вопросы учителя, действовать по инструкции учителя
1.4 Знание (соблюдение) распорядка школьного дня.
1 Беседа о распорядке школьного дня
Подвижная игра
Работа по сюжетным картинкам
Практическая работа (рисование)
Опрос по теме Ознакомление с распорядком школьного дня.
Индивидуальный опрос
Наблюдение Слушать, наблюдать, повторять за учителем, отвечать на вопросы учителя, действовать по инструкции учителя
1.5 Узнавание (различение) школьных принадлежностей.
1 Упражнения на узнавание школьных принадлежностей
Подвижная игра
Выполнение упражнений на различение школьных принадлежностей
Практическая работа (рисование)
Дидактическая игра «Назови лишнее»
Опрос по теме Выполнение упражнений на различение школьных принадлежностей (школьная доска, парта, мел, ранец, учебник, тетрадь, дневник, карандаш, точилка, резинка, фломастер, пенал, ручка, линейка, краски, пластилин, альбом для рисования). Индивидуальный опрос
Наблюдение Слушать, наблюдать, повторять за учителем, отвечать на вопросы учителя, действовать по инструкции учителя
1.6 Представление о себе как члене коллектива класса.
1 Беседа о положительных качествах человека.
Работа по картинкам
Подвижная игра
Работа по сюжетным картинкам
Практическая работа (рисование)
Опрос по теме Выполнение упражнений на формирование представлений о себе как члене коллектива класса.
Упражнения в выражении своего интереса к другому человеку Индивидуальный опрос
Наблюдение Слушать, наблюдать, повторять за учителем, отвечать на вопросы учителя, действовать по инструкции учителя
раздел 2. Квартира, дом, двор._ (_5 ч.)
2.1 Узнавание (различение) типов домов, частей дома, мест общего пользования в доме. 1 Работа по презентации
Дидактическая игра «Моя квартира»
Подвижная игра
Работа по сюжетным картинкам
Работа в тетради (рисование)
Опрос по теме Узнавание (различение) частей дома (стена, крыша, окно, дверь, потолок, пол). Узнавание (различение) типов домов (одноэтажный (многоэтажный), каменный (деревянный), городской (сельский, дачный) дом. Узнавание (различение) мест общего пользования в доме (чердак, подвал, подъезд, лестничная площадка, лифт). Соблюдение правил при пользовании лифтом: ждать закрытия и открытия дверей, нажимать кнопку с номером нужного этажа, стоять во время движения лифта и др. Соблюдение правил безопасности, поведения в местах общего пользования в доме: не заходить в лифт с незнакомым человеком, не залезать на чердак, не трогать провода и др. Соблюдение правил пользования мусоропроводом (домофоном, почтовым ящиком, кодовым замком). Индивидуальный опрос
Наблюдение Слушать, наблюдать, повторять за учителем, отвечать на вопросы учителя, действовать по инструкции учителя
2.2 Узнавание (различение) помещений квартиры, частей территории двора.
1 Работа по презентации
Дидактическая игра «Моя квартира»
Подвижная игра
Работа по сюжетным картинкам
Работа в тетради (рисование)
Опрос по теме Узнавание (различение) помещений квартиры (комната (спальная, детская, гостиная), прихожая, кухня, ванная комната, санузел, балкон). Знание функционального назначения помещений квартиры. Сообщение своего домашнего адреса (город, улица, номер дома, номер квартиры). Узнавание своего домашнего адреса (на слух, написанного). Написание своего домашнего адреса.
Узнавание (различение) частей территории двора (место для отдыха, игровая площадка, спортивная площадка, место для парковки автомобилей, место для сушки белья, место для выбивания ковров, место для контейнеров с мусором, газон). Знание (соблюдение) правил безопасности и поведения во дворе. Индивидуальный опрос
Наблюдение Слушать, наблюдать, повторять за учителем, отвечать на вопросы учителя, действовать по инструкции учителя
2.3 Знакомство с коммунальными удобствами в квартире.
1 Работа по презентации
Дидактическая игра «Моя квартира»
Подвижная игра
Работа по сюжетным картинкам
Работа в тетради (рисование)
Опрос по теме Знакомство с коммунальными удобствами в квартире:
отопление (батарея, вентиль, вода), канализация (вода, унитаз, сливной бачок, трубы),
водоснабжение (вода, кран, трубы (водопровод), вентиль, раковина), электроснабжение (розетка, свет, электричество). Знание (соблюдение) правил безопасности и поведения во время аварийной ситуации в доме. Индивидуальный опрос
Наблюдение Слушать, наблюдать, повторять за учителем, отвечать на вопросы учителя, действовать по инструкции учителя
2.4 Узнавание (различение) вредных насекомых, живущих в доме.
1 Работа по картинкам
Дидактическая игра «Лото»
Подвижная игра
Работа по сюжетным картинкам
Работа в тетради (рисование)
Опрос по теме Узнавание (различение) вредных насекомых (муравьи, тараканы, клопы, вши), грызунов (крысы, мыши), живущих в доме. Представление о вреде, который приносят вредные насекомые. Индивидуальный опрос
Наблюдение Слушать, наблюдать, повторять за учителем, отвечать на вопросы учителя, действовать по инструкции учителя
2.5 Узнавание (различение) аудио, видеотехники и средств связи. 1 Работа картинкам
Дидактическая игра «Четвертый лишний»
Подвижная игра
Работа по сюжетным картинкам
Работа в тетради (рисование)
Опрос по теме Узнавание (различение) аудио, видеотехники и средств связи (телефон, компьютер, планшет, магнитофон, плеер, видеоплеер). Знание назначения технического устройства (сотовый телефон, планшет, видеоплеер и др.). Соблюдение последовательности действий при пользовании телефоном (плеером, планшетом и др.): включение, пользование функцией (связь, игра и т.п.), выключение). Индивидуальный опрос
Наблюдение Слушать, наблюдать, повторять за учителем, отвечать на вопросы учителя, действовать по инструкции учителя
раздел 3. Предметы быта (_5 ч.)
3.1 Узнавание (различение) электробытовых приборов.
1 Работа картинкам
Дидактическая игра «Угадай по описанию»
Конструирование
Работа по сюжетным картинкам
Работа в тетради (рисование)
Опрос по теме Узнавание (различение) электробытовых приборов (телевизор, утюг, лампа, вентилятор, обогреватель, микроволновая печь, тостер, блендер, электрический чайник, фен, кондиционер). Знание назначения электроприборов. Знание правил техники безопасности при пользовании электробытовым прибором. Индивидуальный опрос
Наблюдение Слушать, наблюдать, повторять за учителем, отвечать на вопросы учителя, действовать по инструкции учителя
3.2 Узнавание (различение) предметов мебели. 1 Работа по презентации
Дидактическая игра «Назови одним словом»
Конструирование
Работа по сюжетным картинкам
Работа в тетради (рисование)
Опрос по теме Узнавание (различение) предметов мебели (стол, стул, диван, шкаф, полка, кресло, кровать, табурет, комод). Знание назначения предметов мебели. Различение видов мебели (кухонная, спальная, кабинетная и др.). Индивидуальный опрос
Наблюдение Слушать, наблюдать, повторять за учителем, отвечать на вопросы учителя, действовать по инструкции учителя
3.3 Узнавание (различение) предметов посуды.
1 Работа картинкам
Дидактическая игра «Четвертый лишний»
Лепка
Работа по сюжетным картинкам
Работа в тетради (рисование)
Опрос по теме Узнавание (различение) предметов посуды (тарелка, стакан, кружка, ложка, вилка, нож, кастрюля, сковорода, чайник, половник, нож). Знание назначение предметов посуды. Узнавание (различение) кухонного инвентаря (терка, овощечистка, разделочная доска, дуршлаг, половник, открывалка). Знание назначение кухонного инвентаря. Индивидуальный опрос
Наблюдение Слушать, наблюдать, повторять за учителем, отвечать на вопросы учителя, действовать по инструкции учителя
3.4 Узнавание (различении) предметов интерьера.
1 Работа по презентации
Дидактическая игра «Моя квартира»
Подвижная игра
Работа по сюжетным картинкам
Работа в тетради (рисование)
Опрос по теме Узнавание (различении) предметов интерьера (светильник, зеркало, штора, скатерть, ваза, статуэтки, свечи). Знание назначения предметов интерьера. Узнавание (различение) светильников (люстра, бра, настольная лампа). Индивидуальный опрос
Наблюдение Слушать, наблюдать, повторять за учителем, отвечать на вопросы учителя, действовать по инструкции учителя
3.5 Узнавание (различение) часов. 1 Работа картинкам
Дидактическая игра «Четвертый лишний»
Подвижная игра
Работа по сюжетным картинкам
Работа в тетради (рисование)
Опрос по теме Узнавание (различение) часов (наручные, настенные, механические, электронные часы). Узнавание (различение) частей часов: стрелки, циферблат. Знание назначения часов (частей часов). Индивидуальный опрос
Наблюдение Слушать, наблюдать, повторять за учителем, отвечать на вопросы учителя, действовать по инструкции учителя
раздел 4. Продукты питания (_5 ч.)
4.1 Узнавание (различение) напитков. 1 Работа по презентации
Дидактическая игра «Назови, что это?»
Работа по сюжетным картинкам
Работа в тетради (рисование)
Опрос по теме Узнавание (различение) напитков (вода, чай, сок, какао, лимонад, компот, квас, кофе) по внешнему виду, на вкус. Узнавание упаковок с напитком. Индивидуальный опрос
Наблюдение Слушать, наблюдать, повторять за учителем, отвечать на вопросы учителя, действовать по инструкции учителя
4.2
Узнавание (различение) молочных продуктов.
1 Работа по сюжетным картинкам
Дидактическая игра «Назови, что это?»
Работа в тетради (рисование)
Беседа о правилах хранения молочных продуктов
Опрос по теме Узнавание (различение) молочных продуктов (молоко, йогурт, творог, сметана, кефир, масло, морожено) по внешнему виду, на вкус. Узнавание упаковок с молочным продуктом. Знание правил хранения молочных продуктов. Индивидуальный опрос
Наблюдение Слушать, наблюдать, повторять за учителем, отвечать на вопросы учителя, действовать по инструкции учителя
4.3
Узнавание (различение) мясных и рыбных продуктов.
1 Работа по презентации
Дидактическая игра «Супермаркет»
Работа по сюжетным картинкам
Работа в тетради (рисование)
Составление коротких рассказов по опорному плану
Опрос по теме Узнавание (различение) мясных продуктов: готовых к употреблению (колбаса, ветчина), требующих обработки (приготовления) (мясо (свинина, говядина, баранина, птица), сосиска, сарделька, котлета, фарш). Знакомство со способами обработки (приготовления) мясных продуктов. Знание правил хранения мясных продуктов.
Узнавание (различение) рыбных продуктов: готовых к употреблению (крабовые палочки, консервы, рыба (копченая, соленая, вяленая), требующих обработки (приготовления) мясо (филе рыбы, краб, креветка), рыбная котлета, рыбный фарш. Знакомство со способами обработки (приготовления) рыбных продуктов. Знание правил хранения рыбных продуктов. Индивидуальный опрос
Наблюдение Слушать, наблюдать, повторять за учителем, отвечать на вопросы учителя, действовать по инструкции учителя
4.4 Узнавание (различение) мучных и кондитерских изделий.
1 Работа по презентации
Дидактическая игра «Назови, что это?»
Работа по сюжетным картинкам
Работа в тетради (рисование)
Составление коротких рассказов по опорному плану
Опрос по теме Узнавание (различение) мучных изделий: готовых к употреблению (хлеб, батон, пирожок, булочка, сушки, баранки, сухари), требующих обработки (приготовления) (макаронные изделия (макароны, вермишель, рожки). Знакомство со способами обработки (приготовления) мучных изделий. Знание правил хранения мучных изделий. Узнавание (различение) кондитерских изделий (торт, печенье, пирожное, конфета, шоколад). Знание правил хранения кондитерских изделий. Индивидуальный опрос
Наблюдение Слушать, наблюдать, повторять за учителем, отвечать на вопросы учителя, действовать по инструкции учителя
4.5 Узнавание (различение) круп и бобовых.
1 Работа по картинкам
Дидактическая игра «Назови, что это?»
Работа по сюжетным картинкам
Работа в тетради (рисование)
Составление коротких рассказов по опорному плану
Опрос по теме Узнавание (различение) круп и бобовых: готовых к употреблению (консервированная фасоль, кукуруза, горошек, свежий горох), требующих обработки (приготовления) (греча, рис, пшено и др. крупы, бобовые). Знакомство со способами обработки (приготовления) круп и бобовых. Знание правил хранения круп и бобовых. Индивидуальный опрос
Наблюдение Слушать, наблюдать, повторять за учителем, отвечать на вопросы учителя, действовать по инструкции учителя
раздел 5. Предметы и материалы, изготовленные человеком. (_7 ч.)
5.1 Знание свойств бумаги. Узнавание предметов, изготовленных из бумаги.
1 Выполнение упражнений на выявление свойств бумаги
Работа по презентации
Работа по сюжетным картинкам
Работа в тетради (рисование)
Практическая работа с инструментами
Опрос по теме Знание свойств бумаги (рвется, мнется, намокает). Узнавание (различение) видов бумаги по плотности (альбомный лист, папиросная бумага, картон и др.), по фактуре (глянцевая, бархатная и др.). Узнавание предметов, изготовленных из бумаги (салфетка, коробка, газета, книга и др.). Узнавание (различение) инструментов, с помощью которых работают с бумагой (ножницы, шило для бумаги, фигурный дырокол). Индивидуальный опрос
Наблюдение Слушать, наблюдать, повторять за учителем, отвечать на вопросы учителя, действовать по инструкции учителя
5.2 Знание свойств дерева. Узнавание предметов, изготовленных из дерева.
1 Просмотр видеофрагмента о свойствах дерева
Работа по сюжетным картинкам
Работа в тетради (рисование)
Работа по презентации
Опрос по теме Знание свойств дерева (прочность, твёрдость, плавает в воде, дает тепло, когда горит). Узнавание предметов, изготовленных из дерева (стол, полка, деревянные игрушки, двери и др.). Узнавание (различение) инструментов, с помощью которых обрабатывают дерево (молоток, пила, топор). Индивидуальный опрос
Наблюдение Слушать, наблюдать, повторять за учителем, отвечать на вопросы учителя, действовать по инструкции учителя
5.3 Знание свойств стекла. Узнавание предметов, изготовленных из стекла.
1 Презентация о свойствах стекла
Дидактическая игра «Четвертый лишний»
Работа по сюжетным картинкам
Работа в тетради (рисование)
Опрос по теме Знание свойств стекла (прозрачность, хрупкость). Узнавание предметов, изготовленных из стекла (ваза, стакан, оконное стекло, очки и др.). Соблюдение правил безопасности при обращении с предметами, изготовленными из стекла. Индивидуальный опрос
Наблюдение Слушать, наблюдать, повторять за учителем, отвечать на вопросы учителя, действовать по инструкции учителя
5.4 Знание свойств резины. Узнавание предметов, изготовленных из резины.
1 Выполнение упражнений на выявление свойств резины
Работа по презентации
Работа в тетради (рисование)
Опрос по теме Знание свойств резины (эластичность, непрозрачность, водонепроницаемость). Узнавание предметов, изготовленных из резины (резиновые перчатки, сапоги, игрушки и др.). Индивидуальный опрос
Наблюдение Слушать, наблюдать, повторять за учителем, отвечать на вопросы учителя, действовать по инструкции учителя
5.5 Знание свойств металла. Узнавание предметов, изготовленных из металла.
1 Просмотр видеофрагмента о свойствах металла
Дидактическая игра «Четвертый лишний»
Работа по сюжетным картинкам
Работа в тетради (рисование)
Опрос по теме Знание свойств металла (прочность, твёрдость – трудно сломать, тонет в воде). Узнавание предметов, изготовленных из металла (ведро, игла, кастрюля и др.). Индивидуальный опрос
Наблюдение Слушать, наблюдать, повторять за учителем, отвечать на вопросы учителя, действовать по инструкции учителя
5.6 Знание свойств ткани. Узнавание предметов, изготовленных из ткани.
1 Выполнение упражнений на выявление свойств ткани
Работа по презентации
Работа по сюжетным картинкам
Работа в тетради (рисование)
Практическая работа с инструментами
Опрос по теме Знание свойств ткани (мягкая, мнется, намокает, рвётся). Узнавание предметов, изготовленных из ткани (одежда, скатерть, штора, покрывала, постельное бельё, обивка мебели и др.). Узнавание (различение) инструментов, с помощью которых работают с тканью (ножницы, игла). Индивидуальный опрос
Наблюдение Слушать, наблюдать, повторять за учителем, отвечать на вопросы учителя, действовать по инструкции учителя
5.7 Знание свойств пластмассы. Узнавание предметов, изготовленных из пластмассы. 1 Работа по презентации о свойствах пластмассы
Работа по сюжетным картинкам
Работа в тетради (рисование)
Опрос по теме Знание свойств пластмассы (лёгкость, хрупкость). Узнавание предметов, изготовленных из пластмассы (бытовые приборы, предметы посуды, игрушки, фломастеры, контейнеры и т.д.). Индивидуальный опрос
Наблюдение Слушать, наблюдать, повторять за учителем, отвечать на вопросы учителя, действовать по инструкции учителя
раздел 6. Город. (_4 ч.)
6.1 Узнавание (различение) элементов городской инфраструктуры.
1 Работа по картинкам
Дидактическая игра «Четвертый лишний»
Работа по сюжетным картинкам
Работа в тетради
Дидактическая игра
Опрос по теме Узнавание (различение) элементов городской инфраструктуры (районы, улицы (проспекты, переулки), площади, здания, парки). Узнавание (различение), назначение зданий (кафе (ресторан), вокзал (аэропорт, железнодорожный, автовокзал, морской), службы помощи (банк, сберкасса, больница, поликлиника, парикмахерская, почта), магазин (супермаркет, одежда, посуда, мебель, цветы, продукты), театр (кукольный, драматический и др.), цирк, жилой дом. Индивидуальный опрос
Наблюдение Слушать, наблюдать, повторять за учителем, отвечать на вопросы учителя, действовать по инструкции учителя
6.2 Узнавание (различение) профессий.
1 Работа по картинкам
Дидактическая игра «Угадай профессию»
Работа по сюжетным картинкам
Работа в тетради
Дидактическая игра
Опрос по теме Узнавание (различение) профессий (врач, продавец, кассир, повар, строитель, парикмахер, почтальон, работник химчистки, работник банка). Знание особенностей деятельности людей разных профессий. Знание (соблюдение) правил поведения в общественных местах. Индивидуальный опрос
Наблюдение Слушать, наблюдать, повторять за учителем, отвечать на вопросы учителя, действовать по инструкции учителя
6.3 Узнавание (различение) технических средств организации дорожного движения.
1 Работа по картинкам
Дидактическая игра «Назови, не ошибись»
Работа по сюжетным картинкам
Работа в тетради
Дидактическая игра
Опрос по теме Узнавание (различение) технических средств организации дорожного движения (дорожный знак («Пешеходный переход»), разметка («зебра»), светофор). Знание (соблюдение) правил перехода улицы. Знание (соблюдение) правил поведения на улице. Индивидуальный опрос
Наблюдение Слушать, наблюдать, повторять за учителем, отвечать на вопросы учителя, действовать по инструкции учителя
6.4 Узнавание (различение) достопримечательностей своего города.
1 Работа по презентации
Работа по сюжетным картинкам
Работа в тетради
Дидактическая игра
Опрос по теме Узнавание (различение) достопримечательностей своего города (например, (Кремль, Троицкий собор, Приказные палаты, памятник княгине Ольге, памятник героям-десантникам и др.). Индивидуальный опрос
Наблюдение Слушать, наблюдать, повторять за учителем, отвечать на вопросы учителя, действовать по инструкции учителя
раздел 7. Транспорт. (_4 ч.)
7.1 Узнавание (различение) наземного и воздушного транспорта. 1 Работа по презентации
Дидактическая игра «Четвертый лишний»
Работа по сюжетным картинкам
Работа в тетради
Дидактическая игра
Опрос по теме Узнавание (различение) наземного транспорта (рельсовый, безрельсовый). Знание назначения наземного транспорта. Узнавание (различение) составных частей наземного транспортного средства.
Узнавание (различение) воздушного транспорта. Знание назначения воздушного транспорта. Узнавание (различение) составных частей воздушного транспортного средства. Индивидуальный опрос
Наблюдение Слушать, наблюдать, повторять за учителем, отвечать на вопросы учителя, действовать по инструкции учителя
7.2 Узнавание (различение) водного и космического транспорта.
1 Работа по презентации
Дидактическая игра «Четвертый лишний»
Работа по сюжетным картинкам
Работа в тетради
Дидактическая игра
Опрос по теме Узнавание (различение) водного транспорта. Знание назначения водного транспорта. Узнавание (различение) составных частей водного транспортного средства.
Узнавание (различение) космического транспорта. Знание назначения космического транспорта. Узнавание (различение) составных частей космического транспортного средства. Индивидуальный опрос
Наблюдение Слушать, наблюдать, повторять за учителем, отвечать на вопросы учителя, действовать по инструкции учителя
7.3 Знание (называние) профессий людей, работающих на транспорте. Узнавание (различение) общественного транспорта.
1 Работа по презентации
Дидактическая игра «Угадай профессию»
Работа по сюжетным картинкам
Работа в тетради
Дидактическая игра
Опрос по теме Знание (называние) профессий людей, работающих на транспорте. Соотнесение деятельности с профессией.
Узнавание (различение) общественного транспорта. Знание (соблюдение) правил поведения в общественном транспорте. Индивидуальный опрос
Наблюдение Слушать, наблюдать, повторять за учителем, отвечать на вопросы учителя, действовать по инструкции учителя
7.4
Узнавание (различение) специального транспорта.
1 Работа по картинкам
Дидактическая игра «Кто это?»
Работа по сюжетным картинкам
Работа в тетради
Дидактическая игра
Опрос по теме Узнавание (различение) специального транспорта (пожарная машина, скорая помощь, полицейская машина). Знание назначения специального транспорта. Знание профессий людей, работающих на специальном транспорте. Соотнесение деятельности с профессией. Индивидуальный опрос
Наблюдение Слушать, наблюдать, повторять за учителем, отвечать на вопросы учителя, действовать по инструкции учителя
раздел 8. Традиции, обычаи. (_1 ч.)
8.1
Знание традиций и атрибутов праздников 1 Работа по презентации
Дидактическая игра «Угадай праздник»
Работа по сюжетным картинкам
Работа в тетради
Дидактическая игра
Опрос по теме Знание традиций и атрибутов праздников (Новый Год, День Победы, 8 марта, Масленица, 23 февраля, Пасха). Знание школьных традиций. Индивидуальный опрос
Наблюдение Слушать, наблюдать, повторять за учителем, отвечать на вопросы учителя, действовать по инструкции учителя
раздел 9. Страна. (_1 ч.)
9.1 Знание о государстве, в котором мы живем. 1 Работа по плакатам
Работа по сюжетным картинкам
Работа в тетради
Дидактическая игра
Опрос по теме Знание названия государства, в котором мы живем. Знание (узнавание) государственной символики (герб, флаг, гимн). Узнавание президента РФ (на фото, видео). Знание названия столицы России. Индивидуальный опрос
Наблюдение Слушать, наблюдать, повторять за учителем, отвечать на вопросы учителя, действовать по инструкции учителя
Описание материально-технического обеспечения.
Для реализации программы материально-техническое обеспечение предмета включает: натуральные объекты, муляжи, макеты, предметные и сюжетные картинки, пиктограммы с изображением объектов (в школе, во дворе, в городе), действий, правил поведения и т.д. Кроме того, используются аудио и видеоматериалы, презентации, мультипликационные фильмы, иллюстрирующие социальную жизнь людей, правила поведения в общественных местах и т.д.; рабочие тетради с различными объектами окружающего социального мира для раскрашивания, вырезания, наклеивания и другой материал; обучающие компьютерные программы, способствующие формированию у детей доступных социальных представлений.
По возможности, используются технические и транспортные средства. Необходимым оборудованием для иллюстрации социальных явлений являются: компьютер, видеопроектор и другое мультимедийное оборудование. Оборудованное (по возможности с подъемником) транспортное средство позволит детям (в частности, не передвигающимся самостоятельно детям) выезжать в город для участия в занятиях в местах общего доступа горожан и в организациях, предоставляющих услуги населению.