Доклад «Влияние театральной деятельности на развитие детей с общим недоразвитием речи»

Доклад
«Влияние театральной деятельности на развитие детей с общим недоразвитием речи»

Перечень модулей.
Теоретическая база опыта.
2. Теоретическая интерпретация:
а) условия возникновения опыта;
б) сущность опыта;
в) ведущая педагогическая идея;
г) актуальность и перспективность;
д) новизна.

3. Технология работы.
а). Результативность.
б). Проблема
в). Адресная направленность.


1. Теоретическая база опыта.
1. Г.А. Каше Программа «Подготовка к школе детей с недостатками речи».
2. Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина Программа «Устранение общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста».
3. Программы «Сообщество» под редакцией П.Г. Нежновой.
4. Н.Ф. Сорокина Программа «Театр-творчество-дети».
5. Э.Г. Чурилова «Методика и организация театрализованной деятельности дошкольников».
6. М.Д. Маханёва «Театрализованные занятия в д/саду».
7. А.Е. Антипина «Театрализованная деятельность в д/саду» .
8. Н.Ф. Сорокина «Играем в кукольный театр».
9. Л.П. Федоренко «Методика развития речи детей дошкольного возраста».
10. О. Князева «Приобщение детей к истокам русской народной культуры».
11. И. Коваленц «Азбука эмоций».
12. О. Крупенчук «Пальчиковые игры».
13. И.А. Поварова «Лингвистические игры и тренинги».
14. С. Гаврина «Игровые упражнения на основные эмоции и чувства».
15. «Психогимнастика» М. Чистякова.






Детство – особо-значимый период в жизни ребёнка.
В.А. Сухомлинский писал: «Духовная жизнь ребёнка полноценна лишь тогда, когда он живёт в мире игры, сказки, музыки, фантазии, творчества. Без этого он засушенный цветок».
Детский сад – это сад детства, в котором растёт самое нежное растение – ребёнок.
Наша задача, чтобы он вырос успешным и радовал всех.
И. А. Сикорский, видный российский учёный считал, что «здоровье и нравственные черты могут быть улучшены, возвышены и усовершенствованны воспитанием».
Актуальность обусловлена необходимостью совершенствования методов и средств эстетического воспитания детей, их духовного развития.
Именно в дошкольном возрасте совершенствуется речь детей, развивается диалогическая и монологическая речь, происходит постепенное становление всех звуков. Дети, испытывающие затруднение в речи, от напряжённого общения, начинают к пяти годам осознавать свой недостаток, становятся молчаливыми, застенчивыми, нерешительными, испытывают смутное беспокойство, раздражение, потребность в уединении. Замкнутость, чувство собственной неполноценности перерастают в самоизоляцию, затрудняющую общение с окружающими, ведут к конфликтам со сверстниками, они становятся неуравновешенными. Всё это может стать тормозом в развитии активности детей, инициативности, а в дальнейшем перейти в такие качества, как скрытность, равнодушие, безразличие, пассивность.
Добиться качественного результата в работе с детьми логопедических групп помогает театрализованная деятельность, которая включает в себя все виды театра, а так же самостоятельную художественную деятельность. Игры-драматизации и особенно подготовка к ним развивают у детей способность выразить в речи свои представления, опыт, чувства, впечатления, желание, что повышает умственную работоспособность, создаёт необходимые условия для полноценного речевого развития. Игры-драматизации ценны ещё и тем, что в них раскрывается способность ребят преодолевать нерешительность, робость, развивается инициативность, активизируется речь, формируются творческие качества личности.
Добиться более качественного результата помогает театрализованная
деятельность, которая тренирует образное восприятие, активизирует мышление, развивает воображение и фантазию, расширяет кругозор детей.
Игры-драматизации и особенно подготовка к ним развивают у детей способность выразить в речи свои представления, чувства, впечатления, опыт, желания, что повышает умственную работоспособность, создает необходимые условия для полноценного речевого развития.
Игры-драматизации ценны ещё и тем, что в них раскрывается способность
ребят преодолевать скованность, робость, формируются творческие качества
личности.
Новизна опыта.
Проблема развития детей в группах ОНР и ФФН стала предпосылкой для разработки новых подходов к эстетическому воспитанию детей логопедических групп через создание творческого сообщества детей и взрослых, где музыкальные руководители, логопеды, психолог работают в тесном контакте с педагогами детского сада.
Цель: Активизировать творческий потенциал развития личности ребёнка.
Задачи:
1) совершенствовать эмоциональное и речевое развитие детей старшего дошкольного возраста с речевыми нарушениями в играх-драматизациях, театрализованной деятельности;
2) повышать уровень языковой компетенции, эффективность восстановления слитности речи, уверенного речевого общения детей;
3) формировать способности дошкольников к освоению и преобразованию окружающего культурного пространства;
4) развивать воображение и ассоциативное мышление детей;
5) создавать соответствующую среду на основе организации центров активности для развития театрализованной деятельности.
Сущность опыта.
Опыт основывается на принципе целостного функционирования, как речевого аппарата, так и нервной системы в целом. Способствует развитию положительных качеств: организованности, ответственности, самостоятельности.
Основным способом овладения умений и навыков речевой активности детей и исправления дефектов речи является:
- организация фонационного дыхания,
- формирование навыков чёткой артикуляции и произношения,
- формирование интонационной выразительности речи,
- стабилизация темпа и ритма речи,
- формирование навыков естественной плавной слитной речи в разнообразных формах общения /игровой, диалогах, на занятиях, во время репетиций/. На индивидуальных занятиях добиваюсь:
- правильного звукопроизношения,
- совершенствую фонематическое восприятие,
- отрабатываю правильное речевое дыхание,
- уточняю и расширяю словарный запас детей.
Много внимания уделяю развитию мелкой моторики пальцев рук. На занятиях и в свободной игровой деятельности использую сказочных персонажей, обыгрываю с детьми небольшие инсценировки, даю дополнительные задания на голосовые и мимические упражнения, элементы
психогимнастики, релаксации, различные тренинги, что способствует снятию напряженности и активизации речи детей.
Основным правилом является соблюдение постепенного перехода от легкого к трудному, от сохранных компонентов речи к нарушенным. У детей-логопатов проблема – вялый речевой аппарат. Ребёнок не проговаривает до конца фразу, требуется усилие, которого у ребёнка часто не хватает. Поэтому ежедневно провожу гимнастику для речевого аппарата по 5-7 минут.
Первые четыре вида упражнений:
- дыхательная гимнастика,
- артикуляционная гимнастика,
- пальчиковая гимнастика,
- речевая гимнастика - являются подготовительными перед занятиями по развитию речи и репетициями. Эти упражнения важны и в работе по развитию артистических способностей детей.
Дети развиваются наилучшим образом тогда, когда они действительно увлечены процессом обучения.
Технология:
Постановка игр-драматизаций не только как средство повышения речевой активности детей, но и как театрально-игровой стимул психических процессов – внимания, памяти, речи, творческого воображения. Театрализованная деятельность даёт возможность ставить и достигать индивидуальные цели, она является одной из разновидностей активизации речи детей, речевых способностей, формирует интонационную выразительность, творческую инициативу, повышает уровень языковой компетенции, совершенствует звукопроизношение.
Использование детьми разнообразных средств выразительности речи –
важнейшее условие своевременного интеллектуального, речевого, литературного и художественного развития.
Работа по развитию интонационной речи направлено на комплексное решение задач умственного, нравственного, эстетического, речевого развития детей, при поэтапном использовании детской творческой деятельности: песенной, игровой, театральной и применяема, как на занятиях, так и в свободной деятельности.
Развитие артистических способностей в играх- драматизациях, совершенствует умение держать на высшем пределе внимание и умственную активность, учит импровизировать под музыку, достигать наиболее быстрых и качественных результатов в развитии духовности детей.
В соответствии с требованиями программы «Сообщество» для развития детей в театральной деятельности создала центр активности «Театр кукол», где разместила пальчиковый, настольный, плоскостной, теневой театры, а также бибабо, конусный, фланелеграф, театр масок, театр игрушек.
Оборудовала ширмы для разных видов театра, подобрала игровую одежду для детей, собрала материалы для организации творческой драматической игры, шапочки и головные уборы, постоянно пополняю костюмы и театральные атрибуты для разыгрывания спектаклей, игровых сценок, развлечений и театрализованных представлений.
Помещение группы разделила на центры активности. Успешность взаимодействия детей зависит от их размещения в пространстве. Продумала возможность перемещения детей в группе, чтобы они могли снять напряжённость, разнообразить движения, создала условия для общения. В центрах активности дети осуществляют:
- развитие мелкой и крупной моторики,
- координацию руки и глаза,
- экспериментируют цветом, формой, величиной,
- исследуют качества, творят, закрепляют знания и умения;
- снимают эмоциональное напряжение;
- совершенствуют социальные навыки;
- устанавливают партнёрские отношения,
- думают, действуют самостоятельно.
Для стимулирования творческой активности, свободы, эмоциональной раскованности совместно с музыкальным руководителем создала детскую студию «Капелька», которая помогает детям в обыгрывании игрушек, кукольных персонажей, подводит к инсценировкам, импровизациям, эмоциональной передаче создаваемого образа.
Планирование для детей целей индивидуального и группового развития, которые отвечают их интересам и потребностям и позволяют каждому ребёнку добиться успеха. Побуждая детей к импровизации средствами мимики, пантомимы, выразительным движениям, учим передавать настроение, эмоциональное состояние, персонажей, помогаем в создании выразительных образов, сохраняя непосредственность и живость детского восприятия.
Работу по постановке игр-драматизаций я начинала с самого простого,
с упражнений, инсценировок, импровизаций, небольших эпизодов, сценок из
знакомых сказок «Волк и семеро козлят», «Под грибком» В. Сутеева, «Заюшкина избушка». Роли предлагала по желанию детей, среди которых самыми активными были Настя Н., Настя К., Саша К., постепенно и другие дети проявили заинтересованность в получении ролей.
Так подошла к постановке спектакля «В гостях у Хозяйки Медной Горы» по сказам П. Бажова. Сначала выделила этапы работы по постановке спектакля, определила сферы интересов, проанализировала проблему и сформулировала задачи. После подбора сказок, написала сценарий, затем подошла к его конструкторской проработке с применением дидактического материала, оборудования, атрибутов, костюмов и фонограмм.
Проанализировав, свои возможности и возможности детей вместе с музыкальным руководителем пришли к выводу, что сценарий получился сложный и объёмный. Поэтому решили привлечь к участию в спектакле детей из других логопедических групп, на что получили согласие педагогов и детей. После чтения сказки мы переходили к обсуждению сюжетов, героев сказки, во время которых я знакомила детей с жизнью и бытом людей в прошлом, народными традициями, приметами. Хотя сюжет сказок сложен, но дети с удовольствием прослеживали события до конца, они становились серьёзными при обыгрывании диалогов, этюдов, инсценировок. Дети с нетерпением ждали репетиций, заучивали пословицы, эпитеты и роли с большим энтузиазмом.
В начале работы над сказкой дети были нерешительными, застенчивыми - это Таня А., Вика Е., Валера С., они редко участвовали в играх, избегали контактов со сверстниками. Максим Б., Игорь И. наоборот проявляли чрезмерную активность. Во время репетиций дети постепенно осваивали навыки общения и поведения, улучшилась речь детей, психическое самочувствие, повысилась работоспособность, расширился кругозор, перед детьми ставились новые задачи, шёл постоянный поиск новых методов работы над совершенствованием выразительности речи и движений, повышался интеллектуальный уровень детей. Работа наша была направлена на преодоление и предупреждение дефектов речи через специальное коррекционное обучение.
Лингвистические (словесные) игры позволили Насте К. проявить интеллектуальные и творческие способности в передаче образа Хозяйки Медной Горы, а Саше К. в образе Данилы – мастера. У Ани Х. и Насти Н. в ходе репетиций сформировалась интонационная выразительность речи, они научились чётко формулировать свои мысли. Участие в спектакле детей стимулировали собственную речевую активность, у них обогатился социальный опыт, улучшились взаимодействия с другими детьми.
Стремясь обеспечить активное участие каждого ребенка, выполнить заказ родителей поставили спектакль «Золотой гвоздь» Добиться чёткости произношения, создать нервно-мышечный фон для выработки точных и координированных движений необходимой для звучания полноценного голоса, ясной и чёткой дикции, предотвратить патологическое развитие движений артикуляции и мимической мускулатуры,
выработать необходимые мышечные движения для свободного владения и управления частями артикуляционного аппарата потребовалась колоссальная работа логопеда О. Я. Новокрещенных.
Презентация спектаклей прошла на дне открытых дверей в 2004 году для педагогов города и в 2005 году на методическом объединении города. Артистические способности и речевая активность детей были высоко оценены зрителями.
Работа по формированию музыкальных и артистических способностей, по освоению и преобразованию окружающего культурного пространства и овладению уровня языковой компетенции являются творческим процессом, одним из средств самовыражения и дают возможность детям реализовать свои идеи в самостоятельной игровой деятельности. В обыгрывании ролей заложена логика художественного творчества, имевшей своей целью формирование эмоционального и речевого развития.
Работа над разучиванием роли состоит из нескольких видов коррекционных действий, выполняемых в следующей последовательности:
- разучивание роли,
- совершенствование звуковой культуры речи,
- активизация словаря,
- формирование грамматического строя речи.
Критерии отслеживания результатов позволяют сделать вывод, что у детей повысился речевой уровень развития, исправлены нарушения звукопроизношения, у них появилось собственное суждение в подборе средств выразительности, первые проявления эстетического вкуса, актёрского мастерства, а главное, возникло желание действовать совместно, самостоятельно творить.
Театрализованная деятельность помогла и во взаимоотношениях с родителями. Заинтересованность творчеством П.П. Бажова была организована и направлена на постановку спектакля. В процессе репетиций развивался познавательный интерес, воплощение в роли персонажей происходило в процессе умственного труда, в эмоциональной окраске мыслей, в интеллектуальных переживаниях ребёнка. Цель была достигнута. Связь с родителями стала прочной, они заинтересованы в получении роли их ребёнком, подбирают необходимую информацию, материалы для спектакля, шьют костюмы, стараются, как можно больше узнать о своём герое, используя различные средства информации: телевидение, мультфильмы, художественную литературу, Интернет и др.
В процессе работы над спектаклем родители поощряли усилия ребёнка, оказывали поддержку при встретившихся трудностях, положительно оценивали достигнутые результаты, развивая любознательность, память, помогали в работе по развитию речи детей. Родители содействовали в организации выставки детских работ, создании фотоальбома, помогли в изготовлении атрибутов к спектаклям, мягкой игрушки, кукольного и пальчикового театра.
Совместная работа с семьёй, показала, что родители ощущают личную причастность к воспитанию своего ребёнка; видят как их ребёнок общается с другими детьми; начинают больше понимать в детском развитии, устанавливают дружеские связи с другими родителями. К выпуску детей в школу взаимоотношения с родителями стали более открытыми, заинтересованными и доброжелательными. Девизом совместной работы стало выражение: «Прийти вместе – это начало, остаться вместе – это успех».

4. Результативность.
Вся проведённая мною работа по данной теме дала положительные результаты. Диагностика по развитию речи показала, что у детей повысился уровень языковой компетенции, стабилизировался темп и ритм речи, развились музыкальные и артистические способности.
Оптимизация образовательного процесса положительно сказалась на личностном развитии детей. В результате мониторинга по эстетическому воспитанию высокий уровень показали:
2004 г. 2005 г.
Артистические способности 25% 75%
Эмоциональная сфера 25% 75%
Коммуникативные навыки 16% 66%
Речевая активность 16% 50%
Рефлексия собственной деятельности, взаимодействие с учителем- логопедом, специалистами помогло выстроить коррекционную работу на высоком уровне. Результатом явилась качественная подготовка детей к школе: 100% моих выпускников 2004 году владели звуковым анализом и читали, у 98 % исправлено звукопроизношение, а у 76 % диагноз был снят, 60% вышли на высокий уровень по подготовке в школу. Мои выпускники обучаются в разных типах школ.
Существенным достижением по данному направлению работы является проявление у дошкольников интереса к процессу обучения, умение работать в коллективе, взаимодействовать, планировать и контролировать свои действия, общаться со сверстниками и взрослыми.
Данные апробации первоклассников в школах города говорят о снижении психоэмоциональных перегрузок моих выпускников при переходе в первый класс, подготовленности их к дальнейшему обучению в школе по всем видам образовательной деятельности. Из 12 моих выпускников закончили на «4» и «5» 1 класс – 85 %, 2 класс – 87 %, 60 % выпускников посещают различные кружки, секции, стдии в учреждениях культуры, 30% занимаются в школе искусств № 1.

5. Проблема.
1. Недостаточное обеспечение для организации предметно-развивающей среды и центров активности.
2. Невозможность определённой категории родителей включиться в эффективное оснащение педагогического процесса.

6. Адресная направленность.
Освоение опыта доступно любому творчески работающему педагогу. Может быть использован в любом дошкольном учреждении, чтобы усовершенствовать работу по развитию эмоционального и речевого развития детей и научить детей проявлять творчество, фантазию и изобретательность в выборе средств выразительности.
.