СЛОВОСОЧЕТАНИЕ И ПРЕДЛОЖЕНИЕ. ЗНАКИ ПРЕПИНАНИЯ В ПРОСТОМ ПРЕДЛОЖЕНИИ МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ПРАКТИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ ПО СТИЛИСТИКЕ И КУЛЬТ
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
«КАБАРДИНО-БАЛКАРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМ Х.М. БЕРБЕКОВА»
КАФЕДРА РУССКОГО, КАБАРДИНСКОГО И БАЛКАРСКОГО ЯЗЫКОВ СПО ПК ПИ КБГУ
СЛОВОСОЧЕТАНИЕ И ПРЕДЛОЖЕНИЕ. ЗНАКИ ПРЕПИНАНИЯ В ПРОСТОМ ПРЕДЛОЖЕНИИМЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ПРАКТИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ ПО СТИЛИСТИКЕ И КУЛЬТУРЕ РЕЧИ
Нальчик-2016
ЦЕЛИ:
ДИДАКТИЧЕСКИЕ:
повторить и углубить знания студентов по теме
научить правильной расстановке знаков препинания в простом предложении
РАЗВИВАЮЩИЕ: знание по данной теме позволяют студентам правильно составлять предложения и выражать свои мысли, делая акцент на самом главном.
ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ:
развивать интерес к изучению языка
повышать речевую культуру студентов
ВИД ЗАНЯТИЙ: практическое занятие
ВРЕМЯ: 90 минут
ОСНАЩЕНИЕ: наглядные пособия
МЕСТО ПРОВЕДЕНИЯ: аудитория
СРЕДСТВО ОПТИМИЗАЦИИ: дидактический материал
АВТОР – БЕРБЕКОВ Б.Ч., зав. кафедрой русского, кабардинского и балкарского языков
СПО ПК ПИ КБГУ
ХРОНОКАРТА ЗАНЯТИЯ№ Структурные элементы урока Время
1. Организационный момент. 2 мин.
2. Мотивация учебной деятельности. 3 мин.
3. Актуализация опорных знаний студентов. 45 мин.
4. Обобщение и систематизация усвоенных знаний. 25 мин.
5. Подведение итогов и выставленных оценок. 10 мин.
6. Запись домашнего задания. 5 мин.
МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ТЕМЫ№ Структурные элементы занятия Методическое обоснование
Согласно хронокарте занятия. 1. Организационный момент. Приветствие. Подготовка к уроку.
2. Мотивация учебной деятельности. Предложение - это единица синтаксиса.
Устная и письменная речь человека состоит
из предложений.
3.
Контроль исходного уровня знаний.
Используются различные виды контроля:
а) фронтальный,
б) письменный,
в ) индивидуальный
Контроль необходим для выяснения
Уровня подготовки студентов по данной
теме. Контроль осуществляется устно и
письменно.
4. Объяснение нового материала. Данная тема раскрывается в раздел языкозна-
ния «Синтаксис», даёт общие сведения о
предложении в целом и в частности о про-
стом предложении.
5. Обобщение и систематизация знаний,
умений, навыков Закрепление нового материала происходит
устно и письменно. Каждая орфограмма за-
крепляется тренировочными упражнениями.
Преподаватель формирует у студентов поня-
тие о предложении.
6. Подведение итогов и выставление оценок Оценки комментируются и обосновываются
СИНТАКСИС - раздел науки о языке, изучающий словосочетания и предложения.
Из слов и словосочетаний образуются предложения.
СЛОВОСОЧЕТАНИЕ - единица синтаксиса. Словосочетания представляют собой сочетание двух или
нескольких самостоятельных слов, связанных друг с другом по смыслу и грамматически,
например: родная страна, мирный труд, сделать инъекцию, очень интересный, начать работать, хотеть учиться, много читать.
Словосочетание состоит из главного и зависимого слов. Смысловая связь слов в словосочетаниях устанавливается по вопросам, которые ставятся от главного словак зависимому: галстук (какой?) красный, сделать (что?) инъекцию, начать (что делать?) работать, бежать (как?) быстро, учиться (где?) в колледже.
Грамматическая связь слов в словосочетаниях выражается с помощью окончания и предлога, например: рабочее слово - при помощи окончания, участвовать в экспедиции - при помощи окончания и предлога.
СПОСОБЫ СВЯЗИ СЛОВ В ПРЕДЛОЖЕНИИ
Словосочетания строятся на основе подчинительной связи между словам Способы подчинительной связи: согласование, управлении и примыкание.
СОГЛАСОВАНИЕ - такой способ связи, при котором зависимое слово становится в тех же формах, что и главное, например: стройная берёза - зависимое слово стройная стоит в тех же формах (ед. ч., ж. р., им. п.), что и главное слово берёза. При согласовании с изменением формы главного слова соответственно изменяются и формы зависимого слова, например: глубокое море (Им. п.), глубокому морю (Дат. п.), глубоким морем (Тв. П.).
УПРАВЛЕНИЕ - такой способ связи, при котором зависимое слово (существительное или другие части речи, употребляемые в значении существительного) ставится при главном слове в определённом падеже, например: посеять пшеницу, рожь, овёс (В. п.); освоение космоса, целины (Р. п.)
При управлении с изменением главного слова форма зависимого слова не изменяется, например: стал рабочим, стану рабочим, став рабочим (Тв. п.).
ПРИМЫКАНИЕ - такой способ связи, при котором зависимое неизменяемое слово связывается с главным только по смыслу, например: настойчиво учиться, жить дружно, упорно тренироваться, разговаривать улыбаясь.
Количественные числительные (кроме один) в именительном и винительном падежах управляют существительными, например: четыре карандаша, пять тетрадей и т.д.
Предложение - одна из основных единиц языка и основная единица синтаксиса. Предложение - наименьшая единица общения. При помощи предложения мы выражаем свои мысли и чувства, обращаемся друг к другу с вопросами, советами, просьбами, приказаниями.
Предложение - минимальная единица человеческой речи, представляющая собой грамматически организованное соединение слов (или отдельное слово), обладающее известной смысловой и интонационной законченностью. Будучи единицей общения, предложение вместе с тем является единицей формирования и выражения мысли.
Предложение может выражать вопрос, побуждение и т.д. Основой предложения является предикативность - выражение языковыми средствами отношения содержания высказываемого к действительности. В предложении выделяется предикативная основа (предикативное ядро): в двусоставных предложениях – это сочетание подлежащего и сказуемого, в большинстве односоставных предложений - глагольная форма.
Существенным признаком предложения является интонация (интонация сообщения, вопроса, побуждения и т.д.).
ТИПЫ ПРЕДЛОЖЕНИЙ
В зависимости от положенного в основу классификации признака различаются предложения:
простые (состоящие из одной предикативной единицы) и сложные (состоящие из двух и более предикативных единиц);
утвердительные и отрицательные - по характеру выражаемого в них отношения к действительности;
повествовательные, вопросительные и побудительные - по цели высказывания;
односоставные и двусоставные- в зависимости от наличия одного или двух главных членов в качестве организующих центров предложения;
распространенные и нераспространенные - по наличию или отсутствию второстепенных членов;
полные и неполные - по наличию или частичному отсутствию всех необходимых членов данной структуры предложения.
ПРОСТОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ Простое предложение - это такое предложение, в котором имеется одна предикативная (грамматическая) основа. Главные члены двусоставного предложения, образующие его грамматическую основу,- это подлежащее и сказуемое.
Подлежащее- главный член предложения, обозначающий предмет, признак которого определяется сказуемым, и отвечающий на вопросы КТО? ЧТО? Морфологической формой выражения подлежащего является именительный падеж существительного: Лошади шли шагом и скоро стали.
Для выражения подлежащего широко используются также местоимения-существительные:
1. личные: Он едва удостоил бедную девушку взглядом;
2. вопросительные: Кто стучится в дверь ко мне?;
3. относительные: Она не сводит глаз с дороги, что идёт через рощу;
4. неопределённые: Жил некто, человек безродный, одинокий;
5. отрицательные: С тех пор уж никто не заговаривал с Татьяной.
В роли подлежащего может выступать любая часть речи, употреблённая в значении имени существительного. Подлежащее может быть выражено именем числительным: Семеро одного не ждут. Неопределённая форма глагола, выполняющая функцию называния действия-состояния, также может выступать в роли подлежащего: Расчудесное занятие - снегирей ловить (ср.: Ловля снегирей- расчудесное занятие).
Функцию подлежащего могут выполнять цельные по значению словосочетания, лексически или синтаксически неразложимые. Например: Баренцево море очень богато рыбой; Все три всадника ехали молча; Один из вас должен помочь мне и т.п.
Сказуемое - главный член предложения, обозначающий признак подлежащего и отвечающий на вопросы: ЧТО ДЕЛАЕТ ПРЕДМЕТ? ЧТО С НИМ ДЕЛАЕТСЯ? КАКОВ ОН? КТО ОН ТАКОЙ? ЧТО ОН ТАКОЕ? Сказуемое бывает глагольное и именное, простое и составное. Простое глагольное сказуемое выражается формой какого-либо наклонения. К простым глагольным сказуемым относятся также сказуемые, выраженные фразеологическими сочетаниями с различной степенью спаянности частей, так как им присуще единое цельное значение (ср.: вышел из себя-«рассердился»); задел за живое, вышел из терпения и т.п.
Составное глагольное сказуемое состоит из двух глаголов: вспомогательного глагола, выражающего грамматическое значение сказуемого, и неопределённой формы глагола, выражающей основное смысловое значение всей конструкции.
ВТОРОСТЕПЕННЫЕ ЧЛЕНЫ ПРЕДЛОЖЕНИЯ
Второстепенными называются члены предложения, находящиеся в подчинительной связи с главными членами или между собой и служащие для пояснения, уточнения, дополнения значений господствующих слов. Выделяются следующие разряды второстепенных членов:
1) определение, разновидностью которого является приложение;
2) дополнение;
3) обстоятельства.
Определение - второстепенный член предложения, поясняющий слово с предметным значением и обозначающий признак, качество или свойство предмета. В роли морфологического определения выступает имя прилагательное: интересная книга, прочный материал, срочное задание.
По характеру грамматической связи с определяемым словом различаются определения согласованные и несогласованные. Согласованное определение согласуется с определяемым словом в падеже и числе, а единственном числе также в роде. Оно выражается именем прилагательным, местоименным прилагательным, порядковым числительным, причастием: кирпичный дом, наш друг, первый звонок, улыбающийся человек. Несогласованное определение связано с поясняемым словом по способу беспредложного и предложного управления или по способу примыкания: площади города, бумага в клетку, лошадь серой масти.
Приложение - это определение, выраженное существительным, согласованным с определяемым словом в падеже: город-крепость, ученик-отличник, зима- чародейка. Особую разновидность представляют несогласованные приложения - условные названия литературных произведений,
органов печати, предприятий и т.д.: в романе «Евгений Онегин», в газете «Труд», фабрика «Красная заря».
Одиночные приложения, выраженные нарицательным существительным, обычно присоединяется к нарицательному существительному дефисом: девочка-подросток, инженер-конструктор, механик-водитель. Дефис пишется также после собственного имени (Иван-царевич) и географические названия, выступающие в роли приложения при родовом наименовании: Москва-река, Байкал-озеро.
Дополнением называется второстепенный член предложения, поясняющий слово со значением действия, предмета или признака и обозначающий объект в каком-либо отношении к действию или проявлению признака. В роли дополнения выступает имя существительное в косвенном падеже: выполнить задание, защитник свободы, полный надежды.
Обстоятельство - это второстепенный член предложения, поясняющий слово со значением действия или признака действия и обозначающий, при каких обстоятельствах совершается действие, или указывающий способ, меру, степень проявления действия или признака. Обстоятельство выражается наречием, падежными формами имен существительных, деепричастиями, инфинитивом. Выделяются следующие разряды обстоятельств: 1) обстоятельство времени- характеризует действие без указания или с указанием временного предела: никогда не унывать, вставать в семь часов утра, работать с утра до вечера; 2) обстоятельство места - обозначает: а) место совершения действия; оставаться здесь, заниматься в аудитории; б) направление движения: уйти вперед, выйти из дома; в) путь движения: плыть по реке, идти лесом; 3) обстоятельство образа действия - указывает на образ или способ совершения действия: идти медленно, перебраться вплавь; 4) обстоятельство меры или степени - обозначает: а) меру пространства: не продвинуться ни на шаг; б) меру времени: ждать долго; в) меру количества, веса, стоимости: повторить дважды, стоит пять рубле; 5) обстоятельство причины - указывает на причину, повод, основание: покраснеть от волнения, сделать по незнанию; 6) обстоятельство цели - указывает на цель совершения действия: сделать назло, уехать отдыхать; 7) обстоятельство условия -указывает на условие совершения действия: провести собрание при наличии кворума, отменить экскурсию в случае плохой погоды; 8) обстоятельство уступки- указывает на условие, вопреки которому совершается действие: сделать вопреки желанию, добиться несмотря на трудности.
ФУНКЦИИ ЗНАКОВ ПРЕПИНАНИЯ
Знаки препинания служат для отделения предложений друг от друга в тексте, для разделения и выделения смысловых отрезков в предложении. Они делятся на три группы: на отделительные (в тексте), выделительные (в предложении) и разделительные.
Отделительные знаки препинания. К ним относятся точка, вопросительный знак, восклицательный знак, многоточие. Они используются:
1) для отделения каждого предложения от последующего в тексте,
2) для оформления отдельного предложения как законченного.
Разделительные знаки препинания. К ним относятся запятая, точка с запятой, тире, двоеточие. Разделительные знаки препинания служат в простом предложении для обозначения границ между однородными членами (запятая и точка с запятой), в сложном - для разделения простых предложений, входящих в его состав.
Выбор разделительных знаков препинания определяется морфологическими, синтаксическими, смысловыми и интонационными условиями.
Запятая между однородными членами
1. Между однородными членами при отсутствии союзов ставятся запятые. О, О, О, О ...
В большом лесу во время бури деревья стонут, трещат, ломаются.
В свободное от боёв время отряд обучался стрельбе, строю, рытью окопов, искусству маскировки.
2. Запятые между однородными определениями ставятся, если они характеризуют предмет с одной стороны или один однородный член уточняет другой. Жёлтые, синие, фиолетовые листы бумаги лежали на прилавке магазина. (Характеризуются с одной стороны) НО: Мы живём в новом огромном доме.
3. 3апятая между однородными членами ставится, если они соединены: а) противительными союзами а, но, в том числе да в значении но: О, а О; О, но О; О, да О. Солнце светит, а (но, да) не греет.
б) составными разделительными союзами как... так и; не только... но и; не то...не то и др.; или...или; либо...либо; как О, так и О; не то О, не то О; или О, или О; либо О, либо О. Не то дождь, не то мокрый снег пошёл. Как мальчики, так и девочки сдали спортивные нормы.
в)повторяющимся соединительным союзом и: и О, и О, и О…, ...О, и О, и О. Радостно, молодо было на небе, и на земле, и в сердце человека.
4.3апятая ставится между группами однородных членов, соединённых союзами попарно: ...О и О, О и О, О и О...
На прилавке лежали кучками яблоки и груши, вишни и сливы, смородина и черника.
Тире в простом предложении
Между подлежащим и сказуемым при пропуске связки ставится тире:
а) если они выражены существительным, количественными числительными, неопределённой формой глагола. Например: Биться в одиночку - жизнь не перевернуть. Дважды два - четыре. Партия - бессмертие нашего дела.
б) если подлежащее выражено местоимением и на него падает логическое ударение. Например: Читайте, завидуйте, я - гражданин Советского Союза.
в) между подлежащим и сказуемым при пропуске связки ставится перед словами вот, значит, это: Река - это источник энергии. Чтение - вот лучшее учение.
2. Между подлежащим и сказуемым тире не ставится:
а) перед сравнительными союзами (как, будто, словно, точно, что и др.): Озеро Байкал будто море; Атомный ледокол как многоэтажный дом.
б) перед сказуемым с частицей не: Бедность не порок.
в) если между подлежащим и сказуемым стоит вводное слово: Гусь, как известно, птица рассудительная.
г) если подлежащее выражено личным местоимением: Я охотник, он рыболов.
ЗАКРЕПЛЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА
1. Прочитайте предложения. Объясните постановку знаков препинания в конце предложения и при перерыве речи.
1. Уж близок полдень. Жар пылает. Как пахарь, битва отдыхает. Кой-где гарцуют казаки. Равняясь, строятся полки. Молчит музыка боевая. 2. Русь! Чего же ты хочешь от меня? Какая непостижимая связь таится между нами? 3. Как Днепр широк! Как даль ясна! Как шелестят колосья в поле! 4. Заперто. Уехали... Про меня забыли... Ничего... я тут посижу...
2. Сделайте разбор простых двусоставных предложений.
С грустью я оставил Кавказские воды и отправился обратно в Георгиевск. Скоро настала ночь. Чистое небо усеяно миллионами звёзд. Пациент находится в отделении травматологии по поводу перелома бедра. На первом этапе сестринского процесса проводится первая оценка состояния больного. По сторонам бежали конские табуны и стада волов.
3. Укажите, какими частями речи выражено в предложении подлежащее.
Шли два приятеля вечернею порой. Я сам кляну своё рожденье. Как мало нас от битвы уцелело. Около тысячи человек спали вместе. Было что-то беспомощное и грустно-покорное в его нагнутой фигуре. Со мной происходит нечто странное. Наступило наконец пятнадцатое мая.
Каково лексическое значение слов и словосочетаний, выступающих в роли подлежащего?
ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ
Подготовить теоретический материал по учебнику Греков В.Ф. Русский язык. 10-11 классы:
§§ 64-82.
Выполнить упражнения по учебнику Греков В.Ф. Русский язык. 10-11 классы: №№ 381, 386,
391, 392.