Конспект бинарного занятия по подготовке детей к обучению грамоте в старшей группе Волшебный сундучок деда Грамотея
Бинарное занятие по подготовке детей к обучению грамоте в старшей группе «Волшебный сундучок деда Грамотея»
Задачи:
1. Закреплять знания детей о звуках [п],[п,],[т],[т,],[к],[к,],[м],[м,], буквах п,т,к,м.
2. Закреплять навык четкого произношения звуков [п],[п,],[т],[т,],[к],[к,],[м],[м,] в словах, фразах.
3. Учить выделять звуки в начале , конце слов.
4. Закреплять умение образовать форму единственного и множественного числа, именительного и родительного падежей имен существительных.
5. Формировать навык звукового анализа слов.
6. Развивать фонематический слух.
7. Развивать память, внимание, мышление.
8. Закреплять умение составлять предложения по схеме.
Ход занятия:
Дети сидят на стульчиках. (Стук в дверь)
Логопед: Ребята! К нам пришла посылка! Написано: «От Деда Грамотея из страны АБВГДейки»! Давайте её распечатаем и узнаем, что там внутри.
(Дети и воспитатель распечатывают посылку, достают оттуда сундук и письмо).
Воспитатель: Сундучок-то не простой! С четырьмя замками! Давайте прочитаем письмо:
«Дорогие дети старшей группы!
Пишет вам Дед Грамотей из страны АБВГДейки! Мне рассказывали, что вы очень любознательные ребята и любите заниматься. Я прислал для вас подарок в сундучке. Но сундучок волшебный, с четырьмя замками. К каждому замку есть свой ключ. Найти ключи несложно, нужно лишь угадать, где они лежат. Мои волшебные помощники спрятали ключи у вас в группе. Отгадайте мои загадки и узнаете, где искать ключи. Найдите все ключи и откройте сундучок ! Правда, есть ещё один секрет! Но об этом вы узнаете позже. Желаю успеха! Дед Грамотей».
Воспитатель: Вот это да! Ну, что, интересно узнать, что находится в сундучке? Будем искать ключи? (Ответы детей)
Логопед: А вот и загадки здесь в письме. Ищем первый ключ. Он находится там, о чём идёт речь в загадке:
Пишет он, когда диктуют,
Он и чертит, и рисует,
А сегодня вечерком
Он раскрасит наш альбом.
Дети: Это карандаш! Надо искать ключ там, где у нас лежат карандаши.
Воспитатель: А вот и ключ, а это, наверно, тот секрет, о котором писал дед Грамотей в своем письме, (к ключу прикреплено задание) воспитатель читает: « Молодцы, ребята, вы нашли первый ключ, но для того чтобы этот ключ помог открыть сундук - выполните задание- возьмите карандаши». Дети садятся и им раздаются синий и зеленый карандаши – сигнальные карточки (сделаны из картона).
Логопед: послушайте ребята задание: нужно поднять синий карандаш, если последнее слово стихотворной строки начинается с твердого согласного звука, и поднять зеленый карандаш, если последнее слово стихотворной строки начинается с мягкого согласного звука. Слушайте внимательно!
На полу скребется мышка,
Спит в берлоге бурый мишка.
В зеленом я люблю ходить- Я нежный, милый Тим,
Хожу я только в голубом- я строгий, рослый Том.
Мальчик мал и очень мил,
Он водичкой руки мыл.
(дети выполняют задание, получают ключ, «открывают» замок).
Воспитатель: Ну, а чтобы нам найти второй ключик, отгадаем ещё одну загадку:
Не куст, а с листочками,
Не человек, а разговаривает,
Не рубашка, а сшита.
Дети: Это книга, надо искать там, где у нас в группе книги.
Воспитатель: Вот и ключ (к ключу прикреплено задание).
На фланеллеграфе выставлены синяя и зеленая книги и картонные фигурки героев книг: Мальвина, медвежонок, кот, кит, попугай, Петрушка, Тараканище, тигр.
Логопед: Эти герои появились из разных книг со сказками, рассказами и стихами. Нужно вернуть их в книги, но соблюдая определенное правило: герой, чье название начинается с согласного твердого звука возвращаем в синюю книгу, герой, чье название начинается с согласного мягкого звука - в зеленую.Проводится дополнительная работа по составлению предложений из трех, четырех слов.
(дети выполняют задание, получают ключ, «открывают» замок).
Воспитатель: Угадайте, а кто и в какой сказке тоже искал ключик, только не простой, а золотой?
Дети: Буратино! В сказке «Золотой ключик».
Проводится физминутка:
Буратино потянулся, Руки в стороны развёл,
Раз - нагнулся, Ключик так и не нашёл.
Два - нагнулся, Чтобы ключик нам достать,
Три - нагнулся. Надо на носочки встать.
Логопед: А третий ключ будем искать вот где:
Что за чудо - кирпичи
Я в подарок получил.
Что сложу из них - сломаю,
Всё сначала начинаю.
(Дети отгадывают: Строительные кирпичики. Находят ключ.)Воспитатель: Вот он, ключик, а на нём следующее задание - игра! Я буду показывать картинки, а вы называть что на них нарисовано.
Работа проводится по аналогии: Это кто?- кот. Это кто? - коты. Много кого? -котов.
Кепка - кепки - кепок.
Компот - компоты - компотов.
Корова - коровы - коров.
Конфета - конфеты - конфет.
Коробка - коробки - коробок.
(Дети выполняют задание, получают ключ, «открывают» третий замок).
Воспитатель: Вот и последний ключ нам осталось найти. Ну, а где его искать, постарайтесь угадать:
Бьют его, а он не плачет,
Только выше, выше скачет!
Дети: Это мяч! А мячи у нас в спортивном уголке. (Находят ключ).
Воспитатель: Помощники Деда Грамотея принесли для вас карточку сизображением цветка. Назовите, что это за цветок?
Дети: Мак.
Логопед с детьми выполняют звуковой анализ слова МАК .Воспитатель: Молодцы, справились с заданием. Вот вам и последний ключ!
После выполнения задания дети получают четвертый ключ, «вставляют» взамок. Сундучок открывается.
Воспитатель: Ребята, посмотрите, что здесь лежит!
Дети: Буквы, конфеты.
Воспитатель: Можно и поиграть с буквами, можно и чай с конфетами попить!
Спасибо Деду Грамотею!
Логопед: Ребята, скажите, вам понравилось сегодня выполнять задания Деда Грамотея? Что больше всего понравилось? С выполнением какого задания у вас возникли трудности? Вы все молодцы! С вашей помощью можно открывать любые замки! А теперь предлагаю всем пить чай с конфетами!