Конспект бинарного занятия по подготовке детей к обучению грамоте в старшей группе Волшебный сундучок деда Грамотея 
Бинарное занятие по подготовке детей к обучению грамоте в старшей группе «Волшебный сундучок деда Грамотея»
Задачи:
1. Закреплять знания детей о звуках [п],[п,],[т],[т,],[к],[к,],[м],[м,], буквах п,т,к,м.
2. Закреплять навык четкого произношения звуков [п],[п,],[т],[т,],[к],[к,],[м],[м,] в словах, фразах.
3. Учить выделять звуки в начале , конце слов.
4. Закреплять умение   образовать         форму   единственного         и  множественного        числа,   именительного   и   родительного   падежей   имен существительных.
5. Формировать навык звукового анализа слов.
6. Развивать фонематический слух.
7. Развивать память, внимание, мышление.
8. Закреплять умение составлять предложения по схеме.
Ход занятия:
Дети сидят на стульчиках. (Стук в дверь)
Логопед: Ребята! К нам пришла посылка! Написано: «От Деда Грамотея из страны АБВГДейки»! Давайте её распечатаем и узнаем, что там внутри.
(Дети и воспитатель распечатывают посылку, достают оттуда сундук и письмо).
Воспитатель: Сундучок-то не простой! С четырьмя замками! Давайте прочитаем письмо:
«Дорогие дети старшей группы!
Пишет вам Дед Грамотей из страны АБВГДейки! Мне рассказывали, что вы очень любознательные ребята и любите заниматься. Я прислал для вас подарок в сундучке. Но сундучок волшебный, с четырьмя замками. К каждому замку есть свой ключ. Найти ключи несложно, нужно лишь угадать, где они лежат. Мои волшебные помощники спрятали ключи у вас в группе. Отгадайте мои загадки и узнаете, где искать ключи. Найдите все ключи и откройте сундучок ! Правда, есть ещё один секрет! Но об этом вы узнаете позже. Желаю успеха! Дед Грамотей».
Воспитатель: Вот это да! Ну, что, интересно узнать, что находится в сундучке? Будем искать ключи?  (Ответы детей)
Логопед: А вот и загадки здесь в письме. Ищем первый ключ. Он находится там, о чём идёт речь в загадке:
Пишет он, когда диктуют, 
Он и чертит, и рисует,
 А сегодня вечерком 
Он раскрасит наш альбом. 
Дети: Это карандаш! Надо искать ключ там, где у нас лежат карандаши. 
Воспитатель: А вот и ключ, а это, наверно, тот секрет, о котором писал дед Грамотей в своем письме, (к ключу прикреплено задание)  воспитатель читает: « Молодцы, ребята, вы нашли первый ключ, но для того чтобы этот ключ помог открыть сундук - выполните задание- возьмите карандаши». Дети садятся и им  раздаются синий и зеленый карандаши – сигнальные карточки (сделаны из картона).
Логопед: послушайте   ребята   задание:   нужно   поднять      синий   карандаш,   если    последнее слово стихотворной строки начинается с  твердого согласного звука, и поднять зеленый карандаш, если последнее слово стихотворной строки начинается с  мягкого согласного звука. Слушайте внимательно!
На полу скребется мышка, 
Спит в берлоге бурый мишка.
В зеленом я люблю ходить- Я нежный, милый Тим, 
Хожу я только в голубом- я строгий, рослый Том.
Мальчик мал и очень мил, 
Он водичкой руки мыл.
 (дети выполняют задание, получают ключ, «открывают» замок).
Воспитатель: Ну, а чтобы нам найти второй ключик, отгадаем ещё одну загадку:
Не куст, а с листочками, 
Не человек, а разговаривает,
 Не рубашка, а сшита.
Дети: Это книга, надо искать там, где у нас в группе книги.
Воспитатель: Вот и ключ (к ключу прикреплено задание).
На фланеллеграфе выставлены синяя и зеленая книги и картонные фигурки героев книг: Мальвина, медвежонок, кот, кит, попугай, Петрушка, Тараканище, тигр.
Логопед: Эти герои появились из разных книг со сказками, рассказами и стихами. Нужно вернуть их в книги, но соблюдая определенное правило: герой, чье название начинается с согласного твердого звука возвращаем в синюю книгу, герой, чье название начинается с согласного мягкого звука - в зеленую.Проводится дополнительная работа по составлению предложений из трех, четырех слов.
(дети выполняют задание, получают ключ, «открывают» замок).
Воспитатель: Угадайте, а кто и в какой сказке тоже искал ключик, только не простой, а золотой? 
Дети: Буратино! В сказке «Золотой ключик». 
Проводится физминутка:
Буратино потянулся,          Руки в стороны развёл,
Раз - нагнулся,                  Ключик так и не нашёл.
Два - нагнулся,                 Чтобы ключик нам достать,
Три - нагнулся.                 Надо на носочки встать.
Логопед: А третий ключ будем искать вот где:
Что за чудо - кирпичи
Я в подарок получил.
Что сложу из них - сломаю,
Всё сначала начинаю.
 (Дети отгадывают: Строительные кирпичики. Находят ключ.)Воспитатель:  Вот он, ключик, а на нём следующее задание - игра! Я буду показывать картинки, а вы называть что на них нарисовано.
Работа проводится по аналогии: Это кто?-  кот. Это  кто? - коты. Много кого? -котов. 
Кепка - кепки - кепок.
 Компот - компоты - компотов. 
Корова - коровы - коров.
 Конфета - конфеты - конфет. 
Коробка - коробки - коробок. 
(Дети выполняют задание, получают ключ, «открывают» третий замок).
Воспитатель: Вот и последний ключ нам осталось найти. Ну, а где его искать, постарайтесь угадать:
Бьют его, а он не плачет,
Только выше, выше скачет!
 Дети: Это мяч! А мячи у нас в спортивном уголке. (Находят ключ).
Воспитатель: Помощники  Деда   Грамотея   принесли  для   вас  карточку  сизображением цветка. Назовите, что это за цветок?
Дети: Мак.
Логопед с детьми выполняют звуковой анализ слова МАК .Воспитатель: Молодцы, справились с заданием. Вот вам и последний ключ!
После выполнения задания дети получают четвертый ключ, «вставляют» взамок. Сундучок открывается.
Воспитатель: Ребята, посмотрите, что здесь лежит!
Дети: Буквы, конфеты.
Воспитатель: Можно и поиграть с буквами, можно и чай с конфетами попить!
Спасибо   Деду   Грамотею! 
Логопед:  Ребята,   скажите,   вам   понравилось   сегодня выполнять  задания  Деда   Грамотея?  Что  больше  всего  понравилось?  С выполнением какого задания у вас возникли трудности? Вы все молодцы! С вашей помощью можно открывать любые замки! А теперь предлагаю всем пить чай с конфетами!