Организация на уроках физической культуры работы с детьми с овз и детьми-инвалидами


ОРГАНИЗАЦИЯ НА УРОКАХ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ С ОВЗ И ДЕТЬМИ-ИНВАЛИДАМИ
Физическое воспитание обучающихся специальной медицинской группы и обучающихся с ОВЗ представляет собой педагогический процесс, базирующийся на общепринятых принципах и методах обучения.
Одним из важнейших принципов в физическом воспитании обучающихся специальной медицинской группы и обучающихся с ОВЗ является принцип доступности и индивидуализации, который означает оптимальное соответствие задач, средств и методов возможностям каждого занимающегося.
Принцип систематичности и постепенности требует обеспечения непрерывности и последовательности занятий, взаимосвязи между ними, применения нескольких средств физической культуры в течение длительного времени, а также подбора упражнений таким образом, чтобы вначале осваивались простые, а затем более сложные упражнения при увеличении объема нагрузок. Этот принцип имеет в своей основе физиологические представления, которые заключаются в том, что процесс адаптации органов и систем организма обучающихся специальной медицинской группы и обучающихся с ОВЗ, улучшение их функций под влиянием регулярных физических нагрузок происходит постепенно, на протяжении достаточно длительного промежутка времени.
Для повышения физической работоспособности и функциональных возможностей организма обучающихся специальной медицинской группы и обучающихся с ОВЗ создаётся режим постепенного повышения физических нагрузок. С этой целью используется равномерный метод, при котором физическая нагрузка регулируется за счет изменения объема работы, а интенсивность остается относительно постоянной величиной.
Для воспитания физических качеств обучающихся специальной медицинской группы и обучающихся с ОВЗ используются методы стандартно-непрерывного и стандартно-интервального упражнения.
Метод стандартно-непрерывного упражнения представляет собой непрерывную мышечную работу без изменения интенсивности: равномерное упражнение (дозированный бег) и стандартное поточное упражнение (многократное непрерывное выполнение элементарных гимнастических упражнений).
Метод стандартно-интервального упражнения – это упражнение, когда повторяется одна и та же нагрузка. При этом между повторениями могут быть различные интервалы отдыха. Для обучающихся специальной медицинской группы и обучающихся с ОВЗ применяются интервалы отдыха, при которых ЧСС снижается до 100-120 уд/мин и ниже. Между отдельными упражнениями используется активный и пассивный характер отдыха. При пассивном отдыхе занимающиеся не выполняют никакой работы, при активном - выполняют упражнения на дыхание, расслабление и др.Уроки физической культурой для обучающихся с ОВЗ и детей-инвалидов направлены на укрепление здоровья, повышение физической работоспособности и функциональных возможностей организма, укрепление и развитие физических качеств.
В 2015-2016 уч.году отдельные занятия для обучающихся специальной медицинской группы и детей с ОВЗ не организованы, поэтому данная категория обучающихся посещают уроки физической культуры вместе с остальными школьниками. Но для учащихся с ОВЗ и спецмедгруппы продолжительность подготовительной и заключительной частей урока увеличивается, а основной - сокращается. В связи с этим для этой категории обучающихся разрабатываются индивидуальные маршруты упражнений и дозирования нагрузки. Физические упражнения подбираются индивидуально в соответствии с медицинскими показаниями и противопоказаниями (с учетом конкретного заболевания).
В приведенной ниже таблице приведены примеры упражнений, которые противопоказаны или даются с ограничениями по видам заболеваний:

Болезни органов и систем организма Противопоказания Ограничения
Органы кровообращения (артериальная гипертензия, компенсированные пороки сердца и др.) 1. Физические нагрузки высокой интенсивности (бег в быстром темпе, прыжки в быстром темпе, эстафеты и др.).2. Акробатические упражнения (кувырки вперед и назад, "мостик", "березка", стойка на руках и на голове и др.).3. Упражнения на гимнастических снарядах, в том числе висы без опоры, подтягивание на перекладине, прыжки через коня (козла), упражнения на брусьях и кольцах и др.4. Упражнения, выполнение которых связано с длительной задержкой дыхания, натуживанием1. Продолжительные физические нагрузки средней интенсивности (бег трусцой, бег в умеренном темпе, подвижные игры и др.)2. Физические упражнения, направленные на развитие общей и локальной выносливости, скоростно-силовых качеств.3. Физические упражнения с длительным статическим напряжением мышц.4. Физические упражнения на тренажерах (необходим индивидуальный подбор тренажера со строгим дозированием физических нагрузок).5. Физические упражнения, вызывающие нервное перенапряжение
Органы дыхания (хронический бронхит, бронхиальная астма, рецидивирующие носовые кровотечения и др.) 1-4
см. противопоказания при болезнях органов крово-обращения1-5
см. ограничения при болезнях органов кровообращения
Мочеполовая система (пиелонефрит, цистит, нарушения менструальной функции и др.) 1-3
см. противопоказания при болезнях органов крово-обращения4. Упражнения, выполнение которых связано с интенсивным напряжением мышц брюшного пресса, натуживанием.5. Переохлаждение тела 1-4
см. ограничения при болезнях органов крово-обращения5. Упражнения, сопро-вождающиеся значи-тельным сотрясением тела.6. Занятия плаванием
Органы пищеварения (хронический гастрит, хронический гастродуоденит, язвенная болезнь, пупочная грыжа и др.) 1-3
см. противопоказания при болезнях органов крово-обращения 4. Упражнения, выполнение которых связано с интенсивным напряжением мышц брюшного пресса, натуживанием1-5
см. ограничения при болезнях органов крово-обращения6. Круговые движения туловища и наклоны, особенно вперед.7. Упражнения, сопро-вождающиеся значи-тельным сотрясением тела
Нервная система (эпилепсия, внутричерепная гипертензия, гипертензионно- гидроцефальный синдром и др.) 1-3
см. противопоказания при болезнях органов крово-обращения4. Упражнения, выполните которых связано с длительной задержкой дыхания, натужи-ванием и значительным наклоном головы 1-5
см. ограничения при болезнях органов кровообращения6. Упражнения, сопрово-ждающиеся значительным сотрясением тела.7. Круговые движения головой, наклоны головы
Костно-мышечная система (плоскостопие, сколиоз, лордоз, кифоз, выраженные нарушения осанки, в том числе кифосколиотическая, плоская спина и др.) 1-3
см. противопоказания при болезнях органов крово-обращения1-4
см. ограничения при болезнях органов крово-обращения5. Упражнения, сопро-вождающиеся значи-тельным сотрясением тела
Органы зрения (миопия средней и высокой степени, гиперметропия средней и высокой степени, астигматизм и др.) 1-3
см. противопоказания при болезнях органов крово-обращения4. Упражнения, выполнение которых связано с запро-кидыванием и значительным наклоном головы, натужи-ванием, резким изменением положения тела.5. Упражнения, требующие напряжения органов зрения (упражнения в равновесии на повышенной опоре и др.) 1-5
см. ограничения при болезнях органов крово-обращения6. Упражнения, сопрово-ждающиеся значительным сотрясением тела (прыжки в высоту, с разбега, спрыгивания и др.)
Эндокринная система (ожирение, сахарный диабет и др.) 1-3
см. противопоказания при болезнях органов крово-обращения.4. Упражнения, выполнение которых связано с интенсивным напряжением мышц брюшного пресса, натуживанием1-5
см. ограничения при болезнях органов крово-обращения.6. Упражнения, сопро-вождающиеся значи-тельным сотрясением тела (прыжки в высоту, с разбега, спрыгивания и др.)
Рекомендуемые упражнения для обучающихся специальной медицинской группы и обучающихся с ОВЗ.
Выполняются строевые упражнения, упражнения в движении, дозированная ходьба и медленный бег с изменением темпа и направления движения, медленный бег в сочетании с ходьбой.
Проводятся общеразвивающие упражнения в различных исходных положениях с предметами и без предметов, дыхательные упражнения, упражнения, направленные на формирование правильной осанки и профилактику нарушений органов зрения.
Оценивание и итоговая аттестация обучающихся специальной медицинской группы и обучающихся с ОВЗ.
Важной стороной учебно-воспитательного процесса обучающихся, имеющих отклонения в состоянии здоровья, является учет и оценка их успеваемости. К учету предъявляется ряд требований: систематичность, объективность, полнота, своевременность, точность и достоверность. Систематичность учета обеспечивается периодичностью проверок и оценки деятельности обучающихся во время уроков на всех этапах обучения. Объективность учета обеспечивается правильным критерием оценки, индивидуальным подходом к обучающимся.
Обучающиеся на основании представленной справки установленного образца, выданной медицинским учреждением, оцениваются в образовательном учреждении по разделам: "Основы теоретических знаний" в виде устного опроса или написания рефератов, "Практические навыки и умения" в виде демонстрации комплексов ЛФК, с последующей итоговой аттестацией по предмету "Физическая культура".
Оценка оздоровительной эффективности занятий физической культурой обучающихся с отклонениями в состоянии здоровья проводится на основе сравнительного индивидуального анализа динамики значений установленных показателей. На основании полученных данных и проведенного анализа в конце учебного года обосновываются индивидуальные маршруты физического воспитания обучающихся с учетом выявленных неблагоприятных изменений показателей их развития.
По мере прохождения учебного материала, кроме оценивания техники выполнения физических упражнений, степени освоения программного материала необходимо оценивать успехи обучающегося в формировании навыков здорового образа жизни и рационального двигательного режима.
Основной акцент в оценивании учебных достижений по физической культуре обучающихся, имеющих отклонения в состоянии здоровья, должен быть сделан настойкой их мотивации к занятиям физическими упражнениями и динамике физических возможностей. При самых незначительных положительных изменениях в физических показателях, которые обязательно должны быть замечены учителем и сообщены обучающемуся и родителям (законным представителям), выставляется положительная отметка.
Положительная отметка должна быть выставлена обучающемуся, который не продемонстрировал существенных сдвигов в формировании навыков и умений, в развитии физических качеств, но регулярно посещал уроки физической культуры, старательно выполнял задания учителя, овладел доступными ему навыками самостоятельных занятий оздоровительной или корригирующей гимнастикой, необходимыми знаниями в области физической культуры.При выставлении текущей отметки соблюдается особый такт, максимальное внимание к проблемам здоровья, не унижающее достоинства обучающегося. Отметку необходимо использовать таким образом, чтобы она способствовала развитию школьника, стимулировала его на дальнейшие занятия физической культурой.
Итоговая отметка по предмету «физическая культура» выставляется с учетом теоретических и практических знаний (двигательных умений и навыков, умений осуществлять физкультурно-оздоровительную деятельность), динамики функционального состояния и ФП, а также прилежания.