Патриотическое воспитание школьников через организацию внеурочной деятельностить


Программа КПК
«Основные направления региональной образовательной
политики в контексте модернизации российского образования».
Тема итоговой работы: «Патриотическое воспитание школьников через организацию внеурочной деятельности в условиях федерального государственного образовательного стандарта в начальной школе»
Павлова Светлана Валерьевна
Ставинская Валентина Викентьевна МБУ «Школа № 66»
Учителя начальных классов
г.о. Тольятти
Патриотическое воспитание школьников через организацию внеурочной деятельности в условиях федерального государственного образовательного стандарта в начальной школе.
Воспитание гражданственности, любви к окружающей природе, Родине, семье – один из основополагающих принципов государственной политики в области образования. В настоящее время патриотическое воспитание становится важным звеном российского образования. Его задачи выдвигаются самой жизнью и признаются актуальными и государством, и обществом.
Патриотическое воспитание всегда было одним из важнейших направлений в работе педагога начальных классов. Именно, в этом возрасте происходит активный процесс накопления знаний о положительном и отрицательном в жизни общества, о взаимоотношениях между людьми, о свободе выбора того или иного способа поведенияВ настоящее время проблема патриотического воспитания детей очень актуальна, т.к. коренным образом меняются отношения гражданина России с государством и обществом. Человек в обществе реализует себя как самостоятельная личность со зрелым чувством ответственности. В этих условиях патриотизм становится важнейшей ценностью, интегрирующей социальный, духовно-нравственный, культурно-исторический, военно-патриотический аспекты.
Актуальность:
- Необходимость создания системы гражданско-патриотического воспитания, наиболее полно удовлетворяющей интересам государства, общества, учащихся и их родителей;
- необходимость создания системы гражданско-патриотического воспитания в рамках организации внеурочной деятельности в условиях реализации ФГОС НОО в условиях территориального расположения школы.
Процесс формирования правового гражданского общества во многом затрудняется тем, что в подготовке будущего гражданина превалирует акцент на теоретические знания о гражданственности, но нет возможности реализации своих потребностей в области патриотического воспитания. Школа не может оставаться безучастной к гражданскому самосознанию детей, без которого невозможно формирование полноценной личности.
Цель патриотического воспитания в школе - создать условия для формирования личности гражданина и патриота России с присущими ему ценностями, взглядами, ориентациями.
Формирование основ патриотизма у школьников охватывает широкий круг задач:
- формирование духовно-нравственного отношения и чувства сопричастности к родному дому, семье, школе, городу (селу),  родной природе, культурному наследию своего народа;
- воспитание любви, уважения к своей нации, понимания своих национальных особенностей, чувства собственного достоинства как представителя своего народа и толерантного отношения к представителям других национальностей – сверстникам, их родителям и окружающим людям;
- воспитание уважительного отношения к людям, родной земле, символике, традициям и обычаям.
Содержание деятельности:
1. Диагностико-проектный: комплексное обследование уровня сформированности патриотизма у членов школьного сообщества и состояния патриотического воспитания в школе; обобщение опыта работы школы в организации патриотического воспитания; разработка проектов по развитию отдельных аспектов героико-патриотического воспитания отдельными классами; сбор информации, анализ и участие в таких же проектах и программах вне школы.
2. Содержательно-деятельностный: реализация комплекса проектов как вновь созданных, так и традиционных – школьных и внешкольных. Проводить научно обоснованную организаторскую и пропагандистскую деятельность с целью дальнейшего развития патриотизма как стержневой духовной составляющей России.
3. Рефлексивный этап: изменение социальной и гражданской позиции; определение дальнейшей деятельности по патриотическому воспитанию школьников.
Система работы по патриотическому воспитанию учащихся включает в себя три основных компонента:
1. Патриотическое воспитание в системе общешкольных мероприятий:
Месячник патриотического воспитания, включающий встречи с ветеранами, общешкольные классные часы, направленные на воспитание уважительного отношения к историческому прошлому Родины, своего народа, его обычаям и традициям, чувства гордости за своё Отечество, за символы государства, за свой народ; долга и  ответственности за судьбу Родины и своего народа, за ее будущее, способности проявлять гуманизм, милосердие, общечеловеческие ценности, реализуемое также на материале учебников и учебных пособий, литературных произведений в урочной деятельности.
2. Патриотическое воспитание во внеурочной деятельности учащихся реализуется через организацию различных видов деятельности, направленных на освоение знаний об истории, традициях, культуре народов России, своём родном крае, месте рождения; содержательному знакомству с историей своей семьи, формирование уважительного отношения к труду окружающих, стремления посильно участвовать в нем, проявлять нравственное поведение.
В качестве форм патриотического воспитания используются: классные часы, встречи с ветеранами войны и труда, диспуты, беседы, викторины, выставки рисунков, конкурсы сочинений, экскурсии, ведение кружков патриотической направленности.
3. Патриотическое воспитание в рамках работы с родителями.
 В качестве форм работы с семьей по патриотическому воспитанию:
- родительские собрания гражданско-патриотической направленности;
- помощь в организации  и проведении внеклассных мероприятий; 
- привлечение родителей к организации экскурсий, походов, праздников;
- совместных внеклассных мероприятий (выставки,  конкурсы,  экскурсии).
 Формы работы:
Мероприятия, посвящённые важным историческим датам;
Деловые игры;
Классные часы;
Беседы, диспуты, викторины;
Исследовательская деятельность;
Коллективные творческие дела;
Смотры-конкурсы, выставки;
Соревнования;
Экскурсии, поездки, походы;
Трудовые дела;
Тренинг
Кружковая работа гражданско-патриотической направленности.
Примерный перечень мероприятий по реализации программы патриотического воспитания обучающихся школы.
1. Проведение уроков в библиотеке, музеях (школьном, городском краеведческом).
2. Внеурочная деятельность как условие воспитания патриотизма у школьников
3. Мероприятия, посвященные Дню Победы.
4.Проведение месячника военно-патриотической работы, посвященного Дню защитника Отечества.
5. Участие в районной игре «Школа безопасности».
6.Создание выставочных экспозиций «Они сражались за Родину», «Ничто не забыто, никто не забыт».
7. Участие школьных кружков в городских и районных смотрах – фестивалях, посвященных патриотическим мероприятиям.
8.Привлечение родительской общественности к проведению массовых мероприятий в школе.
9.Оказание помощи ветеранам и пожилым людям, акция «День пожилого человека».
10. Поздравление ветеранов ВОВ и труда.
11. Организация концертов.
12.Экскурсионная деятельность.
Физкультурно-оздоровительная и спортивная деятельность
1. Проведение игр на местности «Школа безопасности».
2. Участие в «Кросс нации»
Краеведение
1. Тематические классные часы.
2. Встречи с интересными людьми.
3.Общественный труд.
4.Благоустройство школьной территории.
5.Участие в городских субботниках.
6. Благоустройство микрорайона школы, акция «Аллея славы».
Методическое обеспечение
1. Создание кино-, видео-. CD- фонда для проведения тематических классных часов.
2. Разработка сценариев традиционных праздников школы.
3. Разработка положений о конкурсах и спортивных соревнованиях.
4. Разработка инструкций по охране труда при проведении экскурсий, походов.
В МБУ «Школа № 66» проводится внеурочная деятельность гражданско-патриотической направленности:
Кружок «Я – гражданин России» (3 -4 классы)
Программа кружка "Я - гражданин России" составлена на основе Концепции духовно-нравственного воспитания российских школьников, с учетом "Требований к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования", установленных Стандартом второго поколения и основной образовательной программы образовательного учреждения.
Программа "Я - гражданин России" является основой к программе духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования с учетом воспитательной, учебной, внеучебной, социально значимой деятельности обучающихся, основанной на системе духовных идеалов, моральных приоритетов, реализуемого в совместной деятельности школы, семьи и других объектов общественной жизни.
Программа направлена на системный подход к формированию гражданской позиции школьника, создание условий для его самопознания и самовоспитания. При этом важно использовать педагогический потенциал социального окружения, помочь учащимся освоить общественно-исторический опыт путём вхождения в социальную среду, выработать свой индивидуальный опыт жизнедеятельности.
Данная программа представляет собой определенную систему содержания, форм, методов и приемов педагогических воздействий, опирается на принципы индивидуализации, взаимодействия личности и коллектива, развивающего воспитания и единства образовательной и воспитательной среды.
Программа "Я - гражданин России" предполагает формирование патриотических чувств и сознание на основе исторических ценностей и роли России в судьбах мира, развитие чувства гордости за свою страну; воспитание личности гражданина - патриота России, способного встать на защиту интересов страны; формирование комплекса нормативного, правового и организационно-методического обеспечения функционирования системы патриотического воспитания. Любовь к Родине, патриотические чувства формируются у детей постепенно, в процессе накопления знаний и представлений об окружающем мире, об истории и традициях русского народа, о жизни страны, о труде людей и о родной природе.
Программа включает мероприятия по усилению противодействия искажения истории Отечества. Рекомендует привлекать ветеранов Великой Отечественной войны и труда, воинов - афганцев в целях сохранения преемственности "славных боевых и трудовых традиций"; проводить встречи с интересными людьми; экскурсии; дискуссии, инсценированные представления, устные журналы, викторины; принимать участие в социальных проектах (вахта памяти, акция добра и милосердия); собирать материалы для музея; а также организовывать теоретические и практические занятия для детей и родителей.Цель: создание условий для формирования личности гражданина и патриота России с присущими ему ценностями, взглядами, ориентациями, установками, мотивами деятельности и поведения; совершенствование системы патриотического воспитания, формирование у учащихся гражданственности и патриотизма как качеств конкурентоспособной личности, воспитание любви к Отечеству, духовности, нравственности на основе общечеловеческих ценностей.
Задачи:
- создавать условия для эффективного гражданского и патриотического воспитания школьников;
- формировать эффективную работу по патриотическому воспитанию, обеспечивающей оптимальные условия развития у каждого ученика верности Отечеству, готовности приносить пользу обществу и государству;
- утверждать в сознании и чувствах воспитанников гражданских и патриотических ценностей, взглядов и убеждений, воспитание уважения к культурному и историческому прошлому России, к традициям родного края;
- развивать системы гражданского и патриотического воспитания через интеграцию урочной и внеурочной деятельности, обновление содержания образования, переноса акцента с обучения на воспитание в процессе образования;
- воспитывать уважительного отношения к героическому прошлому Родины, ее истории, традициям через поисково-краеведческую работу, совместную деятельность обучающихся с советами ветеранов войны и труда;
- повышать качества патриотического воспитания через организаторскую и пропагандистскую деятельность с целью дальнейшего развития патриотизма как стержневой духовной составляющей гражданина России.
Программа "Я - гражданин России" используется с 1-4 классы. Она включает шесть направлений, связанных между собой логикой формирования подлинного гражданина России.
Кружок «Мир искусства, культуры и творчества»
Тематические блоки подобраны с учётом наиболее востребованных молодым поколением видов искусства и включают разделы культуры, искусства и творчества, приобщение к которым приемлемо в любой возрастной категории обучающихся.
Программа «Мир культуры искусства и творчества» содержит 7 тематических блоков, которые включают:
общее знакомство с культурой;
театральное искусство;
художественное творчество;
хореографическое искусство;
музыкальное искусство;
литературное творчество;
народное (фольклорное искусство).
Наименования мероприятий, в рамках реализации тематических блоков, носят обобщающий характер. Конкретная деятельность в их границах осуществляется на основе индивидуально-разработанного педагогом плана, составленного с учётом возрастных особенностей, интересов обучающихся и согласно предоставленных учреждениями культуры и искусства планов (репертуарных, выставочных, концертных).
Таким образом, на основе универсальной программы внеурочной деятельности «Мир культуры, искусства и творчества», педагоги могут выбрать и включить в календарно-тематическое планирование мероприятия, предложенные учреждениями культуры и искусства, детскими юношескими центрами, учреждениями дополнительного образования детей, соответствующие возрастным особенностям обучающихся и согласно интересам детей.
Занятия внеурочной деятельности по программе «Мир культуры, искусства и творчества» проводятся 2 раза в неделю по 1 часу.
Для более разнообразного и полного изучения темы практические часы предполагают включение аудиторных и внеаудиторных занятий.
На каждое посещение одного мероприятия в школьном помещении, предлагаемое учреждениями культуры и искусства, заложено по 1 часу программы. На каждое выездное мероприятие заложено по 2 часа. На мероприятия, требующие подготовительной работы, заложено по 2 часа.
На подготовку работ к выставкам декоративно-прикладного творчества и изобразительного искусства заложен 1 час творческой деятельности.
Форма организации работы по программе в основном – коллективная, а также используется групповая и индивидуальная формы работы, которые предполагают:
теоретические занятия
беседы
лекции
встречи с представителями творческой среды, деятелями культуры и искусства
слайд-путешествиявиртуальные экскурсии
просмотр и обсуждение видеоматериала и др.
практические занятия
творческие гостиные (театральные, литературные, музыкальные)
творческие конкурсы
выставки декоративно-прикладного и изобразительного искусства
творческие мастерские
мастер-классы
викторины
интеллектуально-познавательные игры
творческие проекты, презентации
посещение выставок, театров, музеев, конкурсов-фестивалей и др.
Кружок «Основы проектирования»
Проектная деятельность является одной из продуктивных и оптимальных технологий создания креативной образовательной среды в начальной школе. Проектная деятельность является методом, идущим от детских потребностей и интересов, стимулирует самостоятельность, выводит педагогический процесс из стен школы.
При организации проектной деятельности, основная задача направлена на развитие качеств личности. Мера этого развития и является главным результатом школьного образования, критерием качества работы учителя. Необходимо обеспечить единство интеллектуального, эмоционального и нравственного развития, что делает человека способным к прекрасным, возвышенным формам душевного состояния, которые нужно сохранять в ребёнке и лелеять: чувство патриотизма, любви к природе, к людям.
Так, в 1 классе дети, работая над проектом « Моя родословная», в процессе работы узнали историю возникновения имен и фамилий, степени родства в семье, составили «ленту времени» своей жизни, родословное древо, узнали о семейных увлечениях и традициях.
Во 2 классе дети, работая над проектом «Города России», не только узнали интересные сведения об истории и достопримечательностях избранного для исследования города, но и научились распределять обязанности в группе, составлять презентации и оценивать достижения свои и товарищей.
В 3 классе, дети принимали участие в школьном проекте « Мой папа - защитник Отечества». Каждый участник проекта рассказывал о защитнике Отечества из своей семьи, опираясь на свой личный опыт и сведения своих родственников. В жюри были приглашены настоящие защитники Отечества – солдаты срочной службы. Ребята с восхищением смотрели на них и с гордостью рассказывали о своих близких. По окончании мероприятия состоялась беседа военнослужащих и участников проекта. Каждая сторона получила незабываемые впечатления от встречи.
В 4 классе ребята тщательно готовятся к проекту «Герои войны». В этом году страна будет отмечать памятную дату – 70 лет со дня окончания Великой Отечественной войны. В рамках данной темы был проведен классный час « Города - герои », на котором дети узнали названия таких городов, за что им были присвоены высокие звания.Заключение
Воспитание патриотов своей Родины – ответственная, сложная и одна из приоритетных воспитательных задач современной школы. Планомерная, систематическая работа, использование разнообразных средств воспитания, общие усилия школы и семьи, ответственность взрослых за свои слова и поступки могут дать положительные результаты и стать основой для дальнейшей работы по патриотическому воспитанию подрастающего поколения.