Урок по древнерусскому произведению Повесть о Петре и Февронии Муромских
Духовные ценности и нравственные идеалы
в «Повести о Петре и Февронии Муромских»
Рыбакова Елена Васильевна, учитель русского языка и литературы
Ломовской СОШ, Рыбинского района Ярославской области
Цель: показать патриотический пафос и поучительный характер “Повести о Петре и Февронии»”
Задачи:
Совершенствовать умения учащихся: анализировать прочитанное: выразить собственное суждение, раскрыть авторское отношение к героям и событиям
Утверждение высоких нравственных идеалов в формировании нравственных ценностей.
Воспитывать нравственные качества школьников: доброту, преданность в дружбе и любви, умение прощать.
Формировать навыки исследования в работе над корнесловным значением слова
Корнесловный словарь: любовь, праведники, благоверный, святость, лукавство, таинство
Ход урока
1 этап урока. Слово учителя
Звучит колокольный звон «Встречный».
- Какие образы возникли? Что представилось?
Звон «Встречный» звучал на Руси в праздники, особенно в Сретенье, что означает «встреча2. Сегодня нам тоже предстоит встретиться с замечательным памятником древнерусской литературы 16 в. «Повестью о Петре и Февронии Муромских».
ВСТРЕЧА в переводе с сербохорватского «счастье»
ВСТРЕТИТЬ – обрести, найти. Встретить - это не только увидеть, но и узнать, принять каким-либо образом, выказать своё отношение. Попробуем как можно больше узнать о жизни святых супругов Петра и Февронии Муромских – покровителей семьи и брака, чьи любовь и супружеская верность вошли в легенды.
2 этап урока. Обращение к эпиграфам урока:
«Читать памятники древнерусской литературы исключительно полезно, когда душа просит необычного». А.С.Демин
Нам бы про душу не забыть,
Нам бы немножко добрее быть В.М.Шукшин
- Как вы понимаете эпиграфы к сегодняшнему уроку? Какое слово общее? (ДУША)
-Может ли меняться отношение к главным истинам в жизни человека на протяжении веков или оно остается неизменным?
-Какие духовные ценности важны человеку в разные эпохи? (любовь, верность и преданность, мудрость, доброта, милосердие, сострадание, щедрость, честность, взаимопонимание)
3 этап урока. Индивидуальное задание (2 ученика)
Учитель. Сегодня мы погрузимся в мир древнерусской литературы - спокойный, торжественный, созерцательный, мудрый. Перенесемся в далекий ХVI век
«Повесть о Петре и Февронии» является одним из шедевров древнерусской литературы, и имя автора ее должно стоять в ряду самых видных писателей русского средневековья.
- Кто же написал это произведение? Какова его предыстория? Слово – нашим историкам –ребятам, которые приготовили рассказ об истории создания повести.
1 ученик. ХVI век - время образования единого Русского государства со стольным городом Москвой. За объединением Руси последовало объединение русской культуры. Под руководством митрополита Макария составляется обширное - 12 огромных томов - собрание всех чтомых, т.е. читавшихся, на Руси книг. Это собрание называлось "Великие Четьи-Минеи".
В "Великих Четьи-Минеях" по порядку месяцев и дней излагались рассказы о жизни святых Православной церкви. Русская пословица гласит: "Не стоит город без святого, селение - без праведника". И Макарий поручает священникам собирать по русским землям предания о прославившихся своими благочестивыми подвигами праведных людях. Священнику Ермолаю, писателю и публицисту, было поручено написать житие о муромских святых Петре и Февронии.
Читая произведение, мы обратили внимание, что автор пишет: «В одно время приняли они монашество и облачились они в иноческие одежды. И назван был в иноческом чину блаженный князь Петр Давидом, а преподобная Феврония в иноческом чину была названа Ефросинией».
2 ученик. Муром славился легендами. Самой поэтичной из муромских легенд явилось сказание о мудрой деве, ставшей доброй и справедливой княгиней. Оно и послужило основой для повести. До сих пор неизвестно, кого можно назвать прототипами героев. Но чаще всего, как мы выяснили, прототипом героя повести, князя Петра, называют князя Давида Юрьевича, правившего Муромом в начале 13 века. Он женился на крестьянке Ефросинии в благодарность за то, что она излечила его от болезни, от которой никто не мог излечить. Брак князя с простой крестьянкой вызвал злобные наветы, но супруги счастливо прожили до конца своих дней. Состарившись, они оба приняли монашество и умерли в 1228 году.
Повесть стала подлинным шедевром древнерусской литературы, она была написана после канонизации, то есть причисления к лику святых, Петра и Февронии на Московском церковном соборе в 1547 году. Ею зачитывались в Московском государстве, до наших дней сохранилось 150 списков этого произведения.
4 этап урока. Комментированное чтение повести.
5 этап урока. Домашнее задание.
Ответьте письменно на вопросы:
- Какое впечатление произвела повесть?
- Кто из героев покорил ваше сердце?
- Что такое святость?
- Согласны вы с решением православной церкви канонизировать Петра и Февронию, т.е. причислить к лику святых?
Ответы на вопросы могут послужить вам в дальнейшем вступлением к сочинению
Индивидуальные задания: отыскать в словарях значение слов: любовь, праведники, благоверный, святость, лукавство, таинство
Искатели « иного царства»
Урок развития речи. Подготовка к сочинению по «Повести о Петре и Февронии Муромских»
Цель: подготовиться к написанию сочинения
Задачи :
Собрать материал для раскрытия характера героев повести
Составить план сочинения
Вспомнить, как соединяются предложения в единый текст, чтобы избежать речевых и логических ошибок.
1 этап урока. Вступление и постановка задач
С 2008 года день 8 июля объявлен Всероссийским днем семьи, любви и верности. Символично, что этот праздник впервые отмечался в 2008 году, который объявлен годом семьи. Очень много людей в этот день совершает паломничество в Муром, чтобы поблагодарить святых Петра и Февронию за покровительство в их семейной жизни или попросить о даровании семейного лада и счастья.
На прошлом уроке мы познакомились с содержанием «Повести о Петре и Февронии Муромских», а сегодня обратимся к произведению еще раз, чтобы глубже понять характеры героев и суметь самостоятельно высказать свои мысли о них в сочинении.
Пётр и Феврония - самые почитаемые святые земли русской.
Дома вы изучали словарные статьи, можете ли вы ответить на вопрос: что такое святость?
2 этап урока. Работа со словом СВЯТОСТЬ, как ключевого слова темы.
Обратим внимание на корнесловный образ слова:
СВЯТОЙ -ая, -бе; свят, свята, свято. 1. В религиозных представлениях: обладающий божественной благодатью. С. старец. С. источник. Святая вода (освящённая). 2. Проникнутый высокими чувствами, возвышенный, идеальный (высок.). Святая любовь к Родине. 3. Истинный, величественный и исключительный по важности (высок.). Святое дело. Святая обязанность. 4. святой, -бго, м. В христианстве и некоторых других религиях: человек, посвятивший свою жизнь церкви и религии, а после смерти признанный образцом праведной жизни и носителем чудодейственной силы. Культ святых. Причислить к лику святых.
этап урока. Составление плана будущего сочинения.
1). Вступление (может быть рассказ об эпохе, об истории создания произведения, особенностях жанра; впечатление, которое произвела на вас повесть; ваше восприятие героев)
- Расскажите, какое впечатление произвела на вас повесть, кто из героев покорил ваше сердце. (Высказывания учеников)
- Как будем выстраивать основную часть сочинения?
2). Основная часть.
А) Кто главные герои?
Б) Какие духовные ценности для них важны?
В) Поступки героев, раскрывающие их характеры. Чей жизненный путь сложнее Петра или Февронии?
Г) Отношение автора к героям.
3). Заключение. Значимость произведения. (Почему Пётр и Феврония были канонизированы русской церковью?)
этап урока. Беседа и собирание материала к сочинению.
Вопросы учителя:
Князь Пётр
Дева Феврония
Почему убить змия суждено князю Петру?
Какие черты характера князя выделяет автор?
Кто такая Феврония? Похожа она на «мудрую деву» из русских народных сказок?
После убийства змия князь заболел. Это болезнь тела или души тоже?
Д.С. Лихачёв говорит о «необыкновенной тишине образа» Февронии. Какой смысл вкладывается в слово тишина?
Какие искушения терпит Пётр при встрече с Февронией? (ИСКУШЕНИЕ – соблазн, прельщение, желание чего-либо запретного)
Какие духовные ценности главные для Февронии?
- Но разве всегда Петр поступал по совести? Разве не вызывал осуждения?
Как Феврония испытывает Петра? Почему даже не видя его, требует его себе?
Какие поступки героини раскрывают её нравственные идеалы?
Полюбил ли Пётр жену? Как убедился в её прозорливости?
Q°Что для него оказывается важнее княжеский престол или верность любимой?
Как автор относится к героине? Почему ещё до принятия монашества и кончины называет её святой? В чём выражается его отношение?
Как вы оцениваете решение Петра и Февронии умереть в один день?
Помогает ли Феврония князю Петру прийти к праведной жизни?
- Соберём материал о характерах героев в специальную таблицу:
(приблизительный вариант записи учащегося)
Князь Пётр
Дева Феврония
-Князь предстаёт храбрым и сильным воином.
-Именно ему суждено отыскать Агриков меч и убить змея. Меч сам по себе имеет форму креста и является его символическим отражением, а имя Агрик, или Агирка, носит богатырь-змееборец
- Автор 12 раз называет Петра «благочестивым», подчёркивая этим его истинную веру в бога, стремление к праведной жизни
- мудрая дева Феврония напоминает сказочную героиню
- Она мудра, умеет творить чудеса, угадывать чужие мысли
После убийства змея князь заболел, но поражено не только его тело, а и душа. Он сомневается в людях, стыдится происхождения простой девы, которая ставит условие – жениться на ней. Только искупив свой грех, устыдившись своей гордыни, Пётр получает исцеление
Феврония не только мудра и благочестива, она обладает даром прозорливости – знает свою судьбу. Она испытывает духовную любовь к князю Петру.
Феврония скромная, кроткая, у неё нет расчётливых мыслей. Она любит самого князя, а не его титул. верность, благочестие,
Не женился сразу на Февронии, стал ее испытывать, когда жены бояр стали наговаривать на нее, например, про крошки, которые она собирает
-Феврония способна исцелить князя, но ее условием становится обещание Петра жениться на ней.
-Используя свой дар, героиня говорит, что если князь не станет ее мужем, то она не должна лечить его, т.к. выполняет волю Бога.
-Она становится верной женой и мудрой княгиней.
Основной добродетелью для невесты и жениха являются кротость и смирение, которые необходимы для поддержания гармонии и мира в семье.
-Феврония, терпеливо переносила все испытания мужа, и покорно ожидала свершения воли Господа, постепенно подталкивая Петра к духовному развитию.
-Князь и княгиня дарят окружающим добро, любовь, теплоту и щедрость своих душ.
Князь любит свою жену, но по боярскому наговору усомнился в жене своей. Увидев в ладонях Февронии фимиам вместо крошек, постыдился, что не доверяет честности жены
Когда бояре потребовали у него отречения от жены, он предпочел изгнание и остается верным супругом.
Припадающие с верой к раке с мощами их щедро обретают исцеление».
Петр и Феврония перед смертью принимают монашество под именем Давида и Ефросиньи. Они остались верны друг другу в мирской и монашеской жизни не только «до гроба», но и «за гробом», соединившись после смерти.
Феврония – святая, преподобная, блаженная.
Князь Петр для писателя – воплощение справедливой княжеской власти: рассказав о правлении князя Петра, автор показал, какой должна быть эта власть. Но он показал и образец супружеской жизни, верности и веры.
Писатель воспел мудрость простой крестьянки, князя, их верность, любовь, благородство, преданность.
этап урока. Подведение итогов.
- Автор именует Петра и Февронью благоверными. Дома вы исследовали это слово по словарю. К какому выводу пришли?
Благодать – обилие и многообразие даров Св.Духа, дарованных нам
Богом. В богословском смысле «благодать» есть спасительная сила Божия, дающая христианину средство к достижению жизни вечно блаженной) (Словарь Г.Дьяченко).
Тогда «благоверный» - верный Богу.
1.Какие слова в тексте имеют также корень «благо»?:
Благочестиво
Благоухающий
Блаженный
Благовествование
Благословить
Благодать
2. Как вы их понимаете?
Благоухающий – Богом улавливаемый
Блаженный – близкий к Богу
Благовествование – весть Божья или весть о Боге
Благодать - данное Богом
Благочестивый – Бога почитающий
Повествователь заканчивает повесть молитвой к Петру и Февронии: «Радуйся, Петр, ибо дана тебе была от бога сила убить летающего свирепого змея! Радуйся, Феврония, ибо в женской голове твоей мудрость святых мужей заключалась!.. Радуйтесь, честные предводители, ибо в княжении своем со смирением, в молитвах, творя милостыню, не возносясь, прожили; за это и Христос осенил вас своей благодатью, так что и после смерти тела ваши неразлучно в одной гробнице лежат, а духом предстоите вы перед владыкой Христом! Радуйтесь, преподобные и преблаженные, ибо и после смерти незримо исцеляете тех, кто с верой к вам приходит!..»
Повесть эта своего рода гимн вере, любви и верности.
Любовь к людям, мужество, смирение, семейные ценности, верность, религиозность.
Торжество веры, мудрости, разума, добра и любви – основная идея повести.
Рефлексия.
-Чем запомнился вам сегодняшний урок?
-Чем обогатила вас история Петра и Февронии?
-О каких вечных темах мы говорили сегодня?
этап урока.
Домашнее задание. Написать сочинение на тему «Искатели «иного царства»
Корнесловный словарь
СВЯТОЙ -ая, -бе; свят, свята, свято. 1. В религиозных представлениях: обладающий божественной благодатью. С. старец. С. источник. Святая вода (освящённая). 2. Проникнутый высокими чувствами, возвышенный, идеальный (высок.). Святая любовь к Родине. 3. Истинный, величественный и исключительный по важности (высок.). Святое дело. Святая обязанность. 4. святой, -бго, м. В христианстве и некоторых других религиях: человек, посвятивший свою жизнь церкви и религии, а после смерти признанный образцом праведной жизни и носителем чудодейственной силы. Культ святых. Причислить к лику святых.
ПРАВЕДНЫЙ -ая, -ое; -ден, -дна. 1. Благочестивый, безгрешный, соответствующий религиозным правилам. Праведная жизнь. 2. Основанный на правде (во 2 знач.), справедливый (устар.). П. суд. П. судья. * От трудов праведных не наживёшь палат каменных (разг.) - Трудясь честно, трудно разбогатеть, II сущ, праведность,-и, ж.
ЛУКАВЫЙ -ая, -ое, -ав. 1. Коварный, хитрый. Л. человек. Л. поступок. 2. Игривый, исполненный добродушной хитрости. Л. взгляд. Лукавая улыбка. * Лукавый попутал (прост.) - выражение сожаления, раскаяния по поводу неудачного, предосудительного или непонятного действия, поступка. От лукавого (книжн.) - о ненужном мудрствовании, излишнем усложнении чего-н. Все эти сомнения - от лукавого.
ЛЮБОВЬ -, любви, те. любовью, ж. 1. Глубокое эмоциональное влечение, сильное сердечное чувство.
Тестовая работа по теме «Древнерусская литература»
1.Главное отличие литературы от фольклора:
А) наличие автора;
Б) больше объём произведения;
В) красота слова;
Г) сказовая манера
2. Древнерусская литература отличается от фольклора тем, что
А) создаётся не одним человеком;
Б) автор выражает собственное мнение и личное видение;
В) интереснее сюжет;
Г) это письменное творчество
3.Какие жанры относятся к древнерусской литературе?
А) былина;
Б) житие;
В) летопись;
Г) сказка
4. Какие произведения являются памятниками древнерусской литературы?
А) «Повесть временных лет»
Б) «Дубровский»;
В) «Повесть о Петре и Февронии Муромских»
Г) «Песнь о Вещем Олеге»
5. Какие каноны соблюдались при создании жития?
А) идеализирование персонажа;
Б) любовные и житейские увлечения;
В) назидательность;
Г) внимание к бытовым деталям.
6. Какие из предложенных персонажей могли быть включены в древнерусские произведения?
А) Александр Невский;
Б) Василиса Премудрая;
В) кузнец Вакула
Г) первые русские мученики князья Борис и Глеб.
7. Главными героями повести Ермолая Еразма являются:
А) князь Павел;
Б) мудрая дева Феврония;
В) князь Пётр;
Г) змей.
8. АНТИТЕЗА – это
А) приём контраста;
Б) образное прилагательное;
В) вымысел;
Г) нарастание признака.
9. Антитеза используется в «Повести о Петре и Февронии», чтобы
А) противопоставить Петра и Февронию;
Б) доказать, что Пётр – герой-победитель;
В) показать противоречивость характера князя Петра;
Г) выделить Февронию из числа всех героев.
10. Какие определения относятся к княгине Февронии?
А) сомневающаяся;
Б) блаженная;
В) верная;
Г) повелевающая.
ОТВЕТЫ к тесту: 1 - А; 2 - Б; 3 – Б,В; 4 – А,В; 5 – А,В; 6 – А, Г; 7 – Б, В; 8 – А; 9 – В; 10 – Б, В.
Рисунок 3Рисунок 2Рисунок 7Рисунок 10ђЗаголовок 1ЩђЗаголовок 215