УРОКИ «ПОВЕСТИ О ПЕТРЕ И ФЕВРОНИИ МУРОМСКИХ» ЕРМОЛАЯ-ЕРАЗМА
Конкурс научных проектов школьников в рамках краевой научно-практической конференции «Эврика» Малой академии наук учащихся Кубани в 2012-2013 учебном году
Гуманитарное направление. Секция «Литературоведение»
УРОКИ «ПОВЕСТИ О ПЕТРЕ И ФЕВРОНИИ МУРОМСКИХ» ЕРМОЛАЯ-ЕРАЗМА
Работа выполнена
ученицей 9 класса
МБОУ СОШ № 24 с. Агой
Туапсинского района
Краснодарского края
Гальцевой Александрой.
Научный руководитель-
Качашвили О.Е., учитель
русского языка и литературы
МБОУ СОШ № 24 с. Агой
Агой, 2013 год
УРОКИ «ПОВЕСТИ О ПЕТРЕ И ФЕВРОНИИ МУРОМСКИХ» ЕРМОЛАЯ-ЕРАЗМА
ГАЛЬЦЕВА Александра
Краснодарский край, Туапсинский район,
МБОУ СОШ № 24 с. Агой, 9 класс
Научный руководитель:
Качашвили Ольга Евгеньевна,
учитель русского языка и литературы
МБОУ СОШ № 24 с. Агой
Краткая аннотация
Представленная работа посвящена теме «Уроки «Повести о Петре и Февронии Муромских»». Актуальность настоящей работы обусловлена тем, что в нашем обществе усилилось внимание к проблемам сохранения семьи. Цель исследования – связать с современностью нравственные уроки «Повести о Петре и Февронии…». Для достижения данной цели автором были поставлена задача проанализировать текст «Повести…» в аспекте нравственных уроков.
В ходе решения вышеуказанных задач был использован метод аспектного анализа источника.
Гипотеза исследования: нравственные уроки «Повести…» актуальны в наше время.
Основная часть работы посвящена исследованию, какие уроки современный читатель может извлечь из «Повести о Петре и Февронии Муромских».
Вывод: любовь Петра и Февронии действительно является образцом для многих современных семей России.
УРОКИ «ПОВЕСТИ О ПЕТРЕ И ФЕВРОНИИ МУРОМСКИХ» ЕРМОЛАЯ-ЕРАЗМА
ГАЛЬЦЕВА Александра
Краснодарский край, Туапсинский район,
МБОУ СОШ № 24 с. Агой, 9 класс
Научный руководитель:
Качашвили Ольга Евгеньевна,
учитель русского языка и литературы
МБОУ СОШ № 24 с. Агой
Аннотация
Представленная работа посвящена теме «Уроки «Повести о Петре и Февронии Муромских» Ермолая-Еразма». Актуальность настоящей работы обусловлена тем, что в настоящее время в нашем обществе усилилось внимание к проблемам сохранения семьи как цементирующей ячейки общества. Произошла «переоценка ценностей», направленная на укрепление нравственных основ общества. Невольно возник вопрос: с кого брать пример, кто будет образцом семьи? Ответы автор представленного исследования нашла в древнерусской литературе. Уроки высокой морали представлены на суд читателей.
Цель исследования:
Проанализировать содержание «Повести…», чтобы обозначить ключевые проблемы.
Сопоставить моральные и духовные ценности Древней Руси с реалиями современной жизни.
Для достижения данной цели автором были поставлена задача проанализировать текст «Повести…» в аспекте нравственных уроков.
В ходе решения вышеуказанных задач был использован метод аспектного анализа источника.
Гипотеза исследования: нравственные уроки «Повести…» актуальны в наше время.
В ходе работы ученица мотивирует выбор темы, рассказывает об истории Всероссийского праздника – Дня семьи, любви и верности, о связи этого события с содержанием анализируемого произведения. Основная часть работы посвящена исследованию, какие уроки современный читатель может извлечь из «Повести о Петре и Февронии Муромских».
Выводы: любовь Петра и Февронии действительно является образцом для многих современных семей России.
«Повесть о Петре и Февронии Муромских» Ермолая-Еразма содержит в себе бесценные уроки нравственности, учит, как, преодолевая трудности, сохранить любовь и верность в браке, помогает молодой женщине-супруге осознать свою ответственность перед Богом и людьми за сохранение семьи.
ПЛАН
Введение.
Обоснование выбора темы.
Легенда о Петре и Февронии.
Учреждение Всероссийского праздника – День семьи, любви и верности.
Уроки «Повести о Петре и Февронии Муромских» Ермолая Еразма.
Урок первый.
История возникновения повести.
Герои повести – Феврония и Пётр.
Анализ содержания повести.
Автор повести.
Заключение. Влияние повести на современную культуру и взаимоотношения в семье.
-1-
Наша страна занимает лидирующее место по количеству разводов в мире, что отражено в Демографическом Ежегоднике Организации Объединенных Наций ДЕООН. Этот печальный рекорд мы побили не сразу, так как еще лет десять назад расставалась каждая третья пара, в дореволюционной России таких семей были единицы, а сейчас разводятся более половины пар. Как остановить эту нездоровую тенденцию? Доктор богословия протоиерей Владислав Свешников, рассуждая о проблемах семьи и брака, утверждает: «Пока люди не обратятся к Богу, ситуация с разводами не улучшится». Известный богослов подчеркнул, что только возвращение к традиционным ценностям сможет улучшить нравственный климат в обществе. На этом настаивает и митрополит Екатеринодарский и Кубанский Исидор. Поэтому на Кубани в течение месяца перед венчанием проводятся подготовительные курсы для венчающихся пар. Проводимые беседы содержат в себе основы православного вероучения, разъяснение сущности Венчания, ответственности супругов перед Богом и людьми, а самое главное, недопустимости развода.
Эту работу необходимо начинать ещё в школе. И главную помощь в формировании правильных взглядов на семью могут оказать уроки литературы.
Семья – любви великой царство.
В ней вера, праведность и сила.
Семья – опора государства,
Страны моей, моей России.
Семья – источник изначальный,
Небесным ангелом хранимый,
И грусть, и радость, и печали
Одни на всех, неразделимы! –
таковы строки песни «Гимн семьи» Ильи Резника, и, без сомненья, эти строки-пожелания весьма важны для воспитания в учащихся стремления к дружной, крепкой семье, где отношения будут строиться на любви, способности самопожертвования, взаимоуважении, верности. То есть, задумываясь о проблеме современной семьи, а эти вопросы мы обсуждаем на уроках обществознания, я невольно обратилась к тексту древнерусской «Повести о Петре и Февронии Муромских». Это первая причина, почему я выбрала для исследования тему «Уроки «Повести о Петре и Февронии Муромских». Вторая причина кроется в том, что перечитывая это произведение, которое мы изучали на уроках литературы 2 года назад, я по-новому переосмыслила его, глубже поняла его непреходящую ценность, наверное, потому, что стала старше. Мне захотелось донести свои открытия до читателя.
-2-
В нашей семье уже несколько лет особенно ярко и оригинально отмечается один праздник. Он называется День семьи, любви и верности. Моя мама – профессиональная певица. Но 8 июля папа организует концерт для мамы, где артистами является он и мы, четверо детей. А ещё всю квартиру и праздничный стол мы украшаем ромашками, а папа придумывает новое блюдо в виде ромашки. Нам очень нравится этот праздник. Особенно радостно видеть счастливое лицо мамы, светящиеся любовью глаза папы. Но я никогда не задумывалась, почему это происходит именно 8 июля, а не 8 марта.
И вот в 7 классе на уроках литературы мы изучали «Повесть о Петре и Февронии Муромских». Только тогда я поняла, что Всероссийский праздник – День семьи, любви и верности – появился благодаря муромскому князю Петру и его жене Февронии, которые жили в XIII веке. Эту семейную пару православные христиане почитают за покровителей семьи и брака.
По легенде, благоверный князь Петр, вступивший на муромский престол в 1203 году, страдал от проказы. Его тяжкий недуг не поддавался лечению, но однажды во сне князю было видение: исцелить его сможет дева Феврония - дочь «древолазца», бортника из деревни Ласковой в Рязанской земле. Дева исцелила князя Петра, стала его супругой, они терпели гонения, но потом снова благополучно княжили в Муроме.
Петр и Феврония стали образцами супружеской верности, взаимной любви и семейного счастья ещё при жизни. По легенде, они умерли в один день - 25 июня (по новому стилю - 8 июля) 1228 года. Их тела, положенные в разных местах, чудесным образом оказались в одном гробу, что сочли чудом. Петр и Феврония были канонизированы на церковном соборе 1547 года. Их мощи хранятся в храме Святой Троицы Свято-Троицкого монастыря в Муроме.
С той поры православный мир 8 июля чествует семейных покровителей. В церковном календаре я прочитала, что День Петра́ и Февро́нии (Феврония Русальница) — восточнославянский народно - православный праздник. Отмечается 25 июня (8 июля) . День покровительствует семье и любви. В этот день совершается первый покос. А также последние русалки уходят с берегов в глубь водоёмов и засыпают, поэтому считалось, что купаться уже безопасно.
Праздником всероссийского масштаба День семьи, любви и верности стал в 2008 году во многом благодаря инициативам супруги Премьер-министра Российской Федерации Светлане Медведевой. С этого времени праздник получил одобрение Межрелигиозного совета России, поддержку в российских регионах, обрел свои символы (ромашка) и награды (Медаль за любовь и верность).
-3-
Ежегодно в День семьи, любви и верности лучшим семьям России вручается общественная награда - Медаль за любовь и верность. С одной стороны медали изображается символ праздника - ромашка, с оборотной - лики святых Петра и Февронии. Лозунг медали: "За любовь и верность семье".
2011 году медалями были награждены более 5 тысяч семей россиян. В 2012 году награды получили около 6 тысяч семей.
Целый год я собирала материал об этом замечательном празднике, внимательно изучала древнерусские легенды, вчитывалась в текст «Повести о Петре и Февронии Муромских». Накопленные сведения легли в основу исследовательской работы «Уроки «Повести о Петре и Февронии Муромских» Ермолая Еразма». Какие же уроки можно извлечь из этого замечательного произведения?
990600topПамятник Петру и Февронии в Муроме.
Скульптор: Николай Щербаков.
Пётр и Феврония Муромские в повести олицетворяют собой идеал настоящей любви. Первый урок заключается в том, что подлинная любовь немногословна. Зачем нужны громкие пустые речи, наполненные пафосом? Кому нужны богатые подарки, якобы являющие собой подлинные чувства? Зачем всё это, когда можно просто хранить друг друга, быть верными друг другу до конца, несмотря на мнение окружающих тебя людей, на их желания и прихоти? Крепкая верная любовь Петра и Февронии Муромских заставляет подумать нас над этими вопросами.
"Повесть о Петре и Февронии" возникла на основе устной легенды, отразившей в себе народно-поэтические мотивы борьбы со змеем и отгадывания загадок вещей девой.
Окончательная литературная обработка повести относится, вероятнее всего, ко времени канонизации Петра и Февронии (на церковном соборе 1547 года) - к середине XVI века.
-4-
О времени возникновения "Повести о Петре и Февронии Муромских" идут споры. Одни исследователи относят ее к XV веку, другие - к началу XVI-го. Судя по тому, что церковный культ Петра и Февронии в Муроме сложился уже во второй половине XV века,
вероятнее, что "Повесть" в каком-то неизвестном нам первоначальном виде была составлена уже в это время. Однако свой окончательный вид "Повесть" приобрела, как это доказала сейчас Р. П. Дмитриева, под пером Ермолая-Еразма - писателя, работавшего в середине XVI века.
"Повесть о Петре и Февронии" представляет собой соединение двух фольклорных сюжетов: одного о змее-соблазнителе и другого - о мудрой деве. Сюжеты эти в "Повести" соединены и приурочены к Мурому, а вся повесть претендует на историческую достоверность.
Очарование "Повести" - в простоте и ясности изложения, в степенной неторопливости рассказа, в способности повествователя не удивляться удивительному, в гармонирующей со спокойствием рассказчика простоте и беззлобии действующих лиц.
Героиня повести - дева Феврония. Она мудра народной мудростью. Она загадывает мудрые загадки и умеет без суеты разрешать жизненные трудности. Она не возражает врагам и не оскорбляет их открытым поучением, а прибегает к иносказанию, цель которого - преподать безобидный урок: ее противники сами догадываются о своих ошибках. Она творит чудеса походя: заставляет за одну ночь расцвесть в большое дерево воткнутые для костра ветви. Ее животворящая сила распространяется на все окружающее. Крохи хлеба в ее ладони превращаются в зерна благоуханного ладана.
Князь Петр пытается обмануть ее только один раз, вначале, когда он решает не жениться на ней, вопреки своему обещанию. Но после первого же урока, преподанного ему Февронией, он слушает ее во всем и, обвенчавшись, живет с нею в согласии, их любовь переступает и за порог смерти (сайт http://russia.rin.ru/).
Что говорится о Петре в древнерусских летописях? Князь Петр (в крещении Давид) был вторым сыном Муромского князя Юрия Владимировича, старший сын которого Павел с 1170 года наследовал после отца Муром. В 1186 году братья ходили на булгар, за три года до того опустошивших город. В том же году они участвовали в походе вел. кн. Всеволода против Рязанских князей, нападавших на сородичей. Пока был жив старший брат, «имеяше обычай блаженный Петр всегда приходити к брату своему на поклонение». И когда в семье Павла случилась беда, Петру, которого Господь готовил к будущему святому браку, суждено было отстоять чистоту семейных княжеских уз.
Церковное предание отождествляет Петра и Февронию (Давида и Евфросинию) с муромским князем Давидом Юрьевичем (Георгиевичем) и его супругой. Давид Юрьевич неоднократно упомянут в летописях. До 1204 года этот князь жил в Муроме при своем брате - муромском князе Владимире Юрьевиче. Правил князь Давид с 1204 до 1228 года. Характер деятельности Давида Юрьевича не противоречит образу святого князя по житию. Этот князь известен своей миротворческой деятельностью (отказ от Пронска, уличение рязанских князей перед Всеволодом). Те политические события, что описаны в житии (изгнание князя), как раз характерны для того времени, когда княжил Давид. То, что в летописях осталось имя Давид, а не Петр (светское), можно объяснить тем, что у русских князей часто было по два христианских имени, а при пострижении в схиму нередко возвращали первое христианское имя.
Следующие уроки можно извлечь, анализируя содержание повести. В произведении Феврония и Петр встретились из-за беды, постигшей последнего. Беда эта заключалась в том,
что после победы над змеем, который летал к жене Павла, брата Петра, «на блуд», Петра оросила кровь ползучего «искусителя», которая пагубно повлияла на его кожу – по телу князя рассыпались струпья. В своих владениях не смог он найти человека, что исцелил бы его, и тогда, прослышав о Рязанской земле, где было много хороших врачей, Петр решил отправиться туда. И как раз-таки там он и встречается с Февронией. Девушка обещала исцелить князя, если тот возьмет её в жены. Петр согласился, а сам в уме своем порешил, что
-5-
просто одарит Февронию подарками, ведь, «как это можно - князю дочь древолаза взять себе в жены!» Девушка исцелила князя, и тот, как и задумывал, вернулся домой, не выполнив просьбу своей спасительницы. Вот тут-то и можно извлечь ещё один из жизненных уроков –
как аукнется, так и откликнется. Мудрая Феврония не зря сказала, чтобы Петр помазал все струпья, а один оставил. Девушка догадывалась, что князь может слукавить. Тем самым Петр был наказан за свое лукавство – от этого одного струпа вновь по всему телу пошли другие. Князь вновь поехал к мудрой деве за лечением.
Феврония вновь исцелила Петра и тот, как и обещал, взял девушку в жены. И уже можно было бы написать «и жили они долго и счастливо», ведь, в принципе, это было так. Но не тут то было. Появились злые языки, как всегда в нашей жизни бывает. В повести этими злыми языками оказались бояре, «науськанные» своими женами, которые не хотели быть под началом княгини, что была выбрана «не по происхождению своему». Стали они Петру наговаривать на Февронию. Сперва князь поверил «злым языкам» и пожелал проверить свою супругу. Сделав это и убедившись, что та невиновна, Петр решил, что больше никогда не будет проверять Февронию. Ещё один жизненный урок настоящей любви – доверяй, несмотря ни на что.
Но, к сожалению, бояре не успокоились на одном лишь обвинении. Решили они устроить пир, на котором бесстыдно стали обличать княгиню Февронию, отрицая её божественный дар исцеления. А потом и вовсе сказали, что не хотят их жены видеть её в княгинях, а потому лучше было бы, девушке уйти, взяв с собой то, что хочет. На это всё мудрая Феврония дала ответ, что уйдет, но заберет с собой Петра – то, что ей дорого. Алчные бояре согласились с этим, ведь каждому из них не терпелось занять место князя. Вот только не знали они, какое наказание их ждет… В скором времени к Петру и Февронии прибыли вельможи из Мурома и стали просить вернуться Петра вместе с Февронией назад – в городе начался хаос, много боярской крови пролилось в борьбе за княжий престол. Согласились молодые князь и княгиня. И снова можно извлечь урок из этого момента повести – «не плюй в колодец – пригодится воды напиться».
Правили Петр и Феврония исправно: беднякам помогали, обездоленных одевали, путников принимали. Но вот, «когда приспело время благочестивого преставления их», попросили Петр и Феврония Господа, чтобы умерли они в один день, и завещали они, чтобы положили их в один каменный гроб с тонкой перегородкою. Когда же отдали Господу чистые души свои, порешил народ похоронить их не только в разных гробах, но и в разных церквах. И сделали так. А наутро пришли вновь и увидели, что лежат тела Петра и Февронии вместе в том самом гробу. Вновь отлучили люди князя и княгиню друг от друга. И вновь наутро оказались они в одном гробу. И с тех пор никто не смел трогать их святые тела. И здесь, к последнему моменту повести можно вполне сказать следующее: вот она – истинная вечная любовь, существующая даже после смерти.
Главная мысль «Повести о Петре и Февронии Муромских» – это сохранение любви в семье, неважно, большой или маленькой. Читая это произведение, можно отчетливо представить себе, как выглядят любовь и верность. В нынешнее время мало у кого есть настолько чистая и святая любовь, какая была у Петра и Февронии, поэтому- то их взаимоотношения в повести – это ключ к тому, чтобы жить в гармонии и взаимопонимании в своей семье.
Не стоит обделять вниманием и автора произведения – Ермолая-Еразма. Я нашла упоминание о том, что священник Ермолай (в иночестве Еразм) жил в эпоху Ивана Грозного (сайт http://trizolda.ru). Стиль, в котором он пишет, сразу же выдает, кем он был при жизни –
священнослужителем, почитателем церкви. С каким благоговением описывает он любовь Петра и Февронии, как точно и метко находит подходящие слова, чтобы описать нечестивых бояр. Благодаря ему нам прекрасно понятен смысл произведения. Еромолай-Еразм - мастер прекрасных, отчетливо зримых описаний. Таково, например, первое появление в повести девушки Февронии: посланец князя Петра находит ее в простой крестьянской избе, в бедном крестьянском платье, занятую рукоделием. Феврония сидит за ткацким станом и ткет полотно,
-6-
а перед нею скачет заяц. Заяц - образ, восходящий к фольклору, который тоже выполняет функцию сложной характеристики героини, символизируя собой ее слияние с природой, ее девичью чистоту и одновременно - будущую свадьбу.
Академик Д.С. Лихачев восхищался описанием предсмертного жеста Февронии: когда Петр в третий раз послал к ней сказать, что пришло время умирать, она воткнула иглу в покрывало и обернула вокруг нее золотую нить. В тех условиях, когда в литературе быту и детальным описаниям уделяется не так много места, "жест Февронии драгоценен, как и то золотое шитье, что она шила для Святой Чаши" (Д.С. Лихачев).
Повести о Петре и Февронии, которую Д.С.Лихачёв назвал «жемчужиной древнерусской литературы», посвящено множество современных стихов и песен. К примеру, в песне известного поэта Ильи Резника «Гимн семьи» звучит такой припев:
Друг друга храните во все времена.
Живите в ладу и гармонии.
И пусть будет жизнь ваша освящена
Любовью Петра и Февронии!
По этим словам видно, что любовь этих двух героев повести была действительно священна и что она является ярким примером того, какая должна быть русская традиционная семья. А московская поэтесса Екатерина Авдеева продолжает эту мысль в своём стихотворении «Пётр и Феврония», написанном в 2008 году:
Чтобы тьма не закрыла солнце,
Чтоб не множилось беззаконие
За нас с вами усердно молятся
Петр и Феврония.
В общем-то, любовь Петра и Февронии действительно является образцом для многих современных семей России. Их верность, чистота, преданность друг другу – всё это заставляет задуматься о том, что является эталоном настоящей любви в нынешнее время. Ведь не зря даже в Библии написано о духовных ценностях брака, которым следовали почитаемые нами Петр и Феврония Муромские и чья супружеская жизнь служит нам великим уроком!
Итак, мой реферат преследовал две цели. Во-первых, проанализировать содержание «Повести…», чтобы обозначить ключевые проблемы. Во-вторых, сопоставить моральные и духовные ценности Древней Руси с реалиями современной жизни. На материале исследования можно сделать следующие выводы: «Повесть о Петре и Февронии Муромских» Ермолая-Еразма содержит в себе бесценные уроки нравственности, учит, как, преодолевая трудности, сохранить любовь и верность в браке, помогает молодой женщине-супруге осознать свою ответственность перед Богом и людьми за сохранение семьи, показывает, что дорога к семейному счастью лёгкой не бывает, что за семью надо бороться. Любовь Петра и Февронии Муромских наполнена самой искренностью, непорочностью и доверием. То же самое должно присутствовать в каждой российской семье, чтобы слова «семья – это ячейка общества» стали не просто словам, а смыслом жизни для каждого из нас.
Список использованной литературы
1. Сочинения Ермолая-Еразма. Повесть о Петре и Февронии Муромских //Памятники литературы Древней Руси. Конец XV - первая половина XVI века. - М., 1984. - 626 С.
2. Изборник. Повести Древней Руси - М. - изд. «Художественная Литература» - 1986. Вступительная статья Д. С. Лихачева. - 448 С.
3. Сказания о чудесах: Т. 1. Русская фантастика XI-XVI вв. / Сост., послесл. и коммент. II раздела Ю. М. Медведева. - М.: Сов. Россия, 1990.-528 С.
4. Лихачев Д. С. Великое наследие // Лихачев Д. С. Избранные работы в трех томах. Том 2. - Л.: Худож. лит., 1987. - С. 273-277.
5. «Литературный энциклопедический словарь» - М., - изд. «Советская энциклопедия» 1987. 1324стр.
6. Мультимедийное издание «Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия». www.KM.ru
Материалы с сайтов:
1. http://trizolda.ru3. http://www.pravoslavie.ru
4. http://russia.rin.ru/Приложение №1
Екатерина Авдеева. Петр и Феврония
О счастье семейном молятся
По всей православной России
Муромским чудотворцам,
Чтоб у Господа испросили –
Надежду, Любовь и Веру
И верность друг другу до гроба
И за гробом тоже. Примером
Они нам сияют оба.
Жизнь во все времена похожа,
Те же требы у каждого века.
То же горе и счастье то же,
Искушения у человека.
Чтобы тьма не закрыла солнце,
Чтоб не множилось беззаконие
За нас с вами усердно молятся
Петр и Феврония.
Зажигая сегодня свечи,
И сердца любовью зажгите.
Чтобы были вы вместе вечно,
Заступничества попросите.
И дарите ромашки любимым.
Знаком верности и чистоты
Пусть станут навеки отныне
Русского поля цветы.
Москва, 2008г.
Илья Резник. ГИМН СЕМЬИ
1. Хрустальным голосом капели
Звенит ребячий смех чудесный,
И мать сидит у колыбели,
Дитя лаская тихой песней.
И дом, молитвой освящённый,
Стоит, открытый всем ветрам.
И учит бабушка внучонка
Словам: Отчизна, Мама, Храм!
ПРИПЕВ:
Друг друга храните во все времена.
Живите в ладу и гармонии.
И пусть будет жизнь ваша освящена
Любовью Петра и Февронии!
2. Семья – любви великой царство.
В ней вера, праведность и сила.
Семья – опора государства,
Страны моей, моей России.
Семья – источник изначальный,
Небесным ангелом хранимый,
И грусть, и радость, и печали
Одни на всех, неразделимы!
Пусть повторятся в поколеньях
Благословенной жизни дни.
Храни, Господь, очаг семейный,
Любовь любимых охрани!
ПРИПЕВ.
Приложение №2
Памятник Петру и Февронии. Город Абакан.
Дата открытия 14 октября 2009 год. Скульптор: Константин Зинич.
Икона "Св. Петр и Феврония Муромские"
Сергей Пятаков
Медаль "За любовь и верность"
Памятник Петру и Февронии в г. Архангельске.
Дата открытия: 28 июня, 2009 год. Скульптор: Константин Чернявский.
Петр и Феврония Муромские. Художник Александр Простев
Св. Пётр и Феврония Муромские.
Муромский Спасо-Преображенский монастырь
Памятник Петру и Февронии в г. Сочи.
Дата открытия: 8 июля, 2009 г. Скульптор: Константин Чернявский.
Пётр и Феврония Муромские. Художник Александр Простев
Памятник Петру и Февронии в г. Ярославле.
Дата открытия: 8 июля 2009 года. Скульптор: Константин Чернявский
Пётр и Феврония Муромские. Художник Александр Простев
Памятник Петру и Февронии в г. Ульяновске.
Дата открытия: 5 июля 2009 г. Скульпторы: Олег Клюев и Николай Анциферов
Памятник Петру и Февронии в г. Ейске.
Дата открытия: 8 июля 2010 г. Скульптор: Анатолий Скнарин