Доклад «Духовно-нравственное воспитание на уроках русского языка и литературы»

Доклад
«Духовно-нравственное воспитание на уроках русского языка и литературы»

Есть много родов образования и развития,
и каждое из них важно само по себе,
но всех выше должно стоять образование
нравственное.
В.Г.Белинский.

Урок – пространство воспитания благодарного отношения к родному русскому языку, потому что память основана на благодарности, на даре блага, добра. Укорененность этого слова в русском языке удивляет: благоволить, благоговеть, благодарить; благосостояние, благословить, благодеяние, благолепие, благоприятный, благополучие, благоденствие, благой; благодать; благовоние; благородный; благодать.

Язык - величайший учитель, наставник, язык - начиная от колыбельной песни и потешек и до «Илиады», до Тургенева, Чехова, Бунина - всегда формировал и формирует мировосприятие, человечность, нравственность. Язык был педагогом и тогда, когда еще не было ни школ, ни книг. И теперь учит, в век информационных технологий. И чем богаче мир языка, в который мы вводим наших учеников, тем глубже будет развит их мир, - не только области внешнего общения, но их душа, которая, как сказал поэт, « обязана трудиться и день и ночь».

На уроках русского языка, работая над фонетическим, грамматическим разбором, над правописанием суффиксов и приставок, над усвоением орфограмм и пунктограмм, обращаю внимание учащихся на значение слов, на смысл пословиц и поговорок, на нравоучительную сторону того или иного текста. Ведь для гармонического развития личности необходимо приобщение к сокровищам духовной культуры русского народа, которое мною осуществляется через знакомство с древнейшими жанрами русского фольклора, воспитывающими в детях православно-христианские добродетели.
Например,
при изучении темы «Синонимы», «Антонимы» предлагаю учащимся поработать с понятиями: сострадание, уважение, забота, чуткость, сопереживание, любовь, нежность, сердечность, сочувствие, миролюбие, совесть, благородство, стыд, память, жертвенность, чувство вины, порядочность, угрызение совести.
Совместная работа с учениками может строиться двумя способами: учитель предлагает ученикам продумать и записать понятия, близкие данному, затем каждый знакомит с результатами своей работы, и составляется общий ряд, анализируются основные оттенки, отличающие каждое понятие; совместно в процессе обсуждения выстраивается ряд близких по значению понятий, записывается на доске, а каждый в тетради анализирует их смысловое содержание.
Давайте
рассмотрим фрагмент урока с использованием пословицы. Учащимся раздаются карточки со словами: честность, правдивость, искренность, лживость, нечестность, неискренность.
На доске записана пословица: Кто один раз солжёт, тому в другой раз не повезёт.
Вопросы и задания:
1. Как вы понимаете смысл пословицы?
2. Чему учит пословица? (честности, правдивость, искренности)
3. Что осуждает пословица? (нечестность, лживость, неискренность)
4. Запишите новые слова в два столбика и сравните их по смыслу:
Честность нечестность
Правдивость лживость
Искренность неискренность

5. Сравните слова первого столбика между собой. Найдите в них сходство и
различие.
6. Сравните слова во втором столбике. Найдите в них сходство и различие.
7. Сравните слова первого и второго столбика. Что можно сказать об их
значениях?

Думаю, что важно научить ребенка не только объяснять значение нового слова, но и пользоваться изученным на практике. Этому помогают образцы употребления слов - готовые словосочетания и предложения, которые могут быть прочитаны, а затем записаны под диктовку.
Например: к слову жадность
Словосочетания: жадность человека, человеческая жадность,
необыкновенная жадность, жадность к деньгам.
Предложения: Нет у человека худшего врага, чем его жадность.
Богатому жадность не дает покоя.

После усвоения новой лексики учащимся предлагаю выполнить творческую работу, например, написать сочинение- миниатюру, сочинение -рассуждение. Темы могут быть, конечно, разными. Вот одни из них: «О доброте», «Что я ценю больше всего в человеке», «О милосердии».

Опыт небольших творческих работ нужен детям, в них проявляется их
личностное отношение к окружающему миру, ценности жизни.

Также при подготовке к урокам стараюсь подбирать тексты, предложения из текстов, которые помогают развивать нравственные качества учащихся. Например, при изучении темы «Признаки глагола у причастий» в 7 классе провожу выборочный диктант по тексту:

«Сколько стоит хлеб? Копейки? Рязанскому жителю Анатолию Мерзлову, спасшему от огня хлебные поля, он стоил жизни. Широко известны имена школьников, пренебрегающих опасностью и вступавших в борьбу за хлеб со стихией.
Пал на обуглившейся ниве калининский школьник Гена Воронов. Газета, рассказывавшая о делах ребят, писала об отважном поступке школьника из Смоленской области Васи Богомолова, поднявшем на борьбу с огнем за хлеб все село.
Нет ничего горше и обиднее, чем боль, нанесенная хлебу. Нельзя уважать человека, не ценящего хлеб. К каждому колоску, подобранному в поле, к булке в школьной столовой должно быть бережное отношение».

Сначала этот текст читаю, затем провожу беседу:
1. Определите тему текста, главную мысль.
2. Озаглавьте текст
3. Почему мы должны бережно относиться к хлебу? Что значит «относиться бережно к хлебу»?
4. Как достается хлеб вашим родителям, работающим на полях, выращивающим его?
5. Всегда ли бережно вы относитесь к хлебу?

Затем уже учащиеся должны выбрать в этом тексте словосочетания с причастиями.

При изучении темы «Правописание Приставок НЕ- и НИ- в наречиях» в 6 классе использую в качестве объяснительного диктанта такие предложения:

1.Никогда Россия ярма не носила. 2.Велика Россия, а отступать некуда. 3.Нигде не дышится так легко, как на Родине. 4.На чужбине чувствуешь себя путником, которому негде голову преклонить. 5.Соврешить хорошее дело никому и никогда не поздно. 6.Смелый человек нигде не пропадет.

Предлагается учащимся объяснить данные пословицы, которые воспитывают и патриотические чувства, и нравственные качества.

При повторении умений постановки знаков препинания в сложном предложении и в предложении с однородными членами можно использовать такое высказывание Д.С.Лихачева:
«Воспитание любви к родному краю, к родной культуре, к родному селу или городу, к родной речи - задача первостепенной важности, и нет необходимости это доказывать. Но как воспитать эту любовь? Она начинается с малого - с любви к своей семье, к своему жилищу, к своей школе. Постепенно расширяясь, эта любовь к родному переходит в любовь к своей стране - к ее истории, ее прошлому, а затем ко всему человеческому, к человеческой культуре».

Задание к этому тексту:
1. Определите тему и идею текста.
2. Определите стиль речи.
3. Найдите предложения с однородными членами, назовите их.

Итак, дидактический материал разного типа позволяет воздействовать на
чувства учащихся, формируя любовь к Родине, к человеку, чувство милосердия, совести и т.д.

Эффективно применяется мною на уроках такой прием технологии встречных усилий как «Эпиграф». Я предлагаю учащимся осмыслить текст эпиграф духовно-нравственного содержания, записанный на доске, и придумать, как он может быть связан с новой, ученикам пока неизвестной темой занятия. Например, на уроке изучения правописания -тся и -ться в глаголах я записываю такую фразу: «Честь и достоинство являются главными качествами человеческой души, и тот, кем они утрачиваются, превращается в человека жестокого и алчного» и так далее.

Велика роль и литературы. Литература всегда носила нравственно – православный идеал. Русская литература – основа воспитания. Русская литература всегда была гордостью, совестью народа, потому что для нашей национальной психологии характерно повышенное внимание к душе, совестливости, к яркому и меткому слову, которым можно убить и воскресить, втоптать в землю и вознести до небес.

В одном из интервью на вопросы корреспондента:
«Что значит для Вас «хорошее сердце и правильная душа»? С этим рождаются или воспитываются? Что здесь могут сделать семья, школа, учитель литературы?»- писатель Валентин Распутин ответил:
«Почему говорят: хороший человек? Человек доброго, отзывчивого, сострадательного, любящего сердца, живущий не для себя одного. Мы не всегда в состоянии различить, где функция сердца (не органа, перекачивающего кровь, а теплового источника, внутреннего «солнца») и где душа – ведь то же самое приложимо и к ней: добрая, сострадательная, любящая душа тоже источник тепла.

В руках у учителя литературы самое богатое наследие в мире, самое влиятельное на душу учение о добре, самые чудные страницы о детстве от Аксакова и Толстого до Шмелева и дальше до Носова и Белова. Это могучая ограда от зла – если ее правильно выстроить.

Бездуховность народа – бедствие в современном обществе. Именно литература создает ценности, необходимые душе, поэтому предмет литература очень благодатен для воспитания духовных ценностей.

Говоря о духовном воспитании молодого поколения, мы имеем в виду и
воспитание внутреннего мира, и отношение к окружающему миру. Руководствуюсь словами педагога С. И. Гессена, который отметил, что «только в меру осуществления народом общечеловеческих ценностей становится он индивидуальностью, занимающей свое особое незаменимое
место в общечеловеческой культуре».
Именно этот подход лежит в основе формирования духовных ценностей при изучении предмета.

Любая тема в литературе может рассматриваться с точки зрения духовно-нравственного понимания.

Русская классическая (образцовая) литература всегда проповедовала добро. Давайте обратимся к истокам:
1. Русские сказки (побеждает добро в конце)
2. Былины. «ИЛЬЯ МУРОМЕЦ».
Странники наставляли Илью Муромца:
«Не помысли злом на татарина, не убей в чистом поле христианина».
Не сотвори зла, не помысли злом.
И родитель дает ему благословление на добрые дела, « а на худые дела благословления нет».
3. ПОУЧЕНИЯ ВЛАДИМИРА МОНОМАХА (см. программа 7 класс). Вот некоторые высказывания:
- ни питью, ни еде, ни спанью не предавайтесь;
- лжи остерегайтесь и пьянства, от того душа погибает и тело и т.д.

Вот какие важные гуманные советы оставил Владимир Мономах молодому поколению.

4. «Домострой» 16 век – сочинение эпохи формирования русской нации. Книга эта наставляла хранить свою веру, почитать старших, служить государству, беречь в душе чувство благоговения к святыням и ГЛАВНОЕ –
учила, как нести эти чувства в семью, как строить свой «внутренний храм» и семейный дом.

Достаточно перечислить только название глав и сразу станет ясно, какой национальный памятник был запрещен в 1918 году:
- «похвала женам»;
- «как детей растить»;
- «как детям отца и мать любить. и беречь, и повиноваться им, и утешать их во всем»;
-« как дом содержать»; даже «как щи готовить» и т.д. Всего 17 глав.

Идея духовного развития человека должна быть в основе воспитания.

Мы не постигли многих законов развития общества, но ряд закономерностей прослеживается на протяжении тысячелетий. Все доброе, гуманное прививается человечеству через борьбу со злом, агрессивностью, жестокостью.

Бесценной является русская классика. Здесь все выверено временем, нет ни единого лишнего слова. Классика бессмертна. ЕЁ высшее назначение по Пушкину - бессмертие.

Огромное внимание уделяла русская литература семейному воспитанию. Роман «Евгений Онегин». Разное воспитание Онегина и Татьяны. Русское национальное воспитание в семье Лариных (идея, дух, верность русским традициям, старина и т.д.).

« Но я другому отдана, я буду век ему верна», - говорит любимая героиня Пушкина. Даем правильное толкование, почему Татьяна не приняла любовь Е.Онегина после замужества?

М.Ю.Лермонтов в «Песне про купца Калашникова» выставил героем удалого купца Степана Парамоновича, который защищает честь жены, свою честь, честь семьи ценой жизни. Нарушил семейную святыню Кирибеевич– басурманский сын (обращаем внимание на нерусскую фамилию).

Эту же тему продолжает Н.В.Гоголь в повести «Тарас Бульба»
-Так предать, предать веру,- говорит старый Тарас своему сыну Андрею.

Тема семейных отношений нашла отражение в творчестве Толстого, Тургенева, Гончарова, Шолохова и т.д. Семья, где нет духовности, – распадается.
А сейчас – пропаганда свободной любви.

Прекрасны в русской литературе женские образы. Тургеневские девушки – мечта многих мужчин и сейчас.

Пример: И.С.Тургенев «Порог».
Это образец самоотверженности, высокой нравственности, духовности, гражданственности, человеческого подвига. Порог – это нижняя часть дверного проема ( в сокращении).

«.. Я вижу громадное здание. В передней стене узкая дверь раскрыта настежь; за дверью – угрюмая мгла. Перед высоким порогом стоит девушка. Русская девушка.
Морозом дышит та непроглядная мгла; вместе с леденящей струей выносится из глубины здания медлительный голос.

- О ты, что желаешь переступить этот порог, знаешь ли ты, что тебя ожидает?
- ЗНАЮ.
- Холод, голод, ненависть, насмешки, презрение, обида.
- ЗНАЮ. Я готова, я перенесу все.
- Готова ли ты на жертву?
- ДА. И все-таки я хочу войти.
-Войди!

Девушка перешагнула порог – и тяжелая завеса упала за нею.
- ДУРА! – проскрежетал кто-то сзади.
- Святая! Пронеслось оттуда в ответ.

Каков опыт современного прочтения: современные ученики не понимают смысл самопожертвования, у них совершенно другие нравственные ценности.

Силу характера русского человека мы видим у Лескова в «Очарованном страннике», у А.Толстого в «Русском характере», у М.Шолохова в «Судьбе человека» и т.д.
- Ведь ты русский! Русский человек со всем справится!
- Тоска по Родине в плену.
- Сила русского духа, вера, духовная красота.

А.П.Чехов. Рассказ « Припадок».
Главный герой – Васильев, закончил естественный факультет, учится на юридическом. Кто-то из писателей сказал однажды про Васильева, что он талантливый человек. Есть таланты писательские, сценические, художнические. У него же особый талант - человеческий. Он обладает тонким, великолепным чутьем к боли вообще. Как хороший актер отражает в себе движения и голос, так Васильев умеет отражать в своей душе чужую боль. Увидев слезы, он плачет, около больного он сам становится больным и
стонет; если видит насилие, то ему кажется, что насилие совершается над ним, он трусит, как мальчик, и, струсив, бежит на помощь

Героя не понимают, объявляют сумасшедшим
Он не может успокоиться, увидев однажды жизнь падших женщин.
То, что Чехов назвал талантом человеческим, и является основой нашей учительской профессии – понимание человека.

Огромную возможность для духовно-нравственного воспитания учителям-словесникам дают пословицы и поговорки русского народа, фразеологизмы, крылатые выражения. Нужно только научиться их преподносить детям.
15