Конспект мастер-класса «Создание учителем условий для адресной работы с различными категориями обучающихся»









Мастер - класс


«Создание учителем условий для адресной работы
с различными категориями обучающихся»





Каровой Джульеты Нажмудиновны, учителя математики
МКОУ СОШ №2 с.п. Чегем-2
Чегемского муниципального района КБР










Нальчик, ИПК и ПП КБГУ
27.11.2015 г.
Цель обучение ребенка состоит в том,
чтобы сделать его способным развиваться дальше без помощи учителя.
                                                                        (Э. Хаббард)

Изменения, происходящие сегодня в нашем обществе, выдвинули целый ряд проблем, одной из которых является проблема воспитания ребенка с девиантным поведением.
Факт отклоняющегося поведения подростков есть реальность, с которой практически каждый день сталкиваются как педагоги, так и родители. Актуален как никогда,  комплекс проблем воспитания детей с асоциальным поведением, изучение его структуры и динамики, определение путей и средств своевременной коррекции проявлений девиантности, агрессии и других негативных качеств.
   Главной причиной появления «трудных» детей является неспособность родителей эффективно воспитывать своих детей, недостаток знаний у родителей о том, как заниматься их воспитанием, чрезмерная занятость родителей, недостаток контроля с их стороны, частые конфликты в семье, авторитарное воспитание (излишний контроль и запреты со стороны родителей.)
Семья самоустраняется от процесса воспитания. Распространено ложное мнение родителей о том, что главным воспитателем детей является школа, в плохой успеваемости ученика нередко виноват учитель. В аморальности ребенка часто винят улицу. Ошибки семейного воспитания нередко дополняются ошибками школьного воздействия на личность ребенка. Слабеет внимание к личности обучающихся, его жизненному опыту, интересам, личностным ценностям, эмоциональной сфере.
В моей педагогической практике пришлось работать с разными учениками по социальному статусу, по уровню развития, способностям. Я имею опыт работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья. Много лет реализую интегрированное обучение обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (VIII вид).
Чтобы грамотно построить адресную работу с детьми с девиантным поведением я поставила перед собой цель: изучить особенности ребёнка, привить интерес к учебе. Для достижения цели необходимо решить задачи: активное вовлечение родителей в процесс профилактики, восстановление и усиление воспитательного потенциала семьи, сделать родителей союзниками ребенка; активное вовлечение ребенка в активную деятельность на основе использования его положительных интересов и склонностей.
Пути решения:
Система работа с родителями ведется через индивидуальные беседы.
Успешная работа с семьями учащихся обязательно предполагает личные контакты родителей с учителем, индивидуальную работу с семьями. Индивидуальные беседы позволяют устранить отрицательные и укрепить положительные факторы в семейном воспитании. Необходимо добиться того, чтобы каждый из родителей чувствовал в учителе человека, который так же, как и он, заинтересован в том, чтобы ребенок вырос добрым, умным, знающим, чтобы раскрылись все его возможности.
Чтобы беседы достигали цели, а слова воспринимались бы как руководство в воспитании детей, надо не только вовремя дать нужный совет родителям и подсказать, как его выполнить, не только найти правильную форму общения во время беседы, но и заранее продумать ее проведение, предусмотреть для беседы время и место. Практика показывает, что беседовать с родителями надо спокойно. Лучше это делать после уроков, когда в классе нет детей, когда вся обстановка располагает к беседе. И разговор начинать (если он будет и не совсем приятным) с положительных моментов. Рассказывая родителям о ситуации, послужившей причиной их вызова в школу, попросить родителей посоветовать, что, по их мнению, должен сделать учитель, как лучше поступить, а затем дать совет родителям. В такой беседе естественно возникает вопрос о повторной встрече для того, чтобы выяснить, как помогают принятые совместно меры, снова наметить пути дальнейшей работы. Так постепенно, действуя все время вместе с родителями, следует снимать отрицательные моменты в поведении или учебе ребенка.
Система работы с недисциплинированным ребёнком ведётся по трём направлениям:
Формирование сознания (организация успехов в учебе (помощь ребенку пока он не догонит своих сверстников), убеждение, доверие, просьба, этическая беседа, пример)
Формирование поведения (требование, приучение)
Методы стимулирования (соревнование, просьба, поощрение, одобрение)
Вывод:
С целью преодоления неуспеваемости учителю соответствии с положением по ведению школьной документации:
- своевременно выставлять отметки в журнал и в дневник;
- своевременно информировать родителей об успеваемости и посещаемости учебных занятий  детей;
- наладить работу с родителями неуспевающих учащихся, оказывая им педагогическую и психологическую поддержку;
- помнить, что ребёнок имеет право на ошибку;
- ребёнок всегда должен быть выслушан; в случае несогласия с его точкой зрения учитель тактично и предметно её оспорит;
- использовать на уроке как можно больше наглядности, игровых моментов, физкульминуток;
- учащийся должен быть уверен, что ему не будут постоянно приводить в пример других ребят, его не будут сравнивать с другими, а только с самим собой на разных этапах роста;
- при анализе работы и поведения девиантного ребёнка необходимо делать акцент на позитивном;
- учитывать в учебном процессе индивидуальные особенности девиантного ребёнка: скорость восприятия, усвоения, характер мышления и запоминания, специфику речи и т.п.;
- не требовать от ребёнка невозможного и не пытаться унизить его чувство собственного достоинства;
- оказывать своевременную и ненавязчивую помощь;
- не вести борьбу с ребёнком по разным незначительным поводам и пустякам;
- нельзя использовать агрессивные методы воздействия (воспитания и наказания), так как агрессивность – это следствие враждебности, а урок – не поле битвы;
- помнить, что главное в работе с детьми девиантного поведения – это толерантное отношение к особенностям их личности.
Результат: любой ребенок, имеющий проблемы должен получить полноценное образование при соответствующей и вовремя организованной системе помощи, учащийся при выходе из школы должен соответствовать портрету выпускника.
К учащимся, доставляющих дополнительные хлопоты учителям, относятся не только дети с девиантным поведением, но и одаренные дети.
В настоящее время наблюдается повышенный интерес к проблеме одаренности, к проблемам выявления, обучения и развития одаренных детей и, соответственно, к проблемам работы педагогов с ними. Я при работе с одаренными детьми ставлю перед собой цель: создание условий для развития творческой личности.
Задачи: раннее выявление, обучение и воспитание одаренных и талантливых детей; создание работы на уроке, которая была бы направлена на максимальное развитие способных детей.
Этапы по развитию детской одаренности:
1 этап – мотивационный (5 класс)  На этом этапе происходит развитие интереса учащихся к предмету, выявляется группа лидеров. Дети выполняют самые простые творческие задания. При проектировании видов деятельности на данном этапе необходимо опираться на принцип успешности: обучение будет эффективным в том случае, если учащиеся получат радость от того, что они делают.  2 этап – формирующий (6-7класс)  На этом этапе происходит формирование творческой деятельности и основ исследовательской деятельности. Это этап создания ситуаций для исследования, которые открывают учащимся новые увлекательные темы, идеи и области знания. Это достигается и на уроках и во внеурочное время (элективы, консультации) через использование проблемных ситуаций, презентаций.  3 этап – развивающий (8-11класс)  На этом этапе происходит активное вовлечение учащихся в исследовательскую, проектную деятельность, а также деятельность, связанную с личным социальным развитием. Развитие осуществляется со всеми учащимися в рамках обычного учебного процесса, а с одаренными и способными детьми на профильных предметах. 
Методы работы с детьми, используемые на уроке:
- творческие ответы;
- выполнение творческих тематических заданий; - выполнение проблемных поисковых работ; - выступления в лекторских группах; - методика мозгового штурма - приобщение (в различных формах) к работе учителя; - повышение степени сложности заданий; - интеграция учебных и научно-исследовательских заданий.
Показатели эффективной работы с одаренными детьми:
- наличие базы данных;
- участие обучающихся в олимпиадах различных уровней, предметных конкурсах, дистанционных конкурсах и олимпиадах;
- наличие НОУ (научного общества учащихся);
- создание портфолио выпускника школы.
Таким образом, условия успешной работы с одаренными детьми зависят от следующих принципов:
1. Все дети одарены от природы и на развитие одаренности наибольшее влияние оказывает педагогический фактор.
2. Принцип максимального разнообразия предоставленных возможностей для развития личности.
3. Принцип возрастания роли внеурочной деятельности.
4. Принцип индивидуализации и дифференциации обучения.
5. Принцип создания условий для совместной работы учащихся при минимальном участии учителя.
6. Принцип свободы выбора учащимся дополнительных образовательных услуг, помощи, наставничества.




Литература:

Н.Шаульская «Эрудит-ассорти». М.2006:г

Н.Е.Щуркова Педагогическая технология М., 2005 г.

В.П.Давыдов «Проблемы развивающего обучения» Ь., 1997 г.

Тихомирова Л.Ф. «Развитие интеллектуальных способностей детей» Я.,1997г








13PAGE 15


КАРОВА ДЖУЛЬЕТА НАЖМУДИНОВНА

13PAGE 15


13PAGE 14415
МКОУ СОШ№2 С.П. ЧЕГЕМ-2



15