Исследовательская работа Библиотеки нашего города: Вчера. Сегодня… Завтра?
Тема работы:
«Библиотеки нашего города:
Вчера. Сегодня… Завтра?»
Краеведение
Оглавление
1. Введение……………………………………………………………………………………….3
2. Основная часть………………………………………………………………………………...4
2.1. Библиотеки города Мирного……………………………………………………………….4
2.1.1. Централизованная библиотечная система……………………………………………….4
2.1.2. Ведомственные библиотеки Министерства обороны…………………………………..5
2.2. Проблемы и пути их решения……………………………………………………………...6
3. Заключение…………………………………………………………………………………….6
Библиография………………………………………………………………………………….....8
Приложения………………………………………………………………………………………9
Библиотеки — это сокровищницы
всех богатств человеческого духа.
Лейбниц Г.
Введение
Известно, что первые библиотеки появились в эпоху Шумерской цивилизации, когда вместо бумаги использовались глиняные дощечки, которые складывались в специальные горшки. Тогда же были установлены правила пользования «книгами»: введен специальный закон « о недопустимости взятия «книги» без возврата» и оговорены требования «по содержанию «книги» в целости и сохранности». И вот уже в течение нескольких тысячелетий библиотеки являются центрами духовной культуры человечества.
Однако в настоящее время все чаще звучат разговоры о том, что книга (в традиционном понимании этого слова), библиотека – это «пережитки прошлого», «вчерашний день», потому что все большее распространение Интернета и наличие в сети практически любой информации значительно снижает популярность древних «книгохранилищ».
Меня как увлеченного книголюба не может не волновать эта проблема.
Безусловно, существует множество трудностей, но мне кажется, что современные библиотеки - это нечто большее, чем просто склад книг, поэтому будущее должно оставаться за ними.
Не может не радовать то обстоятельство, что правительство РФ не оставляет эту ситуацию без внимания, поэтому Указом Президента Российской Федерации от 12 июня 2014 года №426 2015 год объявлен Годом литературы в России с целью стимулирования интереса россиян к чтению.
Объектами моего изучения являются библиотеки города Мирного.
Предмет исследования – место библиотеки в жизни современного человека.
Я выдвинула гипотезу о том, что библиотеки по-прежнему являются востребованными культурными центрами моего города.
Цель моего исследования – определить значимость библиотеки как культурного центра в жизни современного человека.
Для того чтобы выполнить данную работу, я поставила перед собой несколько задач:
Собрать и проанализировать информацию о библиотеках города Мирного;
Изучить литературу и ресурсы сети Интернет по данной проблеме;
3
Выяснить общественное мнение;
Оформить результат своей работы;
Подготовить сообщение для выступления.
Методы проведения исследования: анализ научно-популярной
литературы, ресурсов сети Интернет, опрос, анкетирование, обобщение и систематизация найденных сведений, описание проделанной работы.
В моей работе представлена информация о библиотеках города Мирного, а также результаты изучения общественного мнения по данной проблеме.
Основная часть.
2.1. Библиотеки города Мирного.
2.1.1. Централизованная библиотечная система.
Централизованная библиотечная система образована 13 октября 2010 года. В неё входят три структурных подразделения:
Центральная муниципальная библиотека;
Детская муниципальная библиотека;
Библиотека семейного чтения.
Директор - Малышева Тамара Кимовна
Адрес: ул. Ленина, д.33
телефон/факс: 8 (81834) 5-59-35
E-mail: resurses@atnet.ru
А) Центральная муниципальная библиотека
Год открытия: июль 1966 года
Адрес: ул. Ленина, д.38
телефон: 8 (81834) 5-10-75
E-mail: cb.mkucbs@mail.ruЗаведующая отделом обслуживания: Шилина Светлана Викторовна
Основные направления деятельности:
литературно – творческое развитие личности
правовое просвещение
воспитание информационной культуры
библиотечное краеведение
Б) Детская муниципальная библиотека
Год открытия: июль 1966 года
Адрес: ул. Ленина, д.33
4
телефон: 8 (81834) 5-04-04
E-mail: db.mkucbs@mail.ru
Заведующая отделом обслуживания: Новожилова Анна Олеговна
Основные направления деятельности:
литературно-творческое развитие личности
возрождение и воспитание традиций семейного чтения
социализация личности ребенка в библиотеке
воспитание информационной культуры
экологическое просвещение
пропаганда здорового образа жизни
В) Библиотека семейного чтения
Год открытия: июль 2005 года
Адрес: ул. Дзержинского, д.8а
Телефон: 8 (81834) 5-35-05
E-mail: bsch.mkucbs@mail.ru
Заведующая отделом обслуживания: Диянова Полина Владимировна
Основные направления деятельности:
литературно-творческое развитие личности
возрождение и воспитание традиций семейного чтения
экологическое просвещение
библиотечное краеведение.
2.1.2. Ведомственные библиотеки Министерства обороны.
А) Научно-техническая библиотека войсковой части 13991.
Заведующая: Писалёва Александра Николаевна.
Год открытия: октябрь 1965 года.
Адрес: ул. Пушкина, д.4а.
Миссия библиотеки:
обеспечение научных кадров космодрома научно-технической литературой и всем тем богатством знаний, что накоплено человечеством.
Количество читателей на данное время: 1901 человек.
Б) Библиотека ГДО.
Заведующая: Базарнова Татьяна Евгеньевна.
Год открытия: ноябрь 1958 года.
Адрес: ул. Пушкина, д.4а.
5
Миссия:
Осуществление пропаганды литературы и чтения.
Количество читателей на данное время: 1109 человек.
2.2. Проблемы и пути их решения.
Для того чтоб объективно оценить место библиотеки в жизни современного человека, я решила изучить проблему с двух сторон: во-первых, со стороны библиотек и людей, в них работающих, и, во-вторых, со стороны людей, их посещающих.
Я посетила все доступные библиотеки нашего города, познакомилась с библиотекарями, изучила ситуацию «изнутри» и поняла, что, действительно, есть ряд проблем, с которыми приходится бороться. Прежде всего это недостаточное финансирование, а значит, невозможность обновления книжных фондов, нехватка компьютеров, отсутствие электронных каталогов. Но во многом эти «минусы» перекрываются энергией, энтузиазмом работников библиотек, их желанием сохранить своего читателя.
Именно поэтому библиотеки вышли за рамки традиционного «книгохранилища» и ведут свою работу в разных направлениях, соответствуя запросам современного общества, современного человека. Согласно «Концепции библиотечного обслуживания детей в России», «миссия библиотек, работающих с детьми, состоит в том, чтобы, используя все имеющиеся ресурсы, предоставить детям наиболее оптимальные условия для культурного развития, удовлетворения их образовательных, коммуникативных и иных потребностей, иными словами, - создать среду развития ребенка через чтение, через книгу и иные виды материалов, отвечающую его половозрастным, социокультурным и индивидуальным особенностям». Поэтому в библиотеках нашего города проводится очень много интересных мероприятий, конкурсов, встреч с творческими людьми.
Чтобы не утратить свои позиции, библиотеки используют современные информационные технологии: есть возможность поработать на компьютерах с выходом в Интернет, создаются электронные каталоги. Библиотекарям в их благородном деле огромную помощь оказывают добровольные помощники – волонтеры, которых немало в нашем городе.
3. Заключение.
Как показывает анализ статистических данных (см. приложение 3), количество
_____________________________________________________________________________
- Концепция библиотечного обслуживания детей в России //Школьная библиотека.- 2012.- №1.- с.9.
6
читателей в библиотеках не снижается, более того, некоторые показатели неуклонно растут вверх. Для исследования общественного мнения по данной проблеме я провела анкетирование (см. приложение 1) среди жителей города. Проанализировав результаты (см. приложение 2), я пришла к выводу, что библиотеки являются важной составляющей социокультурного пространства нашего города, современные люди посещают библиотеки не только для того, чтоб взять необходимые книги, ни и активно включаются в другие направления работы библиотек: участвуют в праздниках, конкурсах, викторинах, мониторингах. Основная часть посетителей библиотек – это школьники, подрастающее поколение, что позволяет смотреть в будущее с надеждой.
Работа над этой темой была для меня очень интересной. Я познакомилась с увлеченными, творческими людьми, узнала много нового о работе библиотек нашего города.
Думаю, что моя работа может иметь практическое применение при организации экскурсий по городу, анализе социокультурного пространства Мирного, проведении библиотечных уроков и классных часов по пропаганде чтения среди школьников.
Работу по данной теме можно развивать в нескольких направлениях: обратиться к истории становления Централизованной библиотечной системы города, проанализировать перспективы развития библиотечного дела, изучить вопрос о роли школьных библиотек, а также продолжить изучение социокультурного пространства нашего города, в которое входят также музеи, образовательные учреждения, памятники и мемориалы.
7
Библиографический список
Зуева Е.М. Духовно-нравственное воспитание детей и подростков в современной библиотечной среде. – М.: Русская школьная библиотечная ассоциация, 2008.- 336с.- (Профессиональная библиотека школьного библиотекаря. Сер. 1; вып. 1-2) Город, устремленный в будущее. – Т.Н. Хоботова (рук.) и др.; под. общ. ред. В.Н. Солодова. – 2-е изд. доп. и перераб. – Архангельск: 2009.- 212 с.
Книга и чтение в культурном пространстве России // Школьная библиотека.- 2014.- №3-4. - 168с.
Концепция библиотечного обслуживания детей в России //Школьная библиотека.- 2012.- №1.- 80с.
Молодежь. Чтение. Успех. - М.: Русская школьная библиотечная ассоциация.- 2008.- 128с.
www.infocbs.mirniy.ruwww.library.ru/1/kb/books/village_lib/chapter_01.php
www.library.ru/1/kb/books/adm_reform/kulikova.php
8
Приложение 1
АНКЕТА
1.Как часто Вы посещаете библиотеки города?
1)Чаще 1 раза в неделю;
2)1 раз в 1 – 2 недели;
3)1 раз в месяц;
4)Реже 1 раза в месяц;
5)Вообще не посещаю.
2.В каких библиотеках города у Вас открыт абонемент?
1)Центральная муниципальная библиотека;
2)Центральная детская библиотека;
3)Библиотека семейного чтения;
4)Ведомственные библиотеки Министерства обороны;
5) Записан(а) в несколько библиотек;
6)Ни в одну из библиотек не записан(а).
3.С какой целью вы посещаете библиотеки?
(возможен выбор нескольких вариантов ответа)
1)Выбрать книгу по душе;
2)Организовать свой досуг;
3)Пообщаться с другими читателями;
4)Принять участие в мероприятиях, конкурсах, праздниках;
5)Другое (указать, что) _____________________________________
4.Оцените современный уровень библиотек города по пятибалльной шкале.__________________________________________________
5.Как Вы считаете, есть ли у современных библиотек будущее?
1)Да;
2)Нет.
6.Что бы Вы изменили в системе работе современной библиотеки?
_________________________________________________________________________________________________________________________.
9
Приложение 2
1.Как часто Вы посещаете библиотеки города?
2.В каких библиотеках города у Вас открыт абонемент?
10
3.С какой целью вы посещаете библиотеки?
4.Оцените современный уровень библиотек города по пятибалльной шкале.
11
5.Как Вы считаете, есть ли у современных библиотек будущее?
6.Что бы Вы изменили в системе работе современной библиотеки?
12
Приложение 3
Данные на 01.01.2014 года
Данные на 01.01.2015 года
13