Выступление по теме Радость познания уроки Ш.Амонашвили


Радость познания


Уроки Шалвы Амонашвили


Тайна Альбрехта Дюрера

3-4 класс








Главная цель урока – приобщить детей к поисковой деятельности. Но так как урок является одним из звеньев в цепи уроков, то продолжается и решение других задач: через учительское общение утвердить в детях радость познания, помочь им дальше развить умение мыслить сосредоточенно и целенаправленно, применять способы анализа и синтеза, догадливость и выдвижение гипотез.
Урок ведётся в духе сотрудничества с детьми и уважения личности каждого из них, поощряется их коллегиальная взаимность в работе.


На доске заранее записывается и зарисовывается нужный материал. Он состоит из трёх групп: чтобы настроить детей, принять на себя роль исследователя, чтобы подготовить их к решению задачи, а потом сам волшебный квадрат. Важно, чтобы материал на доске выглядел заманчиво и красиво, применяются цветные мелки. Каждое задание и каждая запись отделяются друг от друга, они должны быть выполнены крупно.


Записи на доске

Урок: Тайна Альбрехта Дюрера,
немецкого художника, мыслителя, гуманиста
(годы жизни 1471-1528)


Эта запись делается на самом верху доски.

МЫ НАУЧНО-
И ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ
С ЛАБОРАТОРИЯ
С
Л КОЛЛЕГИ
Е
Д
О __________
В __________
А __________
Т
Е
Л
И


Эта запись занимает левую часть доски. Её можно дать и в другой форме.





В центральной части доски размещается сам квадрат, крупно, красочно, загадочно. Желательно, чтобы он был закрыт.





В О Л Ш Е Б Н Ы Й

16
3
2
13

5
10
11
8

9
6
7
12

4
15
14
1


Д Ю Р Е Р





С правой стороны доски записываются подготовительные задания:


1. { О, , ?, Ш, ,А, }

2. { 9, 1, 23, 15, 7, 2, 31, 6, 4, 96 }

3. 19, 28, 37, , , , , , .







·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
Ход урока

Условные обозначения:
« --« - учитель
« =» - ребёнок, дети


Задаю детям доброе и рабочее настроение.
---Я задумал урок, в котором хочу пригласить вас стать исследователями. Задачу, которую хочу задать вам, я сам решить не смог.
= Что за такая задача?

Открываю центральную часть доски.
---Это « Волшебный квадрат . Альбрехт Дюрер»
= Кто он, и в чём тайна квадрата?
---- Это немецкий художник, мыслитель, гуманист, создал этот квадрат примерно 500 лет назад. Квадрат называется волшебным, магическим. Но открыть тайну, по которой составлен квадрат не смог. И вот рискнул исследовать его с вами вместе.
--- Посмотрите, как я записал на доске слово « исследователи».
= Вы выделили в слове «след»
--- Это нам поможет понять, что значит исследовать.
= Обнаружить след, идти по следу
= Ис – лед – овать, значит понять, установить, дать точные знания.
--- Я понял, что вам ясен смысл исследования. В волшебном квадрате Альбрехта Дюрера нам придётся найти след его тайны. Я предлагаю вам следующее: превратим наш класс в научно – исследовательскую лабораторию, каждый из нас – сотрудник этой лаборатории, учёный – исследователь. .Я записал вам здесь ещё одно слово.
= Коллеги.. Коллега – значит товарищ по работе, по профессии. Будем работать коллегиально, то есть дружески, с уважением друг к другу.. Попытаемся определить те самые 3 – 4 качества, которые будет проявлять каждый из нас, как учёный – исследователь. Подумайте сперва.
= Самое главное – думать, сосредоточиться, анализировать, обобщать, разобраться, догадаться.



На левой части доски появляется запись:


МЫ
НАУЧНО-
И ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ
С ЛАБОРАТОРИЯ
С
Л КОЛЛЕГИ
Е
Д
О Думать
В Сосредотачиваться
А Анализировать
Т Обобщать
Е Наблюдать
Л Радоваться
Быть устремлёнными

Обращаю внимание детей на правую часть доски.

---- Здесь четыре задания. Начнём с первого – оно для проверки нашей наблюдательности и сосредоточенности. Посмотрите внимательно на это множество и запомните всё.
Указываю на первое задание.
Потом быстро и энергично:
--- Опустите головы.закройте глаза!
В первое множество вношу изменения: в круге ставлю точку, в квадрате стираю точку, луч превращаю в отрезок, букву А превращаю в Д, равнобедренный треугольник делаю прямоугольным треугольником.


{ О, , ?, Ш, /, Д, }

--- Поднимите головы. Пусть каждый запишет себе на бумаге, что изменилось в множестве.

Дети говорят о своих предположениях. В конце концов всё становится на свои места.

Приглашаю 5 ребятишек, ставлю их спиной к доске и прошу назвать числа последовательно.

= 9, 1, 23, 15, 2, .

Один пробует за другим, до тех пор пока все числа не будут названы в заданном порядке.
Потом приглашаю следующую пятёрку. Каждый раз дети аплодируют правильному ответу.
= Переходим к третьему заданию. Тут нам необходимо думать, догадываться, анализировать, обобщать.. В этом числовом ряду заложен определённый порядок. Надо открыть его и завершить ряд пропущенными числами. Уважаемые коллеги, решайте вашу задачу, а ответ шепните мне на ухо.
Даю детям возможность подумать.
Дети подзывают меня к себе раз от разу и предлагают свои варианты.
Каждый раз жму руку ребёнку.
Подытоживаем результаты усилий.
Дети видят, что задача была решена тремя способами, и в каждом случае ряд чисел завершался числами 73, 82, 91.
--- Таким образом, какие исследовательские умения помогали нам решать задачу?
= Думание, сосредоточенность, сообразительность, догадка.
--- А теперь последнее задание, которое приблизит нас к волшебному квадрату.
Объясняю задание медленно и разборчиво, акцентирую его основные условия.

---- Вот схема из 6 квадратов, и вот 6 чисел. Числа эти надо расположить в квадратах так, чтобы сумма каждых двух чисел по вертикали была одинаковая, а сумма трёх чисел по горизонтали была в 2 раза больше суммы трёх чисел второй горизонтали. Приступим к делу.























3



4
5 7 8


Время на задание ограничено – три с половиной минуты.
В классе воцаряется полная тишина.


Это Гога:
= Если числа расположить так, то суммы будут 12 и 24.
Схема у него заполнена так:


3


4


5



9

8

7

12



24
Это Таня:
= Вот что у меня получается:


8


3


7



4


9


5


18



18
12 12 12





Это Илья. Показывает схему и морщится:









7


9


4



5


3


8


20



16
12 12 12

Наконец, с задачей справились все , и схема на доске приняла вид:



3



4



5



9


8


7


12




24
12 12 12

Открываю центральную часть доски.
-- Посмотрите, как он красивПопытайтесь сперва раскрыть в чём его волшебство.
Дети внимательно всматриваются в квадрат на доске.

Майя:
= Сумма чисел по горизонтали одинакова – 34

Владик:
= По вертикали сумма чисел тоже – 34.

Мика:
= По диагонали тоже - 34.
Дети открывают, что если разделить квадрат на 4 равные части , то в каждой части сумма чисел опять будет 34

Саша:
= Посмотрите на средние числа: 10, 11, 6, 7, их сумма тоже – 34
Дети постепенно открывают разные свойства квадрата.

Иван:
= А я другое нашёл: 16, 5 и 13, 8 дают одинаковую сумму – 21; а 9, 4 и 12, 1 тоже одинаковую – 13. потом 16, 3 и 4, 15 – сумма – 19; а потом 2, 13 и 14, 1 будет 15.

Нина:
= Посмотрите, как интересно: крайние угловые числа – 16 и 1, и 13 4, а так же числа, которые на перекрёстке – 10 и 7, 6 и 11, всюду в сумме дают – 17.

Я подхожу к Дмитрию и предлагаю подумать вместе.
Дмитрий:
= Если каждое число в квадрате удвоить или утроить, то получится новый квадрат.
--- Но это же не тайна.Нам надо понять, как, в каком порядке, в какой последовательности расположены числа в квадрате.

После размышлений. Обращаюсь ко всем.:
--- Давайте рассмотрим версию Вадима.

Вадим:
= Посмотрите, мы заметили такое расположение одной группы чисел. Берите средние два столбика: разность соседних чисел в столбиках составляет 1
Вопрос:
--- А как с другими столбиками?

Вадим:
= Разность крайних чисел по горизонтали составляет 3

Дети продолжают исследовать квадрат

Арсений:
= Смотрите, что я обнаружил. Возьмём в квадрате числа вот так и сложим их: 16+10+11+13, и 4+6+7+1, сложим всё вместе. Сколько будет? 68

Реплика:
= А как квадрат составить?

Арсений:
= Дело не в этом, а в схемеНам нужна схема.


Волшебный квадрат на доске принимает следующий вид:




16

3

2

13


5

10

11

8


9

6

7

12


4

15

14

1




Согласно этой схеме можно получить новый квадрат, вставив другие числа.
Дети аплодируют.
Пожимают друг другу руку.


В этом волшебном квадрате Альбрехта Дюрера записан год его создания. То, что вам нужно, чтобы догадаться, какой это год, написано на доске. Напомню только – XV – XVI века. Больше не скажу ни слова. Подумайте и предложите ваши версии.
Предлагаются версии, я их записываю на доске:

= 1632 – первые четыре цифры
= 1613 – угловые цифры верхнего ряда
= 1610 – первые два числа по диагонали
= 1514 – средние цифры в нижнем ряду
= 1578по диагонали и т. д.

Анна:
= Альбрехт Дюрер жил в 1471 – 1528 годах. Это же на доске написано. Значит, не пригодятся версии: 1632, 1613, 1610, 1578, 1659, 1615. В эти годы его давно уже не было в живых. Не пригодится так же 1465, ибо он ещё не был рождён.

--- Значит, обсуждаем две версии: 1514 и 1516.

Рая:
= Я выбрала самые большие числа в этом квадрате, это 16 и 15, и, исходя из лет жизни, сложила из них 1516

= Я всё же думаю, что 1514 год – правильная дата. Она умело расположена в квадрате. Альбрехт Дюрер был художником и, конечно, знал закон симметрииТаким образом мы открыли и дату создания квадрата.
----- Что вы можете сказать о квадрате?
= Квадрат – как философский камень, о котором вы говорили
= Спасибо квадрату, он сделал нас исследователями!

Дети встают. Я тоже вместе с ними склоняю голову

--- Спасибо вам, коллеги..Вы очень помогли провести мне этот урок.




Урок закончен.


Заключение.

Спустя несколько дней следует устроить выставку «Волшебных квадратов», составленных самими детьми и продолжить исследования.









15