Гуманно-личностный подход к детям в образовательном процессе.
МБОУ СОШ № 1
Доклад на тему:
«Гуманно – личностный подход к детям в образовательном процессе»
Подготовила:
Учитель английского языка
Колесникова Татьяна Фаритовна
2015г.
г. Алдан
Содержание
Введение………………………………………………………………………………………..3 стр.
1.Основная часть……………………………………………………………………………….4 стр.
1.1 Биография Ш.А. Амонашвили………………………………………………………….4 стр.
1.2 Что такое гуманная педагогика? Идеи гуманной педагогики………………………..5 стр.
1.3 Принципы педагогической деятельности Ш.А. Амонашвили…………………….....7 стр.
2. Практические результаты…………………………………………………………………...9 стр.
2.1 Путь к сердцу ученика лежит через чистое сердце учителя……………………….....9 стр.
2.2 Педагогические приемы Ш. А. Амонашвили, используемые в образовательном
процессе……………………………………………………………………………………….14 стр.
3.Заключение………………………………………………………………………………….20 стр.
Список литературы…………………………………………………………………………...22 стр.
Приложение А………………………………………………………………………………...23 стр.
Приложение Б………………………………………………………………………………....24 стр.
введение
«Школа должна любить ребенка,
тогда он полюбит школу»
В. А.Сухомлинский
На протяжении двух лет мы были участниками авторских семинаров Президента Международного центра гуманной педагогики, академика РАО, доктора психологии, профессора Амонашвили Шалвы Александровича по теме «Гуманно – личностный подход к детям в образовательном процессе», которые проходили в г. Благовещенске.
Мы посчитали невозможным не поделиться приобретённым на семинаре опытом и рассказать об используемых нами методах и приемах в образовательном процессе. Мы попытаемся донести до педагогов района крупицы философии Великого Учителя – героя духа, Шалвы Амонашвили.
В современной ситуации необходим творческий поиск новых подходов, концептуальных путей и содержательных форм в работе с детьми.
Современные воспитательные концепции отличаются стремлением опираться на общечеловеческие ценности и цивилизованные формы жизнедеятельности во всех сферах. Во всех концепциях в той или иной мере присутствуют:
Идеи гуманизации;
Осуществление воспитания в контексте культуры;
Создания открытых воспитательных систем;
Возврата воспитания в семью;
Поддержки и развития индивидуальности;
Альтернативности и гибкости методов и организационных форм воспитания.
В психолого-педагогической науке ведется разработка проблем развития культуры личности, что подчеркивает ее теоретическую и практическую необходимость для реального учебно-воспитательного процесса.
Вместе с тем, необходимо признать, что на современном этапе складывается как это ни парадоксально некоторое «утомление» гуманистическим подходом. Про него уже столько сказано, столько людей вообще и педагогов в частности объявило себя его горячими приверженцами, притом, что реальные подвижки в системе образования идут гораздо медленнее. В результате возникает непроизвольный вопрос: а есть ли этот самый гуманистический подход к воспитанию? В чем он заключается? Или это только лишь
красивая, но, увы, избитая фраза?
1 основная часть
Биография Ш.А. АмонашвилиАмонашвили Шалва Александрович (родился 8 марта 1931г., в г. Тбилиси (Грузия)). Грузинский педагог и психолог, доктор психологических наук (1973), профессор (1980), руководитель Центра Гуманной Педагогики и лаборатории гуманной педагогики при МГПУ, научный руководитель экспериментальных школ в Москве, Петербурге, Тюмени, Нижневартовске, Сургуте и других городах. Член-корреспондент АПН СССР с 23 мая 1985 г., действительный член АПН СССР с 27 января 1989г., почетный член РАО с 21 марта 1993г., действительный член РАО с 30 мая 2001 г. Состоит в Отделении психологии и возрастной физиологии.
После окончания Тбилисского университета (1955) работал в НИИ педагогики МП Груз. ССР (в 1983-91 - директор), с 1987 - генеральный директор экспериментального научно-педагогического производственного объединения MHO Грузии. С 1964 руководит экспериментом по определению нового содержания, форм и методов начального обучения, в т. ч. обучения детей с 6 лет в условиях школы. Система воспитания и обучения Амонашвили - «педагогика целостной жизни детей и взрослых» - строится на началах гуманности и веры в ребёнка, на основе воспитания творчеством и сотрудничества педагогов с детьми. Задача школы - опираясь на всю полноту детской жизни, придать ей культурные формы саморазвития, превратить школьные занятия в «уроки счастья жизни», познания, общения, взросления.
Ш.А. Амонашвили окончил востоковедческий факультет Тбилисского университета. В 60 - 70-х годах возглавил массовый эксперимент в школах Грузии, имевший широкий отклик по всему миру в силу обоснования нового научного направления, которое обрело известность под названием «Гуманно-личностный подход к детям в образовательном процессе». Его система «Школа жизни» рекомендована Министерством образования РФ для применения на практике. Принципы гуманной педагогики, разрабатываемые Шалвой Александровичем Амонашвили, понятны и близки всем творчески работающим педагогам, которые хотят избавиться в своей работе от рутины и шаблонов авторитарной педагогики.
Публикации:
Основы формирования навыков письма и развития письменной речи в начальных классах, Тб., 1970;
Обучение. Оценка. Отметка, М., 1980;
Созидая человека, М., 1982;
Здравствуйте, дети! М., 1983;
Воспитательная и образовательная функция оценки учения школьников, М., 1984;
В школу - с шести лет, М., 1986;
Как живете, дети?, М., 1986;
Единство цели, М., 1987;
Личностно-гуманная основа педагогического процесса, Минск, 1990.
Создатель и руководитель Издательского дома Шалвы Амонашвили совместно с академиком, членом-корреспондентом РАО Д.Д. Зуевым издает 100 - томную «Антологию гуманной педагогики».
1.2 Что такое гуманная педагогика?
Учебно-познавательная деятельность школьника стимулируется не только посредством интересного учебного материала и разнообразных методов его преподнесения, но и характером отношений, которые утверждает педагог в процессе обучения. В атмосфере любви, доброжелательности, доверия, сопереживания, уважения школьник охотно и легко принимает учебно-познавательную задачу. Школьник, видя, как ценится его достоинство, самостоятельная мысль, творческий поиск, начинает стремиться к решению более сложных учебно-познавательных задач.
Наиболее полный ответ на вопрос «Что такое гуманная педагогика?» мы находим у Шалвы Александровича: «Эта педагогика принимает ребенка таким, какой он есть, соглашается с его природой. Она видит в ребенке его безграничность, осознает его космичность и ведет, готовит его к служению человечеству на протяжении всей жизни. Она утверждает личность в ребенке путем выявления его свободной воли и строит педагогические системы, процессуальность которых предопределяют учительская любовь, оптимизм, высокая духовная нравственность. Она поощряет педагогическое творчество и призывает к педагогическому искусству. Гуманное педагогическое мышление стремится объять необъятное, и в этом сила образовательных систем и процессов, рожденных в его недрах». В традиционной педагогике педагогическое мышление двухмерно, все строится на поощрении и наказании: ведет себя ребенок хорошо - поощряем, плохо - наказываем; учится - отлично, не учится - плохо и т. п. А педагогическому процессу, по Амонашвили, присуще «четвертое измерение в педагогическом мышлении» - духовная устремленность вверх, принятие ребенка таким, каков он есть.
Амонашвили предлагает организацию такой детской жизни, которая помогает взрослому направить энергию ребёнка на продуктивные занятия. Нравственная основа детско-учительской кооперации в системе Амонашвили - способность радоваться успехам других, готовность прийти на помощь. Отношения между старшими и младшими детьми организуются путём шефской помощи детскому саду, начальным классам и пр. Отменены балльные оценки, не допускается сравнение детей друг с другом. Обучение начинается сразу на нескольких доступных учащимся уровнях, напр., обучение чтению - от беглого чтения до знакомства с буквами. Ученики соучаствуют в построении урока, в составлении заданий, собственного учебника, в планировании ответов и т. п.
Основные идеи гуманно-личностной педагогики
Гуманно-личностная педагогика основана на следующих постулатах:
1. Гуманное педагогическое мышление не есть открытие современной теории и практики. Оно основано на классическом наследии и находит истоки в ведущих религиозных, философских и педагогических учениях.
2. Педагогика по сути своей есть общечеловеческая форма и культура мышления, тенденции которого заложены в природных функциях человека. Она развивается не только научными достижениями, открытыми наукой закономерностями, сколько уровнем и качеством общечеловеческой культуры, истоками духовности и мотивацией деятельности. В этом благо педагогического мышления, как постоянного источника творчества и созидания. В этом же отличие его от науки в строгом смысле этого слова.
3. Гуманно-личностная педагогика во главу угла ставит воспитание личности через развитие ее духовного и нравственного потенциала, способствуя раскрытию и созиданию в ребенке черт и качеств благородства. Воспитание человека благородного есть ведущая цель гуманно-личностного образовательного процесса.
4. Гуманно-личностная педагогика принимает идеи классической философии и педагогики о том, что ребенок есть явление в земной жизни, он есть носитель своей жизненной миссии и наделен высочайшей энергией духа.
5. Гуманно-личностный образовательный процесс строится на понимании целостности природы ребенка, ее движущих силах, раскрытых и научно обоснованных современной психологией и определяемых нами, как стихийные устремления, страсти личности ребенка в его стремлении к развитию, взрослению, свободе.
6. Суть гуманно-личностного образовательного (педагогического) процесса, гуманно-личностного подхода к ребенку заключается в том, что учитель, являясь творцом этого процесса, основывает его на движении стихийных страстей в ребенке; направляет его на полное развитие сил и способностей, появляющихся в многогранной деятельности ребенка; нацеливает его на выявление и утверждение личности ребенка; насыщает его высшими образами прекрасного в человеческих взаимоотношениях, в научном познании, в жизни (образование).
7. Гуманное педагогическое мышление требует адекватных понятий, оно непосредственно связано с убеждениями личности, занимающейся его теоретическим обогащением или практическим осуществлением. Вот почему переориентация учителей от традиционно-авторитарных подходов на гуманное педагогическое мышление есть важнейшая проблема дела развития образования в современных условиях.
1.3 Принципы педагогической деятельности Ш.А. АмонашвилиПервый принцип - это любить ребенка. Любовь человеческое солнце. Солнце излучает тепло и свет, без которых не было бы жизни на Земле. Учитель же должен излучать человеческую доброту и любовь, без которых невозможно воспитать гуманную душу в человеке. Ребенок становится счастливым, как только ощущает, что учитель его любит, любит искренне и бескорыстно. Любовь облегчает воспитание, так как она есть единственная добрая сила, доставляющая (приносящая) ребенку гармонию души, стимулирующая его взросление, доброе отношение к окружающим. Педагогика любви не терпит грубости, давления, ущемления достоинства, игнорирования жизни ребенка. Все это составляет темную силу педагогики, педагогическое зло, которое порой способно разрушить и отравить освещенную и согретую любовью и добротой жизнь ребенка, внести в нее растерянность, разочарование, злобу.
Второй принцип (он вытекает из первого) - это очеловечить среду, в которой живет ребенок. Очеловечивание среды означает внимание ко всем сферам общения ребенка с целью обеспечения ему душевного комфорта и равновесия. Ни одна сфера общения не должна раздражать ребенка, рождать в нем страх, неуверенность, уныние, униженность. Несогласованность разных сфер общения в воспитании вызывает колебание ребенка, он теряется, легко может прийти к озлобленному душевному состоянию. Тогда он начнет делать назло другим, даже назло отцу, матери, и учителю тоже, тогда именно он с легкостью найдет приют в «тихом омуте». Кому объединять все сферы общения ребенка? Учителю, кому же еще. Он должен внести ясность во все эти сферы, преобразовать их в интересах воспитания ребенка.
Третий принцип - прожить в ребенке свое детство. Это надежный путь для того, чтобы ребята доверились учителю, оценили доброту его души, приняли его любовь. Одновременно это и путь познания жизни ребенка. Глубокое изучение жизни ребенка, движение его души возможно только тогда, когда учитель познает ребенка в самом себе. Но чтобы в будущем более глубоко вникнуть в суть этого принципа, я постараюсь сделать для себя педагогические выводы из следующей мысли Маркса: «Мужчина не может снова превратиться в ребенка, не впадая в ребячество. Но разве его не радует наивность ребенка и разве сам он не должен стремиться к тому, чтобы на более высокой ступени воспроизводить свою истинную сущность? Разве в детской натуре в каждую эпоху не оживает ее собственный характер в его безыскусственной правде?»
У учащихся возникает много познавательных вопросов, на которые часто они не находят ответа. Педагог поощряет детей задавать ему подобные вопросы. В одних случаях он указывает школьникам, в каких источниках можно найти ответы на них, в других же записывает вопрос, обещая просмотреть необходимую литературу, а на одном из уроков объявляет, что готов дать исчерпывающий ответ.
Ученики должны чувствовать, с какой ответственностью и серьезностью относится учитель к их вопросам. Ответы учителя должны способствовать, во-первых, дальнейшему развитию интересов детей, во-вторых, возвышению авторитета и достоинства каждого из них. И форма ответа, и само его содержание, и тон педагога должны глубоко затрагивать чувства детей. В экспериментальном обучении Ш.А. Амоношвили отчетливо проявлялось возрастание познавательных интересов школьников к явлениям действительности, вопросы их становились содержательными и многосторонними.
2 практическая часть
2.1 Путь к сердцу ученика лежит через чистое сердце учителя
Дух гуманного педагогического процесса не поддаётся яркому словесному описанию, его невозможно показать наглядно. О чём же остаётся говорить? Об отдельных методах, о приемах, о некоторых организационных структурах учебных материалов, о некоторых обновлениях, может быть, радикально изменённых методических системах, о некоторых образных картинах жизни детей в школе и т.д. и т.п. Как говорил Амонашвили: «Иные учителя просят нас дать им методические разработки, поурочные планы, программы, учебники. Не отрицаю, всё это крайне важно и нужно. Всё это действительно способствует установлению гуманных взаимоотношений с детьми. Но только после того, как сам учитель будет настроен гуманно к детям, будет пронизан учительской страстью утвердить в своей практике гуманный педагогический процесс». Хочется обратиться к педагогической притче Ш. А. Амонашвили про чистое сердце учителя.
Дайте мне дар ваш.
Провели учителя совещание и пришли к выводу: чтобы сеять добро в учениках, надо чтобы те открыли им свои Сердца.
Но как добиться этого?
— Может быть, наука нам поможет? — сказали они и направились на курсы повышения квалификации.
Там профессора объяснили им принципы, методы, формы обучения, говорили о целях и методах воспитания, рассказали о стандартах образования, о реформах и концепциях. Потом выдали свидетельства о повышении квалификации и сказали: «Дерзайте!»
Применили учителя полученные знания на практике, но ученики не открыли им свои Сердца.
— Не хватает нам психологических знаний! — решили они.
И поспешили получить вторую специальность.
Наполнили свой ум массой психологических понятий и приступили к практике.
Но ученики все же не дали им заглянуть в свои Сердца.
— Наверное, поможет Запад!
И пригласили из-за океана специалистов по «новым технологиям образования». Те приняли менторскую позу и научили их неким туманным «интерактивным технологиям», которые, как они уверяли, сверхсовременные или даже из будущего.
Но эти сверхновые технологии тоже не сработали.
Опечалились учителя, не могут найти путь к Сердцам своих учеников, чтобы сеять в них
семена добра.
— Может быть, спасет Мудрость? — сказали они.
И нашли Мудреца, сидевшего в пещере.
— О, Мудрец, — взмолились они, — укажи нам путь к Сердцам наших учеников, чтобы сеять в них зерна добра, иначе поколение становится жестоким!
Сказал им Мудрец:
— Дам вам путь к Сердцам ваших учеников, но отдайте мне взамен дар ваш!
Учителя переглянулись: какого дара от них требует Мудрец?
Тогда Мудрец сказал:
— Если у кого есть раздражение,
Дай мне раздражение.
Если у кого есть гнев,
Дай мне гнев.
Если у кого есть жестокость,
Дай мне жестокость.
Если у кого есть грубость,
Дай мне грубость.
Если у кого есть сомнение,
Дай мне сомнение.
Если у кого есть ненависть,
Дай мне ненависть.
Если у кого есть злоба,
Дай мне злобу.
Если у кого есть страх,
Дай мне страх.
Если у кого есть предательство
Дай мне предательство.
Если у кого есть суеверие,
Дай мне суеверие.
Если у кого есть саранча мыслей,
Дай мне саранчу мыслей.
А если дадите пригоршню дурных привычек,
Я приму и эти пыльные погремушки.
Но не забудьте, чего достоин тот,
Кто отнимет однажды подаренное.
Итак, я принял все пороки вашего Сердца,
И оно становится чистым.
И открываю Вам Мудрость:
Путь к Сердцу ученика есть чистое Сердце учителя.
Начинать путь к гуманной педагогике нужно с самого себя. У Амонашвили есть свод правил для учителя, которые могут оказать содействие учителю сделать первые шаги в сторону демократизации и гуманизации педагогического процесса. И мы стараемся следовать этим правилам, хотя нужно отметить, что это процесс не очень лёгкий. Менять привычный опыт равносильно тому, чтобы менять черты характера, сильно закрепившиеся в привычках. Но всё зависит от силы желания, от уверенности в необходимости обновить свой педагогический процесс.
Свод правил для учителя
Проявляйте живой интерес к жизни ребенка, к его радостям, огорчениям, стремлениям, успехам, неудачам, к его личностным переживаниям; при необходимости содействуйте, помогайте, выражайте ему «сорадость», сочувствие.Общайтесь с ребенком как со взрослым, от которого ждут взаимного доверия, уважения, понимания.
Делайте день рождения каждого ребенка праздником в классе, высказывайте ему пожелания, преподносите ему в подарок уроки, рисунки, сочинения о нем, давайте ему почувствовать, как его любят, уважают учитель и товарищи, каких успехов они от него ждут. Устанавливайте с каждым ребенком личные, доверительные взаимоотношения, вызывайте доверие и искренность ребенка к вам вашей доверительностью и искренностью к нему.
Любите смеяться вместе с детьми, веселитесь, играйте, шалите вместе с ними.
Говорите с детьми спокойным, располагающим к себе голосом и экспрессией.
Свою раздражительность поведением ребенка выражайте ноткой намека на то, что вы от него этого не ожидали, что у вас о нем более высокое представление.
Выражайте живой интерес к увлечениям (хобби) отдельных детей (собирание марок, открыток, составление альбомов и т.д.), участвуйте в них.
Удивляйтесь, восхищайтесь, радуйтесь, когда тот или иной ребенок довершает достойный поступок, проявляет смекалку и сообразительность, мыслит сосредоточенно.
Поощряйте творческую деятельность детей, помогайте им писать пьесы, ставить спектакли,
оформлять их художественно и музыкально, готовить художественные утренники, выступать
со своей самодеятельностью перед родителями, другими учениками, детсадовцами.
Научите детей выпускать книжки с собственными рассказами, сказками, сочинениями, стихами и т.д., интересуйтесь этими книжками, читайте их, берите их с разрешения автора показать своим коллегам.
Предлагайте детям стать художниками книжек с рассказами, стихами, сказками, напечатанными на листках, которые следует сложить и сшить, оформить обложки, нарисовать в них картины по содержанию произведения, а также объяснить слова, поставить вопросы к тексту.
Извиняйтесь перед ребенком, если по какой-либо причине не можете сразу ответить на познавательный вопрос, с которым он обращается к вам; объясните причину откровенно, скажите, что дадите ответ через несколько дней, и не забудьте выполнить обещание.
Приобщайте родителей к школьной жизни своих детей, приглашайте их руководить кружками, дежурить в школе, устраивайте с ними встречи детей.
Пишите письма родителям с положительной оценкой поступка ребенка, по поводу достижения успеха в учении, по любому значительному поводу, достойному одобрения.
Предлагайте родителям присутствовать на уроках.
Делайте урок аккумулятором жизни детей, цените, любите, принимайте и провожайте каждый урок.
Знакомьте детей с планом урока, с содержанием заданий, принимайте во внимание пожелания детей по содержанию урока.
Приглашайте детей быть соучастниками ваших педагогических поисков, высказывать свое мнение по поводу того или иного метода, задания и т.д., применяемых вами с целью апробирования.
Поощряйте детей ставить вопросы, спрашивать, спорить, выражать собственное мнение, утверждать свою позицию, от носитесь к мыслям, утверждениям, оценочным суждениям, отношениям и т.д. детей серьезно, с достоинством.
Провоцируйте дискуссии детей с вами, давайте им возможность доказывать вам, объяснять ошибку, опровергать ваше утверждение и тогда, признав их правоту, выражайте им благодарность за то, что не дали вам углубиться в своем заблуждении.
Учите детей этично высказывать и доказывать свое мнение, спорить.
Поощряйте поисковую, исследовательскую деятельность детей, отдельного ребенка, практикуйте на уроках чтение научных докладов, обсуждение отдельных вопросов.
Учите детей думать, проявляйте свое поощрительное отношение к детям, умеющим думать, размышлять, обдумывать.
Размышляйте вслух сами, чтобы давать детям образцы, как думать, как искать решение задачи, как обсуждать, оценивать.
Часто предлагайте детям письменные задания с размышлениями о самом себе, о своих взаимоотношениях с окружающими его людьми, об отношении их к нему.
Подчеркнуто уважайте право ребенка оберегать его спокойствие от шума и другого рода раздражений при обдумывании задачи, при выполнении письменной работы.
Можно самому тоже писать вместе с детьми сочинение, выполнять самостоятельные задания, контрольную работу, а затем знакомить их с результатами своих стараний, давайте возможность высказывать свои оценочные суждения.
Призывайте детей самим находить и исправлять допущенные ошибки в своих письменных работах; исправленные самими ошибки в дальнейшем не считать за ошибки.
Предлагайте детям на уроках альтернативные материалы, задачи и задания.
Пользуйтесь способом «допущения» ошибок, давайте детям возможность обнаруживать их и исправлять; благодарите детей за содействие.
Не ставьте одного ребенка в пример другому ни в прилежании, ни в поведении.
Помогайте ребенку превзойти самого себя.
Замечайте и радуйтесь, когда ребенок достигает успеха.
Содержание обучения и воспитания, т.е. база для организации школьной жизни детей, определяется в основном вне зависимости от их личностных интересов и потребностей. Психолого-дидактическая задача заключается в том, чтобы учащиеся приняли это содержание, заинтересовались им, увлеклись учебно-познавательной деятельностью. В таком случае будет устранена возможность возникновения нежелательных конфликтов, которые, могут проявиться в многообразных формах. Одновременно исчезнет необходимость в системах авторитарных педагогических мер, направленных на устранение этих мешающих нормальному функционированию учебно-воспитательного процесса конфликтов и противоречий, на принуждение школьника выполнять свой долг, на восстановление порядка и т. д.
Во время семинаров мы посмотрели несколько открытых уроков. Нас поразила демократичная манера общения маститого академика с четвероклашками. Излюбленная поза мэтра – на корточках перед партой. Это чтобы смотреть на ученика не сверху вниз, а глаза в глаза: «Не я им даю урок, а они мне! Ребенок – это микрокосмос, вселенская Библия мудрости». Собственно, это и есть главный постулат гуманной педагогики, к которой Амонашвили шел все пятьдесят лет своего учительства. «Физик ищет истину вовне, педагог – внутри себя. И если он нашел ее, то он может быть более прав, чем все вокруг. В педагогике коллективная мера не годится». Поверьте на слово: то, что происходило в импровизированном классе, где мальчишки и девчонки пытались вывести формулу Альбрехта Дюрера, мало походило на урок. Мы были свидетелями напряженной работы научной лаборатории, где пытливые исследователи бьются над открытием века, а учитель – их равноправный коллега. «Каков ход ваших мыслей, коллега? – Шалва Александрович доверительно склоняется над девочкой, грызущей карандаш. – Пока не получается? Я еще к тебе подойду!» – ободряюще шепчет он. «Поздравляю вас, профессор, вы нашли блестящее решение!» – Амонашвили трясет руку сияющему пацану, первому раскусившему математическую закономерность. «О, академик, – примите мое восхищение! Какое качество вам помогло справиться с этим труднейшим заданием?» – это на очереди уже другой счастливый «ученый», который предложил свой вариант решения уравнения.
2.2 Педагогические приемы Ш. А. Амонашвили, используемые в образовательном
процессе У Шалвы Александровича много приёмов и методов, которыми он пользуется на своих уроках и во внеурочное время. В школе ребёнок постоянно должен ощущать, что с ним считаются, ценят его мнение, доверяют, советуются.
Вот некоторые из них, которые мы пытаемся использовать в ежедневной работе:
Методы и приёмы стимулирования инициатив детей, возникающих в ходе осуществления деятельности.
1 .Приёмы поддержки и помощи детям (жестикулирование, хоровые ответы, разрешение подсказки, одобрительные прикосновения к детям).
2.Приём « Секреты», раскрытия которых нужно ещё подождать.
3.Индивидуальная предварительная работа с детьми заведомо неуспешными, обращение к детям с «секретной « просьбой поддержать и похвалить товарища.
4. «По установленному плану на изучение этой темы мы должны затратить пять уроков,- говорит учитель.- Может быть, мы с вами попытаемся изучить ее, притом основательно, за четыре урока? Тогда у нас в запасе останется еще один урок. А раньше мы сэкономили шесть уроков. В конце года мы все вместе подумаем, изучению какого материала мы посвятим оставшееся время». Обычно учащиеся охотно принимают такое предложение педагога, а в конце учебного года за счет сэкономленных таким образом 6-7 уроков устраиваются учебно-познавательные «конференции», готовятся доклады, проводятся конкурсы, утренники и т.д.
5. В процессе индивидуальной работы учитель подходит то к одному, то к другому ученику, особенно к тем, которые нуждаются в помощи, дает советы, тихо ободряя: «Да, я так и думал: конечно, ты можешь!», «По-моему, тебе не нужна моя помощь, ты и сам прекрасно справляешься!», «Эту задачу я приготовил специально для тебя, она чуть посложнее предыдущей... Оказывается, какой ты у нас способный!», «Эта работа не будет для тебя трудной, ты выполняешь куда более сложные!» и т. д. Иногда можно раздать учащимся пакеты с индивидуальными заданиями (на каждом написав имя и фамилию школьника) и сказать: «Я для каждого из вас приготовил разнообразные задания. Они сложные, некоторые даже очень. Но, зная ваше упорство и способности, надеюсь, что вы справитесь с ними. Для выполнения этих заданий даю вам неделю!» Ссылка педагога на силы и возможности школьников, выраженная так убежденно, способствует мобилизации их стремления и упорства оправдать надежды учителя и выполнить задание.
6. Каждый урок начинать с «таинства общения», с «медитации» учителя и учеников, восхвалять солнце, день, природу; с подачи учителя ученики внушают самим себе быть добрыми, милосердными, любить близких, учителя, товарищей, любить учиться, читать и т.п. И это не заученные фразы, каждый импровизирует для себя, закрыв глаза и представляет то, о чём думает. Затем учитель ведёт непринуждённую беседу о сегодняшнем дне и переходит к теме занятия. И каждое задание, приготовленное заранее на доске или на карточках, наполнено воспитательным подтекстом. На протяжении всего урока демонстрируется уважение и любовь к ученикам, внимательное отношение к каждому из них. А в конце занятий учитель благодарит учеников, а ученики благодарят учителя.
7. Приём «Нашептывание ответов на ухо». Вся эта процедура в связи с одной задачей не должна занимать более четырёх-пяти минут. Приём нашептывания на уроке помогает тем, что задание предложенное детям для решения, сохраняется до тех пор, пока его не решит большинство. Есть ещё такая особенность у этого приёма: за несколько минут учитель может поговорить со многими, притом в непосредственной, интимной, доверительной форме, один на один. Ожидание пообщаться с учителем в такой форме имеет большую силу положительного эмоционального стимулирования, как познавательной деятельности, так и волевых усилий.
8. Приём «Опустите головы!». Цель: развить у учеников мышление без опоры на наглядность. Дети свои ответы должны показывать пальчиками. В третьих-четвёртых классах дотрагиваться до пальчиков детей нет необходимости, ибо учитель может назвать имя ученика, который, не открывая глаз, сообщит ему ответ. В начальных классах приём «Опустите головы!» возник как способ предупреждения утомляемости детей и организации минутного отдыха путём расслабления. На своих уроках приём «Опустите головы! Закройте глаза!» используют ещё и для других целей, предлагают им в таком положении слушать рассказ, объяснение, дают сведения, которые готовят их для будущих объяснений, читают стихотворение, рассказ, которые будут потом обсуждать, и т. д.
9. У Амонашвили есть приём преднамеренной ошибки, когда учитель даёт ученикам возможность сделать ему замечание, помочь учителю, посочувствовать и пожалеть: «учитель устал, он уже делает ошибки, надо учителю помочь». Таким образом, учитель создаёт детям «учебно-познавательный комфорт», который зарождает и развивает сотруднические взаимоотношения.
10. «Слова - подарки», слова, которые призывают к чему-то хорошему, доброму, нравственному, человечному, духовному, умному, мудрому. Это серия задач, которые можно предложить детям как свой, учительский секрет. Надо их разгадать, а потом или оставить при себе, или шепнуть учителю, или же огласить. Само слово» секрет» вызывает в детях усиленную любознательность, и раскрыть секрет самому.
11. Приём « слова - друзья». Для каждого слова в первом столбике следует найти слово-«друг» во втором и соединить их линией. Опять же всё это должно нести духовное воспитание.
Методы и приёмы стимулирования самостоятельного (творческого) проявления инициативы.
1. «Уроки - инсценировки», которые доставляют им радость творчества, радость выступления на» сцене». Эти уроки находят продолжение и на переменах. Самые хорошие «постановки» рекомендуются «зрителями» для показа на «гастролях», то есть в других классах.
2. «Соавторство учебника», когда дети могут вносит поправки своей рукой в учебнике или вкладывать свои правила, задания, стихи, рассказы для учащихся следующих классов.
3.Самостоятельное творческое составление заданий (придумайте сложные задания сами).
4.Учащимся предлагается самим выбрать себе домашнее задание. В таких случаях обычно педагог обращается к ним в следующей форме: «Домашнее задание сегодня я вам не задам. Если кто хочет, путь сам задаст себе задания, а завтра покажет нам». На другой же день педагог заинтересованно выясняет, кто какое задание выполнял и почему, одобряет усердие детей и т. п.
5. «Предлагаю вам два стихотворения о весне разных авторов,- обращается педагог к учащимся.- Давайте выберем, какое из них выучить наизусть» Учитель читает оба стихотворения, учащиеся обсуждают их. Обычно для заучивания часть детей выбирают одно стихотворение, а часть - другое и объясняют свой выбор. 6.Микропреподавание (учитель даёт возможность детям самостоятельно провести часть урока - «Кому сегодня быть учителем»)
7.Составление аналогичных заданий на новом содержании, интегрирование знаний из разных образовательных областей.
8. Поиск аналогов в повседневной жизни.
9. Перенос содержания урока во все внеурочные формы работы с детьми, в том числе и на домашнее обсуждение с родителями.
10. Методы опережающего обучения (чтение материала новых уроков, проявления интереса к « взрослым « энциклопедиям).
Методы и приёмы стимулирования коллективных инициатив учащихся.
1.Создание соревновательных ситуаций.
2.Использование притч для создания нравственных ситуаций на классных часах и родительских собраниях. Сложно остаться равнодушным, читая "Педагогические притчи". Они о нашей жизни во всем ее многообразии - и у каждого, пожалуй, откликнется при прочтении что-то свое. Они открывают глаза на наши несовершенства, но при этом дают и опору, окрыляют, показывают достойные ценности, к которым хочется стремиться. В этой книге Шалва Амонашвили говорит о вере, о любви, о благородстве, о жизненных испытаниях и силе духа, об уважении и человечности. Говорит о силе улыбки, говорит о миссии каждого человека... И, что важно, в этой книге это - не просто слова. Это полностью прочувствованная и проверяемая жизнью вера автора, его мировоззрение, плод его духовных поисков.
Это книга, с которой стоит ознакомиться каждому родителю, а тем более - каждому педагогу и воспитателю.
Вот, например, одна из мыслей для размышления: "Если наша забота о ребенке исходит из чувства преданности и любви, мы можем творить воспитательные чудеса". А вот другая: "Чего нет в голове, язык того не произносит, руки того не созидают, ноги к тому не спешат, сердце не болит. Вот и нужно, чтобы вся наша сущность стремилась к самым светлым мыслям и образам, к духовно возвышенным идеям. Ибо язык, руки, ноги и сердце могут послужить и тьме".
Вот одна из притч, которая использовалась на родительском собрании «Родительский авторитет».
Родители из небоскреба. Пришел Мудрец в большой город и остановился у небоскреба. «Здесь помощь нужна», подумал он. Вошел в лифт и поднялся на сотый этаж. Из квартиры мудрец услышал крик
отца. Открыла дверь молодая мама и грустно улыбнулась.
– Чего тебе, старик? – спросила она.
Опять послышался крик отца.
Женщине стало неловко.
– Экран телевизора одурманивает нашего Ребенка, вот и требует отец, чтобы тот выключил телевизор, – извинилась она.
Мудрец произнес:
– Наполняй его светом и экран поблекнет перед ним.
– Что?! – удивилась молодая мама. – Тогда компьютер поглощает его!
Мудрец проговорил:
– Наполняй Ребенка культурой и компьютер станет для него вроде пенала для необходимых вещей или полочки для книг.
– Да?! – переспросила мама. – А если он весь день шатается по улицам, как быть тогда?
Сказал Мудрец:
– Зароди в нем понятие смысла жизни, и он направится на поиски своего Пути.
– Старик, – сказала молодая мама, – я чувствую твою мудрость. Дай мне наставление!
Ответил Мудрец:
– Проверь в себе полноту света, проверь в себе свою жажду к культуре, проверь в себе свой Путь.
Мама была умная и добрая женщина, потому подумала: «Жить на сотом этаже небоскреба
недостаточно, чтобы познала я в себе свет, культуру, путь. Мне нужно погрузиться в глубины своей души, чтобы разобраться, кто же я для своих детей и кто мне они!»
Но была бы она неумной, то сказала бы старику: «Ты для того поднялся на сотый этаж, чтобы просить кусок хлеба или давать мне глупые наставления?» Но она сказала:
– Спасибо, старик!
На шум вышел муж с недовольным видом.
Вот ещё одна притча, которая была зачитана детям на классном часу «Спешите делать добрые дела».
Мысль на сердце.
Дедушка, что ты шепчешь? – спросил я, заметив, что он перед сном что-то про себя
бормочет.
– Кладу мысль на Сердце, сынок… – ответил он.
Я удивился:
– Что это значит?
Мудрый дедушка сказал мне:
– Не хочу поссориться с соседом, который подвёл меня, а как быть. Не знаю. Вот и положу мысль на Сердце и засну, а утром Сердце подскажет, что делать…
– Откуда Сердце знает, дедушка?
– Сердце всё знает, сынок, я всю жизнь учусь у него – и тебе советую. Когда ищешь ответ на сложные вопрос, когда что-то бывает непонятно, положи перед сном мысль на Сердце, а наутро откроются тебе ответы… Только делай это с верою…
Так сказал дедушка, когда мне было девять лет. И я познал в жизни очень многое о своём педагогическом искусстве, кладя мысль на Сердце перед сном.
Мне повезло с дедушкой.
А вам?
заключение
Методика Амонашвили в настоящее время получила широкое распространение. Она близка многим учителям и родителям, потому что даёт ответы на многие вопросы: «Как установить контакт с ребёнком? Как правильно наказывать за проступки? Как прививать трудовые навыки? и т. п.». Взрослые имеют возможность увидеть суть проблемы.
Ученики школ Амонашвили учатся радостно, без всякого диктаторства взрослых, без соперничества. Они имеют чувство собственного достоинства, по-взрослому размышляют над проблемами, умеют оценивать свой труд и происходящие события. В школах Амонашвили детям всячески помогают преодолевать трудности в овладении знаниями.
Всё больше родителей ищут школы и детсады с гуманной педагогикой, а учителя осваивают методику Амонашвили. Однако в последнее время появилось много публикаций с нападками на гуманную педагогику, которую приравнивают к оккультизму. Это в корне, неверно, ибо в основе педагогики Амонашвили лежат два кита: духовность и гуманность. Вера в высшее, любовь к ближнему, совесть, доброта расширяют сознание ребёнка и дают опору развивающейся личности, помогают противостоять низшим ценностям.
Гуманный педагог ведёт ученика к духовному совершенствованию. Над этим работали известные педагоги Корчак, Сухомлинский, Ушинский, Макаренко, Песталоцци, а Ш.А. Амонашвили лишь продолжатель вековой мудрости. Отрицание гуманной педагогики – это отрицание возможности оздоровления нашего общества, отрицание существования духовных ценностей.
Педагог свою систему основывал и на знаниях их Библии, на вере. Это многих настораживает. Но в основу его методик первостепенно заложена любовь и уважение к детям. Независимо от веры. При этом Библия – Это сокровенное знание и нельзя её причислять к оккультизму. Такое знание для многих открывается по готовности сознания. А гуманная педагогика направлена именно на формирование нового сознания ребёнка. Ш.А. Амонашвили выступает в роли Спасателя Детства.
Федеральный компонент государственного стандарта начального общего образования направлен на реализацию личностно – ориентированной развивающейся модели массовой начальной школы и призван обеспечить среди прочих основных целей выполнение такой цели как ориентация образования не только на усвоение обучающимися определённой суммы знаний, но на развитие его личности, познавательных и созидательных способностей. Этой цели как нельзя лучше соответствует философская система Ш.А. Амонашвили «Гуманно – личностный подход к детям в образовательном процессе «Школа жизни».
В обучении управление школьной жизнью учащихся с их же позиции осуществляется методическими приемами, которые ставят учащихся в ситуации свободного выбора и самостоятельного принятия решений. Гуманистическая школа осуществляет решительный поворот к личности учащегося, он становится действительно субъектом своего развития, а не средством, с помощью которого педагоги реализуют отчужденные от данного индивида абстрактные планы и программы. Такая школа уважает личное достоинство каждого ученика, его индивидуальные жизненные цели, запросы и интересы, создает благоприятные условия для его самоопределения в развитии. Педагоги в такой школе ориентируются не только на подготовку воспитанника к будущей жизни, но на обеспечения полноценного проживания каждого возрастного этапа: детства, отрочества и юности – в соответствии с психическими особенностями развивающейся личности.
Разумеется, общественное педагогическое сознание не может кардинально измениться за такой малый исторический период, но безусловно, что грядущие десятилетия пройдут под знаком идей гуманной педагогики, идей педагогики сотрудничества, идей педагогики ненасилия.
Как директор показывает школу гостям? Он водит по пустым кабинетам, с гордостью демонстрирует телевизоры, магнитофоны, новейшие компьютеры, школьный музей и прочие достопримечательности. Но разве это школа? Это здание. А школа там, где, может быть, у учителя есть только карандаш и... сердце. И дело движется.
список литературы
Амонашвили Ш.А. «Размышления о гуманной педагогике», 1996.
Амонашвили Ш.А. Гуманно-личностный подход к детям. М.,1998.
Амонашвили Ш.А. Культура педагогического общения. М., 1990.
Амонашвили Ш.А. Личностно-гуманная основа педагогического процесса. Минск, 1990.
Амоношвили Ш.А. Воспитательная и образовательная функция оценки учения школьников. М., 1984.
Воспитательные системы современной школы: опыт, поиски, перспективы. М., 1995.
Гуманистические воспитательные системы: вчера и сегодня. М., 1998.
Профессия учитель. Под ред. В.П. Олавкина. М., 1985.
Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. М., 1998.
Современные педагоги-новаторы. Под. ред. А.Д. Коровиной. Л., 1984.
Степанов Е.Н., Лузина Л.М. Педагогу о современных подходах и концепциях воспитания. М., 2002.
Приложение А
Приложение Б