Внеклассное мероприятие «Физический вернисаж»


Внеклассное мероприятие «Физический вернисаж»
Учитель Бершимбекова Жекен Сайлауевна. Школа-гимназия №1 города Саркан Алматинской области
Класс 7 «Б»
Время :14.00
Место проведения: Кабинет физики
Цель мероприятия:
1.Способствовать дальнейшему расширению кругозора учащихся и получению ими новых естественнонаучных знаний
2. Продолжить формирование логического мышления, умения находить объяснения природных явлений , оценивать ситуации и применять к ним законы.
3.Содействовать развитию культуры речи и умения применять полученные знания.
Оборудование ИАД
Доска с цитатой: Владея опытом естественных наук,
Изучим всё, что есть в подлунном мире.
Тогда лишь станет ясным всё вокруг.
И пониманье человеческое шире.
На ИАД портреты ученых
-Роберт Броун
-Архимед
-Галилео Галилей
-Гук Роберт
-Паскаль Блез
-Михаил Ломоносов
-Исаак Ньютон
-Торричелли Эванджелиста
Ход мероприятия:
Организационный момент:
-приветствие
-объявление темы и целей мероприятия
-объяснение условий участия в мероприятии: все желающие, в случае правильного ответа берут смайлик, если ответ не правильный –ничего не получают
- знакомство с этапами мероприятия ( 4 этапа)
2. Основная часть мероприятия
Вводное слово учителя:
Необычен мир физики! В окружающей природе и даже вокруг нас – повсюду происходят физические процессы. Их люди пытались познать , объяснить и в дальнейшем использовать. Человеческая мысль развивалась не всегда правильно, но время отсеивает идеи, живут лишь правильные мысли. Из наблюдений они пытались установить закон, которому подчиняется то или иное наблюдаемое явление, и поставить знание установленного закона на службу, человеку. Эти мысли принадлежат конкретным людям и с частью из них мы с вами уже знакомы. Посмотрите на портреты людей, внесших свой вклад в развитие физики. Они вам знакомы? Это мы проверим на уроке ,идя по 4 этапам.
1 этап
Географический
Задание : Взять со стола перевернутую карточку с фамилией ученого и разместить под портретом
-Взять со стола перевернутую карточку с названием страны и разместить под портретом
-Роберт Броун (Англия)
-Архимед (Греция)
-Галилео Галилей (Италия )
-Гук Роберт (Англия)
-Паскаль Блез (Франция)
-Михаил Ломоносов (Россия)
-Исаак Ньютон (Англия)
-Торричелли Эванджелиста (Италия)
2 этап
Эпохальный
Взять со стола перевернутую карточку с годами жизни ученого и разместить под портретом
-Роберт Броун (1773-1858)
-Архимед (около 287-212 г. до н.э.))
-Галилео Галилей (1564-1642)
-Гук Роберт (1635-1703)
-Паскаль Блез (1623-1662)
-Михаил Ломоносов (1711-1765)
-Исаак Ньютон (1643-1727)
-Торричелли Эванджелиста(1608—1647)
Взять со стола перевернутую карточку с описанием уровня развития мысли, науки и разместить под портретом
-Роберт Броун Английский ботаник. рассматривая под микроскопом споры плауна попавшие в воду он заметил что они совершают хаотическое движение и это движение не прекращается и происходит непрерывно интенсивность этого движения зависит только от изменения температуры.- Архимед Величайший математик, физик и инженер древности. Он вычислил объем и площадь поверхности шара и его частей, цилиндра и тел, образованных вращением эллипса, гиперболы и параболы. Он впервые со значительной точностью вычислил отношение длины окружности к ее диаметру. Он нашел значение «пи» Приближенное значение этого числа π = 3,141592654...или 3,14 Он был не только математиком и физиком, он был и одним из крупнейших инженеров своего времени. В механике им были установлены законы рычага, условия плавания тел, законы сложения параллельных сил.
Изобрел машину «улитку» для полива полей и водоподъемный винт (сегодня его можно встретить в современных мясорубках, предложил использовать системы рычагов и блоков для поднятия больших грузов, изобрел военные метательные машины, успешно действовавшие во время осады его родного города Сиракуз .

-Галилео Галилей Сформулировал механический принцип относительности движения; открыл закон инерции; дал строгое определение равноускоренного движения, установил его законы; предложил метод расчета траектории брошенных тел; установил законы колебания маятника. Сделал первую попытку (пусть неудачную) определить скорость света в земных условиях; доказал существование неровностей Луны, пятен на Солнце, фаз Венеры, спутников Юпитера. Впервые применил экспериментальный метод исследования в науке. Он ввел понятие инерции, установил относительность движения, исследовал законы падения тел и движения тел по наклонной плоскости, законы движения при бросании предмета под углом к горизонту, применил маятник для измерения времени.
Впервые в истории человечества направил «зрительную трубу» на небо, открыл множество новых звезд, открыл спутники Юпитера, солнечные пятна, вращение Солнца, исследовал строение лунной поверхности, активно поддерживал запрещенную в те времена католической церковью гелиоцентрическую систему Коперника. Гонения со стороны инквизиции омрачили последние десять лет жизни великого ученого.
-Гук Роберт Английский физик ,член Лондонского королевского общества, был даже в течении 1667-1683 годах его секретарь. Родился на острове Уайт, отец первоначально готовил его к духовной деятельности .но из-за его слабого здоровья он предполагал сделать из него часового мастера. Вскоре был отправлен отцом в Вестминстерскую школу, где успешно изучал языки латинский, древнегреческий , иврит, но в особенности интересовался математикой и выказал большую способность к изобретениям по физике и механике. Учился в Оксфордовском университете, где стал ассистентом Роберта Бойля. С 1665 года профессор Лондонского университета. Его работы относятся к теплоте, упругости, оптике, небесной механике .В 1660 году вместе с Р.Бойлем усовершенствовал воздушный насос Гереке. С Х. Гюйгенсом установил постоянные точки термометра- точку таяния льда и точку кипения воды В 1668 году показал , что для всех тел точки кипения и плавления постоянны. Он же высказал гипотезу о теплоте как роде движения частиц тела .В 1660 году открыл закон упругости для твердых тел.
-Паскаль Блез Французский физик ,математик, философ. Родился в Клермон-Ферране. Получил домашнее образование. С детства проявил незаурядные математические способности, в 16 лет сформулировал одну из основных теорем проективной геометрии. Его физические исследования относятся главным образом к гидростатике. В 1653 году ученый сформулировал основной закон гидростатики, согласно которому известное до этого всем свойство жидкости трактовалось по-иному, он установил принцип действия гидравлического пресса. Этот ученый переоткрыл гидравлический парадокс , который благодаря ему стал широко известен, также именно он подтвердил существование атмосферного давления.
-Михаил Ломоносов Гениальный русский ученый во многих областях знаний, поэт, просветитель, один из самых выдающихся светил мировой науки. Его отец ,черносошный крестьянин ,имел землю и суда для промысла по Мурманскому берегу. Он рос в простой и суровой обстановке вместе с отцом часто ездил на промыслы и нередко подвергался опасностям. Грамоте он научился сравнительно рано. Побуждаемый жаждой знания, в 1731 году ушел с обозом в Москву где был принят в Спасские школы.
--Исаак Ньютон Без имени его нет физики, а для него без физики и математики не было бы жизни. Наука для него — это и вода, и воздух, и пища. Его именем названы теоремы, законы, единицы измерения силы. Если бы была возможность измерять силу человеческого гения. Недаром на надгробной плите могилы этого ученого высечены слова: «...пусть смертные радуются, что существовало такое украшение рода человеческого».
Он работал сверх всякой меры! Его разум рождает интегральное дифференциальное исчисление, он раскрывает солнечный луч, познает тайну спектра, здесь конструирует телескоп нового типа — рефлектор и микроскоп. Он сформулировал основные понятия и законы механики, открыл закон всемирного тяготения. Он разработал теорию движения небесных тел, объяснил особенности движения Луны, дал объяснение приливов и отливов. Именно он разработал могучий метод математического исследования природы, что оказало огромное влияние на все последующее развитие физики как науки.
-Торричелли Эванджелиста Рассказывают, что одни мастер построил для садов герцога Тосканского во Флоренции всасывающий насос, поршень которого должен был затягивать воду на высоту более 10м. Но как ни старались засосать этим насосом воду, ничего не получалось. На 34 фута вода поднималась за поршнем, а дальше поршень отходил от воды, и образовывалась та самая пустота, которой природа боится.
Когда с просьбой объяснить причину неудачи обратились к престарелому Галилею, он пошутил, что, вероятно, природа перестает бояться пустоты на высоте более 34 футов, и предложил своим ученикам — ЕМУ и Вивиани разобраться в этом странном явлении.
Имя его навсегда вошло в историю физики как имя человека, впервые доказавшего существование атмосферного давления и сконструировавшего первый барометр.
3 этап
Научный
Взять со стола перевернутую карточку с введенным понятием, фразой и разместить под портретом
- Роберт Броун- хаотичное движение
-Архимед -выталкивающая сила или возглас "Эврика!", «Дайте мне точку опоры, и я вам подыму весь мир»;
-Галилео Галилей- «А все-таки она вертится!»
-Гук Роберт -коэффициент жесткости
-Паскаль Блез- равномерное распределение давления газа по всем направлениям
-Михаил Ломоносов- корпускула
-Исаак Ньютон- всемирное тяготение
-Торричелли Эванджелиста- Магдебургские полушария
Взять со стола перевернутую карточку с формулировкой закона, закономерности, или названием явления и разместить под портретом
-Роберт Броун -Молекулы и атомы вещества беспорядочно и непрерывно движутся
-Архимед - На тело погруженное в жидкость действует выталкивающая сила, равная по весу вытесненной этим телом жидкости F=g *Vт*рж
-Галилео Галилей- гелиоцентрическая система мира
-Гук Роберт -закон Гука: Модуль силы упругости при растяжении (или сжатии ) тела прямо пропорционален изменению длины тела F упр =КХ
-Паскаль Блез- закон Паскаля : Давление, производимое на жидкость или газ , передается по всем направлениям без изменения
-Михаил Ломоносов - Основные положения строения вещества (МКТ)
-Исаак Ньютон-Закон всемирного тяготения: Все тела притягиваются друг к другу с силой, прямо пропорционально произведению масс этих тел и обратно пропорционально квадрату расстоянию между ними.
-Торричелли Эванджелиста Атмосферное давление можно измерить с помощью барометра и оно изменяется в зависимости от высоты.
Анализ творчества великих физиков показывает, что основным мотивом их научного труда была бескорыстная жажда постижения законов природы, источником счастья и смыслом жизни. Но нередко результаты труда, а порой и сама возможность заниматься им требовали от ученого мужества поступать в соответствии с высокими нравственными принципами.
4 этап
Практический
Взять со стола перевернутую карточку с примером протекания или использования закона, явления и разместить под портретом
Взять со стола перевернутую карточку номером лотка и показать опыт или демонстрацию с и разместить под портретом
Лоток 1 сосуд с водой, кусочек сахара (Роберт Броун)
Лоток 2 шприц, шарик (Паскаль Блез)
Лоток 3 динамометр, набор грузов, карандаш, полоска бумаги (Гук Роберт)
Лоток 4 панель 3 штуки, магнитики в роли молекул (Михаил Ломоносов)
Лоток5 сосуд с водой деревянный брусок, соль ,карандаш (Архимед)
Лоток 6 стакан с водой , лист бумаги (Торричелли)
Лоток7 яблоко (Ньютон )
Лоток 8 насадка на молоток( Галилей)
Подведение итогов мероприятия .
Подсчет смайликов. В виде поощрения подарить им смайлики.
Поблагодарить за участие в мероприятии и прочитать стихотворение:
Я еще не устал удивляться
Чудесам, что есть на земле
Как до таких вещей могучих
Догадаться люди могли!
Как придумать могли такое?
Как сумели такое создать
Человеку стоит дивиться
Человеку стоит дерзать!
Желаю вам ребята , чтобы ваше имя было вписано в хорошие истории!
Если останется время:
Разгадывание кроссворда
Необходимо узнать имя ученого-физика, зашифрованное в вертикальной строке кроссворда. Кроссворд 1.
1 2 3 4 5 6 7 1. Аппарат для дыхания человека под водой. 2. Приспособление для измерения длины. 3. Прибор для измерения глубины. 4. Аппарат для изучения морских глубин. 5. Прибор для определения сторон света. 6. Жидкое полезное ископаемое. 7. Металл красного цвета.
Ответы: 1. Акваланг. 2. Метр. 3. Эхолот. 4. Батискаф. 5. Компас. 6.Нефть. 7. Медь.
Ключевое слово: Архимед.
Кроссворд 2.
1 2 3 4 5 6 7 1. Модель Земли. 2. Очень сильный ветер. 3. Твердая вода. 4. Очень малый промежуток времени. 5. Великая русская река. 6. Самая высокая вершина на Земле. 7. Последний месяц весны.
Ответы: 1. Глобус. 2. Ураган. 3. Лед. 4. Миг. 5. Волга. 6. Эверест. 7. Май.
Ключевое слово: Галилей.