Доклад по ФГОС на тему Первый опыт реализации ФГОС в общеобразовательном процессе


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Ципьинская средняя общеобразовательная школа» Балтасинского муниципального района РТ
Первый опыт реализации ФГОС в общеобразовательном процессе
Автор: Учитель МБОУ «Ципьинская СОШ»
Ситдикова Раушания Ильдусовна2015
Первый опыт реализации новых образовательных стандартов в начальной школе
С 1 сентября 2011-2012 учебного года все школы России начали работу по новому образовательному стандарту второго поколения, который ориентирует образование на новое качество, соответствующее современным запросам личности, общества и образования.
И наше образовательное учреждение начала реализацию ФГОС НОО с 1 сентября 2011 года, можно сказать, что мы имеем уже первый опыт, есть плюсы и минусы, успехи и неудачи. Прежде чем начать работу по реализации ФГОС НОО мы активно включились в изучение условий введения Федеральных государственных образовательных стандартов второго поколения. Работа была начата с изучения педагогического, методического и материально-технического потенциала образовательного учреждения. За это время мы прошли профессиональную подготовку. На заседании школьного методического объединения учителей начальных классов был проведён анализ ресурсов учебной и методической литературы, выбрана УМК «Перспектива», программное оснащение которого полностью соответствует ФГОС нового поколения. В течение летнего периода творческая группа педагогов школы работали над созданием основной образовательной программы начального общего образования школы.
Администрацией ОУ проделана большая работа по разработке документации
по внедрению ФГОС НОО: изданы ряд приказов, внесены изменения и
дополнения в должностные инструкции, разработаны положения, регламентирующие введение и реализацию ФГОС, внесены изменения в Устав, разработаны план методических мероприятий, программа внеурочной деятельности.
Учителя начальных классов и члены администрации принимали участие в методических семинарах по проблеме внедрения ФГОС второго поколения на муниципальном и региональном уровнях, организовали знакомство с новыми стандартами в школьном коллективе. Проведена большая работа с родителями первоклассников.
В своем большинстве учителя являются родителями, и как родители, мы часто задумываемся, каким мы хотим видеть своего ребенка по окончанию школы. Именно каким, а не кем (с точки зрения профессии). Мы хотим, чтобы ребенок был здоровым, доброжелательным и отзывчивым, уверенным в своих силах, с чувством собственного достоинства, коммуникабельным, активным, любознательным, открытым для всего нового, ориентирующимся в современном мире, умеющим ставить перед собой цель и добиваться её, решать жизненные проблемы и многое другое.
Традиционно учитель обязан дать ученику глубокие и прочные знания по предметам. Жизнь меняется быстро и ни учитель, ни родитель, ни сам ученик не в состоянии предугадать какие знания и умения ему понадобятся в будущем. Отсюда возникает необходимость в умении обучаться и развиваться в течение всей жизни. И как следствие, смена цели во ФГОС вместо передачи суммы знаний – развитие личности учащегося на основе способов деятельности. Но это не значит, что мы отказываемся от «багажа» знаний. Просто меняются приоритеты. Предметное содержание перестает быть центральной частью стандарта. Важнейшая ориентация на результат образования.
Уже в 1 классе на своих уроках учу детей ставить цель, составлять план ее достижения, осуществлять поиск решения, рефлексировать результаты своей деятельности, осуществлять самоконтроль и давать самостоятельную оценку своей работы на уроке. В условиях без отметочного обучения предлагаю детям оценить свою работу.
Затем обсуждаем это в паре, анализируем в группе, корректируем оценку. С каждым разом дети объективнее оценивают свою работу. (Хотя катастрофически не хватает времени на уроке, очень большой материал).
Таким образом современный ученик на основе системно – деятельностного подхода должен учиться учить и оценивать самого себя.
Важным элементом формирования УУД является ориентировка младших школьников в информационно-коммуникативных технологиях.
В новых ФГОСах большое внимание уделено интегрированному подходу в обучении, который предполагает активное использование знаний, полученных при изучении одного предмета, на уроках по другим предметам.
Например: на уроке обучения грамоте мы изучаем звук {o}, буквы О, о.
Идет работа над словом «осень».
Далее эта работа продолжается на уроке окружающего мира по теме «Времена года».
На уроке музыки – слушание произведений.
На уроке ИЗО – рисуем осень.
На уроке технологии – выполняем сюжетную аппликацию.
В результате делаем коллективный проект, изображающий осень во всем ее многообразии.
Проекты различны по форме, теме, содержанию.
В 1 классе – это рисунки, поделки,
2 классе - мини-сочинения, книжки-малышки
В 3-4 классах – кроссворды, рефераты, дидактические игры, презентации, поделки.
Работаем над коллективным проектом «Город Алфавитинск»
В новых ФГОСах нашла свое отражение и тема дифференцированного обучения, которую стараюсь использую в своей практике.
Работая в рамках этой темы, пользуюсь принципом «Минимакса». Согласно ему даю возможность детям узнать максимум, но стараюсь довести до его сознания минимум.
Максимум – может узнать
Минимум – должен освоить
Согласно «минимаксу» осуществляется личностный подход к обучающемуся.
Я постараюсь это показать на практике:
Фрагмент урока: Звук и буква Э.
- произнесите слова и прислушайтесь Эмма, Элла, Эдик, Эдуард.
- Что общего в этих словах?
- назовите мне этот звук (Э)
- чтобы определить, какой это звук гласный или согласный что нужно сделать?
- для чего? (Если он поется и тянется – значит, он гласный)
- что нам еще предстоит сделать, чтобы охарактеризовать этот звук?
- как вы думаете, этот звук сможет сам образовать слог? Докажите. Приведите пример.
- какой карточкой в схеме обозначим этот звук.
Это минимум. Дальше максимум.
Словарно-логическое упражнение
- что еще общего заметили в этих словах?
- это имена собственные. Они пишутся с заглавной буквы.
- сюда относятся и клички животных, и фамилии, и отчества, и названия рекламы и т.д.
- на какие 2 группы можно разделить эти слова?
- 2 слога - 3 слога
- начинается с ударного - начинается с безударн.
- имена девочек - имена мальчиков
с удвоенной согласной без нее
Большое внимание в новых стандартах уделено продуктивности предлагаемых обучающимся заданий, так как продуманное и правильно сформулированное задание – это одно из главных средств достижения нового результата образования.
В своей работе этому вопросу уделяю большое внимание.
Никогда не даю знания в готовом виде. Учу сравнивать, обобщать, делать выводы. Очень тщательно продумываю систему заданий. Не задаю мелких вопросов.
Например: - Перечислите отличие растения от животного?
Я организую работу по-другому:
Например: Лягушонок прыгал и кричал: «Я зеленый – значит я растение! Как вы думаете, что ему ответил умный утенок?»
Или:
На уроке математики, когда изучали величины (пример с шагами, прыжками)
Можно сказать: Определите площадь?
Я стараюсь задать этот вопрос по-другому:
- «Даны план и размеры ковров. Определите, какой из предложенных ковров полностью закроет их?»
Изучая новый стандарт, невольно обнаруживаешь его явную особенность – акцент делается на умение применять знания в жизни, на развитие личности, ее социализацию, т.е. современное образование должно обеспечить способность жить в современном обществе.
Поэтому, разрабатывая систему заданий к уроку, делаю акцент, например, в математике не на узнавание и называние пространственных фигур, а на умения находить их в окружающем мире.
На уроках окружающего мира нацеливаю детей не столько на усвоения конкретных знаний, сколько на работу с информацией, схемами, таблицами. Уже в 1 классе учу ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре).
В предложенных ситуациях, опираюсь на общие простые правила поведения, учу детей делать выбор, какой поступок совершить. И Рахматуллина Адина может мне так аргументировано обо всем рассказать, что и добавить нечего.
Учимся выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя) критика.
И все та же Адина объясняет маме, что она отвечает за все в классе, даже за Раушанию Ильдусовну.
Таким образом, в соответствии с ФГОСами, уроки должны строиться по совершенно другой схеме.
Нужно, прежде всего усилить мотивацию ребенка к познанию окружающего мира, продемонстрировать, что школьные занятия – это не получение отвлеченных от жизни знаний, а наоборот – необходимая подготовка к жизни.
Ученик должен стать живым участником образовательного процесса.
Высший пилотаж в проведении урока и идеальное воплощение новых стандартов на практике – это урок, на котором так организована деятельность детей, что учитель лишь направляет и дает рекомендации, заставляя детей мыслить, выдвигать свои гипотезы и аргументировать их. Это сложно, но очень важно для гармоничного развития личности.
Каковы же согласно новым ФГОСам основные результаты начального образования?
Как должен выглядеть портрет выпускника начальной школы?
Инициативный
Искренний, доброжелательно настроенный к миру, к людям
Умеет использовать свои знания и умения в реальных жизненных ситуациях
Желает активно высказывать свою точку зрения, аргументировать ее
Любознательный
Умеет организовывать свои дела, решая различные проблемы
Умеет результативно мыслить, добывать информацию и работать с ней
Может оценивать свои и чужие поступки, занимать свою позицию
Умеет общаться с разными людьми, договариваться с ними, делая что-то сообща
В заключении хочу сказать, что многое зависит от желания и характера педагога. Если учитель открыт для всего нового и не боится перемен, то он, несомненно, будет делать уверенные шаги в условиях реализации ФГОС, потому что именно учитель, его отношение к учебному процессу, его творчество и профессионализм – главный ресурс, без которого невозможно воплощение новых стандартов школьного образования.
Используемая литература:
Вакрушев А.А. Козлова С.А. Пронина О.В. «Образовательная система Школа 2100». «Реализация федерального государственного образовательного стандарта». Пособие для учителя. Москва, Баласс, 2011
Концепция федеральных государственных образовательных стандартов общего образования. / Под ред. А.М.Кондакова, А.А.Кузнецова.
Фундаментальное ядро содержания общего образования.
/Под ред. В.В. Козлова,А.М. КондаковаПланируемые результаты начального общего образования. /Под ред. Г.С. Ковалевой, О.Б. Логиновой