Программа филологического клуба Развитие речи


Нефтеюганское районное муниципальное общеобразовательное
бюджетное учреждение «Салымская СОШ №2»
Программа дополнительного образования
в ОУ «Истоки»
Филологический клуб. Студия «Развитие речи»
3 класс (9 лет)
Айтыкина Амина Худжатловн.,
учитель начальных классов
телефон: 89224024453
п. Салым2014-2015г.
Пояснительная записка
Программа составлена на основе Программы курса «Речь», составленной преподавателями Пензенского государственного педагогического университета им. В. Г. Белинского Л.Д. Мали, О.С. Арямовой, С.А. Климовой, Н.С. Песковой.
Данная программа позволяет перенести акцент с усвоения знаний, умений и навыков (как основной цели образования) на развитие ребёнка, на создание условий полноценного проживания детства, для становления человека, способного и готового думать, общаться, понимать другого и самого себя, принимать самостоятельные ответственные решения.
Обновление школы, переосмысление принципов и методов обучения, переход на новые федеральные образовательные стандарты обуславливают актуальность изучения данной проблемы и определяют необходимость разработки образовательной программы внеурочной деятельности по русскому языку.
Язык – это средство общения людей, орудие формирования и выражения мыслей и чувств, средство усвоения новой информации, новых знаний. Но для того, чтобы эффективно воздействовать на разум и чувства, носитель данного языка должен хорошо владеть им, то есть обладать речевой культурой. Владение словом – инструментом общения, мышления – это основа интеллекта ребенка. Мышление не может развиваться без языкового материала. Начальный школьный период – одна из наиболее важных ступеней овладения речью.
Дети овладевают родным языком через речевую деятельность, через восприятие речи, говорение. Вот почему так важно создавать условия для речевой деятельности детей. Поэтому данную программу назвали «Школа развития речи».
Программа "Школа развития речи" имеет научно-познавательное направление. Она позволяет показать учащимся начальной школы, как увлекателен, разнообразен, неисчерпаем мир слов родного языка. Это имеет большое значение для формирования подлинных познавательных интересов как основы внеурочной деятельности.
В основу тематического планирования программы положены следующие темы:
Речь.
Слово.
Предложение и словосочетание.
Текст. Культура общения.
Новизна программы:
-Отбор содержания программы имеет культурологическую направленность: использование произведений устного народного творчества: пословиц, поговорок, скороговорок; использование произведений лучших авторов детского чтения, формирование культуры общению
-Занятия направлены на активизацию мыслительной деятельности учащихся.
-Занятия выстроены занимательно, имеют поисково-творческий характер.
Кроме того, программа предусматривает возможность внесения корректив любую тему.
Основные принципы реализации программы – доступность, добровольность, субъектность, деятельностный и личностный подходы, преемственность, результативность, партнерство, творчество и успех.
Цель программы:
Развитие духовно-нравственной личности, умеющей слушать и слышать собеседника, грамотно выражать свои мысли. Подготовить учащихся, грамотных в широком смысле слова, обеспечить языковое развитие учащихся, сформировать умение и навыки устной и письменной речи, коммуникативной и лингвистической компетенции
Задачи:
Образовательные:
-расширение и углубление программного материала;
-совершенствование навыков анализа различных фактов языка;
-пробуждение потребности к самостоятельной работе над познанием родного слова и над своей речью.
Воспитательные:
-воспитание любви и уважения к великому русскому языку;
-воспитание чувства патриотизма;
-повышение общей языковой культуры учащихся;
-выявление одарённых в лингвистическом отношении учеников, а также воспитание у слабоуспевающих учащихся веры в свои силы.
Развивающие:
-развитие интереса к языку как учебному предмету;
- общего языкового развития младших школьников;
-развитие творческих способностей и психологических качеств учащихся: любознательности, активности, воли, ответственности, самостоятельности.
Исходя из задач, на решение которых направлена данная программа. Мы планируем следующие результаты:
1.Каждый ученик углубит свои языковые знания, а также получит опыт самостоятельной работы над языковыми проблемами.
2.У учащихся начнет формироваться интерес к родному языку, родной культуре, а как следствие чувство патриотизма (гордости за свою Родину), чувство национальной принадлежности.
3.У учащихся начнут формироваться такие качества как активность, ответственность, самостоятельность.
Формы контроля полученных результатов:
1.Самостоятельные работы .2.Наблюдение.
3.Презентации проектных работ, КВН.
Количество учащихся в группе не более 20. Занятия проводятся 1 раза в неделю. Продолжительность занятия для учеников 3-го класса 45 минут. Всего по программе 36 часов за учебный год.
Личностные, метапредметные и предметные результаты изучения курса «Школа развития речи».
Личностные результаты:
а) формирование у ребёнка ценностных ориентиров в области языкознания;
б) воспитание уважительного отношения к творчеству как своему, так и других людей;
в) развитие самостоятельности в поиске решения различных речевых задач;
г) формирование духовных и эстетических потребностей;
д) воспитание готовности к отстаиванию своего мнения;
ж) отработка навыков самостоятельной и групповой работы.
Предметные результаты:
а) сформированность первоначальных представлений о роли русского языка в жизни и духовно-нравственном развитии человека;
Метапредметные результаты
Метапредметные результаты освоения курса обеспечиваются познавательными и коммуникативными учебными действиями, а также межпредметными связями с литературой. Кроме этого, метапредметными результатами изучения курса «Изобразительное искусство» является формирование перечисленных ниже универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД
-Проговаривать последовательность действий на уроке.
-Учиться работать по предложенному учителем плану.
-Учиться отличать верно выполненное задание от неверного.
-Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке.
Основой для формирования этих действий служит соблюдение технологии оценивания образовательных достижений.
Познавательные УУД
-Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.
-Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре).
-Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроках.
-Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.
Коммуникативные УУД
-Уметь донести свою позицию до собеседника;
-Уметь оформить свою мысль в устной и письменной форме (на уровне одного предложения или небольшого текста).
-Уметь слушать и понимать высказывания собеседников.
-Уметь выразительно читать и пересказывать содержание текста.
-Учиться согласованно работать в группе:
а) учиться планировать работу в группе;
б) учиться распределять работу между участниками проекта;
в) понимать общую задачу проекта и точно выполнять свою часть
работы;
г) уметь выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
3 класс
Речь. Техника выразительности речи.
Речь. Общее понятие о культуре речи. Основные качества речи: правильность, точность, богатство. Выразительность речи. Интонация: сила, темп, тембр, мелодика речи. Монолог и диалог.
Умение самостоятельно подготовиться к выразительному чтению произведения. Умение выразительно почитать текст после самостоятельной подготовки.
Слово.
Слово. Его значение. Слова нейтральные и эмоционально окрашенные. Знакомство со словарем синонимов. Изобразительно - выразительные средства языка: метафора, эпитет, сравнение, олицетворение. Умение выделять их в тексте, определять значение и назначение, использовать при создании текста в художественном стиле.
Крылатые слова. Умение определять значение устойчивого выражения, употреблять его в заданной речевой ситуации.
Научные слова. Умение выделять их в тексте, определять значение с помощью толкового словаря, употреблять в тексте научного стиля.
Жизнь слова. Откуда берутся слова? Как живут слова? Основные источники пополнении я словаря. Знакомство с элементами словообразования.
Знакомство с происхождением некоторых антропонимов и топонимов.
Устаревшие слова. Умение выделять их в тексте, определять значение, стилистическую принадлежность.
Предложение и словосочетание.
Предложение. Умение редактировать простое предложение: исправлять порядок слов и порядок частей, заменять неудачно употребленные слова, устранять лишние и восстанавливать недостающие слова, распространять предложение.
Текст.
Тема, микротема, основная мысль текста. Опорные слова. Структура текста. План, виды плана.
Стили речи: разговорный и книжный (художественный и научный).Умение определять стилистическую принадлежность текстов, составлять текст в заданном стиле.
Типы текста: повествование, описание, рассуждение. Умение составлять описание предметов и явлений, рассуждения в художественном и научном стилях. Умение составлять повествование с элементами описания.
Связь между предложениями в тексте. Цепная и параллельная связи. Средства связи при цепном построении текста. Средства связи в тексте с параллельным построением. Видо - временная соотнесенность глаголов, единообразие синтаксических конструкций.
Культура общения.
Волшебные слова: слова приветствия, прощания, просьбы, благодарности, извинения. Умение дискутировать, использовать вежливые слова в диалоге с учетом речевой ситуации.
Место предмета в учебном плане
Учебный план НРМОБУ «Салымская СОШ№2» отводит на речевое развитие в 3 классе 36 часов(1 час в неделю, 36 учебные недели).
Общеучебные умения, навыки и способы деятельности
При работе над развитием речи как одной из содержательных линий курса русского языка в 3 классе проводится целенаправленная работа по развитию у младших школьников общеучебных умений, навыков и способов деятельности:
интеллектуальных (обобщать, классифицировать, сравнивать и др.),
познавательных (учебно-познавательных мотивов, формированию учебной самостоятельности и потребности в творческом самовыражении, умений организовать сотрудничество и планировать свою деятельность, принимать, сохранять, ставить новые цели в учебной деятельности и работать над их достижением),
организационных (организовывать сотрудничество и планировать свою деятельность)
В ходе развития речи учащихся в 3 классе формируются умения, связанные с информационной культурой: читать, писать, эффективно работать с книгой, пользоваться лингвистическими словарями и справочниками.
Ценностные ориентиры содержательной линии «Развитие речи» учебного предмета «Русский язык»
Предмет «Русский язык» (развитие речи как его содержательная линия) занимает ведущее место в системе общего образования, так как является государственным языком Российской Федерации, родным языком русского народа, средством межнационального общения. Изучение русского языка способствует формированию у учащихся представлений о языке как основном средстве человеческого общения, явлении национальной культуры и основе национального самосознания.
В процессе изучения русского языка у учащихся начальной школы формируется позитивное эмоционально-ценностное отношение к русскому языку, стремление к его грамотному использованию, понимание того, что правильная устная и письменная речь является показателем общей культуры человека. На уроках развития речи ученики получают начальное представление о нормах русского литературного языка и правилах речевого этикета, учатся ориентироваться в целях, задачах, условиях общения, выборе адекватных языковых средств для успешного решения коммуникативной задачи.
Развитие речи является для учащихся основным каналом социализации личности. Успехи по развитию речи во многом определяют результаты обучения по другим школьным предметам.
Результаты изучения учебного предмета
Личностными результатами изучения русского языка , работа по развитию речи в начальной школе являются: осознание языка как основного средства человеческого общения; восприятия русского языка как явления национальной культуры; понимание того, что правильная письменная и устная речь есть показатели индивидуальной культуры человека; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.
Метапредметными результатами изучения русского языка в начальной школе являются: умение использовать язык с целью поиска необходимой информации в различных источниках для решения учебных задач; способность ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения; умение выбирать адекватные языковые средства для решения коммуникативных задач (диалог, устные монологические высказывания, письменные тексты) с учетом особенностей разных видов речи и ситуаций общения; стремление к более точному выражению собственного мнения и позиции, умение задавать вопросы.
Предметными результатами изучения русского языка и работы над развитием речи в начальной школе являются: начальные представления о нормах русского литературного языка (орфоэпических, лексических, грамматических) и правилах речевого этикета; умение применять орфографические правила и правила постановки знаков препинания (в объеме изученного); умение (в объеме изученного) находить, сравнивать, классифицировать , характеризовать такие языковые единицы, как слово, часть речи, простое предложение, текст ,способность контролировать свои действия, проверять сказанное и написанное.
I. РЕЧЬ. ТЕХНИКА И ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТЬ РЕЧИ
Выпускник получит возможность научиться:
• соблюдать нормы русского литературного языка в собственной речи оценивать соблюдение этих норм в речи собеседников (в объёме представленного в учебнике материала);
• находить при сомнении в правильности постановки ударения или произношения слова ответ самостоятельно (по словарю учебника) или обращаться за помощью (к учителю, к родителям и др.);
• определять сверхзадачу чтения;
• инсценировать диалог.
П. СЛОВО.
Выпускник научится:
• выделять слова, значение которых требует уточнения;
• определять значение слова по тексту или уточнять с помощью толкового словаря;
• определять виды тропов;
• отличать крылатые слова, научные и устаревшие;
•осуществлять элементарный словообразовательный анализ слова.
Выпускник получит возможность научиться:
• подбирать синонимы для уточнения повторов в тексте;
• подбирать антонимы для точной характеристики предметов при их сравнении;
• различать употребление в тексте слов в прямом и переносном значении ;• оценивать уместность использования слов в тексте;
• выбирать слова из ряда предложенных для успешного решения коммуникативной задачи;
• использовать для создания собственных тестов разного стиля крылатые, научные, устаревшие слова;
• определять происхождение некоторых антропонимов и топонимов.
III ПРЕДЛОЖЕНИЕ И СЛОВОСОЧЕТАНИЕ
Выпускник научится:
• различать простое и сложное предложение, предложение с однородными членами;
• устанавливать при помощи смысловых вопросов связь между словами в словосочетании и предложении;
• выделять компоненты сложносочиненного предложения, разбирать по членам;
• редактировать простое и сложное предложение;
• составлять предложения с однородными членами, сложные предложения с союзами и, а , но, да ;
Выпускник получит возможность научиться:
• составлять содержательные и стилистически точные предложения.
IV. ТЕКСТ
Выпускник научится:
• самостоятельно определять тему и микротему текста, главную мысль;
• составлять разные виды плана текста;
• составлять описание предметов и явлений, рассуждение в художественном и научном стилях;
• устанавливать связь предложений в тексте( цепная и параллельная);
• сочинять письма, поздравительные открытки, записки, другие небольшие тексты для конкретных ситуаций общения.
Выпускник получит возможность научиться:
• создавать тексты по предложенному заголовку;
• подробно или выборочно пересказывать текст;
• пересказывать текст от другого лица;
• составлять устный рассказ на определённую тему с использованием разных типов речи: описание, повествование, рассуждение;
• анализировать и корректировать тексты с нарушенным порядком предложений, находить в тексте смысловые пропуски;
• корректировать тексты, в которых допущены нарушения культуры речи;
• конструировать тексты по заданной схеме;
• анализировать последовательность собственных действий при работе ад изложениями и сочинениями и соотносить их с разработанным алгоритмом; оценивать правильность выполнения учебной задачи: соотносить собственный текст с исходным (для изложений) и с назначением, задачами, условиями общения (для самостоятельно создаваемых текстов);• соблюдать номы речевого взаимодействия при интерактивном общении (sms – сообщения, электронная почта, Интернет и другие виды и способы связи).
V. КУЛЬТУРА ОБЩЕНИЯ
Выпускник научится:
• оценивать правильность (уместность) выбора языковых и неязыковых средств устного общения на уроке, в школе, в быту, со знакомыми и незнакомыми, с людьми разного возраста;
• соблюдать в повседневной жизни нормы речевого этикета и правила устного общения (умение слышать, точно реагировать на реплики, поддерживать разговор);
• выражать собственное мнение, аргументировать его с учётом ситуации общения;
Выпускник получит возможность научиться:
• использовать вежливые слова в диалоге с учетом речевой ситуации с нужной интонацией, мимикой и пантомимикой;
• соблюдать номы речевого взаимодействия при интерактивном общении (sms – сообщения, электронная почта, Интернет и другие виды и способы связи).
• соблюдать правила поведения в разных общественных местах.
Материально-техническое обеспечение учебного предмета
№ п\пНаименование оборудования Необходимый минимум на каждого ученика
Печатные пособия, материалы
 1 Таблицы к основным разделам грамматического материала, содержащегося в программе «Речь» 1 экз. на класс
 2 Наборы сюжетных (предметных) картинок в соответствие с тематикой, определенной в программе по русскому языку (в том числе, в цифровой форме) 1 экз. на класс
 3 Словари по русскому языку: толковый словарь, орфографический словарь, словарь синонимов, фразеологический словарь 1 экз. на 2 чел. + 1 экз. демонстрационный4 Контролирующие и тестовые карты в соответствие с тематикой, определенной в программе «Речь» 3 класс на каждого ученика
Технические средства
5 Классная доска с набором приспособлений для крепления таблиц, постеров и картинок 1 экз. на класс
6 Интерактивная доска 1 экз. на класс
7 Мультимедийный проектор 1 экз. на класс
8 Компьютер 1 экз. на класс
9 МФУ 1 экз. на класс
Экранно-звуковые пособия
10 Аудиозаписи 1 экз. на класс
11 Видеофильмы 1 экз. на класс
12 Слайды 1 экз. на класс
13 Мультимедийные (цифровые) образовательные ресурсы (в том числе электронные учебники, мультимедийные тренинговые, контролирующие программы, игровые компьютерные программы) 1 экз. на класс
Оборудование класса
14 Ученические столы двухместные с комплектом стульев на каждого ученика
15 Стол учительский с тумбой 1 экз. на класс
16 Шкафы для хранения учебников, дидактических материалов, пособий и пр. 1 экз. на класс
МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ
В процессе реализации программы используются следующие методы:
-игра (деловая, ролевая, познавательная)
-беседа
-метод проектов
-беседа
-экскурсия
-решение ситуационных задач
-викторина
-конкурс
В качестве учебно-методических пособий к программе для учителя используется:
Соколова Т.Н. Школа развития речи: Курс «Речь»: Методическое пособие.3 класс. – М.: Росткнига, 2010.
для детей:
Соколова Т.Н. Школа развития речи: Курс «Речь». Рабочие тетради для детей – М.: Росткнига, 2012.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Ушаков Н.Н. "Внеклассные занятия по русскому языку" (пособие для учителей) - М.: Просвещение, 1978.
Лютова О.А. "Литературные игры и праздники в начальной школе" (методическое пособие) - М.: ТЦ Сфера, 2006.
Весёлая грамматика: разработки занятий, задания, игры/ авт.-сост. Ю.А. Вакуленко. - Волгоград: Учитель, 2011.
Львов М. Р. Словарик синонимов и антонимов. Для начальных классов. - 3-е изд., испр. и доп. - М.: Вентана-Граф, 1996.
Календарно – тематическое планирование
Общее количество часов – 36
Количество часов в неделю – 1

п/п Дата Тема урока Кол-во
часов Содержание работы Характеристикакадеятельности учащихся Предметные УУД
План Факт 1 Тема текста, опорные слова, связь предложений в тексте. 1 Тема текста, опорные слова, связь предложений в тексте Определение темы текстов, составление цепочек связи предложений в тексте, сочинение текста по ключевым словам. Обучающийся научится:
- определять тему текста, подбирать заглавие, устанавливать связь в тексте.
2 Типы текстов. 1 Текст-описание, повествование, рассуждение Уметь выявлять основные черты типов текста Обучающийся получит возможность научиться:
- распознавать тексты разных типов: описание, повествование, рассуждение
3 Стили речи: разговорный и книжный. 1 Понятие о стилях речи( разговорный и книжный) Определение стилистической принадлежности текстов, составление текстов в заданном стиле. Обучающийся получит возможность научиться:
- сочинять собственный текст или редактировать готовый текст , правильно отбирая языковые средства
4 Разговорный стиль. Диалог. 1 Диалог как форма разговорного стиля Оформление диалога на письме, составление текста с диалогом. Обучающийся получит возможность научиться:
- сочинять собственный текст с диалогом по схеме.
5 Культура общения. Правила поведения в театре. 1 Устройство театра, поведение в театре Применение правил этикета в соответствии с коммуникативной задачей Обучающийся научиться:
- обосновывать свою точку зрения, аргументировать её с точки зрения ситуации общения;
- сочинять диалог о посещении иеатра.
6 Речевой этикет в споре, дискуссии. 1 Правила речевого этикета, понятие дискуссии Применение правил этикета в соответствии с коммуникативной задачей Обучающийся научиться:
- обосновывать свою точку зрения, аргументировать её с точки зрения ситуации общения;
- сочинять спор любых персонажей.
7 Художественный стиль. Общее понятие. 1 Художественный стиль – разновидность книжного стиля. Определение стилистической принадлежности текстов, составление текстов в заданном стиле. Обучающийся получит возможность научиться:
- сочинять собственный текст или редактировать готовый текст , правильно отбирая языковые средства
8 Слова нейтральные и эмоционально окрашенные. 1 Эмоционально окрашенная лексика. Определение эмоциональной окраски текстов. Обучающийся научится:
- определять эмоциональную окраску текста.
9 Тропы. Эпитет. 1 Эпитет .Выделение эпитетов в тексте, подробный пересказ текста с использованием эпитетов. Обучающийся научится:
- подробно пересказывать текст с использованием эпитетов.
10 Тропы. Метафора, сравнение. 1 Метафора, сравнение. Выделение метафоры и сравнений в стихотворных текстах. Обучающийся получит возможность научиться:
- сочинять загадки, построенные на метафоре и сравнении.
11 Олицетворение. 1 Представление об олицетворении. Выделение и употребление в речи олицетворений. Обучающийся получит возможность научиться:
- сочинять сказки, используя заданные олицетворения.
12 Сочинение загадок. 1 Жанровые особенности загадки, изобразительные средства языка. Сочинение загадок о явлениях природы. Обучающийся получит возможность научиться:
- сочинять загадки, построенные на метафоре и сравнении, олицетворении.
13 Работа с деформированным текстом. 1 Восстановление текста с опорой на первые предложения и цепочки связей в тексте Составлять текст по заданным критериям Обучающийся научится:
- восстанавливать деформированные тексты
- применять правила правописания
14 Творческое редактирование текста. 1 Контаминированный текст Составлять текст по заданным критериям с самостоятельной доработкой Обучающийся научится:
- восстанавливать деформированные тексты
- применять правила правописания
15 Жизнь слова. Устаревшие и новые слова. 1 Архаизмы и неологизмы. Выписывание слов из тексов и объяснение их значения. Обучающийся получит возможность научиться:
- сочинять собственный текст или редактировать готовый текст , правильно отбирая языковые средства
16 Цепная связь в тексте. 1 Средства связи предложений в тексте. Творческая доработка текста, наблюдение связи в готовом тексте. Обучающийся получит возможность научиться:
- сочинять собственный текст на заданную тему по опорным словам.
17 Изложение с языковым разбором текста. 1 Изложение содержания увиденного текста Излагать содержание увиденного текста Обучающийся получит возможность научиться:
- письменно пересказывать текст по коллективно составленному плану.
18 Лексическое редактирование текста с цепной связью. 1 Средства связи в текстах с цепным построением, лексико-стилистические ошибки. Восстановление авторского текста, редактирование текста с творческим дополнением. Обучающийся научится:
- редактировать тексты;
- обосновывать свою точку зрения, аргументировать её.
19 Построение описательного текста. 1 Параллельное построение текста. Наблюдение структурной связи предложений в тексте. Обучающийся получит возможность научиться:
- осуществлять поиск отрывков из художественных текстов с заданной структурой связи предложений.
20 Сочинение-повествование с элементами описания. 1 Создание небольшого текста по заданной теме Уметь излагать сочинение на заданную тему Обучающийся получит возможность научиться:
- излагать сочинение на заданную тему
21 Редактирование сочинения. 1 Тип речевых ошибок в тексте Находить и исправлять речевые ошибки в тексте сочинения Обучающийся научиться:
- восстанавливать деформированные тексты
- применять правила правописания
22 Научный стиль речи. 1 Лексические и синтаксические особенности научного стиля. Определение стилистической принадлежности текстов, составление текстов в заданном стиле. Обучающийся получит возможность научиться:
- сочинять собственный текст или редактировать готовый текст , правильно отбирая языковые средства.
23 Словарная статья как пример научного стиля. 1 Строение словарной статьи. Работа с толковым словарём, составление словарной статьи. Обучающийся научиться:
- строить определение значения в словарной статье.
24 Крылатые слова. 1 Фразеологизмы. Продолжение фразеологизмов по данному началу, угадывание выражений по описанию его значения. Обучающийся научиться:
- определять значение фразеологизмов, пользуясь словарём.
Обучающийся получит возможность научиться:
- составлять предложения и небольшие тексты, употребляя в них фразеологизмы.
25 Сочинение-рассуждение. 1 Создание небольшого текста по заданной теме Уметь излагать сочинение на заданную тему Обучающийся получит возможность научиться:
- излагать сочинение на заданную тему;
- обосновывать свою точку зрения, аргументировать её с точки зрения ситуации общения.
26 Крылатые слова. 1 Фразеологизмы. Продолжение фразеологизмов по данному началу, угадывание выражений по описанию его значения. Обучающийся научиться:
- определять значение фразеологизмов, пользуясь словарём.
Обучающийся получит возможность научиться:
- составлять предложения и небольшие тексты, употребляя в них фразеологизмы.
27 Культура общения. Правила поведения в транспорте. 1 Особенности поведения в данных общественных местах. Применение правил этикета в соответствии с коммуникативной задачей Обучающийся научиться:
- обосновывать свою точку зрения, аргументировать её с точки зрения ситуации общения.
28 Культура общения. Правила поведения в школе. 1 29 Сочинение -повествование с элементами рассуждения. 1 Создание небольшого текста по заданной теме Уметь излагать сочинение на заданную тему Обучающийся получит возможность научиться:
- излагать сочинение на заданную тему
30 Сочинение-описание портрета. 1 Создание небольшого текста по заданной теме Уметь излагать сочинение на заданную тему Обучающийся получит возможность научиться:
- излагать сочинение на заданную тему
31 Редактирование сочинения. 1 Тип речевых ошибок в тексте. Находить и исправлять речевые ошибки в тексте сочинения Обучающийся научиться:
- восстанавливать деформированные тексты
- применять правила правописания
32 Работа с деформированным текстом. 1 Тип речевых ошибок в тексте Находить и исправлять речевые ошибки в тексте сочинения. Оценивать качество творческой работы. Обучающийся научиться:
- восстанавливать деформированные тексты
- применять правила правописания
Обучающийся получит возможность научиться:
- осознанно анализировать успешность участия в данном виде работы с текстом
33 Работа с деформированным текстом. 1 Тип речевых ошибок в тексте Находить и исправлять речевые ошибки в тексте сочинения. Оценивать качество творческой работы. Обучающийся научиться:
- восстанавливать деформированные тексты
- применять правила правописания
Обучающийся получит возможность научиться:
- осознанно анализировать успешность участия в данном виде работы с текстом
34 Редактирование сочинения. 1 Тип речевых ошибок в тексте. Находить и исправлять речевые ошибки в тексте сочинения Обучающийся научиться:
- восстанавливать деформированные тексты
- применять правила правописания
35 Распространение предложений. 1 Лексические средства языка. Редактирование нераспространённых предложений. Обучающийся научиться:
- восстанавливать нераспространенные предложения;
- применять правила правописания
Обучающийся получит возможность научиться:
- осознанно анализировать успешность участия в данном виде работы с предложениями.
36 Урок самоконтроля. 1 Основные понятия, изученные на уроках в 3 классе. Работа в группах. Обучающийся получит возможность научиться:
- обосновывать свою точку зрения, аргументировать её с точки зрения ситуации общения.