Доклад на тему: Интегрированный подход к совершенствованию коммуникативных и лингвистических навыков при изучении русского языка

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ЛУГАНСКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ
«СТАХАНОВСКАЯ СПЕЦИАЛИЗИРОВАННАЯ ШКОЛА I-III СТ. № 3 »















Доклад на тему:
«Интегрированный подход к совершенствованию коммуникативных и лингвистических навыков при изучении русского языка»














Подготовила учитель:
Пшеничная Т.В.









2017

Одним из главных вопросов современной методики преподавания остается поиск образовательных резервов, которые могли бы обеспечить совершенствование подготовки интеллектуально развитой личности.
Один из таких путей был найден давно: еще в 17 веке Ян Амос Каменский говорил о необходимости интегрированного подхода в обучении. Данная идея является актуальной в любые времена, ведь именно благодаря интеграции появляется возможность формирования у обучающихся целостного представления о мире, повышение их интеллектуального уровня, развития интереса к учебе. Интегрированные уроки расширяют рамки обычного урока, его информативную емкость, а значит, увеличивается возможность развития творческих способностей каждого ученика.
Интегрированный урок - любой урок со своей структурой, если для его проведения привлекаются знания, умения и результаты анализа материала методами других наук, других учебных предметов.
Интегрированные уроки развивают потенциал самих учащихся, побуждают к активному познанию окружающей действительности, к осмыслению и нахождению причинно-следственных связей, к развитию логики, мышления, коммуникативных способностей. В большей степени, чем обычные, они способствуют развитию речи, формированию умения сравнивать, обобщать, делать выводы.
Форма проведения таких уроков нестандартна, увлекательна. Использование различных видов работы поддерживает внимание учеников на высоком уровне, что позволяет говорить об их развивающей эффективности.
Они снимают утомляемость, перенапряжение учащихся за счет переключения на разнообразные виды деятельности, резко повышают познавательный интерес, служат развитию воображения, внимания, мышления, речи и памяти школьников.
Интеграция дает возможность для самореализации, самовыражения, творчества учителя, способствует раскрытию способностей его учеников.
Какие задачи могут решать интегрированные уроки:
информационную (поиск, анализ и отбор необходимой информации, ее преобразование, сохранение и передача; владение современными информационными технологиями);
коммуникативную (знание языков, способов взаимодействия с окружающими и удаленными событиями и людьми; навыки работы в группе, коллективе, владение различными социальными ролями),
социокультурную (познание и опыт деятельности в области национальной и общечеловеческой культуры; духовно-нравственные основы жизни человека и человечества, отдельных народов) ;
учебно-познавательную (элементы логической, методологической, общеучебной деятельности; планирование, анализ, рефлексия, самооценка;)
культуроведческую (формирование русской языковой картины мира).
Интересным является взгляд В.А. Сухомлинского на интеграцию, который считает, что нужно знакомить детей с каждым предметом в его связи с другими, «открыть его так, чтобы кусочек жизни заиграл перед детьми всеми красками радуги». Этим восстанавливается естественно-природный процесс познания мира учащимися. Познавательная деятельность ученика возможна лишь там, где созданы определённые условия для её развития. И в этом огромную роль играет интеграция учебного процесса
Интеграция предметов в современной школе - одно из направлений активных поисков новых педагогических решений, способствующих развитию творческих потенциалов педагогических коллективов и отдельных учителей с целью более эффективного воздействия на учащихся.
Смысл использования межпредметных связей заключается в том, что в урок включается эпизодически материал других предметов, но при этом сохраняется самостоятельность каждого предмета со своими целями, задачами, программой.
Структура интегрированных уроков отличается чёткостью, компактностью, сжатостью, большой информативной ёмкостью материала.
Каждый из таких уроков ведут два или более учителей-предметников. Материал таких уроков показывает единство процессов, происходящих в окружающем нас мире, позволяет учащимся видеть взаимозависимость различных наук.
Использование интегрированных уроков в преподавании русского языка сказывается и на качестве обучения. После внедрения интегрированного подхода можно наблюдать следующее:
- повышение мотивации и уровня знаний, умений и навыков.
- проявление самостоятельности и творческого подхода учащихся к выполнению задания;
- большая информативная ёмкость материала и его систематизация;
- способствуют развитию в большей степени, чем обычные уроки эстетического восприятия, воображения, внимания, памяти, мышления учащихся (логического, художественно-образного, творческого);
- способствуют повышению, роста профессионального мастерства учителя, так как требуют от него владения методикой новых технологий учебно-воспитательного процесса, осуществления деятельного подхода к обучению.
- активизируется познавательная деятельность учащихся, так как большинство интегрированных уроков включает в себя элементы проблемного обучения. Проблемное обучение является эффективным способом повышения интереса учащихся к урокам.
Интегрированный урок - эффективное средство формирования знаний в поле пересечения различных гуманитарных наук. Яркими примерами такого сочетания служат уроки литературы и истории, литературы и МХК, литературы и музыки, русского и английского языков, русского и математики, литературы и психологии, этики и т.д.
Так например, в 6 классе при изучении темы «Имя числительное» были также внесены элементы интеграции, что позволило объединить два предмета (русский язык и математику) на одном уроке. Ребята записывали в тетрадях решение задачи с устным объяснением, четко проговаривая числительные. Я корректировала речевые погрешности.. В ходе игры «Эксперт» при оценке учитывались правильный числовой результат и грамотное речевое объяснение. Таким образом, ребята пришли к выводу, что даже при работе на уроке математики, нужно следить за грамотностью в своей речи.
Интегрированным урокам присущи значительные педагогические возможности. Здесь учащиеся получают глубокие разносторонние знания об объектах изучения, используя информацию из различных предметов, по-новому осмысливают события, явления. Очень важным моментом является психологическая совместимость преподавателей, которые вместе готовят, а затем проводят интегрированный урок. Без взаимной поддержки, взаимопонимания и дополнения друг друга интегрированный урок не получится.
Интегрированные уроки – необычные по замыслу, организации, методике проведения – больше нравятся учащимся, чем традиционные учебные занятия, поэтому практиковать такие уроки следует всем учителям. Но они не могут стать главной формой работы из-за неизбежно возникающей при этом проблемы недостатка времени на подготовку, перегрузки учащихся и педагогов. Эффективность интегрированных уроков в большой степени зависит от высококачественной предварительной подготовки.
Поэтому целью работы учителей-филологов является формирование коммуникативных и лингвистических навыков учащихся посредством интеграции предметов с другими образовательными областями.
Формирование лингвистических навыков включает в себя знание основ науки о русском языке, усвоение понятийной базы учебного курса и формирование учебно-языковых умений работы с языковым материалом. Формирование коммуникативных навыков это знание основных понятий лингвистики речи, умения и навыки анализа текста и собственно коммуникативные  умения и навыки речевого общения применительно к различным сферам и ситуациям общения с учетом адресата и стиля речи. Формирование лингвистических и коммуникативных навыков являются одинаково важными задачами преподавания русского языка. При возрастающих требованиях к качеству подготовки специалистов, данные навыки становятся существенными квалификационными характеристиками.
Ведущими являются коммуникативные умения и навыки, поскольку они являются ключевыми, определяющими уровень владения языком. Формирование коммуникативных навыков – это основа практической деятельности человека в любой сфере жизни. В современном обществе особенно ощущается потребность во всесторонне грамотных людях, свободно владеющих навыками устной и письменной речи. Профессиональные, деловые контакты, межличностные взаимодействия требуют от современного человека универсальной способности к порождению множества разнообразных высказываний как в устной речи, так и письменной.
Обучение на уроках русского языка должно строиться с учётом необходимости формирования у учащихся различных коммуникативных умений и навыков:
– умения понять тему сообщения и её основную мысль; – полно или частично извлечь нужную информацию; – умения строить монологическое высказывание; – умения вести диалог; – умения отбирать языковые средства; – умения совершенствовать своё устное или письменное высказывание и т.д.
Речевая деятельность – это творческая деятельность, поэтому на уроках русского языка учитель должен умело менять устные и письменные задания для преодоления учениками трудностей.
Особое место в развитии устной и письменной речи учащихся принадлежит работа с художественным текстом. Существуют разные формы работы с текстом:
- комплексный анализ текста; - синтаксические «пятиминутки»; - лингвистические «почемучки»; - нестандартные задания по лексике или стилистике текста; - создание подобного текста; - редактирование текста; - создание миниатюры.
Не следует забывать и о работе с лингвистическими текстами на уроках русского языка, так как во время этой работы как раз и уделяется наибольшее внимание процессу говорения учащихся. В систему заданий с лингвистическими текстами могут входить и такие:
- выписать главную мысль в виде одного предложения (простого или сложного);
- составить план рассказа, план раздела, темы;
- составить словарь лингвистических терминов;
- подобрать примеры для теоретического материала, к параграфу;
- придумать сочинение по картинкам с лингвистическим заданием и т. д.
Развитию коммуникативных творческих способностей учащихся на уроках русского языка содействуют и дидактические игры. Например:
1. «Диктор». Прочитать текст, соблюдая орфоэпические нормы. 2. «Редактор». Исправить все речевые ошибки в тексте. 3. «Переводчик». Заменить в тексте все иноязычные слова русскими и т. д.
К нестандартными заданиям, которые активизируют мыслительную деятельность учащихся, можно отнести и такие, как:
1. Угадай слово по его описанию. Объясни, как это удалось сделать. «Архитектурные строения» пчёл. «Глаз» автомобиля. Орел, а не птица.
2. Какая пословица зашифрована? Объясни. Продукт, который маслом не испортишь.
3. Почему в приведенных играх слов оба случая написания правильны? Объясни.
Стукнете – стукните.
В «Песне о Соколе» - в «Песне о вещем Олеге».
Для понимания развития коммуникативной деятельности школьников необходимо учитывать два основных подхода к построению общения: монологический и диалогический. Диалог является высшим, собственно личностным уровнем общения, создающим наиболее благоприятные условия для проявления и развития личности. Именно готовность и способность к диалогу по праву считаются высшим уровнем развития коммуникативных навыков и должны быть приняты в качестве одной из приоритетных целей в образовании.
Коммуникативное развитие - это умение слушать, участвовать в коллективном обсуждении проблем и принятии решений, это стремление к сотрудничеству со сверстниками, это свободное общение на русском языке.
Таким образом, усовершенствовать коммуникативные и лингвистические навыки обучающимся при изучении русского языка помогут учителя-филологи посредством интеграции изучения русского языка с другими предметами.
Для учителя-словесника интегрированное обучение становится прекрасной возможностью не только дать учащимся системные филологические знания, но и совершенствовать свое педмастерство, экспериментируя с разными уровнями интеграции как предметных знаний, так и технологий, форм и методов обучений.