Воспитательная работа учителя технологии с различными категориями обучающихся


Воспитательная работа с разными категориями обучающихсяПотребность в образовании лежит в каждом человеке…
Лев Николаевич Толстой
Ребенок – существо разумное, он хорошо знает
потребности, трудности и помехи своей жизни
Я. Корчак
Общество постоянно предъявляет к образовательной сфере новые требования. Это определяется изменением взглядов на понятие «образованный человек». Но уровень физического, психического, интеллектуального развития школьников различен. Именно поэтому для формирования личности необходимо учитывать особенности и создавать равные условия для развития каждого ребенка.
Как учитель-предметник и как руководитель ШМО предметов художественно – эстетического цикла работаю над методической темой «Совершенствование и повышение доступности и качества образовательных услуг школы в условиях модернизации образования». Основной целью является создание благоприятных условий, способствующих установлению равного доступа к полноценному и качественному образованию разным категориям обучающихся в соответствии с их способностями, индивидуальными склонностями и потребностями. Вся работа основана на построении образовательного пространства, направленного на развитие личности ребенка, достижения определенного уровня образованности.
Приоритетные направления воспитательной работы с разными категориями обучающихся представлены в планировании работы ШМО. Среди основных направлений работы –
Поддержка одаренных, талантливых детей, их педагогическое сопровождение в период
обучения.
Поддержка детей с проблемами в развитии, в семье.
В своей работе с различными категориями обучающихся придерживаюсь основных принципов: индивидуальный подход; опора на положительные стороны личности ученика; объективность; конфиденциальность, равноправие стартовых возможностей для каждого ученика.
В содержание работы входят следующие направления: системное изучение индивидуальных особенностей личности, установление профессионального (личностно-делового) контакта, взаимодействия; социально-педагогическое управление способами активизации самостоятельности личности в процессе ее самореализации; социально-педагогическая поддержка личности в проблемных ситуациях; вовлечение учащихся в различные виды учебной и внеурочной деятельности.
Потребность общества в неординарных творческих людях ставит на первое место раннее выявление, обучение, поддержку одаренных и талантливых детей. Работа с такими детьми в нашей школе проводится в системе уже несколько лет. Для меня такая работа начинается с изучения их способностей, без этого нельзя выстроить систему работы. На уроках, внеклассных мероприятиях, индивидуальных занятиях необходимо выявить те качества, которые необходимо развивать в дальнейшем. В работе с одаренными детьми использую дистанционное обучение, как одну из эффективных форм, которая осуществляется с помощью личного сайта учителя http://tecschool.ru/ и страницы в Контакте. Так же в школе создано научное общество учащихся «ИсТО» (далее НОУ), руководителем которого являюсь три года. Ученики - участники НОУ ежегодно занимают призовые места на конкурсах различных уровней: выступают с докладами, публикуют работы, проводят информационно - просветительскую работу с учащимися по различным актуальным проблемам. Школьная конференция исследовательских и проектных работ учащихся, которая проводится ежегодно, привлекает внимание все учеников школы независимо от учебных способностей.
Фотографии конференции в фотоальбоме на сайте школы. Информация о работе НОУ, проведенных конференциях размещена на сайте школы. http://kch-school7.ucoz.ru/news/.
В разделе «Конкурсные работы» представлены лучшие проекты, выполненные моими ученицами.
Ежегодно в школе проводится школьная олимпиада по технологии, лучшие участники приглашаются на муниципальный этап олимпиады, на котором занимают призовые места. Уже несколько лет принимаем с девочками активное участие во всероссийских дистанционных олимпиадах и конкурсах, по результатам которых, многие награждены дипломами победителей и призеров. На учебных занятиях одаренные дети выступают в роли помощников – консультантов для слабоуспевающих или пропустивших занятия по болезни, что является активизацией познавательной деятельности всех учеников.
Одаренные дети, как и многие другие, воспитываются не всегда в благополучных семьях. Почти одна треть всех моих учениц (количество обучающихся 108) из неполных семей или семей, где родители не занимаются должным воспитанием, имеют проблемы в отношениях со своими детьми.
Дополнительная работа с данными детьми проводится с использованием следующих методов форм: учет и контроль; проведение бесед с целью выяснения причин их негативных поступков, и как следствие – помощь в устранении этих причин; индивидуальное консультирование с целью помочь ребенку выговориться, разгрузить его морально и психологически; включение ребенка на учебном занятии в различные виды деятельности с целью помочь ему найти в себе положительное и развить его; привлечение к работе классных руководителей; установление контакта с семьей; организация внеклассных мероприятий, позволяющих детям проявить свои позитивные качества; индивидуальный подход на учебных занятиях; сетевое взаимодействие.
 Для улучшения качества знаний на уроках  применяю  различные педагогические технологии: дифференцированного и индивидуального обучения, проблемного и интерактивного обучения. Использование данных технологий помогает гармонически развивать личность учащихся, постепенно повышать качество знаний школьников. На уроках осуществляется дифференцированный подход к обучающимся. Использую в работе задания развивающего и творческого характера, которые способствуют формированию устойчивого интереса к предмету. Осуществляется мониторинг знаний по предмету, позволяющий отслеживать  результативность работы с разными категориями учащихся. Анализирую результаты контрольных работ, тестирования, отслеживаю динамику качества знаний.
Особое внимание в работе со слабоуспевающими учениками уделяю организации и проведению внеклассных мероприятий. Если ученик не обладает высокими учебными способностями, то он имеет возможность проявить себя в любой творческой работе, которая проводится в течение года или в рамках проведения мероприятий предметной декады: изготовить изделие на выставку, блеснуть талантами на концерте, провести игру для малышей, принять участие в акции, изготовить подарок и многое другое. Все это создает условия для повышения самооценки и оценки ученика сверстниками, учителями, родителями, в конечном итоге повышает мотивацию к изучению предмета и развитию своих способностей. Работа с девочками, стоящими на внутришкольном контроле, проводится совместно со школьным психологом и социальным педагогом. Кроме этого проводится индивидуальная работа, консультации с родителями учеников, которые имеют проблемы в обучении или поведении.
Все ученицы, в зависимости от индивидуальных способностей, потребностей, возможностей могут посещать занятия кружков «Мастерица» и «Мягкая игрушка», которые проводятся ежегодно и на которых уделяется внимание не только изготовлению изделий, но и проводится психологическая индивидуальная работа.
Несколько лет вела уроки в классах компенсирующего обучения. Для таких классов разработаны и реализовывались рабочие программы по технологии. Программа для 9 класса
опубликована на личном сайте учителя ИНФОУРОК - учительский сайт/Ширяева Галина Михайловна. Работа с такими детьми требует не только индивидуального подхода, но и тактичного отношения, уважения, доброты и понимания.
В нашей школе дети с ограниченными возможностями здоровья обучаются по индивидуальному плану, но с введением инклюзивного образования такие ученики смогут в будущем посещать занятия в обычном классе. Для работы в классах с такими детьми необходима серьезная подготовка учителя. Началом такой подготовки считаю модульные курсы в педагогическом университете «Первое сентября» по темам «Инклюзивное образование: история и современность», «Специальные образовательные условия инклюзивной школы», «Адаптированная образовательная программа как условие получения образования ребенка с ОВЗ», «Педагог инклюзивной школы: новый тип профессионализма», которые, при необходимости, пригодятся мне в работе.
Результатом своей работы с различными категориями обучающихся, которая строится на основе индивидуально – личностного подхода в обучении считаю: создание условий для выявления, поддержки и развития одаренных детей, их самореализации в соответствии со способностями; обеспечение каждому ребенку стартовых возможностей в реализации интересов; позитивная динамика учебных результатов, повышение качества обучения; стимулирование мотивации развития способностей у всех категорий обучающихся; увеличение числа детей, принимающих активное участие во внеурочной работе по предмету; доверительные, уважительные взаимоотношения учителя и учеников.