Здоровьесберегающие технологии и профилактика нарушений осанки в работе с детьми по плаванию.


«Здоровьесберегающие технологии и профилактика нарушений осанки вработе с детьми по плаванию».
Плавание является важным средством физического воспитания и относится к наиболее массовым видам спорта. Плавание как спорт наиболее соответствует детскому возрасту, так как оно является прекрасным средством закаливания и повышения стойкости организма и другим изменениям внешней среды. Плавание, как физическое упражнение, гармонично развивающее и укрепляющее организм человека, и особенно детей, способствует увеличению его двигательных возможностей и улучшению качества движений, необходимых ему в повседневной жизни.
Детский спорт рассматривается в нашей стране как мощный фактор общего развития организма и укрепления здоровья детей и подростков.
В результате исследований вы явлено, что среди детей дошкольного и школьного возраста практически здоровыми признаются около 14-15%. Уже в дошкольном возрасте у многих детей обнаруживаются хронические заболевания, которые выявляются и в дальнейшей жизни. И в первую очередь это относится к заболеваниям позвоночного столба (нарушение осанки).
У детей со слабо развитыми мышцами, связками и костным скелетом в случае непринятия своевременных профилактических мер может сформироваться неправильная осанка - сутулость, круглая спина, вогнутая грудь.
Отмеченные недостатки могут быть и врожденными (врожденная мышечная слабость, плоскостопие и прочие костно-мьппечные изменения) или развиваться в результате перенесенных в раннем возрасте заболеваний (рахит, детские параличи, ослабляющие организм инфекции).
Чаще всего такие недостатки возникают в результате неправильной позы, т.е. неправильного положения тела во время сна, при сиденье за партой, столом и т.п. Неправильная осанка-это начало искривлений позвоночника. Если вовремя не обратить внимания на устранение дефектов осанки, то «сутулость» будет из года в год нарастать, усиливаться и может закончиться стойки нарушением нормальной формы позвоночника, т.е костно-мышечной деформацией.
Неправильная осанка и поза предрасполагают к образованию впалой грудной клетки, а это влечет за собой неправильное, поверхностное дыхание, обусловливающее склонность к легочным заболеваниям, к вялости кишечника, слабости мышц спины и живота. Все это в конечном итоге приводит к задержке нормального физического развития, к понижению физической и умственной работоспособности ребенка, к более быстрой утомляемости при занятиях в школе и дома.
И мы педагоги, тренера, легко можем предупредить дефекты осанки, не доводя их до патологического развития, если соблюдать гигиенические правила на занятиях, досуге школьников, обращать должное внимание на физическое воспитание детей.
Самым лучшим средством развития правильной осанки, предупреждения искривлений является физическая культура, использование зимних и летних видов спорта (коньки, лыжи, походы, экскурсии, туризм и т.п.) и конечно, плавание.
В течение двух лет я занималась с детьми с проблемами в развитии костно-мышечной системы - водная среда является наиболее безопасной для детей с нарушением осанки. Добиться большей подвижности в суставах моим детям помогают упражнения на гибкость, выполняемые не только на суше, но и воде, поскольку выталкивающая сила воды обеспечивает пассивное растягивание, а любое сопротивление воды стимулирует деятельность сердечнососудистой и дыхательной систем, повышается жизненная емкость легких.
На занятиях я учу детей, управлять телом и овладевать новыми навыками, сохранять равновесие и возвращаться в положение равновесия, управлять центром тяжести и
предотвращать нежелательные движения; удерживать тело на поверхности воды. Развить эти навыки помогает выполнение разнообразных гребковых движений. Очень важен закаливающий эффект водной среды. Наблюдая за своими детьми, за их играми в бассейне, я вижу, что физическая нагрузка в воде превышает аналогичную на суше и дети непроизвольно самостоятельно регулируют ее.
На своих занятиях я с такими детьми использую общеразвивающие упражнения с предметами и без предметов - специальные упражнения для развития и укрепления мышечно-связочного аппарата (укрепление мышц спины, живота, плечевого пояса, нижних и верхних конечностей). Даю специальные упражнения против сутулости для формирования правильной осанки: это потягивание и распрямление тела с подниманием на носки, с различными движениями рук, упражнения на скамейке. При правильной организации на занятиях плавание оказывает на детей трехстороннее положительное воздействие:
Это 1 .оздоровительное
2. воспитательное
3 .образовательное
Также на занятиях я ставлю задачи:
Это 1 .воспитание гармонически развитого ребенка.
укрепление здоровья.
воспитание волевых качеств.
развитие физических качеств: быстроты, силы, ловкости, гибкости, выносливости. Таким образом, занятия на воде представляют такой процесс, где решаются задачи образовательные, воспитательные и развивающие. Решение образовательных задач вооружает учащихся знаниями, умениями и, навыками выполнения физических упражнений. Решение оздоровительных задач предусматривает обеспечение возможного физического развития и физической подготовленности, формирование осанки и обеспечение на занятиях наилучших условий для оздоровительного влияния упражнений на организм. Решение воспитательных задач обеспечивает положительное влияние занятий физическими упражнениями на развитие морально - волевых качеств личности учащихся.
На сегодняшний день актуальность данной программы очевидна, так как она имеет оздоровительно-закаливающий характер через забнятия плаванием, что немаловажное значение имеет для устранения современной, городской гиподинамии.
И нам надо задуматься, что речь идет о наших детях, которые должны развиваться и умственно, и физически. А это означает, что физическая культура должна вместить в себя средства и способы оздоровления и улучшения работоспособности, с помощью которых в течение всей жизни можно поддерживать организм в наилучшей физической форме. В этом я вижу свою главную задачу.