Обмен опытом по реализации воспитательной деятельности в условиях внедрения ФГОС.
Реализация воспитательной деятельности в условиях внедрения федеральных стандартов второго поколения.
Мокрищева С.В.
учитель начальных классов, педагог- психолог
МБОУ «СШ № 143»
г. Красноярска
Два мира есть у человека.
Один, который нас творил,
Другой, который мы от века
Творим по мере наших сил. Николай Заболоцкий
При рождении каждый человек получает что-то своё, особенное, что сопровождает его всю жизнь. Будет ли это озорной «маленький чертёнок» или великолепный «красавец лебедь», точно сказать никто не может. Глядя на подрастающее поколение, понимаешь важность духовно- нравственного воспитания.
Постижение законов восхождения к высотам духовного богатства и величия – это постижение новейших из наук – гармония личности. Сложность и подлинная красота этой науки заключена в гармонии миллионов, в гармонии каждого. И только тогда, когда этим преобразующим порывом созидания своего Я буден захвачен каждый, возможен переход в новое социальное качество, только на этой основе строится духовно- нравственное воспитание.
Правительством России утверждена «Концепция модернизации российского образования». Воспитание рассматривается в Концепции «как первостепенный приоритет в образовании». Цитирую конкретнее решение Правительства России: «Воспитание должно стать органичной составляющей педагогической деятельности, интегрированной в общий процесс обучения и развития. Важнейшие задачи воспитания – это формирование у школьников гражданской ответственности, правового самосознания и духовности».
Федеральный государственный стандарт устанавливает, что программа воспитания и социализации должна быть направлена на духовно-нравственное развитие обучающихся на основе их приобщения к национальным российским ценностям, ценностям своей этнической, конфессиональной и/или культурной группы, общечеловеческим ценностям в контексте формирования у них идентичности гражданина России.
Под «духовно-нравственным воспитанием» понимается процесс содействия духовно- нравственному становлению человека, формирование у него нравственных чувств, нравственного облика и готовность к преодолению жизненных испытаний.
Детство всегда с надеждой обращено в будущее, как бы ни было беспощадно настоящее. И дети, как правило, ждут, чтобы взрослые показали им путь, который определит им жизнь. Призовем ли мы их к Свету или оставим во тьме неведения? От этого зависит наш завтрашний день.
Из страны детства все мы уходим в большую жизнь, насыщенную радостью и страданием, минутами счастья и горя. Способность радоваться жизни и умение мужественно переносить трудности закладывается в раннем детстве. Дети чутки и восприимчивы ко всему, что их окружает, а достичь им нужно очень многого. Чтобы стать добрыми к людям, надо научиться понимать других, проявлять сочувствие, честно признавать свои ошибки, быть трудолюбивыми, удивляться красоте окружающей природы, бережно относиться к ней. Конечно, трудно перечислить все духовно-нравственные качества человека будущего общества, но главное, что эти качества должны закладываться сегодня.
И мы с вами уже сегодня должны задумываться о завтрашнем дне наших подопечных. Что ждет их впереди, какими людьми они вырастут, смогут ли донести до следующего поколения общечеловеческие ценности. Огромная роль в духовно-нравственном становлении личности младшего школьника принадлежит, конечно, учителю.
Хочется поделиться опытом использования социальной акции, для духовно-нравственного воспитания младших школьников. Основная задача использования в работе социальных акций, это воспитывать в детях доброту, щедрость души, уверенность в себе, умение наслаждаться окружающим миром. Дети, пришедшие за парты уже не те, что были 50, 30, даже 10 лет назад. Они более активны и осведомлены, как им кажется, чуть ли не во всех областях жизни, они смелее и самоувереннее. Нередко у многих детей мы встречаем переоценку своей поверхностной информированности, пренебрежение к авторитету и мнению других, замечаем неумение чувствовать и нежелание задумываться. Поэтому уже в первом классе, первого сентября я рассказываю детям сказку о добром и злом гномике.
Сказка-притча о добром и злом гномике. В сердце каждого человека при рождении поселяются два гномика, один из которых добрый, хороший, а другой злой и плохой. Разумеется, добрый гномик помогает совершать хорошие поступки, побуждает на добрые дела, а плохой старается сделать плохо не только своему хозяину, но и окружающим его людям. Так вот, когда ребенок дарит радость близким, помогает старым и больным, когда он добр к окружающим – здоров и счастлив хороший гномик, а когда ребенок грубит, обижает друзей, не помогает родителям, не трудится – весел и доволен плохой гномик, и очень страдает добрый…
От того, какому из гномиков мы стараемся помочь больше, и зависит, какими людьми мы вырастем: хорошими или плохими.
Я желаю вам, чтобы в вашем сердце жили только добрые гномики.
И на протяжении всего обучения в начальной школе, проводя различные акции доброты, мы постоянно обращаемся к этой сказке, выясняя каждый раз какой из гномиков живет в нашем сердце. Конечно, может быть кто- то из вас улыбнется, услышав об этом, и даже подумает: «Ну и что в этом необычного?» Но поверьте мне, сказка, услышанная ребенком в первый, главный и единственный день его жизни, будет сопровождать его всегда и неважно, сколько ему будет лет, десять или все пятьдесят.
Любое общество заинтересовано в сохранении и передаче накопленного опыта, иначе невозможно не только его развитие, но и само существование. Сохранение этого опыта во многом зависит от системы воспитания и образования, которая, в свою очередь, формируется с учетом особенностей мировоззрения и социально-культурного развития данного общества. Духовно-нравственное становление нового поколения, подготовка детей и молодежи к самостоятельной жизни — важнейшее условие развития России. Разрешение проблем нравственного воспитания требует поиска наиболее эффективных путей или переосмысления уже известных.
Важной педагогической задачей формирования личности является выработка учащимися активной жизненной позиции, сознательного отношения к общественному долгу, единства слова и дела, нетерпимости к отклонениям от норм нравственности. В нравственном воспитании учащихся начальных классах весьма актуальным является формирование гуманных отношений между детьми, воспитание у них действенных нравственных чувств.
Решение этих задач предполагает осуществление в комплексе различных социальных акций и мероприятий, связанных между собой, как единая, комплексная акция «Духовно-нравственные традиции». Основной единицей, которой является социальная практика – педагогически моделируемая в реальных условиях общественно-значимая задача, участие в решении которой формирует у педагогов и учеников социальную компетентность и опыт конструктивного гражданского поведения и морального выбора. Социальные практики позволяют школьнику получать опыт нравственно значимого поступка, переводя содержание национальных ценностей в план общественно-значимой деятельности.
акция «Доброта»- изготовление подарков (дети изготавливают картины своими руками) и подготовка концертов для людей с ограниченными возможностями и престарелым людям.
Много интересного о прошлом они узнают от дедушек и бабушек, последние же помогают детям познать тайны природы.
А главное — они, эти прожившие долгую трудную жизнь люди, учат детей доброте. Доброта и любовь старших учат детей быть добрыми, отзывчивыми, внимательными к другим людям. Примеры доброты и милосердия мы видели во время трагических событий в нашей стране и радовались тому, как много в мире хороших людей.
акция «Пятиминутка радости» подготовка и выступление спектаклей для воспитанников ДОУ «Традиции воспитания».
акция «Дни доброго сердца».
в рамках создания здоровьесберегающей среды подготовка спектакля для учащихся 1-4 классов «Вернитесь, инопланетяне, мы станем лучшей из планет!»
Цель: Повышение общей культуры школьников по ведению здорового образа жизни.
Задачи: Создание условий для развития духовно- нравственного потенциала.
Формирование активной позиции здорового человека.
Профилактика вредных привычек, через театрализованное представление.
Акция « О ветеранах надо помнить всегда»
-подготовка концертов для ветеранов и тружеников тыла
-изготовление подарков
-посещение « Мемориала Победы»
Необходимым условием формирования нравственной сферы ребенка становится организация совместной деятельности детей, способствующая развитию общения и взаимоотношений детей друг с другом, в процессе которых ребенок усваивает социально-исторический опыт, получает представления о другом человеке и о самом себе, о своих возможностях и способностях.
акция «Улыбка» совместное с родителями выступление для учащихся первых классов и дошкольников (изготовление листовок «Заботься о здоровье»).
издание листка для семейного чтения «Традиции семейного воспитания»;
семейный праздник «Возвращение к таланту»;
участие в акции «Помоги пойти учиться»;
урок «Десять заповедей».
Хотелось бы сделать небольшое отступление и рассказать о том, как появился этот необычный урок. В своё время мне посчастливилось с первого по третий класс учиться у замечательного педагога Черкасовой Веры Николаевны. Через семь лет после окончания школы я вновь училась у этого педагога, только уже не писать и читать, а постигала азы мастерства нелегкой профессии учителя. Вера Николаевна вела у нас педагогику. И очень часто преподавала не только теорию, а проводила открытые уроки. Тот необычный урок во втором классе «Десять заповедей» я помню до сих пор. Помню лица тех детей, которые смотрели на «моего» учителя. С того времени прошло много лет, но я помню тот урок, и стараюсь, чтобы и мои ребята через много лет пронесли по жизни те ценности, которым научила меня ещё «Моя учительница».
совместный досуг родителей и детей.
Одним из основных правил в работе с детьми по духовно-нравственному воспитанию я считаю правило «Вместе мы – сила!». Вся работа строится на организации совместной деятельности с семьёй. В воспитании детей семья не может быть заменена никаким другим социальным институтом, ей принадлежит исключительная роль в содействии становления детской личности. В семейном общении человек учится преодолевать трудности, в семье узнает, «что такое хорошо и что такое плохо». В семье рождается чувство живой преемственности поколений, ощущение причастности к истории своего народа, прошлому, настоящему и будущему своей Родины.
Итогом всех основных мероприятий и акций – является создание фильмов, которые позволяют еще раз ,нам , взрослым и детям вместе «прочувствовать» духовно- нравственные ценности.
Всё, о чём я говорила выше о духовно-нравственном воспитании, хорошо прослеживается в известной притче «Урок бабочки», которую я и положила в основу своей концепции по воспитанию подрастающего поколения. Это ещё одно из подтверждений, что новое – это хорошо забытое старое. Значит, базовые ценности не потеряны, а продолжают жить.
Урок бабочки. Однажды в коконе появилась маленькая щель. Случайно проходивший мимо человек долгие часы стоял и наблюдал, как через эту маленькую щель пытается выйти бабочка. Прошло много времени, бабочка как будто оставила свои усилия, а щель оставалась такой же маленькой.
Казалось, бабочка сделала все что могла, и что ни на что другое у нее не было больше сил. Тогда человек решил помочь бабочке, он взял перочинный ножик и разрезал кокон. Бабочка тотчас вышла. Но ее тельце было слабым и немощным, ее крылья были прозрачными и едва двигались. Человек продолжал наблюдать, думая, что вот-вот крылья бабочки расправятся и окрепнут, и она улетит. Ничего не случилось! Остаток жизни бабочка волочила по земле свое слабое тельце, свои нерасправленные крылья. Она так и не смогла летать. А все потому, что человек, желая ей помочь, не понимал того, что усилие, чтобы выйти через узкую щель кокона, необходимо бабочке, чтобы жидкость из тела перешла в крылья и чтобы бабочка смогла летать. Жизнь заставляла бабочку с трудом покидать эту оболочку, чтобы она могла расти и развиваться. Иногда именно усилие необходимо нам в жизни. Если бы нам позволено было жить, не встречаясь с трудностями, мы были бы обделены. Мы не смогли бы быть такими сильными. Мы никогда не смогли бы летать...Я просил сил…
А жизнь дала мне трудности, чтобы сделать меня сильным.Я просил мудрости…
А жизнь дала мне проблемы для разрешения.Я просил богатства…
А жизнь дала мне мозг и мускулы, чтобы я мог работать.Я просил возможность летать…
А жизнь дала мне препятствия, чтобы я их преодолевал.Я просил любви…
А жизнь дала мне людей, которым я мог помогать в их проблемах.Я просил благ…
А жизнь дала мне возможности.
Я ничего не получил из того, о чем просил. Но я получил все, что мне было нужно.
Качественное образование – это, прежде всего, становление человека. Обретение им себя, своего образа, неповторимой индивидуальности, духовности, творческого начала. Качественно воспитывать человека – значит помочь ему жить в мире и согласии с людьми, природой, культурой, цивилизацией.
Я чувствую себя самым счастливым человеком на земле. Потому что то, что я умею и знаю, я передаю чистым и юным созданиям – детям. Они смотрят на меня удивленными и распахнутыми глазами. И готовы творить вместе со мной, узнавать новое, интересное, видеть прекрасное.
Не вычеркнуть из памяти то время,
Когда с большим портфелем за спиной,
Перешагнули вы порог второго дома,
Он встретил вас улыбкой, добротой.
И в этом дружном, большом доме,
Где учат вас читать, писать,
Передо мной стоит глобальная задача
В вас Человека с большой буквы воспитать.
Беречь, любить, ценить природу,
Что сотворила Мать- Земля.
Быть милосерднее, чем кто-то,
Не быть жестоким никогда.
На праздник пожилого человека
Нарисовали мы картины, как смогли.
Кто птичку, дерево…
А кто- ночное небо.
Но главное, что рисовали от души.
Учиться научить детей.
Да это значимо.
Читать, писать, решать и умножать.
Но все же не забыть о главном –
Мне человека человеком воспитать.
Воспитательный процесс планируется и строится во взаимосвязи духовного и нравственного направлений, а внеклассная деятельность является логическим продолжением начатой на уроке работы. Мы постоянно вместе творим, выдумываем, восхищаемся прекрасным, дарим частичку добра окружающих нас людям.
Базовые ценности не локализованы в содержании отдельного учебного предмета, формы или вида образовательной деятельности. Они пронизывают весь учебный процесс, весь уклад школьной жизни, всю многоплановую деятельность школьника как человека, личности, гражданина. Система национальных ценностей создает смысловую основу пространства духовно-нравственного развития личности.
ЛИТЕРАТУРА
1. Григорьев Д.В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя/ Д.В. Григорьев, П.В. Степанов. – М.: Просвещение, 2010
2. Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование / под ред. В.А. Горского. – М.: Просвещение, 2010.
3. http://standart.edu.ru
4. http://fgos.isiorao.ru.
5. http:// orator.ru›pritcha_urok_babochki.html
6. http:// edu.mari.ru›ou_respub/sh14
7. Белоусова Т. Л., Бостанджиева Н.И., Казаченок Н.В. «Духовно-нравственное развитие и воспитание младших школьников» /Серия «Работаем по новым стандартам»,- М.:Просвещение 2011, ч.1,2.
8. Притча про бабочку. Социальная сеть работников...nsportal.ru›ВУЗ›Психологические науки›…/pritcha-o-babochke.