Статья ИННОВАЦИОННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В УСЛОВИЯХ ВНЕДРЕНИИ ФГОС ООО


Е.Г.ДерюжкинаМБОУ «Кощеевская СОШ», учитель ( с.Кощеево)
ИННОВАЦИОННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ
В УСЛОВИЯХ ВНЕДРЕНИИ ФГОС ООО
Знание только тогда становится знанием,
когда оно приобретено усилиями своей мысли, а не памятью.
Л. Н. Толстой
Перед современной школой сейчас возникает новая задача – формирование у учащихся универсальных способов деятельности как вариантов решения проблем в различных сферах и видах занятий. В первую очередь это практико-ориентированное образование. Решать задачу обеспечения качественного уровня работы со знаниями стало непросто, в первую очередь потому, что в условиях активной информатизации общества знание подверглось сильной девальвации. В результате не только ценность знаний, но и сама культура работы со знанием исчезает. Необходимо создать условия для развития у учащихся умений находить и обрабатывать информацию, добывать из неё необходимые знания, научить работать с альтернативными источниками информации, грамотно их оценивать, понимать их ложность и истинность. Стандарты второго поколения образования акцентируют внимание учителей на применение знаний. Продолжается переоценка устоявшихся стереотипов: знания в чистом виде сегодня неактуальны. Поэтому в методическом отношении на повестке дня современные технологии и формы обучения.
Учебные дисциплины «Русский язык» и «Литература», будучи одновременно и областью науки, и областью практической деятельности, предоставляют уникальные возможности для решения современных задач. Чтобы у ребёнка появился интерес к изучению русского языка и литературы, нужно планировать уроки с учётом того, чтобы они способствовали приобретению навыков самостоятельного поиска ответов на поставленные вопросы, умений анализировать факты, обобщать и делать логические выводы. На повестке дня компетентностный подход в образовании. В содержании современного образовательного стандарта по русскому языку и литературе компетентностый подход понимается как развитие и совершенствование разных видов компетенций: коммуникативной, языковой и лингвистической.
Коммуникативная компетенция – овладение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, умениями и навыками использования языка в различных сферах и ситуациях общения, соответствующих опыту, интересам, психологическим особенностям обучающихся.
Языковая и лингвистическая (языковедческая) компетенция – освоение знаний о языке как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, развитии и функционировании. Она включает общие сведения о лингвистике как науке и учёных-русистах; овладение основными нормами русского литературного языка, обогащение словарного запаса и грамматического строя речи обучающихся; формирование способности к анализу и оценке языковых явлений и фактов; умение пользоваться различными лингвистическими словарями.
Ориентация образовательного процесса на развитие этих компетентностей способствует социализации ученика, формированию в нём «внутреннего человека». Это возможно только в деятельности, в которую включён обучающийся, где он сам: а) ставит цели; б) концентрирует волевое усилие на достижение цели; в) рефлексирует ход и результаты своей работы.
Особый интерес представляют приёмы работы с текстом в технологии развитие критического мышления через чтение и письмо. Технология РЧКМП (critical thinkin) разработана в конце XX века в США (Ч. Темпл, Д. Стил, К. Мередит). В ней синтезированы идеи и методы русских отечественных технологий коллективных и групповых способов обучения, а также сотрудничества, развивающего обучения; она является общепедагогической, надпредметной.
Образовательные стандарты нового поколения заставляют нас по-новому взглянуть на само определение значение слова «чтение». Чтение следует рассматривать как качество человека, которое должно совершенствоваться на протяжении всей его жизни в разных ситуациях деятельности и общения. Не случайно Федеральные государственные образовательные стандарты начального и основного общего образования относит «овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами» к метапредметным результатам освоения учащимися основной образовательной программы в качестве обязательного компонента.
Это означает, что на каждом предмете должна вестись работа по формированию и развитию умений смыслового чтения. В 21 веке проблема чтения привлекает внимание теоретиков и практиков во всем мире. При этом под смысловым чтением понимается «осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели; извлечение необходимой информации из прослушанных текстов различных жанров; определение основной и второстепенной информации; свободная ориентация и восприятие текстов художественного, научного, публицистического и официально - делового стилей; понимание и адекватная оценка языка средств массовой информации».
Многолетний опыт показывает, что учащие при самостоятельном выполнении заданий допускают ошибки по причине непонимания формулировки задания. Поэтому учитель должен развивать умения вчитываться в задание, выделять ключевые слова в формулировке задания, т.е. развивать понимание смысла задания. Здесь важно научить детей схематично изображать порядок выполнения задания или инструкции с использованием разных знаков и символов, которые могут быть предложены учителем или детьми.
Формирование навыков смыслового чтения не должно ограничиваться только уроком. Ребёнок должен и самостоятельно работать с текстом, а далее сопоставить свою работу с работой других обучающихся. Например, он может самостоятельно составить вопросы к тексту, при этом и самому ответить на вопросы, а ответы подтвердить фрагментами текста; привести доводы, как в поддержку высказывания, так и его опровержения. Одним из лучших способов понимания утверждений автора является передача прочитанного утверждения своими словами. При этом свои слова – это не копия оригинала, а повторение авторской мысли в другой формулировке, которая будет являться рефлексией читателя на высказанные в тексте утверждения. Если человек владеет содержанием только в виде заученных формулировок, значит, он не осознал смысл прочитанного. Учащимся можно предложить следующие задания:
Переформулируйте правило, выводы , определения;
Представьте основное содержание текста в виде плана, схемы, таблицы;
Расскажите о собственном опыте, связанном с утверждением автора;
Приведите пример по теме высказывания.
При смысловом чтении особенно эффективны приёмы технологии «Развитие критического мышления через чтение и письмо» (РКМЧП): INSERT, тонкие - толстые вопросы, чтение с остановками, волшебный мешочек, зигзаг, приём ЗХУ, двучастный дневник. Именно они как нельзя лучше работают на формирование навыков смыслового чтения.
Дети мало читают научно-познавательную литературу, произведения русских и зарубежных классиков. На уроках развития речи нужно работать с текстами разных стилей, раскрыть особенности их построения, черты отличия от художественных текстов, показать приёмы работы с такими текстами. Предлагать школьникам читать не только «сплошные тексты», но и «несплошные». Содержание учебников требует, чтобы школьники умели вычитывать и обобщать информацию из таблиц, графиков, диаграмм.
Неотъемлемым компонентом смыслового чтения является конструктивное обсуждение изучаемого текста. Одним из эффективных методов являются дискуссии, упражнение в мастерстве мышления и коммуникации.
Обратим внимание на фрагмент урока по русскому языку в 5 классе.
Актуализация. Проверим своё умение слушать.
- Сейчас послушайте внимательно притчу, после чего ответьте, пожалуйста, на предложенные вопросы, которые лежат перед вами.
Каждому ученику выдан лист с учебными заданиями урока. (Притча о глухом, слепом и немом).
- А теперь посмотрите на вопросы, с помощью которых каждый из вас определит для себя, в какой мере умеет воспринимать новую информацию и осмысливать её.
Вопросы после прослушивания:
Сколько в тексте частей?
Как он называется?
С какой целью написан этот текст?
Кому он может быть полезен?
Касается ли вас нравоучительный характер притчи? (Учащиеся отвечают на вопросы)
ДИАГНОСТИКА.
- На 5-й вопрос ответьте в своих диагностических листах. Там вы видите незаконченную последнюю фразу из текста, которая не была прочитана. Восполните её, исходя из того, как вы поняли смысл текста.
Нужно помнить, что уши даны человеку, чтобы…. и ……, зрение, чтобы …. и…, а язык, чтобы …..и…… .Для самопроверки учащихся учитель зачитывает последнюю фразу.
Немало важно для овладения школьниками приёмами понимания текстов разных стилей и жанров, приёмами совершенствования техники чтения, умело использовать на уроке различные виды чтения. Основными видами чтения являются: ознакомительное, поисковое или просмотровое, изучающее и вдумчивое. Наиболее востребованный вид чтения - это вдумчивое (медленное, рефлексивное, художественное) чтение.  Оно заключается в овладении целым комплексом умений:
предвосхищать содержание текста по заголовку и с опорой на предыдущий опыт;
понимать основную мысль текста, прогнозировать содержание по ходу чтения;
анализировать изменения своего эмоционального состояние в процессе чтения и др.
По мнению психологов, процесс чтения состоит из трех фаз. В соответствие с этим и нужно строить работу с текстом. Во время первой фазы (предчтение)  целесообразно предложить следующие задания:
По названию текста предположите, о чём пойдёт речь в нём.
Познакомьтесь с ключевыми словами текста. Спрогнозируйте содержание текста.
Прочитайте текст и соотнесите его с первичным восприятием.
Вторая фаза (чтение) — это извлечение смысла, объяснение найденных фактов с помощью привлечения имеющихся знаний, интерпретация текста. Здесь происходит упорядочивание и классифицирование, объяснение и суммирование, различение, сравнение и сопоставление, группировка, анализ и обобщение, соотнесение с собственным опытом, размышление над контекстом и выводами. На этом этапе работы уместно применять такие задания, как чтение с пометками, чтение с вопросами, чтение с остановками, «Знаешь, это похоже на…», «Для меня сейчас важно…».
Третья фаза (постчтение) - это создание собственного нового смысла, то есть присвоение добытых новых знаний как собственных в результате размышления. Учащимся предлагаются задания: составить план, назвать проблему, «Продолжи тему, идею», «Древо предсказаний».
При смысловом чтении разрабатывается стратегия: «Знаю-Хочу знать-Узнал»
И в заключение хочется отметить, что современной школе необходимо повернуться лицом к проблеме формирования читательской грамотности, учить смысловому чтению, умению работать с информацией. Только тогда выпускник сможет смело смотреть в будущее, стать полноценным членом рождающегося на наших глазах информационного общества и реализовать свой человеческий потенциал.
ЛИТЕРАТУРА
1. Куропятник И.В. Чтение как стратегически важная компетентность для молодых людей// Педагогическая мастерская. Все для учителя. – 2012. – № 62. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования3. Сметанникова Н.Н. Обучение стратегиям чтения в 5 – 9 классах: Как реализовать ФГОС. Пособие для учителя/ Н. Н. Сметанникова. – М.: Баласс, 2011. 4. Львова С. И. Настольная книга учителя русского языка. 5-11 классы. / С.И. Львова, И. П. Цыбулько, Ю. Н. Гостева; [под ред. С. И. Львовой]. – М.: Эксмо, 2007.