Презентация Современные образовательные технологии на уроках географии
Современные образовательныетехнологии на уроках географии МБОУ СОШ № 79Малкина Елена Николаевна Цели образования XXI века: Учиться познаватьУчиться делатьУчиться житьУчиться жить вместе(Лозунг «ЮНЕСКО») «Общеизвестно, что нельзя двигаться вперед с головой, повернутой назад, а потому недопустимо в школе XXI века использовать неэффективные, устаревшие технологии обучения, изматывающие и ученика, и учителя, требующие больших временных затрат и не гарантирующие качество образования…» М. Поташник Современный урок Технология (греч. techne – искусство, мастерство) Урок – это «сценарий» действий учителя Современный урок географии – это форма технологической организации учебной деятельности Каждый урок построен с учётом принципа обучения деятельности! . Четкое видение деятельности ученика (проектирование урока) Организация взаимного действия (коллективные, парные и групповые формы) Организация самостоятельной деятельности при решении проблемных и творческих задач Четкая постановка перед учащимися учебных целей и задач Организация деятельности с УМК как с источниками информации Применение различных форм контроля, диагностика результативности Осмысление результатов деятельности на уроке Создание мотивационной установки к деятельности Признаки технологичной организации урока географии ПОНЯТИЯ, законы и закономерности, связи пространственные, временные, причинно-следственные, родовидовые Развернутое высказывание на основе содержания понятияРасскажите, что такое параллель.Составьте рассказ из пяти предложений на тему «Горы Земли» по ключевым словам: горы, горные породы, Анды, меридиан, Джомолунгма. Каждое слово употребите в отдельном предложении, не нарушая последовательности.Составьте рассказ из шести предложений на тему «Вулканы и землетрясения» по ключевым словам: вулкан, землетрясение, остров, лава, широта, горные породы. Каждое слово употребите в отдельном предложении, не нарушая последовательности. Упражнение «Формулирование определений»Дать определение предметам, объектам, процессам, явлениям, которое включало бы все существенные признаки его. Задание способствует развитию мышления, самостоятельности при составлении формулировок.УпражнениеПодберите к данному понятию родовое и видовое понятия из заданной совокупности. Ветер: 1. Снег; 2. Атмосферное явление; 3. Прохлада; 4. Пассат.Уголь: 1. Нефть; 2. Полезное ископаемое; 3. Шахта; 4. Бурый уголь. УпражнениеСоставьте как можно более длинную родовидовую цепь, например. посуда – чашка – кофейная чашка.Транспорт…(воздушный транспорт – пассажирский воздушный транспорт - самолет – турборективный самолет – ТУ-154).Океан…..Химия….Фауна…. или флора….. Упражнение «Выявление общих понятий»Методика заключается в подборе слов, имеющих общие признаки, логические связи с определенным обобщающим словом. Дано несколько обобщающих слов. К каждому из них из слов в скобках подобрать два слова более всего связанных с ними.1. Землетрясение (пожар, смерть, колебание почвы, шум, наводнение);2. Вулкан (лава, гора, форма рельефа, взрыв, гейзер).Упражнение «Исключение понятий»1. Секунда, час, год, вечер, неделя.2. Население, демография, смертность, иммиграция, эмиграция.Упражнение « Выражение мысли другими словами»Берется несложная фраза «На Камчатке произошло извержение вулкана». Надо предложить несколько вариантов передачи этой же мысли другими словами. При этом ни одно слово данного предложения не должно быть употреблено в других предложениях. Важно, чтобы не исказился смысл высказывания. Побеждает тот, у кого больше вариантов. Задание формирует умение оперировать словами, точно выражать мысли. Для того чтобы «научить работать с картой» (предметное умение), необходимо научить учеников устанавливать пространственные соотношения (ассоциации) (прием умственной деятельности).ЗадачаПользуясь физической картой мира, определите, где находятся горы АНДЫ. ДЛЯ этого выберите несколько разных ориентиров и предложите несколько вариантов ответов. Уточните географическое положение Анд, пользуясь политической картой мира.Анды находятся на западе Южной Америки;протягиваются с севера на юг вдоль западного побережья Южной Америки;вдоль Тихоокеанского побережья Южной Америки;находятся западнее Амазонской низменности;пересекаются экватором и южным тропиком;входят в состав Тихоокеанского вулканического кольца;… Синквейн – это стихотворение, которое требует синтеза информации и материала в кратких выраженияхПравила написания:Первая строчка – название темы в одном слове (существительное)Вторая строчка – описание темы в двух словах (прилагательные или причастия)Третья строчка – описание действия в трёх словах(глаголы или деепричастия)Четвёртая строчка – это фраза их четырёх слов, показывающая отношение к темеСиноним из одного слова, который повторяет суть темы ГеографияФизическая, экономическаяОписывает, исследует, прогнозируетНаука о прекрасной планетеЗемля Кластер.Первый этап работы: ученик выписывает на отдельный листочек всё то, что ему вспомнилось по данной темы. (Возникает некий хаос различных данных). Кластер.Второй этап работы: Предстоит выделить определенные основания, на которых будет происходить систематизация. Происходит разделение материала на отдельные блокиХаотичные записи объединяются в группы, в зависимости от того, какую сторону содержания отражает то или иное записанное понятие, факт… Устанавливаются и выражаются графически логические связи между блоками Понятие «кластер» переводится как «гроздь, пучок». Это способ систематизации информации, который используется на разных этапах работы Глобальныепроблемы Признаки Решение Причинывозникновения Последствия дляЧеловека и окр. среды Имеет всеобщеезначение ПодчинениеЗаконам природы ПознаниеЗаконовприроды Рациональноеприродопользование Уничтожение природы Классификация Сохранениемира Экологич. Сырьевая Медицин. Продовольств Энергетич. Имеютвзаимосвязь Решаютсяобщимиусилиями Не терпятотлагательств Военныедействия Потребностьв энергии Отсутствиездоровогообраза жизни Отходы,загрязнения Нехваткапродуктовпитания УвеличениеПотребленияресурсов Фиш-бон ПРИЧИНА ПРИЧИНА ПРИЧИНА ФАКТЫ ФАКТЫ ФАКТЫ ПРОБЛЕМА ВЫВОД Фиш-бон Трансграничные перемещения атмосферных загрязнений Загрязнение вод Мирового океана Медицинские проблемы Авария в Чернобыле, вулкан в Исландии Авария в Мексиканском заливае Эпидемии птичьего и свиного гриппа Экологические проблемы порождаютпроблемы между странами Экологические проблемы расширяются и имеют глобальный характер Приём «Верно – не верно» 1) На доске написаны верные и не правильные утверждения по новой теме;2) Учащиеся ставят знак «+» там где они считают утверждение правильным и знак «-» там где по их мнению оно не верно Верно – не верноУрок 9 класс «Транспорт России» Автомобильный транспорт самый быстрый и дорогостоящий вид транспортаКаботажными называются перевозки грузов морским транспортом между портами одной страныМетро относится к наземным видам транспортаНаиболее экологически чистым видом транспорта является водный транспортВ России очень много незамерзающих портовВ восточной части России густота транспортной сети больше чем в западной «Таблица аргументов» Учитель даёт аргументы, а учащиеся должны их опровергнуть или подтвердить фактами из текста или лекции учителя Аргумент Почему «да» Почему «нет» Магеллан является первым кругосветным мореплавателем Фернан Магеллан задумал, организовал кругосветное путешествие и руководил им большую часть пути Завершил путешествие Хуан Себастьян Элькано Приём «Таблица аргументов»
Аргумент Почему «да» Почему «нет» Технический прогресс ведёт к гибели цивилизации Экологические проблемы Улучшение условий жизни Результаты «слабые» ученики чувствуют уверенность в своих силах; «сильные» ученики ощущают необходимость и пользу в помощи товарищу; умение взять ответственность на себя, умение детей самостоятельно решать небольшие, проблемы, самостоятельно исследовать их, стремление аргументировать свои решения; более легкое и прочное усвоение программного материала; доброжелательное отношение друг к другу; тщательность и добросовестность в выполнении роботы; умение работать с разными источниками информации; умение организовать не только свою работу, но и работу по парам (в группах). «География может и должна стать одним из самых увлекательных школьных предметов. При этом важно делать особые акценты на изучении природного наследия России, вопросах экологии, рационального природопользования, охране редких видов животных и растений» (В.В.Путин) Съезд РГО (ноябрь 2014 г.)