Методическая разработка урока русского языка на тему Обособленные члены предложения 8 класс
Методическая разработка проведения
обобщающего урока по русскому языку в 8 классе
на тему
«Предложения с обособленными членами»
Цель урока: закрепление сведений об обособленных членах предложения, выработка умения правильно использовать их в тексте, различать обособленные члены предложения между собой и обособлять их.
Работа по развитию речи: практическое применение предложений с обособленными членами при написании сочинений.
Повторение: написание Н и НН в причастиях и отглагольных прилагательных.
Ход урока:
Устный опрос.
Орфографическая работа на доске и в тетрадях.
Проверка индивидуальных работ.
Синтаксический разбор предложения на доске и в тетрадях.
Диктовка с последующей проверкой на оценку.
Самостоятельная работа по вариантам.
Сочинение-миниатюра по картинкам с заданием.
Писатель пользуется общепринятыми словами, но, мастер своего дела, он умеет поставить слово в ряду других, чтобы оно звучало неожиданно, веско, ново.
Поколение за поколением воспитывалось на сказках Андерсена, радуясь, негодуя, сочувствуя.
Взыскательный художник, Крылов кропотливо работал над каждой строкой.
Книги Антуана де Сент-Экзюпери, поэта, мыслителя и пилота, написаны с безмерной любовью к жизни, с чувством великой ответственности перед людьми.
Н. Гоголь, вдохновенный мастер поэтического слова, создал произведения, покоряющие читателя правдивостью своих образов.
А. Грин создал мир счастья, полета, упоения, задумчивости и многого другого, всегда яркого и глубокого, всегда необыкновенно благородного, крылатого.
I. К устному опросу дети готовились заранее по вопросам, данным в учебнике в конце темы. Поэтому учитель может спросить любого, но лучше выслушать наиболее слабых учеников, исходя из легкости вопросов:
1). Какие члены предложения называются обособленными?
2). Какие члены предложения выступают в роли обособленных?
3). Что общего между ними?
4). Рассказать о знаках препинания при:
-обособленных определениях (примеры);
-обособленных приложениях (примеры);
-обособленных обстоятельствах (примеры).
II. Орфографическая работа проводится на каждом уроке, не исключая и обобщающего. Принципы подбора слов могут быть самыми разнообразными: повторение недавно изученных орфограмм, слова, в которых чаще всего допускаются ошибки, так называемые «словарные» слова, работа «По следам моих ошибок» и т.д. На данном уроке слова подобраны по теме «Н и НН в причастиях и отглагольных прилагательных».
Собранный урожай, вязаные варежки, иллюстрированный журнал, тканный золотом узор, прочитанная книга, вареное яйцо, выжженная степь, крашеные стены, застекленная веранда, кошенный по росе.
III. Для индивидуальной работы заранее на крыльях доски написаны по 3 предложения, в которых учащимся предлагается расставить знаки препинания и устно объяснить, чем данное предложение осложнено, подчеркнуть обособленные члены. Это задание выполняют 2 ученика из класса, в то время когда весь класс в тетрадях и один учащийся на доске под диктовку учителя пишут орфографическую работу.
Предложения для индивидуальной работы:
Проверка этого индивидуального задания происходит после написания орфографического диктанта. Оценивается не только правильность расстановки знаков препинания, но и грамотность монологической речи учащихся, обосновывающих свой ответ.
IV. Синтаксический разбор предложения. Один ученик на доске, все остальные в тетрадях записывают под диктовку:
«Сергей Иванович долго глядел на желтую ниву, согреваемую солнцем, проводил глазами длинную вереницу журавлей, плывших в лазуревом поднебесье, и повернулся лицом ко мне».
Задание: дать письменно полную характеристику предложения, разобрать по членам с указанием частей речи.
V. Диктовка с последующей проверкой на оценку. Трудные фамилии написаны на доске.
«24 января в 4 часа 30 минут пополудни у Комендантской дачи, расположенной на Черной речке, остановились почти одновременно двое саней. Данзас, секундант Пушкина, и д’Аршиак, секундант Дантеса, отправились отыскивать удобное место, найденное в метрах полутораста от дачи. Крупный и густой кустарник, окружавший здесь площадку, мог скрывать от глаз оставленных на дороге извозчиков, что здесь происходило. Избрав это место, секунданты утоптали снег ногами на пространстве, нужном для поединка, и позвали противников. Данзас, махнувший шляпой, подал сигнал, и противники стали сходиться».
VI. На доске написаны предложения для работы по вариантам:
1). Труд, лучшее лекарство от многих недугов, делает человека здоровым, сильным и красивым.
2). Слава, добытая в бою и заработанная в труде, не гаснет, не ржавеет, не забывается.
3). Народ, несмотря на трудную жизнь, стремился к красоте, выливал избыток творческих сил в сплетение кружев, вышивки, в расцветку солонки, ковша или блюда.
4). Да, жизнь тогда лишь будет хороша,
Когда весь долгий путь твоя душа
Пройдет, не надломясь, не исказясь,
С добром, с мечтой храня живую связь.
Задание: I варианту выписать предложения с обособленным обстоятельством, II – с обособленным определением и приложением.
В то время как дети заняты выполнением этого упражнения, учитель, проходя по рядам, проверяет предыдущую работу. Учитывая сложность продиктованного отрывка, внимание акцентируется на сильных учениках.
VII. На доске – картины, желательно, сюжетные. Они уже помогали ребятам в первом устном опросе (глядя на них, придумывались предложения для примеров). Теперь же ребятам предлагается написать сочинение-миниатюру, где должно быть не менее 2 предложений с обособленными членами.
Таким образом, все получают по 3 отметки за урок (учитель собирает тетради и оценивает 5, 6, 7 задания), кроме того, несколько человек получают дополнительные отметки за индивидуальные ответы, поправки, указание ошибок, работу на доске.
Подобный урок позволяет проверить работу всего класса и дать одинаковые задания на предложениях разной сложности. Каждый ученик выполняет индивидуальную и общую работу, приводятся в систему знания всего класса по теме «Предложения с обособленными членами».
Цель урока достигнута.
ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА
ОБОСОБЛЕННЫЕ ЧЛЕНЫ ПРЕДЛОЖЕНИЯ
Болотина Ирина Викторовна
ГБОУ СОШ № 10 г.о. Кинель Самарской области
Учитель
Русский язык и литература
8 класс
Урок № 80 «Обособленные члены предложения»
Русский язык: Учеб для 8 кл. общеобразоват. учреждений/ С.Г.Бархударов, С.Е.Крючков, Л.Ю.Максимов и др. – 30-е изд. – М.: Просвещение, 2010.
Цель урока: закрепление сведений об обособленных членах предложения, выработка умения правильно использовать их в тексте, различать обособленные члены предложения между собой и обособлять их.
Работа по развитию речи: практическое применение предложений с обособленными членами при написании письменных работ.
Организация деятельности обучающихся для формирования у них следующих УУД:
Познавательные: общеучебные, логические, постановка и решение проблемы.
Регулятивные: целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль, коррекция, оценка, волевая саморегуляция.
Личностные: самоопределение, смыслообразование, нравственно-этическая ориентация.
Коммуникативные: достижение общего уровня развития общения, интеракция, кооперация, интериоризация.
Тип урока: обобщение и систематизация изученного.
Формы работы учащихся: индивидуальная, групповая, общая.
Необходимое техническое оборудование: ПК, мультимедийный проектор.
СТРУКТУРА И ХОД УРОКА
Сведения об авторе
Фамилия, имя, отчество
( полностью)
Болотина
Ирина Викторовна
Район
Кинельский
Место работы
ГБОУ СОШ № 10 г.о. Кинель, Самарской области, город Кинель
Должность
учитель русского языка и литературы
Общая информация
Предмет
Русский язык
Учебно-методический комплект
Русский язык: Учеб для 8 кл. общеобразоват. учреждений/ С.Г.Бархударов, С.Е.Крючков, Л.Ю.Максимов и др. – 30-е изд. – М.: Просвещение, 2010.
Тема урока
Обособленные члены предложения
Тип урока
Обобщение и систематизация материала
Цель, задачи урока
Закрепление сведений об обособленных членах предложения, выработка умения правильно использовать их в тексте, различать обособленные члены предложения между собой и обособлять их.
Работа по развитию речи: практическое применение предложений с обособленными членами при написании письменных работ.
Необходимое оборудование
ПК, мультимедийный проектор
Планируемые результаты труда
личностные
Развитие индивидуальных познавательных способностей каждого ребенка
предметные
Овладение навыками работы с художественным текстом, повышение речевого мастерства, умение доказывать и обосновывать свое мнение.
Метапредметные
( регулятивные, познавательные, коммуникативные УУД)
Регулятивные УУД:
- формировать способность понимать учебную цель, давать оценку услышанному.
- осуществлять регулятивные действия самонаблюдения, самоконтроля, самооценки в процессе коммуникативной деятельности.
Познавательные УУД:
- формировать умение выбирать главное,
- анализировать поступки людей,
- доказывать правильность своего мнения,
- строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;
- осваивать термины и правила русского языка, оперировать ими Коммуникативные УУД:
- формулировать собственное мнение и позицию,
- формировать способность аргументировать и координировать ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности,
- формировать умение задавать вопросы,
- адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач.
Литература
1.Учебник Русский язык: Учеб для 8 кл. общеобразоват. учреждений/ С.Г.Бархударов, С.Е.Крючков, Л.Ю.Максимов и др. – 30-е изд. – М.: Просвещение, 2010.
2. Богданова Г.А. Тестовые задания по русскому языку: 8 кл. – М.: Просвещение, 2008.
№
Этап урока
Деятельность учителя
Деятельность
учеников
Формируемые УУД
Поз-
на-
ва-
тель-
ные
Регу-
ля-
тив-
ные
Лич-
ност.
и
ком-
муни-
катив.
1.
Организационный момент
Приветственное слово учителя
Приветствие учащихся
+
2.
Устный опрос
Задаются вопросы об обособленных членах предложения: определении, обстоятельстве, приложении (См. № 1 Приложения)
Устные ответы учащихся обязательно с примерами
+
+
+
3.
Орфографическая работа на доске и в тетрадях
Учитель диктует слова на повторение какого-либо правила либо предлагается работа «По следам моих ошибок»
Один ученик работает у доски, остальные – в тетрадях
+
+
4.
Проверка индивидуальных работ учащихся
В заранее написанных на доске предложениях предлагалось расставить знаки препинания, подчеркнуть и устно объяснить, чем они осложнены (См. № 2 Приложения)
Двое учеников выполняют эту работу, пока весь класс занимается орфографией
+
+
+
5.
Синтаксический разбор предложения
Учитель диктует ученику у доски предложение (См. № 3 Приложения)
Один ученик пишет предложение на доске, дает ему полную характеристику, разбирает по членам с указанием частей речи
+
+
+
6.
Диктовка с последующей проверкой на оценку
Учитель диктует отрывок всему классу, предварительно написав на доске трудные слова (См. № 4 Приложения)
Ученики пишут под диктовку учителя, затем двое из них проговаривают написанное со всеми знаками препинания
+
+
+
7.
Самостоятельная работа по вариантам
Учитель предлагает каждому варианту выписать предложения в соответствии со своим заданием (См. №5 Приложения)
I вариант выписывает предложения с обособленным обстоятельством, II – с обособленным определением и приложением
+
+
8.
Сочинение-миниатюра по сюжетным картинкам
На экране - несколько сюжетных картин, учитель предлагает учащимся написать сочинение - миниатюру, в котором было бы не менее двух предложений с обособленными членами
Учащиеся пишут самостоятельно сочинение - миниатюру и сдают тетради на проверку
+
+
+
9.
Подведение итогов
Учитель озвучивает 2 оценки, которые получает каждый ученик по итогам урока за 6 и 7 задание + 1 будущая оценка за 8 задание
Учащиеся дают самооценку своим знаниям
данной темы и работе на уроке
+
+
+
Приложение
(№ 1.) Устный опрос.
1). Какие члены предложения называются обособленными?
2). Какие члены предложения выступают в роли обособленных?
3). Что общего между ними?
4). Рассказать о знаках препинания при
-обособленных определениях (примеры);
-обособленных приложениях (примеры);
-обособленных обстоятельствах (примеры).
(№ 2.) Предложения для индивидуальной работы:
1. Писатель пользуется общепринятыми словами, но, мастер своего дела, он умеет поставить слово в ряду других, чтобы оно звучало неожиданно, веско, ново.
2. Поколение за поколением воспитывалось на сказках Андерсена, радуясь, негодуя, сочувствуя.
3. Взыскательный художник, Крылов кропотливо работал над каждой строкой.
4. Книги Антуана де Сент-Экзюпери, поэта, мыслителя и пилота, написаны с безмерной любовью к жизни, с чувством великой ответственности перед людьми.
5. Н. Гоголь, вдохновенный мастер поэтического слова, создал произведения, покоряющие читателя правдивостью своих образов.
6. А. Грин создал мир счастья, полета, упоения, задумчивости и многого другого, всегда яркого и глубокого, всегда необыкновенно благородного, крылатого.
(№ 3.) Предложение для синтаксического разбора:
Сергей Иванович долго глядел на желтую ниву, согреваемую солнцем, проводил глазами длинную вереницу журавлей, плывших в лазуревом поднебесье, и повернулся лицом ко мне.
(№ 4.) Диктовка с последующей проверкой на оценку. Трудные фамилии написаны на доске.
«24 января в 4 часа 30 минут пополудни у Комендантской дачи, расположенной на Черной речке, остановились почти одновременно двое саней. Данзас, секундант Пушкина, и д’Аршиак, секундант Дантеса, отправились отыскивать удобное место, найденное в метрах полутораста от дачи. Крупный и густой кустарник, окружавший здесь площадку, мог скрывать от глаз оставленных на дороге извозчиков, что здесь происходило. Избрав это место, секунданты утоптали снег ногами на пространстве, нужном для поединка, и позвали противников. Данзас, махнувший шляпой, подал сигнал, и противники стали сходиться».
(№ 5.) Предложения для работы по вариантам:
1). Труд, лучшее лекарство от многих недугов, делает человека здоровым, сильным и красивым.
2). Слава, добытая в бою и заработанная в труде, не гаснет, не ржавеет, не забывается.
3). Народ, несмотря на трудную жизнь, стремился к красоте, выливал избыток творческих сил в сплетение кружев, вышивки, в расцветку солонки, ковша или блюда.
4). Да, жизнь тогда лишь будет хороша,
Когда весь долгий путь твоя душа
Пройдет, не надломясь, не исказясь,
С добром, с мечтой храня живую связь.
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
Средняя общеобразовательная школа № 10
городского округа Кинель Самарской области
Методическая разработка урока
по русскому языку
8 класс
Тема
«Обособленные члены предложения»
Составила:
учитель русского языка и литературы
ГБОУ СОШ № 10 г.о. Кинель
Болотина Ирина Викторовна
Кинель 2013г.
Реализация современных образовательных технологий.
На уроках русского языка основной целью для меня как учителя является формирование коммуникативной компетенции, т.е. умения общаться на правильном, литературно грамотном языке, а также создание условий для целенаправленного формирования творческой и высоконравственной личности школьника, способной успешно самореализоваться в обществе.
Качество знаний учащихся во многом зависит от правильной организации занятий. Поэтому главным в своей работе я считаю моделирование такого процесса обучения на уроке, где в центре внимания находится ученик с его потребностями, мотивами и интересами; подбор таких видов деятельности, которые помогают ученикам учиться с желанием, творчески и видеть результаты своего труда. Создаю обстановку сотрудничества, доброжелательности, соревнования, что способствует реализации потенциальных возможностей каждого ученика, таких его качеств, как трудолюбие, активность, инициативность, умение работать в «команде». Использование разнообразных методов и приемов на уроке позволяют поддерживать у учеников постоянный интерес к предмету, развивать их потенциальные возможности и таланты, добиваться высоких результатов в усвоении знаний.
Личностно-ориентированное обучение на уроках русского языка.Личностно-ориентированный подход стал возможен благодаря преобразованиям, произошедшим в нашей стране в последнее десятилетие. Сменились ценностные ориентации, признается свободная, развитая и образованная личность, способная жить и творить в условиях постоянно меняющегося мира
При личностно-ориентированном подходе к образованию и воспитанию учитываются потребности, возможности и склонности школьника. Он выступает в качестве активного субъекта деятельности учения. Личностно-ориентированное обучение создает благоприятную для школьника обучающую и воспитывающую среду, развивает индивидуальные способности ученика.
Важное место в личностно-ориентированном обучении занимает глубокое и всестороннее изучение личности ученика. Личностно-ориентированное обучение предполагает гибкость в определении целей, учитывая личностные интересы школьников, их индивидуальные особенности и создает предпосылки для общей результативности обучения.
Для дидактического обеспечения личностно-ориентированного обучения необходимо, чтобы учебный материал был интересен для ученика, организация учебной деятельности ученика должна учитывать уровень его развития. Необходимо систематически стимулировать ученика к самооценке образовательной деятельности, которая переходила бы в самообразование, саморазвитие. Учебный материал следует организовать таким образом, чтобы у ученика оставалась возможность выбора учебных задач, заданий. Следует всячески поощрять учащихся и стимулировать их к самостоятельному выбору наиболее приемлемых для них способов проработки учебного материала. Особое внимание уделяется формированию общеучебных умений с учетом особенностей и индивидуальных способностей ученика. Очень важно не только оценивать конечный результат учебной деятельности ученика, но и формировать самоконтроль самого процесса учения, активизировать рефлексию мышления.
Деятельность учителя на уроке с личностно – ориентированным обучением считается эффективной, если присутствует
положительный эмоциональный настрой на работу всех учеников в ходе урока;
сообщение в начале урока темы и организация учебной деятельности в ходе урока;
обсуждение с детьми в конце урока не только того, что «мы узнали» (овладели), но и того, что понравилось (не понравилось) и почему; что бы хотелось выполнить ещё раз, а что сделать по-другому;
стимулирование учеников к выбору и самостоятельному использованию разных способов выполнения заданий;
оценка (поощрение) при опросе на уроке не только правильного ответа ученика, но и анализ того, как ученик рассуждал, какой способ использовал, почему и в чём ошибся;
отметка, выставляемая ученику в конце урока, должна аргументироваться по ряду параметров: правильности, самостоятельности, оригинальности;
при задании на дом называется тема и объём задания, и подробно разъясняется, как следует рационально организовать свою учебную работу при выполнении домашнего задания.
Изучая ту или иную тему по русскому языку, я использую проблемную подачу материала - задания, которые заставляют учеников думать, размышлять, делать обобщения. Такие задания способствуют развитию личности и самооценки.
На уроках в младших классах использую игровое обучение. Оно способствует эффективной отработке программного материала, тренирует память, развивает навык общения и сотрудничества. Чувство равенства, атмосфера увлеченности дают возможность детям преодолеть стеснительность, скованность. Игра по силам слабым ученикам и развивает индивидуально-творческие возможности детей.
- Взаимоконтроль. Педагог сообщает учащимся о взаимопроверке по определенным вопросам. Класс разбивается на учителей и учеников. Ученики отвечают своим учителям. После ответов учеников дается оценка. Может выставляться отметка. Учащиеся могут поменяться ролями. Состав пар на каждом уроке желательно менять.
-Обучение в сотрудничестве. Развитие коммуникативных навыков, взаимоответственности, способности обучаться в силу собственных возможностей при поддержке товарищей.
-Технология развития критического мышления через чтение и письмо. Происходит обучение обобщенным знаниям, умениям, навыкам и способам мышления. Появляется возможность объединения отдельных дисциплин. Формируется направленность на самореализацию.
-Учебно-исследовательская технология. Развитие исследовательских навыков в процессе обучения на уроке.
-Дебаты. Сознательно стимулируют творческую, поисковую деятельность, тщательную проработку изучаемого материала. Развивают навыки, необходимые для общения, вырабатывают критическое мышление.
Эти и другие современные образовательные технологии применяются в личностно-ориентированном образовании – образовании, ориентированном на учащегося, ищущем пути, как наилучшим образом удовлетворить познавательные потребности растущего человека, как решить проблемы развития и поддержки учащегося. Личностно-ориентированное образование предполагает такую организацию учебного процесса, который “запускает” внутренние механизмы развития личности.
Ученик постепенно осознаёт (а учитель помогает ему в этом), что вся работа спроецирована и на более отдалённые результаты, которые сказываются на возникновении личностного смысла в учебной деятельности. Таковы, например, результаты развития мышления, культуры умственного труда и др. Развитие мышления осуществляется главным образом за счёт решения постоянно усложняющихся речемыслительных задач разного уровня проблемности.
Показателем эффективности такой работы является увеличение качества знаний учащихся с 59% по русскому языку и 78% по литературе в 2011 – 2012 учебном году до 63% и 79% соответственно в 2012 – 2013.
Я стараюсь строить образовательный процесс в виде учебного диалога, учитывая при этом индивидуальное проявление учеником избирательности по отношению к содержанию, виду и форме учебного материала, проявление мотивации, стремления использовать полученные знания самостоятельно.
15