Выделительные знаки препинания при вводных словах


Тема: «Выделительные знаки препинания при вводных словах».
Тип урока: урок усвоения новых знаний
Цели урока:
продолжить формирование представления о вводности как грамматической категории;
формировать умение различать значения вводных слов, отличать вводные слова от слов, похожих них;
вырабатывать пунктуационные навыки учащихся;
формировать умение определять строение предложений и строить предложения, разные по синтаксической структуре.
Задачи урока:
Образовательные: научить применять правила на практике.
Развивающие: развитие языкового чутья, осознанное овладение нормами языка на основе теоретических знаний.
Воспитательные : вызвать интерес к изучаемому материалу, воспитание интереса к изучению русского языка.
Планируемые результаты:
Предметные:
обобщить, систематизировать и углубить знания учащихся о вводных словах-
совершенствовать практические умения находить вводные слова и ставить знаки препинания при них;
совершенствовать навык конструирования предложений с вводными словами .Метапредметные результаты:
Регулятивные УУД:
формирование умения определять и формулировать цели и задачи урока без помощи учителя
формирование четких и последовательных действий в процессе работы.
Познавательные УУД:
формирование навыка работы с различными текстами источниками информации с целью отбора необходимого материала;
формирование умения применения знаний теоретического материала на практике, умение делать выводы.
формирование умений графически обозначать изученные орфограммы и вводные слова в тексте.
Коммуникативные УУД:
формирование умений совместного решения проблемы;
формирование умений работать в группе, в паре; воспитывать уважительное отношение к мнению других;
формирование умения оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста).
Необходимый материал: мультимедийный проектор, презентация, карточки.
Ход урока
«Дивишься драгоценности нашего языка: что ни слово, то и подарок; всё зернисто, крупно, как сам жемчуг, и, право, иное название еще драгоценнее самой вещи».
Н.В.Гоголь.
Организационный момент. Этап “включения” в урок. Психологический настрой.
-Здравствуйте , ребята ! Давайте пожелаем друг другу удачи ,уверена, что сегодня каждый из Вас продуктивно будет работать на уроке! Сегодня мы познакомимся с особенностями постановки знаков препинания при вводных словах..Н. Гоголь писал:…( зачитывается эпиграф).
В правдивости этого высказывания мы с вами убеждаемся на каждом уроке русского языка и сегодняшний не исключение…Запишем число и тему урока. Постановка цели урока. (слайд 1,2)
Проверка дом. задания
Стадия вызова. Мозговой штурм.
- А сейчас я предлагаю выполнить задание: составить список того, что вы знаете по теме «Вводные слова и словосочетания»
2.упр. 365 .( Выразительно прочитайте каждое предложение, следя за правильной интонацией). Поменяйтесь тетрадями, карандашом исправьте неточности. Верните тетради. Встаньте, у кого нет замечаний. Отлично. У кого одно-два замечания? Хорошо. Остальным – быть внимательнее.
     Итак, с домашним заданием вы справились.
Основная часть.
1. Актуализация знаний. Побуждение интереса к получению новой информации. . (учащимся раздаются карточки с текстом) (слайд 3)
Прослушайте текст из журнала «Наука и жизнь» (при чтении определяем значение вводных конструкций)
Для чего люди читают? Очевидно, можно выделить три причины, побуждающие людей к чтению. Во – первых, они читают для овладения какой – нибудь специальностью. Во – вторых, читают, чтобы удовлетворить свои художественные запросы, из любви к прекрасному. Наконец, мы читаем, чтобы получить информацию об окружающем нас мире.
Правда, может быть есть и ещё одна причина- «убить время». К сожалению, есть ещё люди, которые не знают, куда себя деть. Таким образом, чтение может приносить огромную пользу, но может и не оставить заметного следа в уме и сердце человека. Всё дело в умении читать.
(Очевидно – различная степень уверенности; во-первых, во-вторых, наконец – порядок мыслей и их связь; к сожалению – различные чувства; таким образом – замечания о способах оформления мыслей).- Выпишите то предложение, которое соответствует вашему представлению “Для чего люди читают? Постройте предложение таким образом:
Люди читают, я думаю, чтобы…
(чтобы овладеть какой-нибудь специальностью; чтобы удовлетворить свои художественные запросы, из любви к прекрасному; чтобы получить информацию об окружающем нас мире; чтобы “убить время”).
- Таким образом, мы записали предложение на новую тему. Наряду с вводными словами выражать свои чувства помогут нам и вводные предложения.
- Обратите внимание, что вводное предложение, также как и вводные слова, на письме выделяются запятыми, а при произнесении интонацией выделяются паузами.
Работа над новым материалом.
Чтение материала учебника. .Вводные слова могут выделяться не только запятыми , но и другими знаками препинания.
Первичное закрепление.
Упр. 371 самостоятельно
Но есть случаи, когда вводные слова не следует смешивать с наречиями и частицами.
Вы можете узнать об этом из параграфа учебника .
Упр. 381 устно.
2.Работа в парах ( учащимся раздаются карточки с текстом)
Задание: вставьте в текст подходящие по смыслу вводные слова, используя материал для справок.
Чем хорош автомобиль? ___________, в нем удобно ездить._____________,он быстро передвигается. ____________, автомобили бывают разные: грузовые, легковые, пожарные.Все это,                        , хорошо, но когда вдохнешь облако черного выхлопа от мощного самосвала – не прокашляешься.Есть у автомобиля и другие недостатки: он сжигает дорогой бензин, сам может попасть в аварию и невинного пешехода покалечить. Тут и призадумаешься._______________, без автомобилей уже не обойтись, а ____________, – кроме пользы, немало от них и вреда.______________, где же выход? Выход в том, что надо искать абсолютно новые средства транспорта.
итак
Физминутка (слайд 4-5)
Зарядка для глаз.(звучит музыка Э. Грига «Утро» (Слайд 8)

Вводные слова могут быть использованы в художественном тексте. Давайте вспомним «Песню Красной Шапочки» (прослушивание  аудиозаписи с закрытыми глазами, с целью запоминания на слух). укажите вводные слова.
 
Если долго, долго, долго,
Если долго по дорожке,
Если долго по тропинке
Топать, ехать и бежать,
То, пожалуй, то, конечно,
То, наверно, верно, верно,
То, возможно, можно, можно,
Можно в Африку прийти.
Назовите вводные слова.
- Какую степень уверенности они выражают?
- Уверена Красная Шапочка, что по лесной дорожке «можно в Африку прийти»?
Проверочная работа
Задание: найдите вводные слова, поставьте недостающие знаки препинания.
Книги как известно издавна почитались на Руси.2. Пожар в лесу по словам очевидцев возобновился неожиданно.3. Поезд отправляется через час следовательно нам нужно выходить из дома.4. Конечно вы не раз видали уездной барышни альбом.5. Вы одним словом легко отделались.6. Он  слава богу остался жив.7. По сообщению синоптиков скоро ожидается понижение температуры.
Задания с использованием материалов огэ( самостоятельно по вариантам)
1 в. В приведенных ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифру, обозначающую запятую при вводном слове.
Например,1 если у кого куклы,2 то для этих кукол. И ещё он обещал принести мне стреляную гильзу,3 чтобы я из нее сделал атомный телескоп.
Ответ: ___________________________
2в.В приведенных ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифру, обозначающую запятую при вводном слове.
(7)Вечером возьмёт Светка лодку,1 выгребет одна на середину озера и начинает выть.
(8)Вернее,2 она пела,3 но мы это пением не называли. (9)Высокий голос Рыжухи раздавался далеко по озеру, 4 и клевать у нас переставало…

Итог урока. Сегодня на уроке мы познакомились с особенностями постановки знаков препинания при них.(слайд 6)
Закончить урок я хотела бы словами народного артиста России А. Баталова: «…И всё – таки именно книга – единственный верный источник, сохраняющий и передающий тайну и мудрость жизни. Никакие другие виды информации не заменят и не отменят её» - Прочитайте эту мысль с помощью вводного предложения:
(Именно книга, как утверждал А. Баталов, единственный верный источник, сохраняющий и передающий тайну и мудрость жизни).
- Пусть каждый из вас любит книгу.
Рефлексия .Фронтальный опрос(слайд 7)
- Что нового узнали на уроке?
- Что больше всего понравилось на уроке?
- Заполните «лесенку достижений», оценивая степень усвоения материала, удовлетворенность уроком, определяя, над чем еще предстоит работать.
Оцените свою работу
Критерии самооценки
.Лист самооценки  («1», «2», «3», «4», «5»)  Ученик _____________________
Дата _____________ Тема __________________________________________
 
Постановка цели Знание теории Умение делать (выполнять) Примечание(что понравилось, вызвало затруднение, интерес)
       
оценка