Классный час на тему: Хорошие манеры.
«Хорошие манеры»
Задачи:
образовательные: приобретение учащимися знаний о правилах
поведения, о хороших манерах
развивающие: развитие познавательных процессов, самостоятельности, мыслительной деятельности, умение находить решение проблемы используя знания; разностороннее развитие личности: тренировка памяти, наблюдательности;
воспитательные: развитие нравственного, правового воспитания; способствовать воспитанию хороших манер, культуры общения.
Подготовительная работа
1. Поручить 2 парам учеников разыграть диалоги.
2. Попросить 2 учеников подготовить сообщения об истории этикета.
3. Предложить детям написать рассказ о курьезных ситуациях, в которые они попадали.
Оборудование: плакат.
«Воспитанность нельзя вбить, вколотить в человека, ее нельзя привить, прищепить, ее нельзя насильно на человека натянуть.
Это такое качество, которое вырастает изнутри в результате собственной работы человека над собой».
План классного часа
I. Беседа «Хорошие манеры».
II. Информационный блок «Из истории этикета».
III. Памятка воспитанного человека.
1. Приветствие - знак вежливости.
2. «Когда в товарищах согласья нет...»
3. «Встречают по одежке...»
IV. Заключительное слово.
Ход классного часа
Беседа «Хорошие манеры»
- А кто из вас знает, что такое хорошие манеры? Хорошие манеры человека означают, что он умеет вести себя в обществе, соблюдает правила поведения. Хорошие манеры должны войти в привычку. Тогда человек, не задумываясь ведет себя так, как это принято в обществе.
Человек с самого своего рождения живет среди людей. Среди них делает свои первые шаги и говорит первые слова, развивается и раскрывает свои
способности. Ежедневно мы встречаемся со многими людьми.
(Учащиеся разыгрывают диалоги.)
Первый диалог
- Здорово, Викча!
- Здорово, Лерча!
- Как дела?
- Да так, дела стремные.
- Где тусуешься?
- На дискачах. Слышь, у тебя шнурки в стакане?
- А меня как-то не колышет.
- Ну все, я сваливаю, а то меня предки ждут.
- Везуха тебе, а мне еще мозги парить.
Второй диалог:
- Здравствуй, Лена!
- Здравствуй, Инна!
- Как твои дела?
- Спасибо, отлично. А твои?
- Тоже неплохо.
- Как поживают твои родители?
- У них все хорошо.
- До свидания, Лена!
- До свидания, Инна!
Классный руководитель. Чем отличаются эти ситуации?
(Дети высказываются.)
- За кем вам приятнее было наблюдать? Почему?
(Дети высказываются.)
Действительно, манера держаться развязно, привычка громко говорить, не стесняясь в выражениях, характеризуют людей грубых, невоспитанных, не слишком умных. С ними не очень-то приятно общаться.
2слайд.
Появляется плакат.
«Воспитанность нельзя вбить, вколотить в человека, ее нельзя привить, прищепить, ее нельзя насильно на человека натянуть.
Это такое качество, которое вырастает изнутри в результате собственной работы человека над собой».
Вы на занятии познакомитесь с хорошими манерами и постараетесь сделать так, чтобы они стали вашими привычками.
-Для любого человека важно знать хорошие манеры. Прежде всего, что такое манеры? Это способ держать себя, внешняя форма поведения, употребляемые в речи выражения, тон, жесты, мимика.
- Как вы думаете, что принято считать хорошими манерами?
(Дети высказываются.)
Человек, обладающий хорошими манерами, умеет произвести приятное впечатление на окружающих. Такой человек умеет контролировать свои поступки, внимателен, приветлив, с уважением относится к интересам других людей. Культура человека также проявляется в его речи. Умение грамотно, ясно и красиво выражать свои мысли - тоже признак хороших манер.
II. Информационный блок «Из истории этикета»
Ученик 1. Многое изменилось в жизни человечества за миллионы лет. Однако из века в век, из года в год повторяются некоторые обычные, повседневные ситуации. Люди встречаются и расстается, знакомятся и прощаются, ходят в гости и принимают гостей, оказывают друг другу услуги, дарят подарки.
Ученик 2. Бесчисленное количество раз это повторялось, и постепенно люди выработали самые удобные и разумные способы поведения в таких ситуациях. Так возник этикет.
Ученик 1. Слово «этикет» французского происхождения. На одном из пышных приемов у короля Людовика XIV, имевшего громкое прозвище «король-солнце», гостям вручали карточки с перечислением некоторых обязательных правил поведения. От французского названия карточек - этикетки - и произошло слово «этикет».
Что ж такое этикет?Кто-то знает, кто-то - нет.Это ПРАВИЛА такие ПОВЕДЕНИЯ, когдаМы привычки все плохиеЗабываем навсегда.Ты усвоил ЭТИКЕТ,И дурных привычек нет!
Эти правила не сложны.Их легко запомнить можно.И для вас сейчас, ребята,Мы раскроем их секрет.
Четыре волшебных слова -ЭТИКЕТА основа.Вы часто их говорите,Звучат они очень красиво:ЗДРАВСТВУЙТЕ, ИЗВИНИТЕ,ПОЖАЛУЙСТА и СПАСИБО.
Известно с детства это всем:"Когда я ем, я глух и нем".А хоть словечко ЭТИКЕТРазрешит сказать иль нет?Жуёшь - закрытым рот держи.Проглоти - потом скажи.
-Речь должна быть правильной. Мысли надо выражать кратко, точно, ясно, без пустословия, без повторений. Говорить надо по существу. Речь отражает уровень культуры человека. Чтобы речь была правильной и красивой, важно читать больше художественной литературы, особенно стихи. Книга – это не только источник знаний. Она учит нас говорить. Во время разговора не забывай употреблять «волшебные слова». Давайте их назовем.
Вывод: следить за своей речью
Не вертись, спокойно кушайИ не чавкай, словно хрюша.
За столом сидишь с гостями -Не кричи, не ёрзай, друг,Не размахивай руками,Словно ты гоняешь мух.
Воспитанные люди редко жестикулируют. Л.Н.Толстой сказал: «От того, что мы будем больше или меньше махать руками, мы ничего не выиграем». Со стороны совсем неприятно смотреть на того, кто при любом слове взмахивает руками.
Чтоб не стали твои пальцыСыра, колбасы хватальцы,Вилка есть при каждом блюде.И воспитанные людиВилкой всё себе берутИ назад её кладут.
А в салате, видишь, - ложка.Положи себе немножко,Не наваливай холмом:Съешь - еще возьмёшь потом.
Ложку общую из салатаНе облизывают, ребята! * * *Винегрет, салат, картошку,Чтобы взять, используй ложку,Только общую, не ту,Что в твоем бывала рту. * * *Не хватай еду руками -Будет очень стыдно маме.ЭТИКЕТ добавит тут:Только хлеб рукой берут.
Блюдо с хлебом далеко,Дотянуться нелегко.Хлеб тебе подаст сосед -Поблагодари его в ответ.
Чтобы что-то резать, ножВ руку правую берёшь,Вилку в руку левую,Сидишь королевою.Кто дома есть научится,В гостях не будет мучиться.
* * *Не вытирай свой рот рукой -Салфетка есть перед тобой.
Облизывать не стоит пальцы,Которые за всё хватальцы.Учитесь ЭТИКЕТУ, детки:Для рук положены салфетки.
* * *
Сотни правил в ЭТИКЕТЕ,Все не выучите враз.Но, пожалуйста уж, дети,Вы не огорчайте нас.Подрастая, изучайте,Изучайте ЭТИКЕТ.Изучая, подрастайтеИ живите много лет!В ЖИЗНИ ВАШЕ ВОСПИТАНИЕЖДУТ БОЛЬШИЕ ИСПЫТАНИЯ!
-Каждая нация вносила свой вклад в сокровищницу общечеловеческих ценностей. Скандинавы, например, первыми ввели в этикет правило предоставлять самые лучшие места за столом женщинам и наиболее почетным гостям. За нарушение этикета назначались штрафы.
III. Памятка воспитанного человека
1. Приветствие - знак вежливости
Загадка. «Здоров ли ваш скот?» — говорят монголы.
«Я тебя вижу!» — произносят в Африке.
«Ели вы сегодня?» — можно услышать в Китае.
— А как звучит это на русском языке? (Здравствуйте!)
— Почему нужно здороваться? (показывает своё хорошее отношение, желает добра и здоровья)
— С кем, по вашему мнению, нужно здороваться?
— Нужно ли здороваться со всеми подряд в школе? Почему?
Классный руководитель. Предлагаю вам составить памятку воспитанного человека. В нее мы запишем самые важные правила этикета.
Сейчас мы проведем небольшой конкурс и узнаем, кто из вас лучше знает правила вежливости.
(Учитель читает вопросы, дети отвечают. За правильные ответы получают сердечки.)1. Кто здоровается первым, если встретились старший и младший? (Младший.)
2. Ты идешь с товарищем по улице. Он поздоровался с незнакомым тебе человеком, приостановился. Надо ли поздороваться и тебе? (Да.)
3. Вы вошли в автобус на заднюю площадку и увидели, что у передней двери стоят ваши друзья. Как надо с ними поздороваться? (Кивнуть головой.)
Французы говорят: «Первым здоровается тот, кто вежливее». Предлагаю записать это правило в нашу памятку.
2. «Когда в товарищах согласья нет...»
Классный руководитель. Одна девочка, которой сделали замечание, потому что она слишком громко и неестественно смеялась, обиженно сказала: «Мое поведение - мое личное дело».
- Права ли девочка?
(Дети высказываются.)
Да, действительно, мы живем среди людей, и наши слова, жесты, поступки не безразличны окружающим.
- Нужно ли уступать место в транспорте пожилым людям? (Да.)
- В каких еще других случаях мы должны уступать друг другу?
(Дети высказываются.)
- Что будет, если двое друзей не будут уступать друг другу? (Они поссорятся.)
Послушайте вот какую историю. (Читает рассказ Валентины Осеевой «Рекс и Кекс».)
Слава и Витя сидели на одной парте.
Мальчики очень дружили и как могли помогали друг другу. Витя помогал Славе решать задачи, а Слава следил, чтобы Витя правильно писал слова и не пачкал свои тетради кляксами. Однажды они сильно поспорили.
- У нашего директора есть большая собака, ее зовут Рекс, - сказал Витя.
- Не Рекс, а Кекс, - поправил его Слава.
- Нет, Рекс!
- Нет, Кекс!
Мальчики поссорились. Витя ушел на другую парту. На следующий день Слава не решил заданную на дом задачу, а Витя подал учителю неряшливую тетрадь. Спустя несколько дней дела пошли еще хуже: оба мальчика получили по двойке. А потом они узнали, что собаку директора зовут Ральф.
- Значит, нам не из-за чего ссориться! - обрадовался Слава.
- Конечно, не из-за чего, - согласился Витя.
Оба мальчика снова уселись на одну парту.
- Вот тебе и Рекс, вот тебе и Кекс. Противная собака, две двойки мы из-за нее схватили! И подумать только, из-за чего люди ссорятся!..
Тот, кто хочет иметь друзей, должен научиться дружить, а значит, не конфликтовать по мелочам. Помните сточки из знаменитой басни Ивана Андреевича Крылова: «Когда в товарищах согласья нет, на лад их дело не пойдет.,.»- Так какое же правило мы запишем в нашу памятку? {«Уступайте друг другу».)3. «Встречают по одежке...»
1. Кто должен первым закончить телефонный разговор: тот, кто позвонил, или тот, кому позвонили? (Тот, кто позвонил.)
2. Тарелку с супом не следует наклонять, потому что... (можно пролить суп).
3. Навещая заболевшего товарища, не задерживайтесь долго, так как... (ему надо отдохнуть и набраться сил).
4. Не перебивайте говорящего товарища или взрослого, потому что вы проявляете... (невоспитанность).
Существует такая пословица: «Встречают по одежке, а провожают по уму». Поэтому мы должны учиться смотреть на себя со стороны, задумываться о том, как выглядим внешне, какое впечатление производим на окружающих.
- Как вы думаете, что считается дурными манерами? (Грызть ногти, слишком громко разговаривать, неряшливо одеваться, громко хлопать дверью, ковырять пальцем в зубах, сквернословить и т. п.)
- Какое же следующее правило мы запишем? («Не доставляйте неудобств окружающим людям».)
IV. Заключительное слово
Классный руководитель. Я очень надеюсь, что сегодня мы общались не зря, и вы будете стараться объективно оценивать себя, следить за своим поведением.
Помогает в самопознании и наблюдение за поведением окружающих. У древнегреческого писателя Лукиана спросили: «Где ты учился благовоспитанности?» - «У невоспитанных - ответил он, - я избегал делать то, что делают они».
Игровое задание «Закончите предложение» (хором)
o Растаять может ледяная глыба, услышав тёплое (спасибо).
o Улыбнётся старый пень, если сказать ему (добрый день).
o Больше кушать мы не в силах, скажем бабушке (спасибо).
o И в мае, и в июле, и в августе при встрече говорят (здравствуйте).
o Чтоб не ругала мама нас за шалости, мы скажем ей (прости, пожалуйста).
o И в Англии, и у нас, и в Дании, прощаясь говорят (до свидания).
o На уроки не проспите. А опоздав, скажите (извините).
Итог
Когда-нибудь люди не будут грубить.
Невежды уйдут навсегда.
Вот здорово будет всем тогда жить
Придёт золотая пора.