Классный час на тему Хорошие манеры
Классный час на тему « Хорошие манеры»
Цель: раскрыть смысл понятия «хорошие манеры»
Задачи: - способствовать формированию качеств личности ребёнка: доброта, отзывчивость, дружелюбность
-способствовать развитию вежливости у учащихся
-способствовать формированию культуры поведения
1 сценка:
- Здорово, Дэн!
- Здорово, Жека!
- Как дела? Где тусуешься?
- Да так, дела фиговые! Училка много задала.
- Не делай, всё равно пара будет!
- А меня как – то это не колышет.
- Ну ладно, пока, а то меня ещё родичи ждут.
- Везуха тебе, а мне ещё мозги парить надо.
2 сценка:
- Здравствуй, Алина!
- Здравствуй, Настя!
- Как твои дела?
- Спасибо, хорошо. А твои?
- Тоже неплохо.
- Как поживают твои родители?
- Нормально.
- До свидания, Алина!
- До свидания, Настя!
Ребята, чем отличаются эти ситуации? За кем вам приятнее было наблюдать? Почему? А нужно ли учиться правилам хорошего тона, хорошим манерам?
(учащиеся высказывают своё мнение).
Вот сегодня этому и посвящается наш классный час.
Тема « Хорошие манеры»
На одном из пышных и изысканных приёмов у короля Людовика XIV, имевшее прозвище Король – солнце и необычайно любившего пышность, гостям вручали карточки с перечислением некоторых обязательных правил поведения. Предлагаю самые важные правила поведения записывать в «Памятку воспитанного человека», которые лежат у вас на столах. Сегодня мы с вами узнаем правила воспитанного человека. Каким должен быть воспитанный человек? Раскрывая правила мы будем записывать их на лучах идущих от человечка. Итак, начинаем нашу работу.
Чтобы раскрыть 1 правило воспитанного человека, я предлагаю составить «Словарь вежливых слов». В нашу школу на имя нашего класса пришло звуковое письмо. Послушайте его.
«Что? Где? Когда?»
В разных странах люди приветствуют друг друга по – разному.
« Здоров ли ваш скот? – произносят монголы. Представители африканского племени зулусов, касаясь друг друга носами, говорят «Я тебя вижу». В Китае спрашивают «Ели вы сегодня?» А как это звучит по – русски?
«»Здравствуйте!» - тем самым мы желаем друг другу здоровья.
Ребята, об этом удивительном слове «здравствуйте» поэт В.Солоухин написал стихотворение. Для вас его прочтёт ваша одноклассница
- Здравствуйте!
Поклонившись, мы друг другу сказали,
Хоть были совсем незнакомы.
- Здравствуйте!
Что особого тем мы друг другу сказали?
Просто «здравствуйте» больше ведь мы ничего не сказали.
Отчего же на капельку солнца прибавилось в мире?
Отчего же на капельку счастья прибавилось в мире?
Отчего же на капельку радостней сделалась жизнь?
Ребята, очень важно уметь правильно здороваться. Вот сейчас мы и посмотрим, как вы умеете приветствовать друг друга.
Ребята, кто должен здороваться первым, если встретились старший и младший?
2. Ребята, кто-то из вас идёт с товарищем по улице. Он поздоровался с незнакомым тебе человеком, приостановился. Надо ли поздороваться тебе?
3.Ребята, представьте: вы вошли в автобус на заднюю площадку и увидели, что на передней площадке стоят ваши друзья. Как надо с ними поздороваться?
4.Ребята, кто первым подаёт руку при приветствии: старший младшему или наоборот?
( учащиеся высказывают своё мнение)
Итак, мы с вами вспомнили как нужно здороваться.
Какое первое вежливое слово мы запишем в «Словарь вежливых слов»?
здравствуйте
А чтобы добавить другие вежливые слова, вы закончите мои предложения
Растает даже ледяная глыба от слова тёплого (спасибо)
Зеленеет старый пень, когда услышит (добрый день)
Если больше есть не в силах, скажем маме мы (спасибо)
Когда нас бранят за шалости, говорим мы (извините, пожалуйста)
Не забудьте, что на прощание говорить всем нужно (до свидания)
Раскрываем первое правило воспитанного человека. Каким должен быть воспитанный человек?
1 правило - Говорить вежливые слова.
( наклеивают лучик, надписывают первое правило)
-Ребята, мы переходим с вами ко второму лучику, ко второму правилу.
В жизни невозможно жить без друзей. Плохо человеку быть одному. А что такое дружба? Умеете ли вы дружить? Друга потерять очень легко, если не ценить.
Сейчас, ребята, я предлагаю вам 3 ситуации. Вы их послушайте и должны мне дать ответ: Как бы поступил настоящий друг.
(учащиеся инсценируют мини-сценки)
1 ситуация
-Саша!
- Заходи, Женя!
- Пошли на речку купаться. Водичка прелесть!
- Мне некогда. Картошку нужно дочистить.
2 ситуация
- Алло!
-Ку-ку! Хи-хи! Ха-ха!
- Алло! Это кто?
-Ку-ку! Хи-хи! Ха-ха!
- Алло! Я слушаю. Кто это?
-Да это же я, Диана! Не узнала что ли!
- Нет.
3 ситуация
- Ты почему на велосипеде не катаешься?
- А ты никому не скажешь?
- Нет.
- Я не умею.
(учащиеся высказывают своё мнение)
Ребята, случается так, что друг может обидеть своего товарища, посмеяться над неудачей, оставить в беде. Если так поступить, то можно остаться без друзей. И не случайно, про дружбу сложено много замечательных песен. Вот одна из них, подпевайте, кто знает.
Песня « Настоящий друг»
Раскрываем второе правило воспитанного человека. Каким должен быть воспитанный человек?
2 правило - Дорожить дружбой.
Чтобы раскрыть третье правило воспитанного человека мы проведём физкультминутку и немного отдохнём.
Солнышко проснулось
В небе потянулось (встают на носочки, тянут руки вверх)
Стало всем теплей.
Мы друг к другу повернулись,
Наклонились, улыбнулись
И душе светлей.
Сели – встали, сели – встали
Это мы сильнее стали
Чтобы маме помогать,
Поскорее подрастать.
Повертели головой,
Завертелся шар земной.
Что, друзья, остановитесь
И на место все садитесь.
Вы впервые встречаете человека. Вы ещё с ним и слова не сказали, а впечатление о нём уже есть. Кто – то вызывает симпатию, а с кем – то не хочется общаться. Почему? Посмотри на себя со стороны. Как ты выглядишь? Какое производишь впечатление? Подумай, нет ли у тебя каких – нибудь дурных привычек, которые раздражают окружающих: грызть ногти, шмыгать носом, громко разговаривать и др. Если они у тебя всё же есть, постарайся от них избавиться, а главное избавить от них окружающих. Следи за собой всегда и везде. Помни, что ты среди людей. Тогда все будут встречать тебя радостной улыбкой и говорить: «Какой приятный человек!» В человеке должна быть внутренняя и внешняя красота.
Раскрываем третье правило воспитанного человека:
3 правило- Следить за собой.
Ребята, мы продолжим наш классный час «Хорошие манеры и переходим к четвёртому лучику, к четвёртому правилу воспитанного человека.
Добрым быть совсем - совсем непросто
Не зависит доброта от роста.
Доброта приносит людям радость
И взамен не требует награды.
Доброта с годами не стареет,
Доброта от холода согреет.
Если доброта, как солнце светит
Радуются взрослые и дети.
Только надо, надо добрым быть
И в беде друг друга не забыть
И завертится Земля быстрей,
Если станем мы с тобой добрей.
Как вы думаете, каким ещё должен быть воспитанный человек?
Добрые дела и поступки совершают только добрые, душевные, вежливые люди. Добрые дела людям добром и возвращаются. Есть такая русская пословица «За добро добром и платят». Эту русскую пословицу мы и запишем четвёртым правилом воспитанного человека. Ребята, придёте сегодня домой и посмотрите на себя в зеркало и спросите себя: «Что я сделал сегодня доброго? Что могу сделать хорошего завтра? Будем верить и стараться делать так, чтобы доброты было больше вокруг нас.
4 правило - За добро добром и платят.
Мы продолжаем нашу работу.
Ребята, вам приятно слышать, когда вас за что – нибудь хвалят? А сами вы умеете говорить людям приветливые и добрые слова? Вот сейчас и попробуем это сделать.
Мы с вами поиграем в комплименты. Что такое комплимент?
Комплимент – любезные, приятные слова, одобрение нашей внешности, ума, поступка, работы. Мы будем говорить друг другу комплименты: мальчики будут говорить девочкам, девочки – мальчикам.
( учащиеся говорят друг другу комплименты)
Комплименты написаны на карточках двух цветов: розовый (вытягивают мальчики) , фиолетовый (вытягивают девочки).
-Какая ты, сегодня красивая!
- Твои глаза светятся ясным солнцем.
- Ты душа и радость наша.
- Ты царица, тобою будем мы гордиться.
- У тебя сегодня очень красивая причёска.
- В твоих глазах я вижу синие озёра.
- ..Сколько в тебе обоняния!
- Ты красива, как поутру цветы в росе.
- Какая у тебя очаровательная улыбка!
- Ты, себя сегодня показал с хорошей стороны.
- ..У тебя красивые ботинки.
-Ты настоящий рыцарь!
- ..Тебе очень идёт цвет нового костюма!
- ..Так поступают настоящие мужчины!
- ..Ты очень сильный, смелый, ловкий!
- ..На тебя можно надеяться.
Надеюсь, что теперь вы поняли, как можно говорить людям приятные и что очень важно правдивые слова. Попробуйте сегодня дома сказать похвальные слова родным, друзьям, знакомым и делайте это как можно вежливее.
Раскрываем пятое правило воспитанного человека:
5 првило - Уметь общаться с людьми.
С чем можно сравнить воспитанного человека? (учащиеся высказывают своё мнение)
Правильно с солнышком.
Вот он воспитанный человек, ( зачитывают правила на солнышке),который:
Говорит вежливые слова.
Дорожит дружбой.
Следит за собой.
За добро добром и платит.
Умеет общаться с людьми.
Это солнышко можно добавить ещё лучиками с правилами воспитанного человека. Здесь только их часть.
(учащимся раздаются памятки о классном часе)
Берегите ваши памятки. Я верю, они всегда вам помогут
Если каждый человек будет выполнять эти правила, то в мире будет царить радость, хорошее настроение.
Давайте, подведём итог нашего классного часа. Что же такое хорошие манеры?
Манеры – особенность поведения, образ действия, внешние формы поведения.
Нашу работу я предлагаю закончить стихами.
Если мы воспитаны,
Вежливы мы даже,
То о нас плохого
Никогда (не скажут)
Мы старушке место
В транспорте (уступим)
Маме помогая,
Хлеб к обеду (купим)
С другом на уроке
Мы болтать ( не будем)
И сказать спасибо
Мы не позабудем
В комнате порядок
Наведём, конечно
И друзей поздравим
С праздником сердечно.
В разговоре взрослых
Перебить (не сможем)
И в несчастье другу
Мы всегда поможем
Слабому в защите
Верно, не откажем
И о тайне друга
Никому не скажем.
Вежливые дети
Это просто клад!
Вам и нашим гостям я хочу пожелать:
Хорошие манеры
Нам нужны всегда
Как воздух, солнце, вера
Как чистая вода.
Пусть вежливость, тактичность
Всем в жизни помогают
А доброта и скромность
Душу украшают.
Дарите радость людям
И пусть всегда так будет!
Мне сегодня очень понравилось как вы работали. Всем огромное спасибо!
Рефлексия
А чтобы узнать понравилось ли вам, я попрошу при выходе из класса оставить свой смайлик.
До свидания!
.
15