Внеклассное мероприятие Правила этикета


Внеклассное мероприятие «Правила этикета»
Цель: привитие правил поведения в обществе.
Задачи:
- воспитывать культуру поведения у подростков, вежливого, уважительного отношения к людям;
- развивать творческое оригинальное мышление, сообразительность, чувство юмора, интерес к культуре человека;
- сформировать у школьников этическую культуру, нравственные ценности и  нормы, дружелюбие и вежливость;
- прививать у воспитанников навыки поведения в соответствии с общепринятыми правилами.
Литература:
http://www.moi-detki.ru/detyam/pogovorki/o_lyudyah_povedenii_chuvstvah/901-poslovicy_i_pogovorki_pro_etiket_vezhlivost_manery.htmlhttp://video.mail.ru/mail/lyudmilakrivovyaz/171/1414.htmlhttp://festival.1september.ru/articles/594923/
http://festival.1september.ru/articles/520717/
http://festival.1september.ru/articles/585746/
http://festival.1september.ru/articles/314698/
Ход мероприятия
Эпиграфы:
1. «Хорошие манеры состоят из мелких самопожертвований».
Р.Эмерсен2. «Воспитание мужчины и женщины проверяется тем, как они ведут 
себя во время ссоры».
Бернард Шоу
Орг. Момент. Класс делится на две группы.
У нас сегодня внеклассное мероприятие. Для того чтобы узнать тему нашего мероприятия, я приготовила для вас загадки. По очереди каждая команда дает ответ. Ответы записываем на доске.
1) Ты кричал – оно молчало,Ты молчал – оно кричало. (Эхо)
2) От кого, мои друзья,Убежать никак нельзя?Неотвязно в ясный деньРядом с нами бродит …  (тень)
3) Кудри в речку опустилаИ о чем-то загрустила,А о чем она грустит,Никому не говорит (ива)
4) Не огонь, а жжется (крапива)
5) Зимой и летом – Одним цветом (ель)
6) Какой конь землю пашет,А сена не ест? (трактор)
Из первых букв каждого слова составьте ключевое слово.
– Какое слово у нас получилось? (Этикет)
– Сегодня мы с вами будем беседовать о правилах этикета. Кто из вас знает, что такое этикет? (ответы учащихся). Этикет – это установленный, принятый порядок поведения.Само понятие "этикет" настолько давнее, что очень трудно найти и установить время его появления. Зная правила культурного поведения, вы будете чувствовать себя увереннее в обществе, не попадете впросак, сказав или сделав такое, что по этикету считается неуважительным к окружающим. Зубрить правила не требуется, достаточно понять их смысл. Поэтому начинать о них разговор надо с истории.
История этикета
http://video.mail.ru/mail/lyudmilakrivovyaz/171/1414.html(Правила этикета возникли в глубокой древности как удобные и разумные формы общения. Их существовало и существует бесконечное множество. В Древнем Китае, например, насчитывалось около тридцати тысяч церемоний: как постучаться в дом, как войти, как встать, сесть, взять чашку с чаем - все было строго определено и расписано. Не один год уходил у детей из богатых сословий на то, чтобы выучить эти правила. Да и для выполнения их требовалось столько времени, что позволить себе «церемониться» мог лишь не обремененный заботами и работой человек. В народе до сих пор бытует воспоминание об этих сложных правилах. И когда двое не соглашаются войти в дверь друг за другом, про них с иронией говорят: «Ну, развели китайские церемонии».
В Японии, когда за столом собираются несколько человек, все точно знают, где должен сидеть каждый: кто у ниши с картиной - на самом почетном месте, кто первый по левую руку от него, кто второй и кто должен сидеть у входа. Любая попытка сесть на «незнакомое» место вызовет лишь всеобщее смятение. Именно это происходит, когда заезжий иностранец, желая прослыть скромным, упрямо отказывается от предназначенного ему за столом места.
Очень своеобразны у японцев правила хорошего тона. Заметив знакомого, японец считает своим долгом прежде всего замереть на месте, даже если дело происходит на середине улицы и прямо на него движется трамвай. Затем он как бы переламывается в пояснице, ладони его вытянутых рук скользят вниз по коленям, и, застыв еще на несколько секунд в согбенном положении, он осторожно поднимает вверх одни лишь глаза. Выпрямляться первым невежливо, и кланяющимся приходится зорко следить друг за другом.
Со стороны эта сцена производит впечатление, будто обоих хватил прострел, и они не в силах разогнуться. Токийские газеты подсчитали, что каждый служащий ежедневно отвешивает таких официальных поклонов в среднем 36 раз, агент торговой фирмы 123 раза, девушка у эскалатора в универмаге 2560 раз.
В толпе же с японцем происходит таинственное превращение. Куда исчезают его изысканные манеры, предупредительность, учтивость? Он прокладывает себе дорогу в людском потоке, совершенно не обращая ни на кого внимания. До тех пор, пока прохожие на улице или пассажиры в вагоне остаются незнакомыми, японец считает себя в праве относиться к ним как к неодушевленным предметам. Садясь в автобус, он может без зазрения совести отпихнуть с подножки женщину, может, пустив в ход колени, локти, обменяться пинками с соседом.
Если верить историческим фактам, слово "этикет" впервые появилось в обиходе при дворе Людовика XIV. На королевских приемах гостям вручали карточки (этикетки) с правилами поведения, и от названия карточки пошло слово "этикет".
На Руси правила хорошего тона складывались с незапамятных времен. Эти правила регулировали взаимоотношения людей, а свод предписаний стали оформлять относительно недавно, при Петре I. В XVI веке появился сборник под названием «Домострой», ценнейший памятник средневековой культуры. Он определял регламент жизни средневекового человека, ее хозяйственную, религиозную и семейную стороны. Домострой рассказывал о том, что значит быть нравственным, давал хозяйственные советы, рекомендовал рецепты народной медицины.
Сборник был основан прежде всего на христианской морали, поэтому большое место в нем уделялось нравственным поучениям. Понятия нравственности и этики тесно переплетались в подобных учебниках жизни. Считалось, если человек Богу угоден, чист и нравственен, то он всегда будет поступать правильно.
В XIX веке в России издавались многочисленные сборники правил, советов и наставлений для разных случаев жизни: как принято в светском обществе держать себя на кристинах, свадьбах, юбилеях, обедах, вечерах, раутах, на прогулке, в театре и т. д. Вот некоторые названия этих изданий: «Светская жизнь и этикет», «Джентльмен. Настольная книга изящного мужчины», «Для молодых модных господ», «Искусство нравиться дамам и молодым девицам». В книгах были приложения: дуэльный кодекс; образцы разговоров и писем; советы, как выбрать богатую невесту и др.)Итак, мы начинаем. Разберем несколько ситуаций.
Сценка «День рождения» (ученики обыгрывают ситуацию).
Одноклассники собрались на день рождения к своей подруге. Приготовили подарки. Подошли к квартире, звонят в дверь. Нина открывает дверь.
- Здравствуй, Нина! Поздравляем тебя с днем рождения, желаем тебе……
- Стойте! Немедленно снимите обувь, у нас паркет! А где подарки?
Друзья протянули ей подарки, ничего не говоря.
- Тоже мне подарки! Да книг у меня целая полка, мягких игрушек тоже много. Ну ладно, проходите. Только ничего не трогайте, к стенам не притрагивайтесь – еще запачкаете.
Ребята оглянулись и пошли назад к дверям.
- Подождите, вы куда?
Но ребята ушли.
Идет обсуждение ситуации.
Игра «Вежливые слова»
Ученики встают в круг. По очереди кидают мячик товарищу и называют вежливые слова, а они, в свою очередь тоже называют вежливые слова и кидают его обратно другому ученику. Кто не называет, выходит из игры. Выигрывает тот, кто остался последним в кругу.
Вопрос про дружбу, друзей.
Сценка из рассказа «Горький апельсин»
Алена сидела на лавочке и в руках у нее было что-то похожее на маленькую дыньку. Она отщипывала кожуру и бросала на землю.
- Что это у тебя? – спросил подбежавший Сережа.
- Разве не видишь – буркнула Алена.
- Мандарин! – обрадовался Сережа. Мне папа тоже покупал и я тебя угощал….
- А вот и не отгадал.
- А что же?
- А-пель-син! – и розовая долька исчезла во рту.
-А мне дашь попробывать?
- Да он невкусный, горький и кислый.
- Да ничего, дай хоть долечку!
- Говорю тебе, он плохой, - и соскочила с лавочки. В этот момент апельсин падает. Алена ойкнула и заплакала.
- Что ты плачешь? Он же плохой!
Обсуждения: 1) Права ли Алена? 2) Что она сделала не так? 3) Что бы вы сделали на ее месте?
Затем первая группа формулирует правила о дружбе, а вторая – правила вежливости. Ученики зачитывают свои правила. Например:
Правила о дружбе1. С друзьями разговаривай вежливо, приветливо2. Помогай другу, не жди, когда он попросит тебя о помощи3. Поделись с другом4. Останови товарища, если он поступает плохо5. Надо искренне радоваться успехам товарища6. За свои ошибки отвечай сам, не перекладывай вину на другого.
Правила вежливости1. Надо уметь вежливо принимать гостей2. Хозяин должен быть внимательным (уделять каждому внимание), приветливым3. За поздравления и подарки благодарят4. Нужно помнить, что дарить подарок труднее, чем его получать.
Правила поведения за столом.
(Идет беседа, а некоторые моменты ученики демонстрируют)
Некоторые молодые люди, очевидно, считая, что это выглядит оригинально, сидя за обеденным столом, локти ставят на стол, наваливаются грудью на стол, голову подпирают рукой, зевают, равнодушно при этом ковыряясь в тарелке. Другие, набив полный рот кусками мяса, откидываются на спинку стула и, заразительно смеясь, пытаются рассказать смешную историю. Пища может выпасть изо рта, в худшем случае — попасть в дыхательное горло. Приходится задыхающегося и раскрасневшегося человека стучать по спине у всех на виду, чтобы, не дай Бог, не задохнулся.
За обеденным столом сиди прямо, локти на стол не ставь (на столе могут находиться только кисти рук), при разговоре с соседом поворачивай голову, а не всё туловище. Рот не набивай. Когда жуёшь, старайся, чтоб соседи по столу этого не слышали: есть и пить нужно бесшумно, умеренно и спокойно.
Не сгибайся при еде низко над тарелкой. Не перебирай еду, а ешь все подряд. В общем блюде не копайся, выбирая лучший кусок, а бери тот, что ближе к тебе. Ни в коем случае не нюхай еду и не критикуй ее, так ты смертельно обидишь хозяйку. Отказываться от какого-либо блюда нужно без объяснения причины, а не объяснять, что оно тебе не нравится или вредно. Нельзя ковыряться в зубах после сытного обеда — это делают, когда находятся в одиночестве.
Со стороны гостей будет нетактично, если они будут критиковать подаваемое блюдо или закуску. Не следует также вспоминать, что когда-то, где-то подавали вкусное блюдо, необыкновенный торт или восхитительный напиток.
Если ты вдруг опрокинул стакан на одежду соседа, не впадай в длинные объяснения, почему это произошло, не вздыхай весь вечер по поводу своей неловкости. Не привлекай к данному инциденту внимание окружающих. Извинись перед соседом и передай ему солонку.
Если блюдо, которое ты хочешь попробовать, находится далеко, не тянись к нему через весь стол: попроси сидящего поблизости человека передать его тебе. Кстати, по законам этикета ты должен ухаживать за соседкой, которая сидит справа от тебя.
Некрасиво протягивать руку через соседа или придвигать к себе блюдо через весь стол.
Воспользовавшись общим блюдом, сахарницей, солонкой, тут же поставь их на прежнее место, не оставляя надолго у своего прибора.
Не следует за столом играть приборами, сворачивать край скатерти в трубочку, протягивать во всю длину ноги под столом.
Подавая нож соседу по столу, протягивай его ручкой, а не острием. Ножи и вилки нужно держать за конец ручки, а не у самого лезвия ножа или развилки. Ни в коем случае нельзя брать нож в рот.
Каждый ученик отвечает на вопросы (презентация «Правила поведения за столом»), после подсчитываем очки и подводим итоги.
Чем занять гостей
Предложить гостям смотреть телевизор - не лучший вариант общения. Помните: занять гостей, чтобы не было им скучно - главная забота хозяев. И неоценимую помощь в этом нам оказывают различные игры. Играют не только дети, но и взрослые. Есть много веселых игр, которыми можно занять гостей. С некоторыми из них мы и познакомимся сегодня.
Для этой игры нужно заранее придумать и написать на билетах различные задания для участников. Каждый из играющих вынимает билетик и выполняет задание, которое ему досталось. Примеры заданий: прочитать любимое стихотворение, спеть песню, частушку, загадать загадку и т.д.
Гостей можно разбить на команды и устроить интеллектуальное соревнование. Вопросы для викторины могут быть самые разные, а мы предлагаем вам поиграть в «Перевертыши»: разгадать зашифрованное название книг, сказок, поговорок.
1. Уйти от новой стиральной машины. (Остаться у разбитого корыта.)
2. Лысина - мужское безобразие. (Коса - девичья краса.)
3. Курица кабану подружка. (Гусь свинье не товарищ.)
Названия художественных произведений:
1. Счастье от глупости. («Горе от ума».)
2. Закон и поощрение. («Преступление и наказание».)
3. Прибитые штилем. («Унесенные ветром».)
4. Девочка-великан. («Мальчик-с-пальчик».)
5. Толстяк смертный. («Кощей Бессмертный».)
6. Ты забыла ужасную вечность. («Я помню чудное мгновенье...»)
Каждая группа называет пословицы, поговорки о дружбе, вежливости, правилах этикета.
Работа в парах: «Собери пословицу». Ученикам предлагается собрать пословицу о правилах поведения из разрезанных частей. Например:
Не будь в людях приметлив, будь дома приветлив.
Поклониться - голова не отвалится.
Посади свинью за стол - она и ноги на стол.
Дружба крепка не лестью, а правдой и честью.
К обедне ходят по звону, а к обеду по зову.
В гости ходить - надо и к себе водить.
Умей в гости звать, умей и встречать.
– Ребята, вы сегодня замечательно поработали, молодцы! Наше мероприятие закончилось.
Как много на свете полезных,Красивых и ласковых слов.Пожалуйста, только будь вежлив,Ведь это – основа основ.