Активизация взаимодействия с семьей, как фактор успешного воспитательного процесса


Методическая разработка
«Активизация взаимодействия
с семьей, как фактор успешного воспитательного процесса»
Цель программы:
счастье подрастающей личности, входящей в современную культурную жизнь
включение учащихся и родителей в активную проектную деятельность
Задачи:
Активизация познавательной самостоятельности учащихся, как в урочное, так и во внеурочное время.
Выявить пути к сотрудничеству семьи и лицея.
Достижение сотрудничества между всеми участниками воспитательного процесса.
Создание условий для формирования духовно-развитой, творческой, нравственно и физически здоровой личности.
Воспитание политической, правовой, национально-интернациональной культуры.
Выявить результативность взаимодействия с семьей.
1.Наименование опыта.
Непременным условием развития лицея наших дней является сотрудничество педагогического коллектива с родителями учащихся. Семья и лицей дополняют друг друга, создают наилучшие условия для образования и творческого развития подростков.
Данный опыт посвящен одной из важных проблем – взаимодействию с семьей как фактору успешного воспитательного процесса учащихся.
2. Условия возникновения и становления опыта.
В современных условиях, когда большинство семей озабочено решением проблем экономического, а порой и физического выживания, усилилась социальная тенденция самоустранения многих родителей от решения вопросов воспитания и личностного развития ребенка. Родители, не владея в достаточной мере знанием возрастных и индивидуальных особенностей развития ребенка, порой осуществляет воспитание вслепую, интуитивно. Все это не приносит позитивных результатов. В таких семьях нет прочных межличностных связей между родителями и детьми и, как следствие, «авторитетом» становится внешнее, зачастую негативное окружение, что приводит к «выходу» подростка из-под влияния семьи.
Создавшееся положение наряду с другими объективными и субъективными причинами способствуют росту детской безнадзорности, преступности, наркомании и других негативных явлений в подростковой и молодежной среде.
В этой ситуации у молодежи формируется неприятие таких нравственных извечных ценностей, как доброта и отзывчивость, порядочность и благородство, честность и трудолюбие, гражданственность и патриотизм. Встает проблема: как в условиях жесткой рыночной конкуренции, смещения ценностного вектора от высоких идеалов к идеалам материального достатка, наживы личности сохранить лучшие нравственные качества подрастающего человека?
Конечно же, только благодаря усилиям лицея и семьи могут создаться условия для развития духовно богатой, нравственно чистой и физически здоровой личности ребенка. Если лицей и родители станут союзниками, совместно будут находить наиболее эффективные способы решения проблемы, определят содержание и формы педагогического просвещения, то это поможет в формировании ценностных жизненных ориентиров, преодолении негативных поступков и проявлений в поведении.
Большое влияние на формирование опыта оказал интерес к этой проблеме в вверенной мне группе. Подростки поступили в лицей с разным уровнем подготовки, из разной социальной среды и условий проживания. 85,7% семей живут в квартирах, 9,5% - в общежитии, 4,8% снимают квартиру. Родители имеют высшее образование – 21,4%, средне - специальное – 37,4%, среднее – 34,2%, неполное среднее – 6%. Среди родителей 10,8% безработных, служащих – 40,6%, рабочих – 48,6%. В группе есть дети из неполных, малообеспеченных, неблагополучных семей. Как правило, родители в таких семьях не могут оказать достойную помощь в воспитании и обучении своего ребенка. Сложность и непредсказуемость жизненных вопросов, стоящих перед ребенком, требует, чтобы во главе угла в лицейном образовании оказалась ориентация на развитие качеств, помогающих социализации подростка.
В решении проблемы социализации, на мой взгляд, необходимо выделить ведущий аспект – создание условий для творческого развития учащихся, защите их прав, решение актуальных проблем воспитания через взаимодействие с семьей.
3. Актуальность опыта.
Стране необходима социально активная, образованная нравственно и физически здоровая личность в изменяющихся условиях общественной жизни.
Мы должны сделать подростка не только образованным тружеником, но воспитать в нем гражданина и человека. А в формировании мировоззрения, потребностей, интересов активно участвует семья. Необходимо помочь воспитаннику жить в коллективе, но при этом оставаться самим собой, индивидуальным, организованным, независимым. Создать каждому ребенку такие условия, чтобы он мог попробовать себя в деле и добиться успеха. Необходима мотивация на успешность! А это возможно только в сотрудничестве лицея и семьи.
Актуальность данного опыта заключается в том, что взаимодействие лицея и семьи создает условия для максимально свободной реализации заданных природой физических, интеллектуальных, эмоциональных способностей и возможностей, помогает ребенку в духовном и творческом самовоплощении. Воспитательные отношения общей творческой заботы лицея, родителей и учеников – это главная идея, главный мотив, основа всей концепции воспитания в современных условиях.
4. Теоретическая база опыта.
Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года подчеркивает исключительную роль семьи в решении задач воспитания. Права и обязанности родителей определены в статьях 38, 43 Конституции РФ, главе 12 Семейного кодекса РФ, статьях 17, 18, 19, 52 закона Российской Федерации «Об образовании». Успешное решение задач воспитания возможно только при условии взаимодействия семьи и школы. Сотрудничество семьи и школы становится все более востребованным и актуальным.
Возникает вопрос: что же такое воспитание? Что значит воспитывать? Наверное, вырастить, дав образование, Человеком с большой буквы. Или помочь ему вырасти Человеком с большой буквы.
В словаре С.И Ожегова сказано так:
1.« Воспитание – это навыки поведения, привитые семьей, школой, средой и проявляющиеся в общественной жизни».
2. «Воспитать - вырастить ребенка, воздействуя на духовное и физическое развитие, дав образование, обучив правилам поведения. Путем систематического воздействия, влияния сформировать характер, навыки».
Исходя из теоретических положений о воспитании – в их совокупности – можно дать определение сущности воспитания.
Воспитание – это процесс целенаправленного развития общественно необходимых личностных отношений человека к окружающей жизни, к разным ее сторонам, к самому себе и целенаправленного преодоления общественно-чуждых личностных отношений человека к окружающей жизни, к разным ее сторонам, к самому себе.
Главная цель воспитания – Человек. Но как воспитывать личность, не воспитывая? Ответ на этот вопрос в переориентации образования и воспитания на саморазвитие и самореализацию личности, наиболее четко выраженной в формуле: «Помоги мне это сделать самому». Отсюда главная задача педагога – быть помощником подростку в его жизненном самоопределении. Для решения этой задачи надо:
Помочь подростку поставить перед собой цель, овладеть способами ее достижения.
Помочь стать личности, т.е. раскрыть его внутренний потенциал, не забывая при этом о нравственности, добре, правде, красоте.
Дать подростку средство защиты, потому что только в атмосфере комфортности, душевного равновесия ребенок может реализовать себя как личность.
Какими же качествами должна обладать личность?
Гуманизм – это любовь к людям.
Достоинство – доброта души, умение противостоять унижению, стремление к самовоспитанию, критичность в делах и поступках.
Трудолюбие.
Патриотизм – гордость за Родину.
Коллективизм – осознание нужности коллективу, исполнение долга перед обществом.
Воля и выносливость – результат здорового образа жизни.
Коммуникабельность – умение общаться.
Бережливость – умение ценить природу, искусство, человеческий труд.
Личность формируется и развивается в деятельности. И чем богаче и содержательнее будет деятельность, тем больше возможностей целенаправленно влиять на подростка, развивать его творческие способности, положительную мотивацию к учению.
Родители могут активно помогать в формировании и развитии деятельности учеников: участвовать в различных формах внеурочной и внешкольной деятельности. Сотрудничество педагогов и родителей направлено на развитие общей творческой атмосферы в школе, на создание вместе с детьми интересной для всех культурно-образовательной среды, на совершенствование кружковой работы. Привлечение родителей в этой деятельности поможет сделать общение детей и взрослых неформальным и сблизить их. Кроме того, оно помогает учителю иначе, неформально взглянуть на детей, увидеть по-новому тех, кого на уроках находят трудными или неуспевающими.
Пути к сотрудничеству семьи и школы I ступени:
Разнообразные способы вовлечения родителей
Информационный обмен, непрерывный, двусторонний обмен информацией
Вовлечение родителей в проектную деятельность
Вовлечение родителей в образовательно-воспитательный процесс
Устные формы
Письменные формы
Письменные формы: анкеты, родительская почта (письма по вопросу воспитания), объявления, портфели достижений, информационные бюллютени, уголки для родителей, журнал жизни класса, фотоальбомы, отзывы родителей, дневник успехов ребенка…Устная форма: беседы, экспресс-интервью, родительские тренинги, ринги, вечера, чтения, тематические консультации…Формы совместной деятельности педагогов, родителей и учащихся можно разделить на три основных направления:
формы познавательной деятельности (дни открытых уроков, праздники знаний и творчества, турниры знатоков, выпуск газет, совместные олимпиады). Родители участвуют во всех видах проектов, проводимых в классе: оформляют праздники, готовят призы, оценивают результаты, сами участвуют в проектах, создавая собственные или смешанные команды.
форма трудовой деятельности (помогают оформлять кабинеты, благоустраивают территорию лицея, помогают проводить выставки, ярмарки семейных поделок…)
формы проведения досуга: совместные праздники, подготовка концертов, соревнования, конкурсы, КВН, экскурсионные поездки. Фестивали: День Матери, День ребенка и т.п. Круг семейного чтения, игровые семейные конкурсы «Папа, мама, я – спортивная семья», и др. совместная деятельность в творческих объединениях различной направленности.
В лицее ежегодно проводятся праздники, фестивали, предметные недели и декады, выставки творчества. Родители могут принимать в них участие как:
разработчики творческой идеи проекта;
как консультанты подготовки проектов, написания сценариев, планирование творческих дел;
художественные оформители и техники специалисты по изготовлению и наладке необходимой материальной части проекта;
непосредственные участники различных культурно-образовательных акций и творческих дел( конкурсов, спектаклей, викторин…)
члены жюри и ведущие эксперты.
Родители могут стать активными участниками, гостями или руководителями студий, мастерских, кружков. Они могут обеспечить техническую сторону творческих дел, организуемых школой, помочь в проведении экскурсий, быть помощниками педагогов в организации походов по родному краю.
Специалисты – родители могут быть: консультантами при разработке исследовательских и творческих заданий; руководителями клубных занятий…Важны и открытые совместные мероприятия, когда присутствующие родители становятся его участниками. Выбор темы и построение такого мероприятия могут предварительно обсуждаться совместно с родителями. После такого мероприятия взрослые и дети собираются вместе и анализируют происшедшее с разных точек зрения. Такие проекты позволяют родителям посмотреть на процесс образования «изнутри», увидеть те проблемы, которые не всегда заметны со стороны. Помимо экспертной деятельности участие в подобном проекте дает и психологический эффект – родители чувствуют себя активными субъектами образовательного процесса. Исходя из сказанного, можно разработать рекомендации:
для родителей: по участию в открытых совместных уроках, по проектированию исследовательской деятельности учащихся и взрослых участию в исследовательских проектах;
для учителей: по привлечению родителей к совместной деятельности с ребенком (оптимальный выбор темы, повышение мотивации и развитие интересов, способ осуществления и защиты проекта)
Любая форма участия в творческих проектах лицея сближает детей и родителей, а также лицей и семью. Как показывает опыт, такое участие формирует и само родительское сообщество, родители (семьи) знакомятся, начинают дружить, помогать друг другу и вместе планировать дальнейшее сотрудничество. Это в свою очередь оказывает позитивное влияние на развитие подростков, активизирует учебный процесс, у подростков становится более адекватной их самооценка, растет мотивация творческой деятельности, стремление к успеху.
Как разбудить творческую энергию детей и родителей? Как преодолеть пассивность или робость?
Практика показывает, что есть несколько верных способов:
постоянная информация о готовящихся творческих делах;
поощрение инициативы родителей;
максимальное использование профессионального потенциала родителей в повышении мотивации подростков.
Косвенным условием становится отход от доминирования традиционной формы коммуникации с родителями – через формальные родительские собрания. Воспитатель, который умеет общаться с родителями о пространстве творческих дел, всегда найдет с родителями общие цели взаимодействия в любом пространстве.
Каковы же формы и методы взаимодействия лицея и родителей?
Университет педагогических знаний — это форма психолого-педагогического просвещения родителей. Он вооружает их необходимыми знаниями, основами педагогической культуры, знакомит с актуальными вопросами воспитания с учетом возраста и запросов родителей, способствует установлению контактов родителей с общественностью, семьи со школой, а также взаимодействию родителей и учителей в воспитательной работе. Программа университета составляется педагогом с учетом контингента учащихся и их родителей. Формы организации занятий в университете педагогических знаний достаточно разнообразны: лекции, беседы, практикумы, конференции для родителей и т.д.
Лекция — это форма психолого-педагогического просвещения, раскрывающая сущность той или иной проблемы воспитания. Лучший лектор — сам воспитатель, знающий интересы детей, умеющий проводить анализ воспитательных явлений, ситуаций. Поэтому в лекции следует вскрывать причины явлений, условия их протекания, механизм поведения ребенка, закономерности развития его психики, правила семейного воспитания.
Одно из необходимых условий лекций — опора на опыт семейного воспитания. Метод общения во время лекции — непринужденный разговор, задушевная беседа, диалог заинтересованных единомышленников.
Тематика лекций должна быть разнообразной, интересной и актуальной для родителей.
Конференция — форма педагогического просвещения, предусматривающая расширение, углубление и закрепление знаний о воспитании детей. Конференции могут быть научно-практическими, теоретическими, читательскими, по обмену опытом, конференциями матерей, отцов. Конференции проводятся раз в год, они требуют тщательной подготовки и предусматривают активное участие родителей. К ним обычно готовят выставки работ учащихся, книг для родителей, концерты художественной самодеятельности.
Практикум — форма выработки у родителей педагогических умений по воспитанию детей, эффективному решению возникающих педагогических ситуаций, своеобразная тренировка педагогического мышления родителей-воспитателей.
В ходе педагогического практикума воспитатель предлагает найти выход из какой-либо конфликтной ситуации, которая может сложиться во взаимоотношениях родителей и детей, родителей и школы и т. д., объяснить свою позицию в той или иной предполагаемой или реально возникшей ситуации.
Открытые беседы обычно организуются с целью ознакомления родителей с новыми программами, методикой воспитания, требованиями воспитателя. Наиболее часто открытые беседы практикуются на 1 курсе лицея. Необходимо хотя бы один-два раза в полугодие давать возможность родителям присутствовать в общежитии. Это позволит избежать многих конфликтов, вызванных незнанием и непониманием родителями всей сложности и специфики воспитательной деятельности сегодня.
Педагогическая дискуссия (диспут) — одна из наиболее интересных форм повышения педагогической культуры. Отличительная особенность диспута заключается в том, что он позволяет вовлечь всех присутствующих в обсуждение поставленных проблем, способствует выработке умения всесторонне анализировать факты и явления, опираясь на приобретенные навыки и накопленный опыт.
Ролевые игры — форма коллективной творческой деятельности по изучению уровня сформированности педагогических умений участников. Примерными темами ролевых игр с родителями могут быть следующие: «Утро в вашем доме», «Ребенок приехал из лицея», «Семейный совет» и др. Методика ролевой игры предусматривает определение темы, состава участников, распределение ролей между ними, предварительное обсуждение возможных позиций и вариантов поведения участников игры. При этом важно проиграть несколько вариантов (положительных и отрицательных) поведения участников игры и путем совместного обсуждения выбрать оптимальный для данной ситуации способ действий.
Индивидуальные тематические консультации - часто в решении той или иной сложной проблемы воспитатель может получить помощь непосредственно от родителей учащихся, и этим не следует пренебрегать. Консультации с родителями полезны как для них самих, так и для воспитателя. Родители получают реальное представление о делах и поведении ребенка в общежитии, воспитатель же — необходимые ему сведения для более глубокого понимания проблем каждого учащегося.
Родительский лекторий, "Университет педагогических знаний" и др. - способствуют повышению педагогической культуры родителей, их психолого-педагогической компетентности в семейном воспитании, выработке единых подходов семьи и образовательного учреждения к воспитанию детей. В определении тематики мероприятий участвуют родители.
Тематические конференции по обмену опытом воспитания детей. Такая форма вызывает заслуженный интерес, привлекает внимание родительской и педагогической общественности, деятелей науки и культуры, представителей общественных организаций.
Презентации позитивного опыта семейного воспитания в средствах массовой информации способствуют использованию воспитательного потенциала благополучных семей.
Вечера вопросов и ответов проводятся после опроса родителей и выяснения перечня проблем, которые возникают в воспитании детей и во взаимоотношениях с ними. Для ответа на вопросы родителей приглашаются специалисты (психологи, юристы, врачи и др.) На такие встречи, как правило, приглашаются родители с учетом возрастных особенностей детей (например, родители первокурсников, папы мальчиков-подростков, мамы старшекурсниц).
Диспут, дискуссия - обмен мнениями по проблемам воспитания, это одна из интересных для родителей форм повышения уровня педагогической культуры, позволяющая включить их в обсуждение актуальных проблем, способствующая формированию умения всесторонне анализировать факты и явления, опираясь на накопленный опыт, стимулирующая активное педагогическое мышление.Встречи с администрацией образовательного учреждения, педагогами, работающими в данном коллективе молодежи целесообразно проводить ежегодно. Педагоги знакомят родителей со своими требованиями к организации работы в общежитии, выслушивают пожелания родителей. В процессе совместного коллективного поиска возможно составление программы действий, перспективного плана совместной работы.
Индивидуальная работа, групповые формы взаимодействия педагогов и родителей. Особенно важной формой является деятельность родительского комитета, который может быть выбран на весь учебный год. Родительский актив - это опора педагогов, при умелом взаимодействии они совместно решают общие задачи.
Родительский клуб - интересная форма работы с родителями, проводится в форме встреч и требует специальной подготовки. Цель клуба - заинтересовать родителей в обсуждении вопросов воспитания. Главное условие успеха таких встреч, дискуссий - добровольность и взаимная заинтересованность.
Родительские тренинги – это активная форма работы с родителями, которые хотят изменить свое взаимодействие с собственным ребенком, сделать его более открытым и доверительным. В родительских тренингах должны участвовать оба родителя. От этого эффективность тренинга возрастает, и результаты не заставят себя ждать.
Родительские ринги – одна из дискуссионных форм общения родителей в формировании родительского коллектива.
На протяжении всей педагогической деятельности большое внимание уделяю формированию традиций в проведении родительских собраний.
При проведении собрания выделяются 3 фазы:
1 подготовительная; (оповещение родителей, сбор вопросов, их группировка; распределение вопросов в коллективе педагогов – психолог, воспитатель, социальный педагог; встреча с родительским комитетом; подготовка материала собрания).
2 взаимодействие; (разминка, дискуссия по теме, мини лекция, интерактивные игры и др.)
3 оценивание; (анкетирование, подведение итогов, тестирование, объявления, самоанализ вопросов).
Главным предназначением родительского собрания являются согласование, координация и объединение усилий лицея и семьи в создании условий для развития духовно богатой, нравственно чистой и физически здоровой личности ребенка. Родительские собрания сближают воспитателя и родителей, приближают семью к лицею, помогают определить наиболее оптимальные пути воздействия в воспитательном влиянии на ребенка.
Используются также ролевые, организационно-деятельностные, деловые игры родителей, психологические тренинги и др. формы.
И традиционные, и нетрадиционные методы и формы взаимодействия воспитателя с родителями учеников ставят одну общую цель – счастье подрастающей личности, входящей в современную культурную жизнь.
5. Новизна.
Новизна опыта заключается в следующем: конкретизированы подходы к организации взаимодействия семьи и лицея, сложившиеся в педагогической теории: «воспитание родителей», системно – комплексный, социально ориентированный; на практике реализации взаимодействия лицея и семьи: «воспитание родителей», социологический, развивающий;
Разработана процедура проектирования, включая этапы проектирования, содержание проектной деятельности.
Выделены и классифицированы типы контактов семьи и школы: поддержание тесной связи, поддержание эпизодической связи и избегание конфликтов, на основании соотношения потребности семьи в контактах с лицеем, имеющихся у лицея ресурсов для удовлетворения потребностей родителей в сфере воспитания, сложившегося опыта взаимодействия и полученного в ходе взаимодействия результата.
6.Ведущая педагогическая идея.
Возлюби ребенка! В.А. Сухомлинский.
Проблема взаимоотношений семьи и лицея - относительно молодая проблема в педагогике. До 20 века в зарубежной и русской педагогике существовало четкое разделение воспитания семейного и воспитания в учебном заведении. В сфере семейного воспитания создавались педагогические труды рекомендательного характера по воспитанию детей в семье. Проблемы семейного воспитания рассматривали в своей педагогической деятельности Я.А.Коменский, Дж.Локк, Ж.-Ж.Руссо, И.Г.Песталоцци и т.д. Педагогические труды содержали в себе теоретически обоснованные авторами рекомендации для родителей по воспитанию детей и были призваны решать задачу просвещения родителей в сфере воспитания. Параллельно развивались педагогические идеи воспитания в учебных заведениях. К.Д. Ушинский одним из первых ввел в педагогику понятие коллектива воспитателей, как средства нравственного воспитания ребенка. Н.И. Пирогов выдвинул идею гармонического единства действий главных деятелей воспитания. Именно в гармоническом единстве Н.И. Пирогов видел условие «успеха педагогики». Н.И. Пирогов первым поднял вопрос о гармонизации влияющих на ребенка воздействий со стороны воспитателей.
На рубеже 19 и 20 веков впервые появляется идея взаимодействия школы и семьи в процессе воспитания ребенка. К.Н. Вентцель наряду с проблемами семейного воспитания, просвещения родителей поднимает проблему связи школы с родителями. Созданная им школа «Дом свободного ребенка», где родители заменяют учителей, является первой попыткой реализации идеи взаимодействия школы и семьи.
A.C. Макаренко, принимая идею педагогического руководства семейным воспитанием со стороны школы, утверждал, что речь, в этом случае, идет о просветительских, методических, ресурсных и т.д. возможностях педагогического руководства. В то же время A.C. Макаренко говорил о создании именно коллектива воспитателей, включая в него и родителей, о наличии единой воспитательной стратегии, согласованности воздействий. Гармонии педагогических воздействий уделял много внимания В.А. Сухомлинский, называя ее коренной, основополагающей закономерностью воспитания. В.А. Сухомлинский отмечал важность единства требований и нравственных приоритетов. Все действия воспитателей, влияющих на ребенка, взаимозависимы, взаимообусловлены. Эффективность воспитательного процесса определяется тем, насколько эти зависимости осознаются воспитателем и реализуются в практике. Системный подход основан на положении о том, что специфика сложного объекта (системы) не исчерпывается особенностями составляющих её элементов, а связана, прежде всего, с характером взаимодействия между элементами (В.И. Загвязинский). Комплексный подход исходит из единства и взаимосвязи всех элементов объекта и позволяет установить их определенное соотношение и соподчиненность ( Ю.К.Бабанский).
Системный и комплексный подходы к воспитанию находятся в постоянном диалектическом взаимодействии. Наличие системы воспитания дает предпосылки для осуществления комплексного подхода. Взаимодействие семьи и школы является частью системы воспитательной работы школы, в целом подчиненной определенным целям и имеющей свое содержание.
Мой творческий замысел заключается в том, чтобы повысить эффективность воспитательного процесса через взаимодействие с семьей, используя знания Я.А.Коменского, Ж.-Ж. Руссо, К.Д. Ушинского, A.C. Макаренко и др.
7.Технология.
Для ребенка духовным центром, нравственным основанием является семья. Большинство родителей желают добра и удачи своим детям, но часто не знают, как это сделать. Я считаю своей задачей – помочь родителям в проблеме воспитания, и поэтому приоритетное направление в моей педагогической деятельности – комплексный подход к вопросам взаимодействия воспитателя с родителями, который предполагает диагностику, планирование, организацию работы, контроль и программу совместной деятельности учителя, учащихся и родителей.
Моделирование воспитательной системы - это сложный и длительный процесс, так как происходящие изменения в жизни общества, лицея, ребенка требуют постоянного внесения корректив в первоначально созданную модель. Во всей работе отчетливо реализуется идея сотрудничества, она способствует обогащению жизни детей, содействует формированию благоприятного морально – психологического климата в детском коллективе, укрепляет и развивает отношения «Воспитатель-учащийся», «Учащийся-родитель», «Воспитатель-родитель». Такая работа способствует достижению положительных результатов в воспитательном процессе.
Для реализации данной цели и задач воспитания использую следующие методы:
1.Диагностические – изучение, наблюдение, беседы, составление характеристик, тестирование…
2.Организационные:
а) организация классного коллектива;
б) регулирование ролей;
в) формирование ответственности.
3.Мобилизационно-побудительные – это формирование у учащихся психологической готовности и способности к восприятию воспитательных воздействий, к решению задач, поставленных педагогом.
4. Коммуникативные - это установление с учащимися воспитательного контакта, т.е. взаимопонимания, доверия, согласия и сотрудничества:
а) выбор «спорных позиций»;
б) адаптирование отношений на бесконфликтной основе;
в) переход к доверительным отношениям;
г) ориентация на сотрудничество.
5.Методы формирующего воздействия – создание проблемных воспитательных ситуаций, формирование сознания, опыта.
6.Методы координации и коррекции – выработка единых требований к учащимся, корректирование.
7. Методы совершенствования – изучение новых достижений науки, передового опыта, обобщение результатов.
«Чтобы воспитать одного ребенка, нужны усилия целой деревни» - гласит народная пословица.
Поэтому главным моим помощником является план воспитательной работы, который помогает в реализации всех целей и задач. Он основывается на основных принципах воспитания:
субъективность;
принятие ребенка как данности;
ценностная ориентация;
сотрудничество.
Для успешного взаимодействия семьи и лицея нужно помнить и следовать следующим правилам: Любите! Уважайте! Помогайте! Объясняйте! Учите! Доверяйте! Спрашивайте! Благодарите!