Взаимодействие школы и учреждений дополнительного образования детей в рамках модели «Школы полного дня»


Взаимодействие школы и учреждений дополнительного образования детей в рамках  модели «Школы полного дня»
Переход российского образования на новые образовательные стандарты представляет собой чрезвычайно ответственный период, в который педагогические коллективы образовательных школ существенным образом должны переосмыслить принципы взаимодействия с районными учреждениями дополнительного образования детей. Спектр переосмысления задан самим стандартом: это – структура, условия и результаты более эффективно осуществляемой образовательной деятельности в интересах ребёнка, его становления и развития как инициативной, творческой личности
Реализация модели «Школы полного дня» позволяет наиболее полно объединить учебную и внеучебную сферы деятельности ребенка в условиях учебного сообщества с учетом всех современных требований, сформировать образовательное пространство учреждения, способствующее реализации индивидуальных образовательных маршрутов обучающихся, объединить в единый функциональный комплекс образовательные и оздоровительные процессы.
     НОВИЗНА Модель школы полного дня подразумевает взаимодействие со всеми подразделениями ОУ, призвана создать максимально комфортные условия для развития учащихся и педагогов,  сохранения и укрепления их здоровья, реализации запросов социума и потребностей детей и взрослых,  подготовку к успешной социализации в обществе и активной адаптации на рынке труда, решения всего комплекса задач, стоящих перед ОУ.Цель работы школы полного дня: создание комфортных условий для интеллектуального, физического, нравственного, творческого развития учащихся и педагогов.
Основные задачи любой школы полного дня:
1)  интеграция основного и дополнительного образования обучающихся;2) решение проблемы неуспешности в обучении и профилактики безнадзорности и беспризорности детей и подростков; 3) создание условий для самовыражения, самоопределения каждого конкретного обучающегося, способствующие развитию стремления к непрерывному образованию в течение всей активной жизни человека;
АКТУАЛЬНОСТЬ Важнейшими условиями готовности учреждения дополнительного образования детей к педагогически продуктивному сотрудничеству с общеобразовательными учреждениями, с нашей точки зрения, является:
– наличие содержательно обновлённого программно-методического обеспечения для осуществления образовательной деятельности детских творческих объединений под задачи Федерального государственного образовательного стандарта;
– умение педагогов дополнительного образования, их способность по новому, под вводимые новые измерительные параметры, оценивать результативность целостного образовательного процесса (учебного, воспитательного), различным образом обнаруживающую себя в самых разных формах сотрудничества с конкретным образовательным учреждением (школой);
– углубление предметных и выделение метапредметных результатов образовательной деятельности за счет приобретения детьми качественно обновляемого знания, его деятельностно-практического усвоения и применение в специфических условиях дополнительного образования;
– отработанность у педагога особого рода профессионального навыка, выражающегося в способности в интересах ребенка, оперативным образом, ситуативно, методически грамотно реагировать на изменение комплекса требований к образовательному процессу;
– предоставление в конкретное образовательное учреждение (школу) опережающей информации о степени возможной занятости ребенка в системе дополнительного образования детей;
– детально-практическое рассмотрение возможностей для организации индивидуальной и групповой образовательной деятельности детей, направленной на духовно-нравственное, общекультурное и общеинтеллектуальное их развитие на базе конкретного учреждения дополнительного образования;
– проработанность программы по организации содержательно насыщенной, педагогически целесообразно организованной занятости детей в каникулярное время.
Внеурочная деятельность и дополнительное образование детей обладают как общим, так и значительными различиями.
Общими характеристиками внеурочной деятельности и дополнительного образования являются:
– время реализации – вне или после обязательных учебных занятий и основных образовательных программ;
– формы организации (кружки, секции, клубы) и виды и направления деятельности (художественные, спортивные, досуговые и др.);– связь с учебным процессом и социально-культурной деятельностью школы;
– направленность на сотрудничество с родителями школьников.
Основными характеристиками, отличающими внеурочную деятельность от дополнительного образования являются:
– основная организационная «единица» внеурочной деятельности – класс или группа одноклассников (хотя внеурочная деятельность может быть организована и на уровне параллели классов, и на общешкольном уровне); «единица» дополнительного образования детей – творческий коллектив, состоящий из детей и подростков разных классов и возрастов;
– кадры: внеурочную деятельность осуществляют в основном классные руководители, воспитатели ГПД, педагоги-организаторы (на уровне школы); занятия в творческих объединениях ведут педагоги дополнительного образования, имеющие, как правило, базовую непедагогическую профессию (инженер, эколог, музыкант и т. п.) и получившие квалификацию, позволяющую работать с детьми;
– научно-методическую основу деятельности классных руководителей, воспитателей составляет план работы, а у педагогов дополнительного образования – образовательная программа с полным комплектом структурных частей и специальных процедур их оценки и утверждения;
– весьма существенным различием является то, что внеурочная деятельность ориентирована на школьников (обучающихся), а дополнительное образование – на детей от 4 до 18 лет. В первом случае происходит взаимодействие между учителем и учениками, а во втором – между педагогом (мастером, тренером) и ребенком;
– принципиальным является и такое отличие: если дополнительное образование предоставляет возможность свободного выбора форм и видов деятельности самому ребенку (или ребенку совместно с родителями), то внеурочная деятельность в целом организуется педагогами, школьникам же предлагается принять участие в тех мероприятиях, которые включены в сформированный (на уровне класса или школы) план, что значительно сужает возможности выбора ребенка: ему трудно отказаться от тех дел, в которых участвуют его одноклассники.
На сегодняшний день педагогами МБУДО «Усть-Абаканский ЦДО» в опытно-поисковом режиме реализуются программы внеурочной деятельности. Основными типами организационных моделей внеурочной деятельности, в реализации которых участвует ЦДО является модель «школы полного дня» (В условиях «Школы полного дня» мы реализуем 2 образовательных программы).
Во всех случаях взаимодействия школ и учреждений дополнительного образования детей создается общее программно-методическое пространство.
Все категории участников образовательного процесса: управленцы, педагоги, родительская общественность, осознают необходимость совместных усилий по достижению качественно новых образовательных результатов образования.
Опыт взаимодействия ОУ и учреждения дополнительного образования детей показал, для того чтобы дополнительное образование могло в полной мере реализовать заложенный в нем потенциал, необходима четкая и слаженная работа всей педагогической системы. Педагоги основного и дополнительного образования обязаны знать особенности работы друг друга, понимать специфику работы, сложности и преимущества. Только их взаимопомощь и совместные продуманные действия могут стать основой для создания целостного образовательного пространства.
Хочу обратить ваше внимание на очень важный, с нашей точки зрения, момент. Документы ФГОС, с одной стороны, значительно повышают статус внеурочной деятельности, а с другой – снижают значение и место дополнительного образования детей.
Работая в учреждении дополнительного образования, мы никоим образом не хотим «раствориться» во внеучебной деятельности в рамках ФГОС, а наоборот сохранить уникальность системы дополнительного образования.