Здоровьесберегающие технологии во время учебного процесса в рамках ФГОС
Отчет по теме самообразования:
«Здоровьесберегающие технологии во время учебного процесса
в рамках ФГОС»
Целью своей работы ставлю: организация образования и воспитания на основе здоровьесберегающих технологий как фактор формирования познавательной активности и самостоятельности младшего школьника через практическую деятельность.
Данная проблема заинтересовала меня настолько, что я стала по крупицам собирать интересующий меня материал. Читала и собирала любые публикации, касающиеся здоровьесбережения. В практике педагогов-новаторов присутствовали лишь отдельные рекомендации гигиенистов. Сохранение жизни, здоровья и развитие детей – основное направление организации учебно-воспитательного процесса.
Формирование у школьников навыков здорового образа жизни - основное направление учебно-воспитательного процесса. Организация физического воспитания, групп лечебной физкультуры для детей с ослабленным здоровьем, спортивных соревнований, дней здоровья, летнего оздоровительного лагеря, способствует сохранению здоровья, профилактике вредных привычек. Педагогический коллектив, создавая максимально благоприятные условия для обучения в школе путем индивидуализации образования, учитывающей интересы и способности ребенка, создаёт психологически комфортную атмосферу, здоровьесберегающую среду.
Важнейшим условием моей деятельности – применение в своей практике здоровьесберегающих технологий.
Что же такое «Здоровый урок?!
Здоровый урок – это тот урок, в рамках которого удается активно управлять работоспособностью учащихся. Удерживая её на индивидуально-высоком уровне. Здоровый урок – это тот урок, плотность которого задается эффективностью предшествующего отдыха, урок, который сохраняет желание учащихся работать дальше. Здоровый урок – это тот урок, который не научает, а развивает. Создать такой урок и учить каждого в соответствии с его природными возможностями очень сложно. Постоянно приходится искать материал, соответствующий целям урока, способствующий снятию усталости, создавать комфортные условия для учебной деятельности и следовать принципу природосообразности: не научать, а развивать.
При подготовке к уроку стараюсь чередовать разные виды деятельности. Работа на уроках проходит в режиме динамических поз. Уроки начинаю с эмоционального настроя, в которые включаю стихи, музыку. Подачу нового материала организую так, чтобы обеспечить активную аналитико-синтетическую деятельность. Новую информацию преподношу таким образом, чтобы она вызывала у ребят последовательную цепь положительных эмоций: удивление, интерес, радость. Учебный материал увязываю с уже известными данными, с прошлым опытом.
При моделировании современного урока, продумываю все упражнения для того, чтобы не допустить перенапряжения мышц туловища и глазодвигательных мышц. Учебный материал распределяю в соответствии с динамикой текущей работоспособности учащихся, осуществляю дифференцированный подход.
Период устойчивой оптимальной работоспособности на этапе фиксирования затруднений и и построения проектов выхода из трудной ситуации (15-20 минут) нагрузка для обучающихся должна быть максимальной. На следующих этапах урока происходит снижение нагрузки, так как развивается утомление. Обязательно провожу валеологические паузы на 10-15-25-30 минутах. Средняя продолжительность таких пауз составляет 30-60 секунд. Физические упражнения являются небольшой паузой в процессе обучения и положительно влияют на умственную работоспособность детей, поэтому их провожу обязательно
Критерии здоровьесберегающего урока:
Двигательная активность.
Сенсорно-разнообразная среда.
Развитие мелкой моторики руки.
Работоспособность.
Дифференциация.
Эмоциональный фон.
Ребенок нормально растет, когда он на ногах. Глаза его будут зоркими только в условиях постоянного зрительного поиска на просторе. Для решения этих задач вместо традиционной сгорбленной сидячей позы использую режим меняющихся поз, когда можно стоя и сидя работать в течение урока. Кроме того, использование конторок позволяет решить и такую проблему, как соответствие школьной мебели росту учащихся. Настольную конторку с меняющейся высотой рабочей поверхности устанавливаем на стол стандартного размера. Размеры конторки соответствуют примерно Ѕ ширине стола. Это позволяет устанавливать ее на стол с той целью, чтобы один из учен
·иков в процессе урока стоя работал за конторкой, а второй сидел за свободной половиной стола. Режим продолжительности стояния – сидения в настоящий момент дети отрабатывают сами. В 1 классе при помощи игрушек я подавала условный сигнал, и ребята менялись местами. Опыт показал, что по мере привыкания к такому режиму у многих детей возникает потребность ко все более продолжительному стоянию. А два мальчика из класса совсем не могут сидеть и предпочитают заниматься стоя за конторкой. В зависимости от характера урока это может происходить до трех раз при продолжительности каждого стояния от 3 до 7 минут. Кроме того, прямостояние использую, когда дети слушают мое объяснение или отвечающего ученика.
Каждое утро в классе начинается с гимнастики ,которую проводят сами же дети.
Кроме того, традиционное размещение столов в три ряда оказалось неудобно для свободного перемещения детей. Поэтому я убрала третий ряд и использовала радиально-лучевую компоновку. Расстановку столов меняю 1-2 раза в месяц. Использую также смешанный тип и размещение столов по кругу.
Особое значение имеет контроль за состоянием зрительной функции ребенка.
Для периодической активизации чувства общей, в том числе зрительной, координации использую в своей работе специально разработанную схему зрительно-двигательных траекторий. Схему траектории начертила на потолке в максимально возможную величину. Каждую траекторию изобразила разным цветом. Вертикальная и горизонтальная линии коричнево-золотистого цвета, наружный овал – красный, внутренний овал – зеленый, восьмерка – ярко-голубая.
Это делает схему яркой и привлекающей внимание. Стрелки указывают направление движения, по которым должен двигаться взгляд в процессе выполнения физкультурных минуток: вверх - вниз, влево - вправо, по и против часовой стрелки, по восьмерке. Упражнения выполняем коллективно и стоя. Для индивидуального пользования есть соответствующие плакаты. Пирамидка и змейка также являются офтальмотренажёрами.
Каждый ребенок по имеющейся у него памятке в течение 1-2 минут выполняет на уроке комплекс упражнений:
Комплекс упражнений гимнастики для глаз.
Упражнения для улучшения осанки.
Упражнения психологической саморегуляции (аутотренинг).
Некоторые приемы самомассажа (точечный массаж).
Упражнения для улучшения мозгового кровообращения.
Упражнения для мышц рук.
Бумажные офтальмотренажеры.
С помощью таких приемов развивается зрительно-моторная реакция, чувство локализации в пространстве, стереоскопическое зрение, различительно-цветовая функция. Учитываю также материал психологического воздействия цвета на ребенка: белый – ухудшает настроение, вселяет не совсем ответственное отношение ко всему; черный – в небольшой дозе сосредоточивает внимание, в большой – вызывает мрачные мысли; коричневый – в сочетании с яркими цветами создает уют, без сочетания указанных цветов усиливает дискомфорт, сужает кругозор, вызывает печаль, сон, депрессию; красный возбуждает, раздражает; голубой ухудшает настроение; зеленый – улучшает настроение, успокаивает; желтый – теплый и веселый, создает хорошее настроение.
Особое значение имеет контроль за состоянием зрительной функции ребенка. Глаз как зрительный орган заканчивает свое структурно-функциональное формирование лишь к 11-12 годам. В возрасте 7 лет, то есть к моменту начала школьного обучения, орган зрения ребенка находится в стадии интенсивного развития. Главная его особенность – наличие так называемой дальнозоркой рефракции. Наиболее физиологическая нагрузка для такого глаза – рассматривание удаленных объектов. Что же получается на практике? Большую часть времени дети работают с книгой, тетрадью на близком от глаз расстоянии. Такие нагрузки становятся для многих детей непосильными. Возникает близорукость, то есть глаз адаптируется к работе на близких дистанциях и теряет способность к четкому видению вдаль.
Выход из создавшейся ситуации вижу в расширении зрительно-пространственной активности в режиме школьного урока. Достичь этого можно при помощи некоторых приемов. Один из них заключается в максимальном удалении от глаз учебного материала (так называемый режим «зрительных горизонтов»).