Презентация на тему Здоровьесберегающие технологии во время учебного процесса в рамках ФГОС
Буйских Елена Николаевна Здоровьесберегающие технологии во время учебного процесса в рамках ФГОС
«Чтобы сделать ребёнка умным и рассудительным, сделайте его крепким и здоровым» Ж.-Ж. Руссо
Факторы, отрицательно влияющие на здоровье школьников -Стрессовая педагогическая тактика;-Несоответствие методик и технологий обучения возрастным и функциональным возможностям школьников;-Несоблюдение элементарных физиологических и гигиенических требований к организации учебного процесса;-Недостаточная грамотность родителей в вопросах сохранения здоровья детей;-Провалы в существующей системе физического воспитания;-Интенсификация учебного процесса;-Функциональная неграмотность педагога в вопросах охраны и укрепления здоровья;-Частичное разрушение служб школьного медицинского контроля;-Отсутствие системной работы по формированию ценности здоровья и здорового образа жизни.
Здоровьесберегающие образовательные технологии - это система, создающая максимально возможные условия для сохранения, укрепления и развития духовного, эмоционального, интеллектуального, личностного и физического здоровья всех субъектов образования (учащихся, педагогов и др)
Организация учебной деятельности с учетом основных требований к уроку с комплексом здоровьесберегающих технологий:· рациональная плотность урока (время, затраченное школьниками на учебную работу) должно составлять не менее 60 % и не более 75-80 %;· четкая организация учебного труда;· строгая дозировка учебной нагрузки;· смена видов деятельности (4-7 видов)· обучение с учетом ведущих каналов восприятия информации учащимися (аудиовизуальный, кинестетический и т.д.);· место и длительность применения ТСО;· включение в урок технологических приемов и методов, способствующих самопознанию, самооценке учащихся;· построение урока с учетом работоспособности учащихся;· индивидуальный подход к учащимся с учетом личностных возможностей;· формирование внешней и внутренней мотивации деятельности учащихся;· благоприятный психологический климат, ситуации успеха и эмоциональные разрядки;· профилактика стрессов: работа в парах, в группах, как на местах, так и у доски, где ведомый, более "слабый” ученик чувствует поддержку товарища; стимулирование учащихся к использованию различных способов решения, без боязни ошибиться и получить неправильный ответ;· проведение физкультминуток и динамических пауз на уроках;· целенаправленная рефлексия в течение всего урока и в его итоговой части.
Утренняя гимнастиканеобходима для развития всех систем организма: нервной, сердечно-сосудистой, скелетно-мышечной, дыхательной.Минутка вхождения в день Как хорошо, что мы сегодня здесь все вместе. На душе тепло и спокойно. Мы все здоровы и бодры. Глубоко вдохните и с вздохом забудьте вчерашние обиду и беспокойство. Выдохните из себя свежесть зимнего дня и тепло солнечных лучей, которое наполнило ваше сердце добротой, любовью и здоровьем. Желаю вам хорошего настроения! Мы начинаем новый день.
Профилактика глазных заболеваний(гимнастика для глаз)Палец двоится (облегчает зрительную работу на близком расстоянии): вытянуть руку вперед, смотреть на кончик пальца вытянутой руки, расположенной по средней линии лица, медленно приближать палец, не сводя с него глаз до тех пор, пока палец не начнет двоиться. Повторить 6 – 8 раз.Зоркие глазки: глазами нарисуйте 6 кругов по часовой стрелке и 6 кругов против часовой стрелки.Стрельба глазами: двигайте глазами из стороны в сторону, смотря как можно дольше влево, затем- вправо, затем- вверх и вниз. Повторить 5-6 раз, не спеша.Письмо носом: (снижает напряжение в области глаз): закройте глаза. Используя нос, как длинную ручку, пишите или рисуйте что-нибудь в воздухе. Глаза при этом мягко прикрыты.Весёлая переменка: вначале левой рукой дотроньтесь до правого уха, а правой рукой – до кончика носа; затем быстро поменяйте положение рук: правая рука – левое ухо, левая рука – нос ( 5 раз ).
Двигательные минутки.
Профилактика нарушения осанкиПамятка для учеников сидите за столом прямо, опираясь о спинку стула, слегка наклонив голову вперёд; ходите и стойте не опуская плеч, втянув живот и слега приподняв голову; учебники носить в ранце или в рюкзачке на спине, а не в портфеле; спите на твёрдой постели и плоской подушке; делайте зарядку, занимайтесь спортом, укрепляя мышцы шеи, спины, живота. Памятка для родителей сон на жесткой постели в положении лежа на животе или спине; правильная и точная коррекция обуви; организация и строгое соблюдение правильного режима дня (время сна, бодрствования, питания и т.д.); постоянная двигательная активность, включающая прогулки, занятия физическими упражнениями, спортом, туризмом, плавание; отказ от таких вредных привычек, как стояние на одной ноге, неправильное положение тела во время сидения (за партой, рабочим столом, дома в кресле и т.д.); контроль за правильной, равномерной нагрузкой на позвоночник при ношении рюкзаков, сумок, портфелей и др.; плавание.
Пальчиковая гимнастикаДом Я хочу построить дом, (Руки сложить домиком, и поднять над головой) Чтоб окошко было в нём, (Пальчики обеих рук соединить в кружочек) Чтоб у дома дверь была, (Ладошки рук соединяем вместе вертикально) Рядом чтоб сосна росла. (Одну руку поднимаем вверх и "растопыриваем" пальчики) Чтоб вокруг забор стоял, Пёс ворота охранял, (Соединяем руки в замочек и делаем круг перед собой) Солнце было, дождик шёл, (Сначала поднимаем руки вверх, пальцы "растопырены". Затем пальцы опускаем вниз, делаем "стряхивающие" движения) И тюльпан в саду расцвёл! (Соединяем вместе ладошки и медленно раскрываем пальчики - "бутончик тюльпана")
Речевая и дыхательная гимнастика.“Задуй свечу”Глубоко вдохнуть, набирая в легкие как можно больше воздуха. Затем, вытянув губы трубочкой, медленно выдохнуть, как бы дуя на свечу, при этом длительно произносить звук “у”.“Ленивая кошечка”.Поднять руки вверх, затем вытянуть вперед, потянуться, как кошечка. Почувствовать, как тянется тело. Затем резко опустить руки вниз, произнося звук “а”.“Озорные щечки”.Набрать воздух, сильно надувая щеки. Задержать дыхание, медленно выдохнуть воздух, как бы задувая свечу. Расслабить щеки. Затем сомкнуть губы трубочкой, вдохнуть воздух, втягивая его. Щеки при этом втягиваются. Затем расслабить щеки и губы.“Рот на замочке”.Поджать губы так, чтобы их совсем не было видно. Закрыть рот на “замочек”, сильно-сильно сжав губы. Затем расслабить их: У меня есть свой секрет, не скажу его вам, нет (поджать губы). Ох как сложно удержаться, ничего не рассказав (4–5 с). Губы все же я расслаблю, а секрет себе оставлю.“Злюка успокоилась”.Напрячь челюсть, растягивая губы и обнажая зубы. Рычать что есть сил. Затем сделать несколько глубоких вдохов, потянуться, улыбнуться и, широко открыв рот, зевнуть: А когда я сильно злюсь, напрягаюсь, но держусь. Челюсть сильно я сжимаю и рычаньем всех пугаю (рычать). Чтобы злоба улетела и расслабилось все тело, Надо глубоко вдохнуть, потянуться, улыбнуться, Может, даже и зевнуть (широко открыв рот, зевнуть).
Мозговая гимнастикаКачание головой.Дышите глубоко, расслабьте плечи и уроните голову вперед. Позвольте голове медленно качаться из стороны в сторону, пока при помощи дыхания уходит напряжение. Подбородок вычерчивает слегка изогнутую линию на груди по мере расслабления шеи. Выполнять 30 секунд.Ленивые восьмерки.(упражнение активизирует структуры мозга, обеспечивающие запоминание, повышает устойчивость внимания ) : нарисовать в воздухе в горизонтальной плоскости «восьмерки « по три раза каждой рукой, а затем обеими руками.Шапка для размышлений.( улучшает внимание, ясность восприятия и речь ): « наденьте шапку», то есть мягко заверните уши от верхней точки до мочки три раза.Моргания. (полезно при всех видах нарушения зрения) : моргайте на каждый вдох и выдох.Вижу палец.Указательный палец правой руки держать перед носом на расстоянии 25-30 см, смотреть на палец в течении 4 – 5 сек, затем закрыть ладонью левой руки левый глаз на 4 – 6 сек, смотреть на палец правым глазом, затем открыть левый глаз и смотреть на палец двумя глазами. Проделать то же, но закрыть правый глаз. Повторить 4 – 6 раз.
ИгротерапияСказкотерапияМузыкотерапия Релаксация Применение таких технологий помогает сохранению и укрепление здоровья школьников, предупреждение переутомления учащихся на уроках; улучшение психологического климата в детских коллективах; приобщение родителей к работе по укреплению здоровья школьников; повышение концентрации внимания; снижение показателей заболеваемости детей, уровня тревожности.