Детский исследовательский проект Можно ли создавать национальный орнамент в компьютерной графике
Я, может быть, и не заинтересовался бы этим видом чувашского искусства, если бы не увидел национальный костюм моей прабабушки, который хранится в доме моей бабушки. Он сшит из домотканого тонкого белого холста, весь наряд вышивала моя прабабушка в своей далекой юности. Теперь этот наряд хранится в доме моей бабушки. Она говорит, что ничто не вечно под луной, но есть непреходящие ценности: уважение к старшим, память о предках, поэтому она им очень гордится
Она также рассказала мне, что раньше такой вышивкой все украшали свои рубахи, головные уборы, передники, однако узор одежды являлся не только украшением, но служил и оберегом от злых духов.
Цель: исследовать возможности использования компьютерных технологий для ознакомления окружающих с миром чувашского народного орнамента.
Задачи:
1. Изучить одну из жемчужин чувашского народного искусства – вышивку.
2. Овладеть навыками работы в графическом редакторе Paint.
3. Провести опытно-экспериментальную работу по использованию графического редактора Paint для создания чувашского орнамента.
Предмет исследования – графический редактор Paint как средство ознакомления детей с искусством чувашской вышивки.
Методы исследования:
1. Анализ литературы.
2. Наблюдение.
3. Эксперимент.
Мне захотелось узнать, что же означают эти узоры. Оказывается, с их помощью чуваши выражали свое представление о мире, об окружающей действительности.
Этапы работы
изучение исходных материалов на наличие симметрии в узорах и орнаментах
определение типа орнаментальных полос
практическое применение симметрии в ленточном орнаменте
Изучая симметрию плоских фигур на уроках математики, технологии, ИЗО, возник вопрос: «Как же отражена симметрия в культуре и искусстве чувашского народа?».
Вы любите красивое? А симметрия с давних времён считалась синонимом прекрасного. Так давайте же познакомимся с прекрасным наследием чувашского орнамента! В последнее время всё чаще идёт призыв к возврату национальной культуры, самобытности своего народа, хочется ощущать всю прелесть и богатство доброго и прекрасного в мире симметрии.
«Симметрия» по-гречески означает «соразмерность, пропорциональность, одинаковость в расположении частей». Современное определение симметрии выглядит так: симметричным называется такой объект, который можно как-то изменять, получая в результате то же, с чего начали.
Принцип симметрии используется в построении орнамента.
Орнамент (от лат. ornamentum - украшения) – это узор, состоящий из повторяющихся, ритмически упорядоченных элементов. В основе орнамента лежит переносная (трансляционная симметрия).не просто яркий и выразительный геометрический узор.
Орнамент- это узор, состоящий из ритмически упорядоченных элементов для украшения каких-либо предметов. В орнаменте важны не только символика, но и цвет. Основные цвета чувашских орнаментов: красный- символизирует жизнь, счастье, материнство ,свободу, жёлтый -символ солнца, огня, энергии, зелёный – цвет природы; черный- цвет добра, цвет земли, (земля дает силу богатырю),и в то же время-цвет смерти (жизнь без смерти не бывает) белый- чистота помыслов, символ Вселенной- это воздух, пространство.
Основными элементами в чувашской вышивке являются: квадрат, треугольник, ромб, линии. Орнаменты этих вышивок строго симметричны, с несколькими осями симметрий.
Из прочитанных мною книг я узнал, что чуваши в прошлом поклонялись огню, воде и земле, поэтому основные цвета чувашского орнамента – красный, желтый, черный. В цветовой гамме большую роль играл белый фон. Каждая деталь узора, каждый цвет наполнен символом.
В построении орнамента обычно используют принцип симметрии, приемы ритмических повторов одного или нескольких элементов (раппорт). Орнамент можно продолжить в обе стороны, даже если его первоначальная композиция ограничена, замкнута.
Чувашский орнамент (наряду с историческим и культурным значением) особенно интересен в этом смысле, так как имеет своеобразные математические, цветовые и символические особенности.
Чувашские мастерицы придумывали удивительные замысловатые узоры. В их построении вы можете заметить четкую симметрию.
Чувашские узоры: 1- с одной осью симметрии, 2- с несколькими осями симметрии, 3- с двумя осями симметрии.
Основные мотивы орнаментов чувашских вышивок весьма разнообразны. здесь и растительные, и зооморфные, и геометрические сюжеты, но все они так сильно застилизованы, что только пылкая фантазия могла бы увидеть в них исходный объект. Иногда можно ясно различить фигуры птиц, животных и людей. Стилизация велась по линии геометризации объектов, что вполне естественно т.к. чувашская вышивка – это вышивка по счету ниток. От мастерицы требовалась большая точность, ведь если она ошиблась на одну лишь нитку, симметрия рисунка нарушалась.
Одним из ведущих символов в орнаменте чувашской вышивки является Солнце как источник жизни. Оно вышивалось в форме круга, крестика, квадратика, восьмиугольника. Древний символ чувашей – три Солнца – один из основных элементов национального орнамента, выражающий красоту и совершенство, в настоящее время мы можем увидеть на гербе и флаге Чувашской Республики. А почему 3 солнца, послушайте легенду.
Я настолько заинтересовался чувашскими орнаментами, что мне захотелось самому захотелось составить орнаменты. Оказывается, это очень интересный, увлекательный процесс. Так как чувашский орнамент состоит из одинаковых повторяющихся элементов, то намного легче, быстрее создать один элемент, а потом его размножить несколько раз и получится орнамент. В этом и может помочь графический редактор Paint, который является встроенным в Windows и доступен на любом компьютере.
Овладев навыками работы с инструментами редактора, я начал создавать узоры чувашского орнамента. Для этого достаточно нарисовать один элемент орнамента, с помощью инструмента «Выделение» выделить данный элемент. Удерживая клавишу CTRL, тиражировать фрагмент орнамента. Затем выделить полученный узор из двух элементов и снова тиражировать, удерживая клавишу CTRL. Так получается орнамент .
Далее я покажу, как можно создавать орнаменты, используя компьютерную программу.
Симметрия относительно одной прямой;
Симметрия относительно точки;
Симметрия относительно двух прямых
Параллельный перенос
Поворот на 45
Комбинация поворотов и параллельного переноса;
Комбинация симметрий и параллельного переноса
Комбинация симметрий, поворотов и параллельного переноса
Применение орнаментов
В моём исследовании показаны лишь некоторые из них. Они могут быть использованы в работе с детьми:
в декоративном рисовании развивают чувство композиции, цвета, ритма, формируют эстетическое воображение;
в обучении грамоте развивают моторику мелких мышц пальцев и рук;
для расширения математических знаний учат выполнять разные геометрические фигуры, размещать их на плоскости;
в обучении чувашского языка и культуры вызывают интерес к языку, народным традициям, расширяют словарный запас учащихся;
на уроках технологии развивают самостоятельность и интерес.
Взрослые могут использовать строгие геометрические формы чувашского орнамента в архитектуре, несложные орнаменты можно воспроизвести в процессе кладки стен, сочетания кирпича разных цветов, чтобы каждое здание имело свою индивидуальность, неповторимость.
Также можно использовать орнамент в оформлении плакатов, сувениров, ювелирных изделий, при изготовлении скатертей, дорожек, панно, полотенец, применять для украшения наличников оконных и дверных проемов и рамок.
Кроме того, традиционные чувашские орнаменты, составленные из пиктографических символов, способствуют развитию логического мышления и зрительной памяти, углубленному изучению истории, культуры чувашского народа.
Выводы:
Я на практике применил технику построения чувашского орнамента. И все это можно сделать с помощью компьютера. Создание узоров на компьютере необычно, интересно и увлекательно. Какая возможность разнообразить уроки ИЗО, технологии. Мне хочется, чтобы у детей появилось желание экспериментировать, искать что-то новое, изучать историю своего народа, гордиться богатством его древней культуры, свято чтить вековые традиции и народную мудрость.
Заключение
Изучение данной темы оказалось познавательной, интересной и помогло по-новому взглянуть на такой привычный, но такой удивительный и чудесный мир симметрии, возможности компьютерной графики.
Небесное светило во многих узорах вышивалось с ногами, например, солнце, месяц и другие. В узорах, символизирующих жизнь на Земле и небесах, размещались живые существа – птицы, звери, люди.
Вода изображалась волнистой линией, преимущественно черным цветом. Поверхность земли вышивалась прямой горизонтальной линией, а пахотная земля – в виде браслета.
Одним из ведущих символов в орнаменте чувашской вышивки является Солнце как источник жизни. Оно вышивалось в форме круга, крестика, квадратика, восьмиугольника.
Я выяснил, что характерной чертой чувашского орнамента является их линейное расположение и ритмическое чередование одной или нескольких форм орнамента. В прочитанной мною чувашской легенде о трех солнцах рассказывается о том, что когда-то в мире было не одно, а три солнца, и находились они близко к земле. Поэтому везде было жарко-жарко. Люди не знали, что такое зима, снег, лед. Ходили по земле и не знали, что такое тепло одеваться, как делать валенки, теплые чулки, варежки, шапки. А вокруг росли такие удивительные растения и деревья,
которые давали людям все, что надо было для жизни, здоровья, веселья. Но были люди, которые не понимали, как хорошо жить в жарких странах. Они часто жаловались: «Жарко, невозможно дышать. Не хотим жить так! Хотим, чтобы было не три, а одно солнце, убить надо два солнца!»- кричали они.
Мудрые старики – шурсухалы предупреждали, что ни одно солнце нельзя убивать, иначе будет большая беда. Но их не послушали. Пригласили знаменитого охотника и приказали выстрелом из лука убить одно из солнц. «Ведь шурсухалы предостерегали нас от этого», - отказался выполнить их приказ охотник. «Если сейчас же не выполнишь приказ, то убьем тебя самого», - прикрикнули на него люди, которые хотели убить солнце.
Тогда, страшась смерти, охотник натянул тетиву, долго целился и выстрелил. Стрела со свистом полетела в солнце, попала прямо в сердце небесному светилу. Оно погасло. Но жара не спала. «Убить еще одно», - приказали люди охотнику. Тот убил и другое солнце. Оставшееся солнце испугалось людей и убежало высоко-высоко, куда не могла долететь убийственная стрела.
И тут люди с ужасом заметили, что стало холодно. Слишком холодно. Замерзли деревья, травы. От холода стали умирать дети. Не хватало пищи. Снега замели поля и луга. Реки покрылись льдом. Настала зима. Испугались люди и пошли с поклоном к старикам-шурсухалам, стали просить у них мудрых советов. Те сказали: «Не послушались вы нас и совершили непоправимое. Убитых светил уже не оживить. А оставшееся светило убежало. Оно больше не верит людям. Надо сделать так, чтобы оно поверило нам и возвратилось». «Да, да, - соглашались с ними люди, - мы на все готовы, чтобы возвратить солнце». «Хорошо!» - сказали мудрецы, - надо всем начать рисовать три солнца. Всюду: на земле, на стенах домов, на стеклах окон. А наши женщины пусть рисуют три солнца, которые светили нам, на тканях. Тогда оставшееся солнце поймет, что люди одумались, жалеют о содеянном, и вернется к нам
Древний символ чувашей – три Солнца – один из основных элементов национального орнамента, выражающий красоту и совершенство, в настоящее время мы можем увидеть на гербе и флаге Чувашской Республики.
13PAGE 15
13PAGE 14315
15