Эссе Я учитель XXI века


Отдел образования администрации Будённовского муниципального района Ставропольского края

Эссе «Я – учитель XXI века. Залог успешности»
учителя истории и обществознания МОУ СОШ №1 села Покойного Буденновского района
Коловановой Татьяны Николаевны
2016 год
И вот звонок, И вновь передо мной мои ученики. И в тишине я думаю о них, Вчера чужих, теперь родных, Про их вопрос, про свой ответ, Про то, на что ответа нет… Когда-то я сама на третьей парте у стены О будущем мечтала и взрослой стать спешила. Уже тогда я быть учителем решила, 
Нелегкий выбран путь, но знаю:
хватит сил.
«Учитель! Слово-то какое! В нашей стране, где учится каждый ребенок, учитель – главный человек. Будущее наших детей, всего народа – в руках учителя, в его золотом сердце».
Эти мудрые слова писателя Александра Фадеева лишили меня покоя. Я в который раз задаю себе одни и те же вопросы: имею ли я право носить это гордое имя «Учитель»? Справлюсь ли с такой тяжёлой ношей, как будущее моего народа? Почему я стала именно учителем? И, наконец, сердце…Каким оно должно быть у человека, чтобы сказали: «ЗОЛОТОЕ!»
Не одну бессонную ночь провела я в раздумьях над этими непростыми вопросами. Почему я стала учителем? Отвечая самой себе, вспоминаю свои школьные годы. Наверное,   каждый из нас, выбирая дальнейший путь, профессию, ориентируется на успешных людей, которые рядом, чей опыт и жизненный путь вызывают в нас хорошую зависть. Для меня, чьё детство и юность прошли в СССР, где статус учителя был на недосягаемой высоте, учителя были волшебниками, способными творить чудеса. Уверена, что именно они помогли мне обрести внутреннюю силу, самостоятельность, а значит, уверенность в себе. Мы очень тонко чувствовали  настроение учителя, его отношение к нам.  Не было фальши, неискренности. Все были влюблены в учителей. Я вспоминаю их имена …Марина Викторовна, Вера Гавриловна, Лариса Аркадьевна...и целый ураган чувств сразу охватывает. Грусть, радость, тоска, счастье…Это люди которые подарили мне детство, передали радость познания и творчества! Они определили мой жизненный путь. Желание стать учителем родилось в детстве и больше не оставило меня. Я хотела быть человеком, на которого бы с восхищением смотрели, мечтала стать педагогом, к чьим словам прислушивались бы!
Став учителем, я поняла, что мало быть образованным, эрудированным человеком, тем более, мало просто иметь диплом учителя. Чтобы стать настоящим педагогом, надо ЛЮБИТЬ, ЛЮБИТЬ и еще раз ЛЮБИТЬ! Безгранично любить детей, свою школу, свой предмет, свой дом, свою семью, каплю дождя, свет заката… Любить всех и всё! Это очень трудно, но иначе нельзя. Народная мудрость гласит: «Если ребенка воспитывают счастливые люди, то ребенок тоже будет счастлив» Разве могу я позволить себе быть несчастливой? Ведь в моих руках детские души, их будущее, их счастье. Сегодня за плечами почти три десятилетия работы в школе. И я учитель XXI века. Даже дух захватывает! Что же изменилось? Сегодня в школу пришло много нового- инновации, ЭГЭ, ФГОС, УУД, метапредметность. За всем этим надо не забыть о самом ребенке! Да, ребенок XXI века тоже другой – любознательный, эгоцентричный, продвинутый в информационных технологиях, нестандартно мыслящий. Значит и учитель должен идти в ногу со временем, с современными технологиями, быть на «одной волне» со своими учениками, быть интересным своим ученикам. Но что же осталось неизменным в нашей профессии? А ответ всё тот же…любовь!
Возможно, вы назовёте меня наивным оптимистом. Даже романтиком. И будете абсолютно правы. Мне хочется громко крикнуть, что бы поделиться с людьми своим счастьем: «Я люблю, безумно люблю свою работу» Возможно, многие даже посмеются надо мной. Но в этой любви я черпаю силы и энергию не стоять на месте, двигаться вперед, исследовать, что то новое самой и открывать неизведанные грани истории для детей. Наверное, в этом и есть мой секрет успешности.
Когда-то, в юности, я прочитала рассказ В.Г. Короленко «Слепой музыкант». Меня удивила странная мысль: «Слишком долго оставаться педагогом – это ужасно оглупляет». Тогда у меня, юной девочки, мечтающей стать учителем, она вызвала недоумение и внутренний протест. Понимание смысла этих слов пришло позже, спустя двадцать шесть долгих лет. Эти слова скрывают в себе не просто факт, а проблему: как, оставаясь в профессии, не скатиться до «оглупления», избежать штампов, шаблонности, подражательства, не сойти на стереотип учителя. Вот она, задача с множеством неизвестных, у которой разные пути решения. Каждый учитель ищет свой путь. У меня свой… с возрастом и опытом я поняла одну мудрость: «Никогда долго не радуйся победам и успехам! Завтра будет новый победитель. Не останавливайся ни на минуту, только вперёд, только вверх» Наверное, это и есть моя жизненная философия, мой рецепт успешности.
Я захожу в класс, тишина, парты ещё пусты, но уже зарождается волшебство. Я мысленно проигрываю урок, эмоционально настраиваюсь, на доске появляется число. Вот и они, ради кого я пришла сюда, мои ученики, такие разные, шумные и спокойные, вдумчивые и легкомысленные, серьёзные и смешливые, но все очень любимые! В каждом из них загадка и бездна неизведанного.
Звонок, и началось чудо! Чудо открытия, чудо познания, вместе с ними новые проблемы и уверенность в том, что вместе мы справимся с наиболее трудными из них. Иногда я чувствую, как на уроке у меня за спиной вырастают крылья и всё получается! А как же я радуюсь, когда вижу эти крылья у своих учеников. Вот оно, педагогическое чудо свершилось! Самой большой наградой для меня бывают минуты, когда звонок с урока уже прозвенел, а уходить из класса никто и не торопится. В глазах огонь и азарт, между ними жаркие споры, обмен мнениями. Я зажгла сердца детей, разбудила интерес к познанию, подарила им радость открытия! Я сделала их счастливыми! А как же счастлива от этого я! На уроке зазвучала музыка!
Но всегда ли на уроке звучит музыка? А если музыки нет? Или слышен диссонанс? И вообще, что является источником мелодии на уроке?
Вы никогда не замечали, что рядом с одними людьми мы слышим музыку, а рядом с другими пронзительно тихо. Какова роль учителя в нахождении поющих струн у ребенка? Кем должен быть учитель: дирижером или композитором, автором мелодии или её вдохновителем?
По моему глубокому убеждению, человек «звучит» тогда, когда он свободен. Симон Соловейчик так говорит о свободном человеке: «От чего свободен внутренне свободный человек? Прежде всего, от страха перед людьми и перед жизнью, от общего мнения. Он независим от толпы. Можно сказать так: в нем свободно «человеческое». Такой человек способен на творчество, он «источает музыку». Источником мелодии могут быть как душа ребенка, так и его мысли, напряженная работа его мозга. Разве не замечали вы, каким одухотворенным становится лицо человека во время умственной работы?
Все новые и ныне существующие концепции образования на три четверти построены на таланте учителя, на его искусстве, потому что сама педагогика – это в большей степени искусство. И я постоянно ищу в себе талант, талант доброты. Именно эту сердечную искру дети ценят больше всего.
Ах, как прекрасно жить,
И как прекрасно петь
Не с голосов чужих –
От первого лица!
Хватило б только сил
И времени успеть
Таланту доброты
Раскрыться до конца!
Он в каждом есть у нас –
Талант творить добро,
Растрачивать себя,
Потери не считая.