Эссе Учитель XXI века: залог успешности или Четвёрка по физкультуре
эссе
«Учитель ХХI века: залог успешности»
или «Четвёрка» по физкультуре»
Автор:
учитель начальных классов
МКОУ «СОШ № 9»
Квасникова Елена Ивановна
г. Благодарный 2016 г.
«Класс это зеркало.
Если ты видишь в нём дурные черты,
Не поднимай понапрасну крик,
Ты видишь свой собственный лик»
В. М. Кубанёв
Эта история с «четвёркой» по физкультуре произошла в 1991 году. Именно в тот год, когда вся наша «Четвёртая-четвёртая группа» Минераловодского педагогического училища, делая первые шаги в учительство, проводила свои пробные уроки в «Базовой школе» посёлка Иноземцево. Только подумайте, даже в названии группы «стоят» две четвёрки! Они обозначали: четвёртый курс, четвёртая группа. Но тогда я вряд ли придала этому значение. Так вот, все студенты нашей группы, под руководством методистов, готовили уроки по разным дисциплинам и проводили их, представляя на суд преподавателя и одногруппников, будущих учителей начальных классов.
У меня в педагогической практике всё шло отлично. Русский язык – «пять», литературное чтение - «пять», математика – «пять». Даже трудная для студентов музыка, с игрой на фортепиано для разучивания песни - «пять». И тему урока помню как сейчас: «Между музыкой разных народов нет непереходимых границ». А вот тему своего «пробного» урока физической культуры я не помню. Зато навсегда запомнила, что это была единственная моя «четвёрка» за урок в преддипломной практике.
Прозвенел звонок с урока, дети вышли из спортивного зала, и мой методист Виктор Дмитриевич Луговской объявил как приговор «За урок – четыре». И, как мозаика в калейдоскопе, побежали в голове все этапы урока, складываясь в один узорЧто не так? Где я ошиблась? В чём была не точна? Вопросы судорожной вереницей проносились в голове, но ответа не было. Мелькала только одна фраза «вроде бы всё выполнила, как надо» А нет. Не всё.
Виктор Дмитриевич, как и положено методисту, сначала отмечал все «плюсы» урока. И их было много. Настолько много, что с каждой фразой я всё больше и больше приходила в недоумение: за что тогда «четвёрка»? Оказалось всё просто: НЕ ЗЕРКАЛЬНО ПОКАЗЫВАЛА ДЕТЯМ ОБРАЗЕЦ ВЫПОЛНЕНИЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩИХ УПРАЖНЕНИЙ. Вот тебе раз. Одно единственное, но такое важное в методике преподавания физкультуры, замечание.
Много было потом у меня «зеркальных» уроков физкультуры на «пять». Только философское понятие «класс – это зеркало» стало фундаментальной основой моей педагогической деятельности. И для меня стало важным, «показать» каждый свой урок так, чтобы зеркало не оказалось кривым, мутным или, куда хуже, разбитым. Нужно было искать свои ключи к успеху. Ключи, открывающие двери в «Новую школу» ХХI века.
Первым ключом, конечно же, стало
Начиналось оно с его Величества СЛУЧАЯ. НетНе случайно оказалась я в профессии «учитель». Это была мечта всей моей жизни. Но случай сыграл роковую роль.
Мне и моим одноклассникам, выпускникам школы № 6 города Благодарного, посчастливилось учиться у Гордеевой Нины Ивановны - мастера педагогического труда, доброй, справедливой, талантливой. Уже не только мы, но и наши дети выпорхнули из-под крыла этого замечательного педагога. Именно этот человек помог мне окончательно утвердиться в своём решении: стать учителем. И уже тогда, в детстве, я пыталась им стать. В школе я была ученицей, а приходила домой, и с огромным удовольствием становилась учителем для своих кукол. И как зеркало копировала я все фразы, жесты, которые видела у своей первой учительницы.
Прошли годы. И вот я стою в настоящем классе, у настоящей доски. Только смотрят на меня уже не пластмассовые куклы, а лучистые глаза детей, в которых я теперь должна отразиться эталоном мудрости, педагогического таланта и справедливости.
Но, вернусь к его Величеству СЛУЧАЮ. В школе я училась отлично. Как говорили, «шла на медаль». Все пророчили белокурой девочке с косичками институт: ведь это престижно. Была весна, полным ходом шла подготовка к экзаменам за 8 класс. Администрация школы составляла списки тех, «кто останется в девятый» и «тех, кто уйдёт». Я, естественно, была в первом. И надо же было мне случайно встретить на улице свою первую учительницу, которая сразу спросила: «Всё ещё хочешь стать учителем?». Я твёрдо ответила: «Да!». «Поступай в Иноземцево, в педучилище. Зачем тебе терять в школе 2 года? Поступишь, так опередишь всех своих одноклассников в образовании, а не поступишь, вернёшься в 9 класс. Тем более в этом училище дают прекрасную практику. Ни с каким ВУЗом не сравнить. А высшее образование можешь потом заочно получить».
Домой я шла, не помня себя. Как сказать строгим родителям, что их дочь - отличница уходит из школы после 8 класса? Папа меня поддержал, за что я ему безмерно благодарна. Мама пила свои «сердечные» капли. Но в педучилище я поступила, одолев большой по тем временам конкурс «восемь человек на место». Да, получила я потом заочное высшее образование. Даже два. Но если бы не та встреча с первой учительницей, был бы в моей жизни тот «зеркальный урок физкультуры», который предопределил всю мою учительскую жизнь? И был бы найден тот первый ключ успешности?
Годы шли, и я продолжала поиски своих ключей. Я уже знала, что надежды, радости и тревоги детей начинаются за школьной партой. Дети в большинстве своём не помнят, как родители впервые приводят их в детский сад. А вот первый школьный день они не просто помнят, они ждут его наступления и готовятся к нему с необъяснимым трепетом. И мне важно не обмануть надежды детей и помнить, что потом они понесут в жизнь всё то, чему научила их школа и то, в чём она промахнулась, тоже. И особенно счастлив в своей судьбе тот, кому встретился учитель, умеющий принести в класс увлечённость, любовь и, конечно же, знания, освещенные этой любовью. И я нашла второй ключ. Это
Причём способности учителя не только провести урок «красиво», а чтобы необходимый багаж знаний и компетенций остался в сознании детей навсегда, а главное был востребован в жизни в нужный момент.
В последние годы учителя и родители обеспокоены тем, что школьники не проявляют интереса к учению. Ребенок приходит в школу, преисполненный желания учиться. А потом его теряет. Какую роль в этот момент может сыграть учитель? Может ли учитель сформировать интерес у учащихся к учебному процессу?
Много технологий и методик перепробовала я, чтобы понять, что даёт хорошие результаты в обучении школьников, чтобы при этом они не потеряли интерес к учёбе. И я нашла их. Для себя назвала эти технологии «Великолепная пятёрка»: дидактическая игра; ЦОР и ИКТ; проектная деятельность; индивидуальный подход; мнемотехнология.
Дидактическая игра и индивидуальный подход – это неотъемлемые технологии в младших классах. Игра направлена на формирование положительных эмоций у обучающихся по отношению к учебной деятельности. Стимулирует воображение и фантазию детей, даёт импульс творческому процессу, через который лежит путь к нахождению интуитивных решений. Игра помогает решить ряд целевых ориентиров: расширяет кругозор; развивает общеучебные знания и умения, познавательные процессы и мотивацию деятельности; формирует мировоззренческие установки; воспитывает самостоятельность и волю; обучает общению, саморегуляции. А индивидуальная форма организации учебной деятельности, в свою очередь, помогает каждому ребёнку чувствовать свою значимость на уроке. А уж сколько существует дидактических игр и форм организации учебной деятельности, которые помогают реализовать принцип индивидуального подхода в обучении, тут только успевай проявлять свои учительские способности.
Роль ИКТ в современной школе вообще трудно переоценить. Они настолько оживили учебный процесс, что уже трудно представить, как можно, например, рассказать детям о северном сиянии, или о Законе отражения света, не используя компьютер.
Мнемотехнология – это превосходная находка для учителя начальных классов. К.Д. Ушинский писал: «Природная память ребёнка не бесконечна». А мнемотехника позволяет использовать совокупность искусственных приёмов (специальные схемы, условные знаки, рисунки и т.п.), как вспомогательные средства для запоминания множества данных. Трудно ребёнку запомнить какую-либо информацию? Рисуйте символы, придумывайте ассоциации, составляйте простые схемы, в которых найдут отражение те знания и умения детей, которые уже закрепились в их сознании прочно. И, поверьте, решится проблема, так остро стоящая перед образованием в наше время,- проблема отчуждения ребёнка от учебного процесса. Дети научатся нестандартно мыслить, изобретать, высказывать своё мнение, эмоционально воспринимать учебный материал.
Немного найдётся профессий, результаты деятельности которых приравнивались бы к чуду. Когда, словно по волшебству, отступают трагизм и безысходность жизненной перспективы для ребенка и его семьи, когда ребёнок может жить нормальной детской жизнью - играть и учиться, общаться с родителями и дружить со сверстниками, выступать на школьной сцене, мастерить и рисовать, готовиться быть взрослым, нужным своей стране человеком.
Вот Саша - мой ученик, он уже давно окончил школу. А поступил ко мне во второй(!) класс, практически не умея читать. Почти четверть пришлось работать с ребёнком индивидуально по слоговым таблицам, по специальным дополнительным пособиям, разработанными мной и ведущими известными педагогами, так как о чтении слов, тем более об осознанном, выразительном чтении, не могло быть и речи. И вдруг... Саша читает целые предложения и, главное, читает бегло, осознанно, выразительно. Конечно, учителя начальных классов понимают цену этому слову «вдруг». Но разве это не чудо?... Вот оно «зеркало» педагогических способностей.
Учитель начальных классов является ключевой фигурой в школе ХХI века, работающей по новым стандартам. Педагог начальной школы, взаимодействуя с ребенком, выступаёт в нескольких ролях: воспитателя, родителя, учителя. Поэтому моя профессионально-педагогическая деятельность отличается многоаспектностью и полифункциональностью. Мне приходится выступать то государственным служащим, призванным обеспечить соответствие результатов воспитания и обучения учащихся требованиям, которые определены стандартом образования, государственными программами, другими нормативными документами; то специалистом разных профилей; то заботливым родителем. А значит необходимо искать ещё один ключ к успеху.
Считаю, что на отношения, складывающиеся у ребёнка с педагогом, существенно влияют особенности его характера. Важнейшими личностными профессиональными качествами, на мой взгляд, являются доброта, ответственность, оптимизм, терпение, энергичность, увлеченность своей работой, верность интересам детей, уважение и любовь к своим воспитанникам. Характеру педагога, работающего с младшими школьниками, должны быть присущи не только устойчивые эмоциональные отношения к себе, другим людям, к труду, к типичным ситуациям профессиональной деятельности, но и альтруизм, эмпатия. Поэтому, твёрдо убеждена, что смогла отыскать ещё один ключ к успеху
Совершенно уверена, что любовь и уважение учеников нельзя заслужить, вооружившись современными методиками, новыми технологиями, концепциями. Я должна быть твёрдо уверена, что интересна своим ученикам как личность. Украинский мыслитель Сковорода заметил: «Душа - это то, что делает траву травой, деревья - деревьями, а человека - человеком. Без неё трава - сено, деревья - просто дрова, а человек - труп». Поэтому сейчас больше, чем когда бы то ни было, меня волнует духовно - нравственный мир ребёнка. Наполнить его душу добротой и красотой, предотвратить убогость интересов, воспитать отзывчивость сердца - тоже философия моего учительского «зеркала». А это значит, я должна не просто говорить о высоких материях, а внимательно вглядываться с детьми в мир и восхищаться тем прекрасным, что находится совсем рядом. Учить распознавать и осуждать зло, и не бояться делать это вслух. Учить исправлять свои ошибки и не совершать их впоследствии.
И, наверное, самый важный ключ к успеху это
Ибо результат работы учителя - это результат не одного дня, и даже не месяца. Л.Толстой писал: «Свойство мудрого человека состоит в трёх вещах: первое - делать самому то, что он советует делать другим, второе - никогда не поступать против справедливости, и третье - терпеливо переносить слабости людей, окружающих его». Поэтому стараюсь сама быть для детей эталоном добра, справедливости, воспитанности, терпимости. И ни в коем случае не осуждаю ребёнка и не упрекаю фразами «ты опять не...», «вечно ты не...». Ибо учитель, обвиняющий ученика в том, что тот чего-то не знает или не умеет, также жалок, как и врач, обвиняющий пациента, что тот болен. Это сегодня ребёнок не умеет, завтра - научится, а послезавтра - научит другого. И будет эта цепочка бесконечна, как бесконечны отражения в зеркалах, стоящих напротив друг друга.
Вот такой он – залог успешности учителя ХХI века. Чрезмерно стараясь, обучаешь детей грамотно писать, точно вычислять, читать на «пять». А придёшь на урок физкультуры, получишь «четвёрку», как сразу невольно придёт на ум загадка Чуковского «Мудрец в нём видел мудреца, глупец – глупца». И безмерно захочется быть мудрецом, и показать Миру всё лучшее в себе «ЗЕРКАЛЬНЫМ СПОСОБОМ».
15