Методическая разработка внеклассного мероприятия по информатике «Ток-шоу Компьютер и здоровье (8-10 классов)
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
"Средняя общеобразовательная школа № 2 с углублённым изучением физики, математики, русского языка и литературы "
Методическая разработка
внеклассного мероприятия по информатике
для учащихся 8-10 классов
«Ток-шоу Компьютер и здоровье»
Составители:
Бородина Марина Валентиновна,
высшая квалификационная категория
Иванова Ольга Сергеевна,
Соршнева Татьяна Александровна,
учителя информатики
Школы №2
первой квалификационной категории
г. Верхняя Салда
2012 г.
Цель - акцентировать внимание общества на негативное влияние компьютера и предложить способы решения возникшей проблемы.
Задачи:
выявить положительные и отрицательные аспекты, которые возникают у постоянных пользователей компьютера и способы их решений;
развить умения анализировать и подбирать материал на заданную тему;
развить коммуникативные качества при работе в группах;
прививать интерес к предмету и умения правильно использовать компьютерные технологии в жизни.
Оборудование:
компьютер, проектор, экран;
используемые программы: MS Word, MS Excel, MS PowerPoint;
презентация (Приложение 1), сопровождающая ход мероприятия;
памятки (Приложения 2,3,4);
результаты опроса (Приложение 5)
таблички с названиями категорий участников (Врачи, Родители, Дети, Создатели сайтов, Журналисты);
аксессуары, соответствующие представителям данных групп.
Ток-шоу «Компьютер и здоровье»
Все присутствующие делятся на категории: дети, родители, врачи (психологи, терапевты, представители СЭС), журналисты, создатели сайтов, остальная аудитория – зрители.
Ход мероприятия:
Ведущий (Слайд 1): Лет десять-пятнадцать назад мы и не думали о том, что будем пользоваться сотовым телефоном, компьютером, электронной связью. Без них мы сейчас не представляем своего существования. Конечно, компьютер как плод научно-технического прогресса - вещь полезная, но может ли он нести людям вред, а именно вред здоровью человека? Об этом наш сегодняшний разговор, и мы начинаем наше ток-шоу «Компьютер и здоровье»! В нашей студии присутствуют: (представить, поприветствовать)
дети,
родители,
врачи,
создатели сайтов,
журналисты.
Если в доме появился компьютер, то он становится буквально членом семьи. Каждый использует его по-своему, но, наверное, любой из нас начинал с компьютерных игр, а в дальнейшем становился активным участником социальных сетей. Для чего они, полезны ли?
Дети (Слайд 2):
Любая игра – это искусственный мир, в котором вы обладаете довольно большой свободой действий. Если этот мир показался вам воплощением насилия, то это вздор, это подтверждают чемпионаты по компьютерным играм. Обозреватели пишут, что ни о какой агрессии ни со стороны игроков, ни со стороны болельщиков и речи не было, а на турнире царила атмосфера азарта, веселье и здоровый дух соперничества.
Пребывание в виртуальном мире способствует более реалистичной оценке окружающей действительности. Люди перестают бояться мнимых опасностей и трезвее смотрят на жизнь.
У людей, периодически проводящих время за активными играми, улучшаются некоторые виды мозговой деятельности, связанные с обработкой визуальной информации. В частности игроки лучше справляются с задачами на слежение одновременно за несколькими быстродвижущимися объектами.
Создатели сайтов (Слайд 3): 70% опрошенных детей заявили, что игры помогают им в равной степени как находить новых знакомых, так и поддерживать связь со старыми друзьями. Возможность вести диалог по Интернету с удалённым собеседником в режиме реального времени. Для человека, стремящегося найти психологическую поддержку в виртуальном пространстве, открыты богатые возможности обмена опытом со своими друзьями, одноклассниками и просто посторонними людьми.
Ведущий: Но не все игры и сайты развивающие и обучающие, часто они имеют и другую направленность. Как это влияет на ребенка? Что об этом говорят родители?
Родители (Слайд 4): Я заметил, что у моего ребенка наблюдается ухудшение успеваемости в школе, появилась раздражительность, пассивность. Он не желает заниматься другими видами деятельности, у него нет «настоящих» друзей. Он отдает предпочтение on-line общению. Запрещаю - реагирует агрессивно, обижается, и все равно втайне от всех пользуется компьютером. Действительно, ли это серьезная проблема?
Врач-психолог (Слайд 5): Когда специалисты говорят о компьютерной или Интернет-зависимости, имеется ввиду, что люди предпочитают жизнь в компьютерных играх и интернете реальной жизни, проводя в виртуальной реальности до 18 часов в день. По данным различных исследований, Интернет-зависимыми сегодня являются около 10% пользователей во всем мире. Российские психиатры считают, что в нашей стране таковых 4-6%.
Впервые о компьютерной зависимости заговорили американцы в конце 80-х годов. По их мнению, симптомы зависимости таковы: навязчивое желание проверить свой почтовый ящик в интернете, постоянное ожидание следующего выхода в сеть, непреодолимая тяга поиска информации в сети.
Сюда же относят патологическое стремление играть в сетевые игры, привязанность к онлайн-аукционам или электронным покупкам в интернете. Другая форма зависимости - общение в чатах, что может в итоге привести к замене имеющихся в реальной жизни семьи и друзей виртуальными. Специалисты считают, что в случае долгой отлучки от компьютера и сети возникают подавленное настроение и депрессия.
Ведущий: Вы волнуетесь о том, что ваши дети и другие дети в Интернете имеют свободный доступ к сайтам, содержание которых не каждому взрослому уложится в голове?
Журналисты (Слайд 6): В ходе проведения он-лайн опроса выяснилось, что лишь 48% детей – пользователей сети (до 14 лет) не заходили на ресурсы и не просматривали страницы с нежелательным или запрещенным содержимым. Остальная статистическая картина выглядит следующим образом (по полученным данным): 39% опрошенных детей признались, что посещали ресурсы на «взрослую тематику», 19% интересовались в сети сценами насилия. Страницы, посвящённые каким-либо азартным играм, посещали более 15 процентов юных Интернет пользователей. Около 14% детей интересовались в сети способами изготовления или добычи наркотических веществ, а также и алкоголем. 11% пользователей из числа детской аудитории посещали различные экстремистские, сектовые или националистические ресурсы.
Ведущий: Приведенные цифры показывают, насколько серьезна опасность, связанная с пребыванием детей в Интернете, поэтому названная проблема ждет немедленного вмешательства, активных действий и благополучного решения. Как можно предотвратить опасности Интернет?
Врач-психолог (Слайд 7, Приложение 2):
Совет 1. Фиксируем время
Важно с самого начала взять под контроль общение ребенка с компьютером. Оно должно быть строго фиксированным.
Совет 2. Использование специальных программ
Установить Интернет-фильтр, т.е. программу, позволяющую блокировать доступ к сайтам с нежелательным содержанием и программы, которые будут фиксировать время нахождения вашего ребенка в сети и сайты, которые он посещает.
Совет 3. Беседа о вреде здоровью
Рассказать, какие последствия для здоровья и умственного развития может нанести многочасовое сидение в Интернете и у компьютера.
Совет 4. Находим дело по душе
Придумайте ребенку интересное хобби либо занятие, чтобы появилась реальная возможность переключить его на другой вид деятельности.
Совет 5. Семейный отдых как альтернатива компьютерной зависимости
Планируйте частые семейные виды отдыха.
Совет 6. Растим из ребенка хорошего хозяина
Ребенок должен знать, что у него дома есть обязанности, которые он должен выполнять.
Главное: терпение, абсолютное исключение назойливых нотаций. Следует избегать конфликтов, это даст обратный результат. Насильственное выключение компьютера и угрозы, что он будет отобран навсегда, ни к чему доброму не приведут. Агрессия рождает агрессию, а запретный плод, как известно, сладок. Только активный отдых и переключение на другой вид деятельности отодвинут увлечение компьютером на второй план или же сразу расположат его на верной позиции приоритетов. И постарайтесь не оставить без внимания маленькие успехи своих детей вне компьютерной жизни. Поощряйте добрым словом, советуйтесь с ними, доверяйте им.
Ведущий: Совет 3 гласит о том, что с ребенком необходимо проводить беседу о вреде здоровью. О каких заболеваниях необходимо упомянуть? Как предупредить эти негативные последствия?
Врач-терапевт (Слайд 8): Моя задача - не запугать людей, а обратить их внимание на типичные проблемы. На методы их лечения и предупреждения.
Наверно, правильнее будет разобрать все возможные негативные последствия по органам и системам человеческого организма:
Спина – нарушение осанки, искривление позвоночника, сутулость, остеохондроз, радикулит.
Глаза – различные нарушения зрения: близорукость, коньюктивит, ослабление остроты зрения, повышенная утомлённость глаз.
Органы малого таза – застой кровообращения может вызвать целый букет болячек.
Головные боли.
Психика.
Разумеется, монотонная постоянная работа перед монитором, сидячий образ жизни – это лишь дополнительные предрасполагающие факторы к развитию болезни, но в некоторых случаях такие дополнительные факторы становятся определяющими.
Правильнее будет предупредить болезнь, поскольку это легче, чем лечить!
Журналисты: Как избежать переутомления ребёнка при работе с компьютером?
Какова должна быть продолжительность работы за ПК, безопасное расстояние, профилактическая гимнастика?
Врач-представитель СЭС (Слайд 9, 10, 11, Приложение 3):
Если вы решили ребёнку купить компьютер, не экономьте на качестве.
Располагать компьютер следует на столе в углу комнаты, задней его частью к стене. Стол должен стоять в хорошо освещённом месте, так, чтобы на экране не было бликов.
Мебель должна соответствовать росту ребёнка. Сидеть за столом он должен так, чтобы ноги стояли на полу или специальной подставке.
Для детей ростом 115-130 см рекомендуется высота стола 54 см. высота сиденья стула – 32 см; для детей ростом выше 130 см - соответственно 60 и 36 см, стул должен быть обязательно с твёрдой спинкой.
Сидеть ребёнок должен на расстоянии не менее 50 – 70 см от дисплея. Поза ребёнка – прямая или слегка наклонная вперёд, с небольшим наклоном головы. Чтобы обеспечить устойчивость посадки, ребёнок должен сидеть на стуле, опираясь на 2/3 – 3/4 длины бедра. Между корпусом тела и краем стола необходимо сохранять пространство не менее 5 см. Руки должны свободно лежать на столе, ноги согнуты в тазобедренном и коленных суставах под прямым углом и располагаться под столом на специальной подставке (опора для ног обязательна).
В помещении, где используется компьютер, ежедневно делайте влажную уборку и проветривайте его.
Обязательно протирайте монитор компьютера до и после работы тряпкой или губкой.
Поставьте недалеко от компьютера кактусы: считается, что эти растения поглощают вредные излучения компьютера.
Особенно тщательно подходите к отбору компьютерных программ для детей. Они должны соответствовать возрасту ребёнка, как по содержанию, так и по качеству оформления.
Младшие школьники могут работать за компьютером не более 15 минут, а дети близоруких родителей и дети с отклонениями в состоянии здоровья – только 10 минут в день. Причём не ежедневно, а три раза в неделю, через день.
После каждого занятия проводите с ребёнком упражнения для глаз и общеукрепляющие упражнения, которые представлены в памятке (Приложение 4).
Ведущий (Слайд 12): Подведем итоги нашей дискуссии. Вам предлагается ответить на вопрос в форме голосования.
Помогут ли полученные советы избежать негативного влияния компьютера на здоровье?
Да (красная карточка)
Нет (зеленая карточка)
Затрудняюсь ответить (желтая карточка)
Подсчитываются результаты голосования и фиксируются в приготовленной таблице MS Excel (Приложение 5), итог появляется в виде диаграммы на экране.
Ведущий: Несомненно, компьютер помогает нам во всем, но не следует забывать и о его негативном влиянии, если не соблюдать требования техники безопасности и не заботиться о своем здоровье. Только тогда компьютер станет по-настоящему полезным и принесет вам истинное удовольствие.
Фото и материалы, использованные в разработке, получены с сайтов:
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ][ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Советы для родителей
Совет 1. Фиксируем время
Важно с самого начала взять под контроль общение ребенка с компьютером. Оно должно быть строго фиксированным.
Совет 2. Использование специальных программ
Установить Интернет-фильтр, т.е. программу, позволяющую блокировать доступ к сайтам с нежелательным содержанием и программы, которые будут фиксировать время нахождения вашего ребенка в сети и сайты, которые он посещает.
Совет 3. Беседа о вреде здоровью
Рассказать, какие последствия для здоровья и умственного развития может нанести многочасовое сидение в Интернете и у компьютера.
Совет 4. Находим дело по душе
Придумайте ребенку интересное хобби либо занятие, чтобы появилась реальная возможность переключить его на другой вид деятельности.
Совет 5. Семейный отдых как альтернатива компьютерной зависимости
Планируйте частые семейные виды отдыха.
Совет 6. Растим из ребенка хорошего хозяина
Ребенок должен знать, что у него дома есть обязанности, которые он должен выполнять.
Главное: терпение, абсолютное исключение назойливых нотаций. Следует избегать конфликтов, это даст обратный результат. Насильственное выключение компьютера и угрозы, что он будет отобран навсегда, ни к чему доброму не приведут. Агрессия рождает агрессию, а запретный плод, как известно, сладок. Только активный отдых и переключение на другой вид деятельности отодвинут увлечение компьютером на второй план или же сразу расположат его на верной позиции приоритетов. И постарайтесь не оставить без внимания маленькие успехи своих детей вне компьютерной жизни. Поощряйте добрым словом, советуйтесь с ними, доверяйте им.
Правила работы за компьютером
Если вы решили ребёнку купить компьютер, не экономьте на качестве.
Располагать компьютер следует на столе в углу комнаты, задней его частью к стене. Стол должен стоять в хорошо освещённом месте, так, чтобы на экране не было бликов.
Мебель должна соответствовать росту ребёнка. Сидеть за столом он должен так, чтобы ноги стояли на полу или специальной подставке.
Для детей ростом 115-130 см рекомендуется высота стола 54 см. высота сиденья стула – 32 см; для детей ростом выше 130 см - соответственно 60 и 36 см, стул должен быть обязательно с твёрдой спинкой.
Сидеть ребёнок должен на расстоянии не менее 50 – 70 см от монитора. Поза ребёнка – прямая или слегка наклонная вперёд, с небольшим наклоном головы. Чтобы обеспечить устойчивость посадки, ребёнок должен сидеть на стуле, опираясь на 2/3 – 3/4 длины бедра. Между корпусом тела и краем стола необходимо сохранять пространство не менее 5 см. Руки должны свободно лежать на столе, ноги согнуть в тазобедренном и коленных суставах под прямым углом и располагаться под столом на специальной подставке (опора для ног обязательна).
В помещении, где используется компьютер, ежедневно делайте влажную уборку и проветривайте его.
Обязательно протирайте монитор компьютера до и после работы тряпкой или губкой.
Поставьте недалеко от компьютера кактусы: считается, что эти растения поглощают вредные излучения компьютера.
Особенно тщательно подходите к отбору компьютерных программ для детей. Они должны соответствовать возрасту ребёнка, как по содержанию, так и по качеству оформления.
Младшие школьники могут работать за компьютером не более 15 минут, а дети близоруких родителей и дети с отклонениями в состоянии здоровья – только 10 минут в день. Причём не ежедневно, а три раза в неделю, через день.
После каждого занятия проводите с ребёнком упражнения для глаз и общеукрепляющие упражнения, которые представлены в памятке.
Общеукрепляющая гимнастика для глаз
Смотреть перед собой 2-3 секунды, поставить палец правой руки по средней линии лица на расстоянии 25-30 см. от глаза, перевести взгляд на конец пальца и смотреть на него 3-5 секунд. Опустить руку. Повторить 5-6 раз. Упражнение снимает утомление, облегчает зрительную работу на близком расстоянии.
Смотреть на конец пальца вытянутой руки, расположенной по средней линии лица, медленно приближать палец, не сводя с него глаз до тех пор, пока палец не начнёт двоиться. Повторить 4-6 раз. Упражнение облегчает зрительную работу на близком расстоянии.
Крепко зажмурить глаза на 3-5 секунд, затем открыть глаза на 3-5 секунд. Краткость повторений 5-7 раз.
Моргать быстро в течение 20-30 секунд. Упражнение улучшает кровообращение глаза.
Тремя пальцами каждой руки легко нажать верхнее веко, через 1-2 секунды снять пальцы с век. Повторить 3-4 раза. Упражнение улучшает циркуляции внутриглазной жидкости.
Закрыть веки, массировать их с помощью легких, круговых движений пальца. Повторить в течении 20-30 секунд. Упражнение расслабляет мышцы глаза и улучшает кровообращение.
Комплекс упражнений для профилактики зрительного утомления
Вариант 1
При счете 1-2 фиксация глаз - на близком (на расстоянии 15-20 см) объекте, при счете 3-7 взгляд переводится на дальний объект, при счете 8 взгляд снова переводится на ближний объект.
При неподвижной голове на счет 1 поворот глаз по вертикали вниз, при счете 2 - вниз, затем снова вверх. Повторить 15-20 раз.
Закрыть глаза на 10-15 секунд, открыть и проделать движения глазами вправо и влево, затем вверх и вниз (5 раз), проделать несколько круговых движений глазами справа налево и обратно (5 раз).
Свободно, без напряжения направить взгляд вдаль.
Зрительная гимнастика после занятия с использованием компьютера
Выполняется сидя или стоя, при ритмичном дыхании, с максимальной амплитудой движения глаз.
Упражнение 1
Закрыть глаза, сильно напрягая глазные мышцы, на счет 1-4, затем открыть глаза, расслабив мышцы глаз, посмотреть вдаль через окно на счет 1-6. Повторить 4-5 раз.
Упражнение 2
Не поворачивая головы, посмотреть направо и зафиксировать взгляд на счет 1-4, затем посмотреть вдаль прямо на счет 1-6.
Аналогичным образом проводятся упражнения, но с фиксацией взгляда влево, вверх и вниз.
Повторить 2 раза.
Упражнение 3
Голову держать прямо.
Поморгать, не напрягая глазных мышц, на счет 10-15.
Упражнение 4
Быстро перевести взгляд по диагонали: направо-вверх - налево-вниз, потом прямо вдаль на счет 1-6; затем налево-вверх -направо-вниз и посмотреть вдаль на счет 1-6. Повторить 2-3 раза.
Упражнение 5
Закрыть глаза, не напрягая глазных мышц, на счет 1-4, широко раскрыть глаза и посмотреть вдаль на счет 1-6. Повторить 2-3 раза.
Упражнение 6
Не поворачивая головы (голова - прямо), делать медленно круговые движения глазами вверх-вправо-вниз-влево и в обратную сторону: вверх-влево-вниз-вправо. Затем посмотреть вдаль на счет 1-6. Повторить 2-3 раза.
Упражнение 7
При неподвижной голове перевести взор с фиксацией его на счет 1-4 вверх, на счет 1-6 - прямо; после чего аналогичным образом вниз - прямо, вправо - прямо, влево - прямо. Проделать движения по диагонали в одну и другую стороны с переводом глаз прямо на счет 1-6.
Повторить 2-3 раза.
Упражнение 8
В игровой комнате на оконном стекле на уровне глаз ребенка крепятся красные круглые метки диаметром 3-5 мм. За окном намечается какой-либо отдаленный предмет для фиксации взгляда вдали. Ребенка ставят напротив метки на стекле на расстоянии 30-35 см и предлагают ему посмотреть в течение 10 секунд на красную метку, затем перевести взгляд на отдаленный предмет за окном и зафиксировать взор на нем в течение 10 секунд. После этого поочередно переводить взгляд то на метку, то на выбранный предмет.
Продолжительность этой гимнастики -1-1,5 минуты.
13PAGE 15
13PAGE 141115